Из жития святого Пахомия. У святого Пахомия был обычай выходить за стены кельи и отправляться в пустынное место
У святого Пахомия был обычай выходить за стены кельи и отправляться в пустынное место для молитвы, а после молитвы возвращаться. Часто, когда он возвращался, лукавые бесы, чтобы поиздеваться над ним, выходили ему навстречу, словно он высокопоставленный чиновник, и приказывали друг другу:
- Дайте пройти человеку Божию.
А Пахомий, опираясь на веру и надежду на Христа, только смеялся над ними, относясь к их играм, как к лаю диких собак. Увидев его мужество и невозмутимость, они все вместе собрались и с криками навалились на стены его кельи и принялись как будто сотрясать и крушить ее - святому даже показалось, что началось сильное землетрясение.
Тем не менее он продолжал сохранять невозмутимость. Снова натянув духовную струну, он стал во весь голос петь Псалом: <i>Бог нам прибежище и сила</i> (Пс 45, 2) и так далее. Как только он завершил пение, духи исчезли, как дым, и воцарилось великое безмолвие. Бесы ведут себя, как собаки - их гонят, они убегают, но скоро снова без зазрения совести возвращаются. Нечистые снова вернулись и попытались смутить Пахомия.
Собравшись в кучку и взяв толстые канаты, крепко привязали их к листу с дерева и принялись изо всех сил тянуть его в разные стороны, словно это огромный камень. Они рассчитывали рассмешить святого, и тогда они восторжествовали бы над ним. Но Пахомий, увидев их глупость, стал сетовать на них Господу, и толпа духов тут же стала невидимой.
Когда он вновь увидел, что они скопом к нему приближаются и собираются воевать, он попросил Господа отнять от него сон, и всю ночь и весь день провел без сна, чтобы восторжествовать над врагами, по слову Писания: <i>И не возвращусь, доколе не истреблю их; поражаю их, и они не могут встать, падают под ноги мои</i> (Пс 17, 38-39).
В следующий раз, когда святой отдыхал, к нему подошел бес, стал перед ним и сказал:
- Радуйся, Пахомий, я Христос, пришел к тебе, как друг.
Святой благодаря духовной рассудительности понял уловки врага и рассудил так: «Присутствие Христовой святости исполнено радости и свободно от всякого страха. Кроме того, все человеческие помыслы совершенно исчезают перед величием истинного видения. А я сейчас нахожусь в смятении и сохраняю способность рассуждать».
Пахомий сразу встал и, уповая на веру Христову, выставил руку, чтобы остановить явившегося и, дунув в его сторону, сказал:
- Отойди от меня, дьявол, проклят ты и видение твое и все уловки злоумышлений твоих.
И дьявол растаял, как облако пыли, а вся келья наполнилась зловонием. Только взметнулся вихрь, и из него дьявол крикнул что есть силы:
- Ты был почти что мой. Ты был готов уже припасть к моим ногам, но сила Христова велика, и всякий раз ты смеешься надо мной. Но я не прекращу воевать с тобой и доведу до конца свое дело.
Преподобный Пахомий, восприняв крепость от Святого Духа, исповедался Господу и поблагодарил за безграничные благодатные дары.
Из Отечника
Братья пошли к авве Антонию, чтобы рассказать, какие видения являлись им, и спросить, истинные они были или от бесов. По дороге у них умер маленький ослик. Не успели они подойти к келье, как старец сам вышел к ним навстречу и спросил:
- Как же случилось, что ваш ослик умер по дороге?
- Откуда ты узнал об этом, авва? - спросили братья.
- Мне показали это демоны.
- А мы как раз пришли затем, чтобы ты научил нас различать, часто ли они бывают истинными, чтобы нам не впасть в заблуждение.
Сказав им об ослике, старец дал понять, что видения у них были от бесов.
2. Брата, совершавшего подвиг безмолвия, бесы решили заморочить и явились ему в виде ангелов. Они разбудили его, чтобы он начал молиться и осветили всю келью. Но брат пошел к старцу и сказал:
- Авва, сегодня ко мне пришли ангелы со светильниками и подняли меня на молитву.
- Не слушайся их - это бесы, - сказал старец. - Если они снова придут будить тебя, скажи: «Когда хочу, тогда и встаю, а вас слушаться не буду».
Брат послушался старца и вернулся к себе в келью. Ночью, как обычно, пришли бесы и разбудили его. А он, как ему было велено, сказал:
- Когда хочу, тогда встаю, а вас слушаться не буду.
- А, это тебя тот злой мошенник так научил. Неужели ты не знаешь, что его и монахом-то нельзя назвать. Однажды брат попросил одолжить ему воска, а он солгал, что его у него нет. Можно ли ему верить после этого?
Наутро брат пришел к старцу и рассказал ему о ночном разговоре.
- Признаю, - сказал старец, - что воск у меня тогда был, а просьбе брата я не уступил, потому что знал: это будет во вред его душе. Лучше нарушить одну заповедь, чем десять. А ты не слушай бесов, которые морочат тебе голову.
Получив наставление старца, брат вернулся к себе в келью.
3. Два брата были отшельниками во внутренней пустыне. Шесть дней они жили отдельно друг от друга, а на седьмой сходились вместе, молились, ели и ни о чем не говорили.
Одному из них стали являться бесы и морочить его самыми разными вещами: предсказаниями о приходе братьев и о том, что происходит вокруг. Видя и слыша то, что ему показывали и рассказывали бесы, он подумал, что это ангелы, если они так много могут предсказывать. Когда настал седьмой день, бесы сказали анахорету, чтобы он больше не ходил к брату.
Однажды он пошел навестить больного в монастыре и стал спрашивать так, как если бы речь шла о ком-то другом, может ли человек знать то, что происходит во всем мире. Монахи сразу поняли, что демоны ему заморочили голову, и сказали:
- Если ты занимаешься такими делами, то больше не приходи к нам.
Анахорет сразу покаялся и отрекся от общения с бесами.
Когда он вернулся к себе, бесы, как обычно, снова пришли к нему, чтобы морочить его. Он назвал их лжецами и запретил им. Они тотчас превратились в диких зверей и, рявкнув на него, скрылись.
4. Об одном старце рассказывали, что когда он сидел в своей келье и совершал подвиг, то видел бесов наяву и унижал их. Дьявол увидел, что старец его побеждает, явился ему и сказал.
- Я Христос.
Но старец сразу зажмурился. Дьявол спросил:
- Почему же ты закрываешь глаза, ведь я Христос.
- Тут мне нельзя видеть Христа, - сказал старец.
Как только бес это услышал, сразу исчез.
5. Другого старца бесы спросили:
- Хочешь увидеть Христа?
- Анафема вам и всему, что вы говорите. Я верую моему Христу, сказавшему: <i>Если кто скажет вам: вот, здесь Христос или там, - не верьте</i> (Мф 24, 23).
Услышав это, бесы исчезли.
4. Из святого Диадоха
Когда ум начинает чувствовать утешение Святого Духа, тогда сатана в некоем мнимо сладостном чувстве является в ночной тишине, изображая тонкий сон, и манит к себе душу.
Если будешь в уме твердо повторять святое имя Господа Иисуса и называть это славнейшее имя, как оружие против заблуждения, то коварное наваждение, пытающееся раздуть в душе бранную смуту, сразу исчезнет.
Как только ум начнет понимать лукавый обман, то он далеко продвинется в опыте различения. Благое утешение получает бодрствующее тело, но и во сне может отчасти приоткрыться будущее, когда человек, памятуя о Боге, питает пламенную любовь к Нему.
Обман может проникнуть в воображение, когда подвижник погружается в легкий сон, и память о Боге становится уже не такой крепкой. Ведь то, что приходит от Бога, явственно заявляет о себе в душах подвижников благочестия и призывает Душу чрезвычайно излиться в любви.
Обман же вызывает дрожь в душе, как от ветра, пытаясь в телесном сне передать чувствам некий опыт. А духовно здравый ум всегда помнит о Боге и потому не поддается обману.
Если ум будет, как я только что сказал, твердо помнить о Боге, то он рассеет, как облако, то мнимое наслаждение врага и будет радоваться в продвижении войны с ним, ибо кроме благодати, у него появилось и другое оружие - опыт, заслуживший похвалы.
Если душа в несомненном и ненадуманном движении загорается любовью к Богу, то она, можно сказать, увлекает за собой и тело в глубину этого невыразимого чувства: бодрствует ли оно или же впадает в сон уже названным способом под действием благодати и ничего уже больше не осознает, кроме движения, то есть ощущает воздействие Святого Духа. В таком случае душа тоже полностью наслаждается неизреченной сладостью и ничего больше не может осознавать, а только радоваться неослабевающей радостью.
А если ум посещает какое-либо сомнение или хотя бы один нечистый помысел, или же упоминает святое имя Господа для защиты от врага, а не только для выражения любви к Богу, то нужно понимать, что то мнимое утешение было от лукавого отца лжи, который хочет подобием радости ввергнуть душу в духовный блуд. Эта мнимая радость бескачественна, безысходна и безотносительна.
Когда дьявол увидит, что ум уже возгордился опытом своего чувства, тогда начинает тешить душу, как я уже сказал, мнимыми утешениями, эдаким христоподобным обманом, чтобы душа, рассеявшись в этой расслабленной и сомнительной сладости, совершенно не распознала примесь лжи.
Поэтому необходимо знать, какой истинный дух и какой лживый. Невозможно человеку наслаждаться чувством божественной благости, равно как и быть искушаемой чувственно бесовской горечью прежде получения извещения о том, что будет.
Ведь благодать поселяется в глубине ума, а лукавые духи вертятся вокруг сердца, ведь бесы не хотят, чтобы люди их опознали, потому что тогда ум, полностью убедившись, что бесы рядом, вооружится против них с помощью памяти о Боге.
Никому не следует доверяться ощущениям ума и надеяться на то, что он постигнет славу Божию чувственным образом.
Мы говорим, что душа, когда очищается, чувствует Бога в некоем несказанном вкушении божественного очищения, но вовсе не является ей что-либо из невидимого, ибо сейчас мы ходим верою, а не видением (2 Кор 5,7), как говорит блаженный Павел.
Если кому-нибудь из подвижников явится свет или ог- невидный образ, он ни в коем случае не должен принимать это видение. Это - явно дьявольский обман. Многие претерпели это по своему неразумию и свернули с пути истины. Нам известно, пока находимся в тленном теле, мы далеки от Бога в смысле видения, потому и не в состоянии видеть Его, ни какие-либо Его чудеса на небе.
Из Отечника
Старец остановился в идольском капище. Ему явились бесы и сказали:
- Уходи. Это наше место.
- Вам нигде нет места, - сказал он.
Они принялись разбрасывать пальмовые ветки, которые он принес для работы. А старец терпеливо собирал их. Тогда бес схватил его за руку и потащил наружу. Как только старец поравнялся с дверью, он свободной рукой взялся за дверной косяк и закричал:
- Иисусе, помоги!
И бес тотчас отпустил его и исчез.
Старец начал плакать. Голос свыше спросил его:
- Что ты плачешь?
- Я плачу потому, что бесы дерзают хватать человека и творить с ним такое.
- Ты сам виноват, что не захотел сразу позвать Меня, - сказал голос. - Как только ты Меня позвал, Я сразу пришел к тебе?
Преисполнившись благодарности в душе, старец вернулся к своей богоугодной работе.
2. Однажды авва Даниил шел из Скита в Теремуфис. По дороге он решил переночевать в капище, а в нем издревле хранились черепа язычников, и старец положил себе один из них под голову, вместо подушки. Бесы, видя смелость старца, решили его испугать. Один бес позвал по имени какую-то женщину:
- Ты сегодня пойдешь с нами в баню?
Голос из черепа, лежавшего у старца под головой, сказал:
- Я сейчас лежу с чужестранцем и прийти не могу.
Старец не смутился, встал, пнул череп ногой и сказал:
- Отправляйся во тьму греха, если тебе так нужно.
Услышав такое, бесы закричали во весь голос:
- Ты нас победил, - и ушли, постыженные.
3. Старца спросили:
- Почему мне страшно ходить по пустыне?
- Потому что ты еще живой, - ответил старец.
4. Авву Феодора Фермийского спросили:
- Если вдруг раздается звук падения, ты пугаешься, авва?»
- Даже если небо сомкнётся с землей, - ответил он, - Феодор не испугается.
Старец молился Богу, чтобы у него был отнят страх, и Бог внял его молитве, поэтому брат об этом и спросил.
Брат спросил старца:
- Что мне делать, отче, если мне страшно по ночам?
- Города боятся ночных набегов варваров, если не находятся под императорской защитой, - ответил он, - а как только жители узнают, что в городе остановился полководец или какой-другой военачальник, то уже ни о чем не думают, потому что знают - войска о них позаботятся. Даже если услышат, что варвары подошли близко, они не волнуются, потому что знают, что войска отобьют наступление варваров. И мы, если веруем в Бога, не будем бояться бесов. Ибо Бог посылает нам Свою помощь и рассеивает всех наших врагов.