ВОПРОС 33: Этнокультурные процессы в Австралии, Океании и Африке
Австралия и Океания — самая малая часть света, площадь которой составляет только 9 млн. кв. км, из них 7,7 млн. кв. км приходится на австралийский материк, острова же Океании, разбросанные по огромному водному пространству, имеют в совокупности сравнительно небольшую площадь. Невелико и население этой части света (25 млн., из них 14 млн. живет в Австралии и Тасмании).
Однако, несмотря на свои скромные размеры, Австралия и Океания давно являются объектом пристального внимания со стороны этнографов. Такой интерес связан в первую очередь с тем, что здесь вплоть до недавнего времени сохранялись (а отчасти встречаются и в наши дни) весьма архаичные формы хозяйства, общественного быта и культуры, давно исчезнувшие в большинстве других районов мира. В частности, коренное население Австралии и особенно Тасмании к моменту контактов с европейцами стояло на самом низком уровне социально-экономического и культурного развития, какой только был знаком писаний истории. Сильно отставали по своему общественному развитию от большинства народов земного шара и некоторые этносы Океании.
Отсталость народов Австралии и Океании может быть объяснена географическим положением этой части света, отдаленностью от важнейших центров мировой цивилизации, территориальной раздробленностью региона, не вполне благоприятными (в ряде мест) природными условиями, ограниченностью природных ресурсов. Трудность освоения австралийского материка и Тасмании усугублялась тем, что пришедшие туда десятки тысяч лет назад группы переселенцев находились еще на весьма низком уровне социально-экономического развития. На большинство же островов Океании (кроме Новой Гвинеи) люди попали значительно позже; они стояли уже на гораздо более высокой ступени развития, и это позволило им легче справиться с трудностями освоения новой территории.
Невысокий уровень хозяйственного и общественного развития, разобщенность австралийских и океанийских народов сделали их легкой добычей колониальных хищников, в роли которых выступали страны Западной Европы, США, а затем и Японии. Более того, пользуясь слабостью стран этого региона, империалистические державы даже в условиях кризиса колониальной системы, последовавшего после второй мировой войны, сумели вплоть до начала 60-х годов сохранить здесь свои позиции. Океания превратилась в своего рода заповедник колониализма.
Этнические процессы в Африке.Состояние этнических процессов на африканском континенте сегодня можно характеризовать как противоречивое и запутанное. Это определяется исключительной сложностью этнического состава, контрастами экономической обстановки отдельных стран, очень низким уровнем развития этнообъединительных процессов. Этнологические наблюдения последних десятилетий убеждают, что этнические процессы развиваются в Африке зачастую противоречиво и даже в противоположных направлениях: с одной стороны, в направлении консолидации родственных этнических групп в более крупные этнические общности, с другой - в направлении межэтнической интеграции в масштабах отдельных стран, а в некоторых случаях и регионов, с третьей - в направлении дивергенции этнических территорий, разделенных государственными границами.
В Африке в настоящее время сосуществуют все известные виды этнических общностей: от многомиллионных и крупных этносов до небольших (несколько сотен или десятков человек) племен бродячих собирателей и охотников, сохраняющих самые архаические формы социальных отношений. Многие народы находятся на разных ступенях культурного развития, на разных стадиях развития этнических общностей. Это особенно заметно в Тропической Африке. Этносоциальные процессы последних десятилетий стимулировали там бурный процесс формирования этнического сознания. Его следствием стало развитие процессов этнической консолидации, появление крупных общностей на основе близких по языку и культуре групп населения, а также интеграции, т.е. сплочение различных по языку и культуре народов данной страны, укрепление их самосознания.
В результате объединительных и разделительных процессов на этнической карте Африки оформляются и укрепляются новые этнические общности. Их утверждение усиливается развитием связей между отдельными этническими группами и формированием нового языка на основе слияния языков взаимодействующих общностей. При этом возрастает культурная общность и распространяется общее название народа, под которым он известен соседям.
Вместе с тем современные социальные и культурные процессы, миграция населения, урбанизация быстро меняют облик этнических общностей и групп, сохраняя лишь некоторые внешние черты, в частности этническое самосознание принадлежности к той или иной группе. Идет активный процесс этнического смешения в центрах межэтнической интеграции, где в районах со смешанным населением встречаются различные культуры и разные народы.
Как мы уже отмечали, процессы этнического развития протекают неизолированно. Они тесно переплетаются с языковыми, расовыми и религиозными отношениями, осложняет их также политическая борьба, построенная зачастую по этническому или племенному принципу. Все это определяет и, очевидно, еще долго будет определять ход этнических процессов на африканском континенте, зачастую обостряя межэтнические отношения.