Из жития святого Саввы. Наш святой отец Савва во второй раз уже прибыл в Константинополь по повелению и
Наш святой отец Савва во второй раз уже прибыл в Константинополь по повелению и просьбе тогдашнего патриарха Иерусалимского Петра. Ему предстояло ходатайствовать перед императором и попытаться смягчить его гнев на палестинских христиан и спасти от нависшей над ними угрозы, ибо их обвинили в мятеже в Самарии и измене.
Когда Савва прибыл в столицу, то удостоился ласкового приема у императора Юстиниана. Как только святой вошел в зал, тот встал с трона и с превеликим благоговением поцеловал его и усадил рядом с собой.. Святой рассказал, как на самом деле происходили события, и император сразу пошел ему навстречу. Гнев не просто угас в его душе, но сменился милостью: он счел бы величайшим для себя ущербом, если бы не отблагодарил святого по-царски и не оказал бы ему всяческие почести. Император стал настаивать на том, что необходимо назначить денежное содержание подчиненным Савве монахам.
На это святой сказал:
- О наших средствах, как и обо всех наших нуждах, заботится единый Господь. Как некогда Он напитал в пустыне народ, такой строптивый и неблагодарный: извлекал воду из скалы подавал не только самое необходимое, но подчас даже особо щедрые дары (см. Исх 16, 5-7).
- Если ты, властитель, - продолжал Савва, - решил облагодетельствовать нас, то существуют и премногие другие достойные способы, как оказать нам честь. Послушай, как можно сделать твой дар общим для всех нас - даровать жителям Палестины на год освобождение от всех налогов, потому что и так они попали в тяжкую денежную зависимость от самаритян. А для прибывающих в Святой Град поклониться Животворному Гробу - построить гостиницу, где они могли бы останавливаться и отдыхать. Останови и ереси, которые до сих пор смущают Церкви Божии, и воздвигни вокруг своих монастырей крепкие стены, чтобы они могли служить убежищем во время вражеских нашествий.
Такие предложения внес божественный муж. Император обещал святому сделать все, что тот просил, и тотчас же разослал повсюду письменные распоряжения, чтобы все было исполнено обязательно и не теряя времени. Иначе слишком позднее прибытие дарованных им благодеяний помрачит блеск императорских почестей.
Император сразу вызвал на совещание квестора-трибунария. Святой тоже присутствовал на этом совещании, проходившем в Великом Зале. Но как только настал третий час, Савва извинился и ушел из дворца, чтобы в одиночестве совершить уставные молитвы Богу. В число молитв третьего часа были включены прежде всего священные псалмы Давида.
Ученик святого Иеремия подошел к нему и спросил:
- Что случилось, отче? Император так старался ради тебя, так от всего сердца пожелал исполнить все твои просьбы, а ты встал и ушел».
Святой Савва дал достойный ответ:
- Так и надо было, чадо. Он выполняет свои обязанности, а мы свои.
Ни временная нужда, ни какое-либо другое обстоятельство не могли склонить святого к низкой лести, ни к какому-либо раболепству. В отношениях со всеми людьми он вел себя с достойной сдержанностью, и его речь была преисполнена великой почтительности.
Из Отечника
Амму Феодору спросили, может ли человек, живущей в суете и слушающий мирские речи, внимать умом Богу. Амма ответила: «Ты сидишь за трапезой, на которой много яств. Если ты что-то берешь себе, но не с целью наслаждения, осужден не будешь. Так и мирские речи. Если они влетают к тебе в уши, внимай сердцем Богу и не забывай Его. Только не имей никакого расположения к мирским речам, и тогда не потерпишь ущерба».
2. Сказал старец: «Куда пчела летит, там и мед творит. Так и монах, где бы он ни оказался, везде творит Божий труд».
3. Сказал авва Пимен: «Авва Сисой говорил, что бывает стыд, грешащий отсутствием страха Божия. Когда человек, прославляемый или порицаемый людьми, не делает добра, он прямо навлекает на себя обвинение в отсутствии страха Божия».
4. Сказал старец: «Куда бы ты ни отправился, внимай себе во всем, ибо ели - жилище аисту (Пс 103,17).Монах сравнивается с аистом, потому что живет без крова над головой, возлюбив пустыню. Куда бы он ни пошел, всюду находит себе пристанище, для которого ему подходит любое место. Постарайся, где бы ты ни находился, совершать молитвенное правило и не пренебрегать уставными молитвами. Следи за своими мыслями, насколько это возможно. И всякую скорбь имей пред очами своими. А совершить вышеназванное невозможно без внимания и большого труда».
Глава 25: О том, что нужно стараться угодить Богу и не ценить ни людскую славу, ни бесславие
Из Отечника
Брат пришел к авве Макарию Египетскому и спросил:
- Авва, скажи мне слово, как спастись?
- Пойди на могилы и обругай мертвых, - сказал старец.
Брат пошел, обругал мертвых, бросил на могилы камни, вернулся и сказал об этом старцу. Старец спросил:
- Они ответили тебе что-нибудь?
- Нет.
- Теперь пойди утром и прославь их, - сказал старец.
Брат пошел и прославил их такими словами:
- Вы апостолы, святые и праведные!
Он вернулся к старцу и сказал:
- Я прославил их.
- И что они ответили тебе? - спросил старец.
- Ничего.
- Вот видишь, - сказал старец, - сколько ты ни унижал их, они ничего тебе не ответили; и сколько ты ни прославлял их, они тоже тебе ничего не сказали. Так и ты поступай, если хочешь спастись. Будь мертвым. Не обращай внимания ни на бесчестье от людей, ни на честь, как мертвец, и тогда ты сможешь спастись.
2. Сказала амма Сарра: «Если я помолюсь Богу чтобы все люди были извещены обо мне, то должна буду с покаянием подойти к двери каждого человека. Поэтому лучше помолюсь, чтобы мое сердце было чистым при любых разговорах с людьми».
3. Сказал старец: «Не желай не испытывать людского презрения».
4. Он же сказал: «Горе человеку, если его имя стало выше его дел».
5. Авва Антоний говорил, что наступит время, когда люди обезумеют. А если они увидят, что кто-то не безумствует, то восстанут на него и скажут: «Ты безумный», - потому что он не такой, как они. На таких людей подвижник не должен обращать никакого внимания.
Из святого Ефрема
Братья, если случится, что нас будут бранить за благое дело, не станем смущаться несправедливыми людскими поношениями и гореть от стыда перед людьми. Ведь в Писании сказано: <i>Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь. Ибо, как одежду, съест их моль и, как волну, съест их червь; а правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое - в роды родов</i> (Ис 51,7-8). И еще сказано: <i>Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде</i> (Ис 50, 5-7).
Поэтому и мы, возлюбленные, когда нас ругают, издеваются или еще как-нибудь недоброжелательно относятся к нам за наши благие дела, не устрашимся и не свернем с прямого пути. Как сказал пророк: <i>Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое</i> (Пс 26, 3). И еще: <i>Гордые крайне ругались надо мною, но я не уклонился от закона Твоего</i> (Пс 118, 51) и <i>ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лице мое</i> (Пс 68, 8). И сам Спаситель нам говорит: <i>Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать</i> (Мф 5,11).
2. Не устыдимся, возлюбленные, что люди, отвергающие Господни заповеди, называют нас «лицемерами». Ведь ясно, что они напоминают нам о лицемерии не для того, чтобы нас исправить, но чтобы сбить нас с толку, дабы мы устыдились и стали бесстыдными, самонадеянными и чуждыми благоговения и всякой добродетели. Они всех благоговейных людей называют лицемерами.
А мы да не устыдимся поношений, когда заслышим их непристойные выражения. Таких невежливых людей, по слову Писания, ждет погибель. В другом месте говорится: <i>Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу</i> (1 Ин 3,21). И еще: <i>Но если и страдаете за правду, то вы блаженны</i> (1 Пет 3,14), ибо слава и Дух Божий на вас почили - <i>только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или как вор..; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь</i> (1 Пет 4,15-16). И еще: <i>Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?</i> (1 Пет 4,18).
3. Будем избегать дерзости и смеха, ибо они разрушают душу монаха. Поэтому Писание говорит: <i>блажен человек, который всегда пребывает в благоговении</i> (Ср.: Притч 28, 14). Будем отвращаться от насмешливых и несдержанных людей. Ибо какое общение, - сказано в Писании,- <i>праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие междy Христом и Велиаром?</i> (2 Кор 6,14-15).
Из аввы Марка
Беззаконники насмехаются над тем, кто искренне кается, но их насмешки - признак того, что он угодил Богу.
Из Отечника
Авва Иоанн Колов сказал ученику: «Чадо! Почтим Единого и все почтят нас. А если мы презрим Единого, Который есть Бог, то будут презирать нас все, и мы отправимся в погибель»
2. Авва Матой сказал об авве Тифое, что ни один человек не смог вступить в спор с ним ни по какому вопросу. Авва Тифой был как точные весы, на которых взвешивают золото.
Глава 26: О том, что добродетели следуют творить втайне, не превозноситься, не хвалиться; а также о тщеславии и человекоугодничестве и еще о том, откуда тщеславие берется, что оно творит и как избавиться от него