Из жития Антония Великого
Антоний Великий сказал пришедшим к нему монахам, что не нужно верить бесам, даже если они обещают предсказать будущее. Например, они часто за несколько дней предупреждают о приходе братьев, и братья (действительно) приходят. Лукавые делают это не потому, что заботятся о тех, кто их слушает, но чтобы убедить их быть послушными, а после подвести их под свою власть и погубить.
Поэтому нельзя внимать им. Более того, если они сами начнут говорить, нужно от них отвращаться, потому что нам нет никакой нужды слушать их болтовню. И что удивительно, если они увидели, что братья идут куда-нибудь, то являются туда раньше их и сообщают о скором приходе гостей. То же самое делает любой всадник, который извещает о прибытии идущих пешком по дороге.
Так что не стоит удивляться, что они умеют что-то. Но вот предвидеть события до их появления им не под силу. Это просто воры - быстро бегают и извещают о том, что видели.
То же самое может любой скороход, бегающий быстрее пешехода. Пока человек не отправился в путь, демоны не знают, куда он собирается. Но когда увидят его в дороге, то бегут и сообщают о нем, и тот через несколько дней действительно приходит.
А бывало и так, человек пошел, а потом вернулся или по промыслу Божьему где-то задержался. В таких случаях получалось, что бесы солгали и обманули тех, кто поверил им. На этом держалось гадание у язычников, которых бесы всячески обманывали. Но теперь это заблуждение совершенно прекратилось. Пришел Господь и упразднил дьявола со всем его коварством.
Злые духи ничего не знают сами по себе, но как воры, которые друг другу передают сообщения, занимаются доносительством. Они скорее гадатели, чем провидцы. Поэтому даже когда они говорят правду, этому не нужно удивляться и даже вовсе не обращать на это внимание. Врачи, имеющие опыт распознавания болезни, когда видят у человека признаки болезни, предсказывают, как эта болезнь будет развиваться.
Также мореплаватели и земледельцы по ветру предсказывают, будет ли буря или хорошая погода, и делают это не по божественному вдохновению, но благодаря длительным наблюдениям.
С другой стороны, зачем нам нужно знать за несколько дней о прибытии братьев? Чем обогащает наш ум такое знание. Способствует ли оно добродетели? Или хотя бы выявляет наш добрый нрав? Никто не назовет нас блаженными за эту догадку, но судить о нас будут по сохранению веры и искреннему соблюдению заповедей. Поэтому не нужно любопытствовать, не нужно стремиться что-то предвидеть и вовсе не следует требовать предвидения как награду за подвиги. Лучше молиться, чтобы Господь поспешествовал нашей победе над дьяволом.
Будем очищать наш ум, и я верю, что душа, очистившись во всех отношениях и восстановив приверженность законам природы, может, обретя прозорливость, видеть лучше и дальше бесовских хитростей. Господь будет ей открывать все, что нужно, как Елисей видел дела Гиезия. Тогда душа будет различать духовные силы, которые окружили ее.
Сны, являющиеся душе благодаря любви к Богу, отличают такие несомненные признаки: в них нет переходов от одного обличья к другому, они не вызывают онемения чувств, смеха и уныния; но приближаются к душе кротко, наполняя ее духовным ликованием. Поэтому даже когда тело человека пробудилось, душа страстно продолжает жаждать радости (растаявшего) сновидения.
А бесовские наваждения обладают прямо противоположными свойствами. Они никогда не сохраняют одного обличья. Их явление не бывает безмятежным, ведь собственным произвольным обманом они возмещают отсутствие единого замысла, и собой довольствоваться они никак не могут, но врут они с величайшим размахом, очень часто угрожают, нередко являются в образе воинов, а иногда начинают с криками распевать песни. Когда ум увидит такое, то поскольку он чище души, чтобы избежать таких образов, велит телу пробудиться.
Душа радуется тому, что научилась распознавать коварство бесов. Многократно изобличив бесов во сне, она уже относится к ним с величайшим гневом. Но бывает и так, что полные сновидения не приносят радость душе, но внушают ей услаждение печалью и слезами - такие сны снятся только людям, весьма преуспевшим в смиренномудрии.
Мы изложили способ различения добрых и лживых сновидений, который сами слышали от опытных людей. Но нам для успехов в добродетелях достаточно просто не верить никаким ложным видениям. А сны по большей части не что иное, как образные представления заблудших помыслов или же прямые бесовские наваждения.
Даже если благость Божия посылает нам видение, а мы его не принимаем, многовожделенный Господь наш Иисус не будет гневаться на нас. Ибо Он знает, что мы не приняли видение только потому, что остерегаемся бесовского обмана. Названный способ различения очень надежен. Но случается, что человек забывается и, сам того не осознавая, оскверняет душу (а такое, мне думается, может произойти с кем угодно), и тогда человек теряет след точного распознавания и принимает добрые видения за недобрые.
Представьте себе, хозяин после многолетней отлучки возвращается ночью домой. Вот он уже стоит на пороге и кричит рабу, чтобы тот открыл. Но раб не узнает голоса хозяина и не открывает, потому что боится, что, может, кто-то чужой кричит голосом хозяина. Раб не хочет ошибиться и невольно отдать вору все хозяйское имущество.
Когда настанет день, хозяин не только не разгневается на такого раба, но и похвалит его за хорошую службу, потому что, сомневаясь в том, что его позвал хозяин, он решил, что ни в коем случае нельзя подвергать опасности имущество патрона.