Из жития святой Синклитикии. Блаженная Синклитикия говорила, что у дьявола много уловок
Блаженная Синклитикия говорила, что у дьявола много уловок. Не удалось совратить душу с истинного пути голодом? Пытается поймать ее на крючок богатства. Не одолел унижениями и поношениями? Соблазняет похвалами и славой. Со здоровьем потерпел крах? Навлекает телесные болезни. Если не может заморочить душу наслаждениями, то пытается сломить невыносимыми трудностями.
2. По Божиему попущению, он насылает весьма тяжкие болезни, чтобы мы испугались и забыли о любви к Богу. Но даже если твое тело терзается, страшно горит от воспалений, мучается от неутолимой жажды, все терпи, как грешник, вспоминай о нескончаемых муках, вечном огне и неукротимых карах. Что бы с тобой ни было, не бойся ничего.
3. Радуйся, что тебя посетил Господь. Пусть из твоих уст не перестают исходить благословенные слова, произнесенные пророком: <i>Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня</i> (Пс 117,18). Может, ты горишь, как железо в огне? Но так ты избавляешься от ржавчины. Ты заболел, будучи уже праведным? Тогда ты от великого поднимаешься к еще более великому. Может, ты стал, как золото? Огонь проверит тебя.
4. Если дано тебе <i>жало в плоть, ангел сатаны</i> (2 Кор 12,7), то ликуй. Посмотри, кому ты уподоблен: великому светочу вселенной Павлу. Огневица тебя испытывает? Лихорадит тебя? Ты проходишь через огонь и воду, как железо, и становишься готов к любому подвигу и обретаешь спокойствие. Достигнув чаемого, жди обетованного.
5. Не печалься, что из-за телесной немощи ты не можешь стоять на молитве и громко читать псалмы. Все это и последующее нам назначено для упразднения плотских вожделений: пост сон на голой земле - все это предпринимается из-за наших скверных похотений и наслаждений. Если болезнь их убила то излишни труд поста и другие подвиги.
6. Но что говорить «излишни». Прежде всего, нужно сказать, что болезнь - самое великое и возвышенное лекарство, ибо оно полностью уничтожает плотские помыслы. В том и состоит великий подвиг, чтобы терпеть все болезни и благодарить Бога.
7. Из-за болезни мы лишились зрения? Не будем тяжело роптать. У нас исчез орган нашей ненасытности, но внутренними очами мы ясно увидим славу Божию.
8. Мы лишились слуха? Будем благодарить Бога. Мы уже не воспримем суетные слухи, а умными очами всегда будем слышать Божье слово.
9. У нас болят руки и ноги? Мы себе же на пользу лишились членов, соделывающих грех. Но у нас есть руки и ноги души, которыми мы можем побеждать врага и твердыми шагами идти по дороге, восходящей прямо на небо.
10. Все наше тело изнемогло от болезни? Но внутреннему человеку стало теперь свойственно совершенное здоровье.
11. Поэтому не будем расстраиваться из-за болезни, но благодарить Бога, все устрояющего наилучшим образом и часто дарующего через временную немощь тленного тела вечное здоровье и спасение бессмертной душе.
Из жития святого Луки
Монах по имени Григорий был знаком со святым Лукой. И вот как-то ему довелось вместе со святым вести божественную службу во время поста. Он не преминул воспользоваться этим случаем и попросил Луку помолиться о нем и умолить Бога избавить его от неприятного недуга, который мучил его постоянно. У него сильно болел желудок, и от этого бедный Григорий телесно ослабел.
Однако Лука по своему смирению отказал ему в просьбе объяснив, что она выше его силы. Григорий же, которому желание выздороветь придавало смелости и которому хорошо была известна ревность своего знакомого к Богу, решил не отступать. Он стал еще горячее просить Божиего человека, и тому уже больше ничего не оставалось делать, и Лука сказал:
- Смиренный Григорий, ты уже здоров, и твой желудок уже больше не будет болеть от приема пищи.
Так и произошло на самом деле, и с тех пор монах наслаждался полным здоровьем.
Из аввы Исаии
Авва Исайя сказал: «Когда немощь застанет тебя безмолствующим в келье, не унывай, но благодари Бога. А если смущается твоя душа, скажи ей: «Разве для тебя эта немощь не лучше геенны, в которую ты отправишься? И душа сразу успокоится».
2. Как-то немощного авву Исайю навестил его ученик авва Петр. Увидев, как тот тяжело страдает, Петр огорчился. Но старец, улыбнувшись, сказал, что только проходя через эти немощи, он может памятовать о горестном часе смерти и суда. Ведь от здоровья нет никакой пользы телу. Плоть требует себе удалой мощи, чтобы враждовать с Богом. Если дерево поливать каждый день, то оно лишится той сухости, которая позволяет принести плод.
3. Он же сказал тому же авве Петру: «Труд, в котором есть надежда на успокоение, не тяжел. Поэтому меня ничуть не тяготят страдания от моей болезни. Я боюсь только того чернейшего часа, когда буду отвергнут от лица Божия, и никто меня Не услышит, и не смогу даже чаять успокоения».
Из Варсонофия
Брат этого великого старца, оставшийся в миру, тоже в преклонном возрасте, пришел в киновию, где святой совершал подвиг безмолвия, и послал за ним с просьбой о встрече.
Старец велел передать ему: «Мой брат - Иисус. Но если ты, презрев мир, станешь монахом, то будешь моим братом».
Услышав эти слова, старик заплакал и ушел. Но вскоре снова вернулся в монастырь и принял монашество. Через некоторое время он почувствовал слабость, поскольку заболел водянкой, и послал за старцем, чтобы тот избавил его от болезни.
Старец ответил: «Тебя постигла эта немощь, чтобы ты не отошел к Богу с пустыми руками и без духовных плодов. Если будешь терпеть и благодарить Его, то тебе зачтется, вместо многих годов монашеской жизни. Отчасти же для того была тебе дана эта скорбь, чтобы ты перестал ценить меня и себя, ведь я ничто. Ты называл меня великим человеком, а себя братом великого человека, не сознавая, что мы чада преступления Адама - земля и прах.
Поблагодари Бога, приведшего тебя к такому состоянию. Если бы мы обладали смирением Иисусовым, то сказали бы: <i>Кто Матерь Моя? и кто братья Мои?</i> (Мф 12,48).
Из Отечника
Один старец все время страдал от слабостей и болезней. Но вот так случилось, что один год он ни разу не заболел, и бедняга весьма встревожился и стал плакать: «Бог оставил меня, - сетовал он, - и не посещает».
2. Авва Пимен сказал: «Если трое в одном месте, и один совершает добрый подвиг безмолвия, другой болеет и благодарит Бога, а третий ухаживает за ними с чистым помыслом - все три совершают одно делание».
3. Старец, живший один в отдаленной келье, заболел, и у него никого не оказалось рядом. Тогда он встал и сам нашел себе что поесть. Так он делал много дней, и никто не пришел к нему. И через тридцать дней никто не навестил его. Тогда Бог послал ангела, чтобы прислуживать ему, и Божий посланник провел с ним семь дней.
Тут братья вспомнили о нем и пришли к нему. Как только они постучались к нему, ангел сразу отступил. Старец крикнул им:
- Уходите, братья!
Те, навалившись на дверь, открыли ее, вошли внутрь и спросили:
- Почему ты кричишь?
- Я тридцать дней изнемогал, - ответил он, - и никто не пришел ко мне. Вот уже семь дней, как Бог послал ангела, и он служит мне. Как только вы пришли, ангел отступил от меня.
И с этими словами старец скончался. А братья изумились и прославили Бога.
. Старец сказал: «Если случается с тобой телесная немощь, не унывай. Если Владыка хочет, чтобы твое тело терпело невзгоды, смеешь ли ты жаловаться? Разве Бог не опекает тебя во всем? Разве ты далек от Бога? Переноси всякую немощь и проси Бога даровать тебе необходимое, зная, что такова Его воля. Сиди терпеливо и принимай помощь от людей.
4. Один монах, сражавшийся с сатаной, лишился зрения. Но не о прозрении он молился, а сохранении терпения. За его стойкость Бог даровал ему зрение, и монах вновь стал видеть.
Из святого Ефрема
Любезный брат! Если ты впал в немощь, вспомни слова: Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему (Притч 3, 11-12). Если заключенный в темнице задумает восстать против царя, Добьется ли хоть чего-нибудь полезного? А если он падет ниц и будет умолять о милости, скорее всего получит прощение.