Интервал -- АБСОЛЮТНОЕ 4 страница
"Как уже было сказано, только идея космосов даёт прочное основание для установления законов относительности. Подлинная наука и подлинная философия должны основываться на понимании законов относительности. Следовательно, можно сказать, что наука и философия в истинном смысле этих слов начинаются с идеи космосов ".
После этих слов и продолжительного молчания Гурджиев обратился ко мне и прибавил:
— Попытайтесь обсудить то, что я только что сказал, с точки зрения высших измерений.
— Всё сказанное вами, – начал я, – несомненно, относится к проблемам измерений. Но прежде чем перейти к ним, я хотел бы выяснить один вопрос, который для меня не совсем ясен: то, что вы сказали о микрокосмосе. Мы привыкли связывать идею микрокосмоса с человеком. Это значит, что человек представляет в себе целый мир, аналогичный большому миру, макрокосмосу. Но вы даёте человеку название тритокосмоса, т.е. "третьего космоса". Почему именно третьего?
Первый – протокосмос, второй – Солнце, дейтерокосмос. Почему же человек – это третий космос?
— Сейчас это трудно объяснить, – отвечал Гурджиев. Позднее вы всё поймёте.
— Вы действительно хотите сказать, что понятие микрокосмоса неприменимо к человеку? -спросил кто-то из присутствующих. – Это создаёт странное различие в терминологии.
— Да, да, – сказал Гурджиев. – Человек – это тритокосмос. Микрокосмос – это атом или, скорее, – тут он остановился, как бы подыскивая слово, – микроб. Но не останавливайтесь на этом вопросе. Всё будет объяснено позднее.
(Я упоминаю об этом потому, что впоследствии Гурджиев несколько изменил свою терминологию).
Затем он снова повернулся ко мне:
— Посмотрим, что вы можете сказать с вашей точки зрения, принимая всё таким, как я сказал.
— Прежде всего, мы должны рассмотреть, что означает отношение нуля к бесконечности, – сказал я. – Если мы поймём это, мы поймём и отношение одного космоса к другому. В мире, доступном нашему изучению, мы имеем совершенно ясный пример отношения нуля к бесконечности. В геометрии это отношение единицы некоторого числа измерений к единице большего числа измерений. Таково отношение точки к линии, линии – к плоскости, плоскости к объёму, трёхмерного тела – к четырёхмерному и т.д.
"Если мы примем эту точку зрения, мы должны будем допустить, что отношение одного космоса к другому – это отношение двух тел разных измерений. Если один космос является трёхмерным, тогда следующий космос, т.е. космос более высокого порядка, должен быть четырёхмерным, следующий за ним – пятимерным и так далее. Если мы примем "атом" или, как вы говорите, "микроб", т.е. микрокосмос, за точку, тогда по отношению к этой точке человек будет линией, или фигурой одного измерения. Следующий космос, Земля, по отношению к человеку будет плоскостью, т.е. будет иметь два измерения, как оно и есть на самом деле в случае прямого восприятия. Солнце, Солнечная система, будет для Земли трёхмерным миром; а мир звёзд будет для Солнца четырёхмерным. "Все миры" пятимерны; а Абсолютное, или протокосмос, шестимерно.
"Что более всего интересует меня в этой системе космосов, так это то, что я вижу в них полный "цикл измерений" моей "Новой модели вселенной". Это не просто совпадение деталей, а абсолютное сходство. Не знаю, как это получилось: я никогда не слыхал о семи космосах, относящихся друг к другу, как нуль к бесконечности. Тем не менее, мой "цикл измерений" абсолютно точно совпадает с ними.
"Цикл измерений" включает в себя семь измерений: нулевое, первое, второе, третье и т.д. – до шестого. Нулевое измерение, или точка, представляет собой предел . Это значит, что мы видим нечто как точку, но не знаем, что скрыто за этой точкой. Это может быть на деле и просто точка, т.е. тело, не имеющее измерений; но это может быть и целый мир, однако мир, столь удалённый от нас или столь малый, что он кажется нам точкой. Движение этой точки в пространстве покажется нам линией. Точно так же сама точка воспримет пространство, по которому она движется, как линию. Движение линии в направлении, перпендикулярном ей самой, будет плоскостью; и сама линия воспримет пространство, по которому она движется, как плоскость.
"До сих пор я рассматривал линию с точки зрения точки и плоскость с точки зрения линии; но точку, линию и плоскость можно рассматривать также с точки зрения трёхмерного тела. В этом случае плоскость будет разрезом тела, или его стороной; линия – границей, пределом, ограничивающим плоскость, или её разрезом. Точка – границей, или разрезом, линии.
"Трёхмерное тело отличается от точки, линии и плоскости тем, что оно имеет для нашего восприятия реальное физическое существование.
"Плоскость – это, фактически, проекция тела; линия проекция плоскости, а точка – проекция линии.
"Тело" имеет независимое физическое существование, т.е. обладает множеством разнообразных физических свойств.
"Но когда мы говорим, что какая-то вещь "существует", мы подразумеваем под этим существование во времени. Однако в трёхмерном пространстве времени нет. Время выходит за пределы трёхмерного пространства. Время, как мы его чувствуем, есть четвёртое измерение. Существование для нас является существованием во времени. Существование во времени представляет собой движение или протяжённость в четвёртом измерении. Если мы примем существование за протяжённость в четвёртом измерении, если подумаем о жизни как о четырёхмерном теле, тогда трёхмерное тело будет его разрезом, проекцией или пределом.
"Однако существование во времени не охватывает все аспекты существования. Кроме существования во времени, всё существующее существует также в вечности.
"Вечность – это бесконечное существование каждого момента времени. Если мы мыслим время как линию, тогда эта линия будет в каждой точке пересекаться линией вечности. Каждая точка линии времени будет линией вечности. Линия времени будет в вечности плоскостью. Вечность имеет на одно измерение больше, чем время. Поэтому, если время представляет собой четвёртое измерение, вечность есть пятое измерение. Пространство времени четырёхмерно, а пространство вечности пятимерно.
"Далее, чтобы понять идею пятого и шестого измерений, нужно установить некоторый взгляд на время.
"Любой момент времени содержит определённое количество возможностей; в некоторых моментах это количество незначительно, в других – велико; однако оно никогда не бывает бесконечным. Необходимо понять, что, подобно тому как существуют возможности, существуют и невозможные случаи. Я могу взять со стола бумагу и бросить её на пол, могу бросить карандаш или пепельницу: но взять со стола и бросить на пол апельсин, которого там нет, я не могу. Это с ясностью определяет различия между возможным и невозможным. Существует несколько сочетаний возможностей по отношению к вещам, которые можно бросить на пол со стола: я могу бросить карандаш, или лист бумаги, или пепельницу, или бумагу с пепельницей, или все три вещи вместе, или не бросать ничего. Существуют только эти возможности. Если мы возьмём как момент времени то мгновенье, -когда существуют эти возможности, тогда следующий момент будет моментом осуществления одной из возможностей. Карандаш брошен на пол – это осуществление одной возможности. Затем наступает новый момент. Этот момент также имеет в некотором смысле определённое число возможностей. И следующий за ним момент опять будет моментом осуществления одной из возможностей. Последовательность моментов осуществления одной возможности составляет линию времени. Но каждый момент времени имеет бесконечное существование в вечности. Возможности, которые были осуществлены, продолжают бесконечно осуществляться в вечности, тогда как неосуществленные возможности продолжают оставаться неосуществленными и неосуществимыми.
"Но все возможности, которые были созданы в мире или возникли в нём. должны быть осуществлены. Осуществление всех возможностей, созданных или возникших, составляет бытие мира. В то же время для осуществления этих возможностей в границах вечности нет места. В вечности продолжает осуществляться то, что осуществилось, а всё неосуществленное продолжает оставаться неосуществимым. Однако вечность это всего лишь плоскость, пересеченная линией времени. В каждой точке этой линии остаётся некоторое число неосуществленных возможностей. Если мы вообразим линии их осуществления, они будут двигаться по радиусам, исходящим из одной точки под разными углами к линии времени и линии вечности. Эти линии будут идти за пределами вечности как пятимерного пространства, в "высшей вечности", или в шестимерном пространстве, в шестом измерении.
"Шестое измерение – это линия осуществления всех возможностей.
"Пятое измерение – линия вечного возвращения, или повторение осуществленных возможностей.
"Четвёртое измерение – последовательность осуществления одной возможности.
"Семь измерений – от нулевого до шестого – составляют полный цикл измерений. За этим циклом или ничего нет. или, может быть, повторяется тот же цикл, но в ином масштабе.
"Как я уже сказал, в системе космосов, изложение которой мы только что слышали, меня более всего поразило то, что она полностью соответствует "циклу измерений", который лег в основание моей "Новой модели вселенной"; только эта система космосов идёт ещё дальше и объясняет многое, что не было ясно в моей "модели вселенной".
"Так, если мы рассмотрим микрокосмос, т.е. "атом" или "микроб", по определению г-на Гурджиева, тогда тритокосмос будет для него четырёхмерным пространством, мезокосмос пятимерным, а дейтерокосмос – шестимерным.
"Это значит, что все возможности "атома" или "микроба" реализуются в пределах нашей Солнечной системы.
"Если же мы рассмотрим человека как тритокосмос, тогда для него мезокосмос окажется четырёхмерным пространством, Дейтерокосмос – пятимерным, а макрокосмос – шестимерным; это значит, что все возможности тритокосмоса реализуются в макрокосмосе.
"Сходным образом, все возможности мезокосмоса реализуются в айокосмосе, а все возможности дейтерокосмоса, или Солнца – в протокосмосе, или Абсолютном.
"Поскольку каждый космос имеет реальное физическое существование, постольку каждый космос для себя или в себе является трёхмерным. По отношению к низшему космосу он четырёхмерен, а по отношению к высшему является точкой. Иначе говоря, сам он трёхмерен; а четвёртое измерение пребывает для него как в высшем космосе, так и в низшем. Последний пункт, возможно, покажется парадоксальным, но, тем не менее, дело обстоит именно так. Для трёхмерного тела, каким является космос, четвёртое измерение лежит как в области очень больших величин, так и в области очень малых величин, как в области фактической бесконечности, так и в области того, что фактически представляет собой нуль.
"Далее, мы должны понять, что трехмерность даже одного и того же тела может быть различной. Только шестимерное тело вполне реально. Пятимерное тело – лишь неполный вид шестимерного. Четырёхмерное – неполный вид пятимерного, трёхмерное – неполный вид четырёхмерного тела. И. конечно, плоскость представляет собой неполный вид трёхмерного тела, т.е. вид одной из его сторон. Точно так же линия есть неполный вид плоскости, а точка – неполный вид линии.
"Кроме того, хотя мы и но знаем, как это происходит, шестимерное тело может видеть себя трёхмерным. Кто-то, глядя на него со стороны, тоже может увидеть его трёхмерным, но трёхмерным в совершенно ином виде. Например, мы представляем себе Землю трёхмерной; но эта трехмерность воображаемая. Как трёхмерное тело, Земля для самой себя является совсем иной, нежели то, чем она является для нас. Наше зрительное представление о ней неполно: мы видим её как разрез разреза разреза, её полного бытия. "Земной шар" это воображаемое тело, это разрез разреза разреза шестимерной Земли. Но эта шестимерная Земля может быть для себя трёхмерной; только мы не знаем формы, в которой Земля видит себя, и не можем иметь о ней понятия.
"Возможности Земли осуществляются в айокосмосе, и это значит, что в айокосмосе Земля представляет собой шестимерное тело. И мы в действительности можем видеть, каким образом должна измениться форма Земли. В дейтерокосмосе. т.е. по отношению к Солнцу, Земля является уже не точкой (принимая точку за масштабное сокращение трёхмерного тела), а линией, проводя которую мы обозначаем путь Земли вокруг Солнца. Если мы возьмём Солнце в макрокосмосе, т.е. зрительный образ линии, по которой движется Солнце, тогда линия движения Земли станет спиралью, огибающей линию движения Солнца. Если мы вообразим боковое движение спирали, тогда это движение построит фигуру, которую мы не в состоянии представить, т. к. не знаем природы её движения. Тем не менее, это и будет шестимерная фигура Земли, которую сама Земля может видеть как трёхмерную фигуру. Необходимо установить это и понять, потому что иначе идея трехмерности космосов станет связанной с нашей идеей трёхмерных тел. Трехмерность даже одного и того же тела может быть различной .
"И этот последний пункт, как мне кажется, связан с тем, что г-н Гурджиев называет "принципом относительности". Его принцип относительности не имеет ничего общего с принципом относительности в механике или с принципом относительности Эйнштейна. Это опять-таки тот же принцип, что и в "Новой модели вселенной" – принцип относительности существования".
На этом я закончил свой обзор системы космосов с точки зрения теории многих измерений.
— В том. что вы только что сказали, содержится большой материал. – заметил Гурджиев. – Но этот материал нуждается в разработке. Если вы сможете найти способ разработки этого материала, вы поймёте много такого, что до настоящего времени не приходило вам в голову. Например, обратите внимание на то, что время в разных космосах различно. И его можно точно вычислить, т.е. установить, как время в одном космосе относится ко времени в другом космосе. К этому я добавлю ещё одну вещь:
"Время – это дыхание; постарайтесь это понять".
Более он не сказал ничего.
Позднее один из московских учеников Гурджиева добавил, что, говоря с ними однажды о космосах и о различном времени в разных космосах, Гурджиев сказал, что сон и бодрствование живых существ и растений, т.е. двадцать четыре часа, или день и ночь, составляют "дыхание органической жизни".
* * *
Лекция Гурджиева о космосах и следующая за ней беседа сильно возбудили моё любопытство. Это было прямым переходом от "трёхмерной вселенной", с которой мы начали, к проблемам, разработанным в моей "Новой модели вселенной", т.е. к проблемам времени, пространства и высших измерений, над которыми я работал в течение нескольких лет.
Более года Гурджиев не прибавлял ничего к тому, что он сказал о космосах.
Некоторые из нас пытались подойти к этим проблемам с разных сторон; и хотя все мы улавливали мощный потенциальный заряд в идее космосов, мы долго не получали никаких результатов. Особенно смущал нас "микрокосмос".
— Если считать микрокосмосом человека, а тритокосмосом – человечество или, скорее, органическую жизнь, установить соотношения между человеком и другими космосами было бы гораздо легче. – сказал в этой связи один из нас, некто З. Вместе со мной он пытался понять и развить идею космосов.
Но однажды или дважды, когда мы начинали говорить об этом с Гурджиевым, он продолжал настаивать на своих определениях.
Помню, как однажды, когда Гурджиев покидал Петербург, – возможно, это был его окончательный отъезд в 1917 году – кто-то из нас задал ему на вокзале вопрос, относящийся к космосам.
— Постарайтесь понять, что такое микрокосмос, – ответил Гурджиев. – Если вам удастся это понять, тогда всё остальное, о чём вы теперь спрашиваете, станет для вас ясным.
Помню также, что, когда позже мы говорили об этом, вопрос решался совсем легко, если мы принимали "микрокосмос" за человека. Конечно, всё было условным; тем не менее, этот подход находился в согласии со всей системой, изучающей мир и человека. Каждое индивидуальное живое существо – собаку, кошку, дерево, – можно принять за микрокосмос; сочетание всех живых существ составляет тритокосмос, или органическую жизнь на Земле. Эти определения казались мне единственно логически возможными, и я не мог понять, почему Гурджиев возражает против них.
Во всяком случае, вернувшись несколько позже к идее космосов, я решил принять человека за микрокосмос, а тритокосмосом считать органическую жизнь на Земле.
В этом случае многое стало казаться более взаимосвязанным. И вот однажды, просматривая рукопись "Проблесков истины", которую дал мне Гурджиев, т.е. рукописное начало повести, читанной в московской группе, когда я впервые туда попал, я нашёл в ней выражения "макрокосмос" и "микрокосмос"; слово "микрокосмос" означало там человека.
"Теперь, обладая некоторой идеей законов, управляющих жизнью макрокосмоса, вы вернулись к Земле. Припомните слова: "Как наверху, так и внизу". Я думаю, что и без дальнейшего объяснения вы не станете оспаривать утверждения, что жизнь индивидуального человека, микрокосмос, управляется теми же законами". ("Проблески истины").
Это ещё более укрепило нас в решении относить термин "микрокосмос" к человеку. Позднее нам стало ясно, почему Гурджиев применял понятие "микрокосмос" к величинам, малым сравнительно с человеком, к чему он и направлял наше внимание.
Я помню разговор на эту тему.
"Если мы хотим графически изобразить взаимоотношения космосов, – сказал я, – мы должны принять микрокосмос, т.е. человека, за точку. Иными словами, рассматривать его как бы на огромном расстоянии от себя. Тогда его жизнь в тритокосмосе, среди других людей и в центре природы, будет линией, которую он вычерчивает на поверхности земного шара, передвигаясь с места на место. В мезокосмосе, т.е. взятая в связи с двадцатичетырёхчасовым движением вокруг своей оси, эта линия станет плоскостью, тогда как взятая в отношении к Солнцу, т.е. с учётом движения Земли вокруг Солнца, она станет трёхмерным телом, иными словами, чем-то реально существующим, чем-то реализованным. Но так как исходным пунктом – человеком, или микрокосмосом, – было также трёхмерное тело, в итоге у нас появляются две трехмерности.
"В этом случае все возможности человека осуществляются в Солнце. Это соответствует тому, что было сказано раньше, а именно, что человек номер семь становится бессмертным в пределах Солнечной системы .
"За пределами Солнца, т.е. за пределами Солнечной системы, он не имеет и не может иметь существования; иначе говоря, с точки зрения следующего космоса, он не существует. Макрокосмос – это такой космос, в котором реализуются возможности тритокосмоса, и человек может существовать в макрокосмосе только в виде атома тритокосмоса. Возможности Земли осуществляются в мегалокосмосе, а возможности Солнца – в протокосмосе.
"Если микрокосмос, или человек, является трёхмерным телом, тогда тритокосмос, органическая жизнь на Земле, есть четырёхмерное тело. Земля обладает пятью измерениями, а Солнце – шестью.
"Обычная научная точка зрения считает человека трёхмерным телом; органическую жизнь на Земле она полагает скорее феноменом, чем трёхмерным телом; трёхмерными телами для неё являются Солнце и Млечный Путь.
"Неточность этого взгляда становится очевидной, если мы попытаемся постичь существование одного космоса внутри другого, т.е. низшего космоса в высшем, меньшего в большем. например, существование человека внутри органической жизни или в отношении к органической жизни. В этом случае органическую жизнь неизбежно приходится принимать за время. Существование во времени есть протяжённость в четвёртом измерении.
"И Землю нельзя считать трёхмерным телом. Она была бы трёхмерной, если бы не двигалась. Её движение вокруг оси делает человека пятимерным существом, тогда как движение вокруг Солнца делает её самоё четырёхмерной. Земля – это не шар, а спираль, окружающая Солнце, и само Солнце шар, а особого рода веретено внутри этой спирали. И спираль, и веретено, взятые вместе, должны в следующем космосе обладать боковым движением; но каков результат этого движения, мы не знаем, ибо не знаем ни его природы, ни направления.
"Далее, семь космосов представляют собой "цикл измерений"; но это не значит, что цепь космосов заканчивается микрокосмосом. Если человек является микрокосмосом, т.е. космосом в самом себе, тогда микроскопические клетки, составляющие его тело, находятся почти в таком же отношении к нему, каково его собственное отношение к органической жизни на Земле. Микроскопическая клетка, которая находится на грани различимости в микроскоп, состоит из миллиардов молекул, заключающих в себе следующую ступень, следующий космос. Двигаясь ещё дальше, можно сказать, что следующим космосом будет электрон. Таким образом, мы получили второй микрокосмос -клетку, третий микрокосмос – молекулу и четвёртый микрокосмос – электрон. Эти подразделения – "клетки", "молекулы" и "электроны" – возможно, являются весьма несовершенными, и со временем наука установит другие, но принцип останется всё тем же, и низшие космосы всегда, будут находиться к микрокосмосу в одном и том же отношении".
Трудно воспроизвести все наши разговоры того времени о космосах.
Особенно часто я вспоминал слова Гурджиева о том, что в разных космосах время оказывается различным. Я чувствовал, что здесь скрывается загадка, которую я могу и должен решить.
Наконец, пытаясь собрать воедино все свои мысли на эту тему, я принял человека за микрокосмос. Целующим по отношению к человеку космосом стала "органическая жизнь на Земле", которую я назвал тритокосмосом, хотя и не понимал этого названия и не сумел бы ответить на вопрос, почему органическая жизнь на Земле является "третьим" космосом. Но название не имело значения, После этого всё пришло в согласие с системой Гурджиева. Ниже человека, т.е. в качестве следующего малого космоса, находилась "клетка". Это не всякая клетка и не клетка при любых условиях, но достаточно крупная клетка, например, эмбрион в человеческом организме. В качестве следующего космоса можно взять клетку ультрамикроскопической величины. Идея двух космосов в микроскопическом мире, т.е. идея двух микроскопических индивидов, отличающихся друг от друга в такой же степени, в какой "человек" отличается от "крупной клетки", в бактериологии представляется совершенно очевидной.
Следующим космосом является молекула, а следующим – электрон. Ни "молекула", ни "электрон" не представлялись мне достаточно надёжно определёнными; но за отсутствием других определений приходилось воспользоваться существующими.
Такая последовательность, несомненно, вводила или поддерживала полную несоизмеримость между космосами, т.е. сохраняла отношение нуля к бесконечности. Позднее эта система сделала возможными многие интересные конструкции.
Идея космосов получила дальнейшее развитие только через год после того, как мы о ней услышали, весной 1917 года, когда мне впервые удалось построить "таблицу времени в различных космосах". Но об этой таблице я расскажу позднее. Прибавлю только, что Гурджиев так никогда и не рассказал, как обещал, о названиях космосов и о происхождении этих названий.
Глава 11
"Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно". – Книга афоризмов. – Пробудиться, умереть, родиться. – Что мешает человеку вновь родиться? – Что мешает человеку "умереть"? – Что мешает человеку пробудиться? – Отсутствие понимания собственного ничтожества. – Что значит понять собственное ничтожество? – Что препятствует такому пониманию? – Гипнотическое влияние жизни. – Сон, в котором живут люди, – это гипнотический сон. – Волшебник и овцы. – "Кундалини". – Воображение. – Будильники. Организованная работа. – Группы. – Можно ли работать в группах без учителя? – Работа по самоизучению в группах. Зеркала. – Обмен наблюдениями. – Общие и индивидуальные условия. – Правила. – "Главный недостаток". – Понимание собственного ничтожества. – Опасность подражания в работе. – "Преграды". – Истина и ложь. – Искренность с самим собой. – Усилия. – Аккумуляторы. – Большой аккумулятор. – Интеллектуальная и эмоциональная работа. – Необходимость чувства. – Чувством можно понять то, чего нельзя понять умом. – Эмоциональный центр – более тонкий аппарат, нежели интеллектуальный центр. – Объяснение зевания в связи с аккумуляторами. – Роль и значение смеха в жизни. Отсутствие смеха, в высших центрах.
— Мне часто задают вопросы, связанные с различными текстами, притчами и т.п. из Евангелий. – сказал как-то Гурджиев. – По-моему, для нас ещё не пришло время говорить о Евангелиях: для этого требуется гораздо больше знаний. Но время от времени мы будем брать какой-нибудь евангельский текст в качестве отправной точки для своих бесед. Это научит вас правильному подходу к ним и прежде всего пониманию того факта, что в известных нам текстах самые важные пункты обычно отсутствуют.
"Для начала возьмём известный текст о зерне, которое должно умереть, чтобы родиться:
"Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно, а если умрёт, то принесёт много плода ".
"У этого текста много разных значений, и мы будем часто к нему возвращаться. Но прежде всего необходимо узнать принцип, который содержится в данном тексте, – и узнать, как его в полной мере применять к человеку.
"Существует книга афоризмов, которая никогда не была и, вероятно, никогда не будет опубликована. Я упоминал уже об этой книге в связи с вопросом о смысле знания и цитировал оттуда один афоризм. Касательно того, что мы обсуждаем, в этой книге говорится следующее:
"Человек способен родиться; но, чтобы родиться, он должен сперва умереть; а прежде чем умереть, ему необходимо пробудиться ".
"В другом месте эта книга утверждает:
"Когда человек пробудится, он может умереть; а когда он умрёт, он способен родиться ".
"Мы должны выяснить, что это значит.
"Пробудиться", "умереть", "родиться" – вот три стадии, следующие одна за другой. Если вы будете внимательно изучать Евангелия, то увидите, что там часто говорится о возможности родиться; несколько раз упоминаются возможность "умереть" и много раз – необходимость "пробуждения": "Бодрствуйте, ибо не знаете ни дня, ни часа" и так далее. Но эти три возможности человека – пробудиться, т.е. не спать умереть и родиться – не поставлены в связь одна с другой. Тем не менее, всё дело именно в этом. Если человек, умирает не пробудившись, он не способен родиться. Если человек рождается не умерши, он может стать "бессмертной вещью". Таким образом, тот факт, что он "не умер", не позволяет человеку "родиться"; а тот факт, что он ещё не пробудился, препятствует его "смерти"; и если ему придется "родиться" не умерши, это воспрепятствует его бытию.
"Мы уже достаточно говорили о смысле выражения "родиться". Это относится к началу нового роста сущности, к началу формирования индивидуальности, к началу появления неделимого Я.
"Но чтобы достичь этого состояния или, по крайней мере, начать его достижение, человек должен умереть, т.е. освободиться от тысячи мелких привязанностей и отождествлений, которые удерживают его в том положении, в котором он находится. Он привязан ко всему в своей жизни – к своему воображению, к глупости, даже к страданиям; возможно, именно к ним он привязан больше, чем к чему-либо. Он должен освободиться от этих привязанностей. Привязанность к вещам, отождествление с вещами сохраняет живыми тысячи бесполезных "я" внутри человека. Эти "я" должны умереть, чтобы родилось большое Я. Но как заставить их умереть? Они не желают умирать. И как раз здесь на помощь приходит возможность пробуждения. Пробудиться – значит осознать своё ничтожество, т.е. осознать свою полную и абсолютную механичность. полную и абсолютную беспомощность. Недостаточно понять это философски, на словах, Необходимо понять всё на ясных, простых и конкретных фактах из собственной жизни. Когда человек начнёт узнавать себя, он увидит в себе много такого, что приведёт его в ужас. Пока человек не пришёл от себя в ужас, он ничего о себе не знает. Но вот человек увидел в себе нечто, вызвавшее в нём ужас. Он решает отбросить это качество, прекратить его, положить ему конец. Однако сколько бы усилий он ни предпринимал, он чувствует, что не в состоянии ничего сделать, и всё остаётся таким, каким было. Здесь он увидит своё бессилие, свою беспомощность, своё ничтожество. Или же, начиная узнавать себя, человек видит, что у него нет ничего собственного, и всё, что он считал своим – взгляды, мысли, убеждения, вкусы, привычки, даже заблуждения и пороки, – всё это не принадлежит ему, а сформировалось благодаря подражанию или было заимствовало откуда-то в готовом виде. Поняв это, человек осознаёт своё ничтожество. Осознав своё ничтожество, человек увидит себя таким, каков он есть на самом деле, и должен запомнить этот факт и не забывать его ни на одну секунду, ни на одно мгновение.