ВОПРОС 2: Выдающийся русский исследователь Н,Н Миклухо-Маклай

ВОПРОС 1 : ЭТНОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭТНОЛОГИИ

Этнология – историческая наука о происхождении и этнической истории народов, формировании особенностей их культуры и быта.
Этнология (народ)– общественная наука, изучающая народы – этносы и другие этнические общности, их этногенез, быт культурно-исторические отношения.
Этнология - наука, основным объектом изучения которой являются народы мира. Этнология при этом резко противопоставлялась истории, которая считалась наукой, изучающей «исторические» народы на основании письменных источников. Этнологии же отводилась роль науки о «неисторических» народах. Своеобразие каждой науки определяется, как известно, ее соб­ственным предметом изучения и методами исследования этого предмета. С момента становления этнологии как науки и по на­стоящее время сквозной темой ее исследований является генезис этнических культур и межэтнических отношений.

«Примитивные» народы как предмет этнологии. Сопоставление такого рода теоретических моделей позволяет сделать вывод, что исторически первым предметом этнологии как науки стали народы, уровень культурного развития которых был значительно ниже, чем у европейцев. Поэтому первоначально этнология представляла собой науку, занимающуюся исследованием традиционных и «примитивных» обществ и их культур.

К настоящему времени этнологическая наука представляет собой довольно сложную и разветвленную систему знаний, состоящую из нескольких разделов. К числу последних можно отнести следующие:

- этническую антропологию (исследует вопросы этногенеза и антропофизического развития народов);

- этническую социологию (изучает социальные аспекты развития и функционирования этнических групп, их идентичности, формы самоорганизации, типы взаимодействий этнических групп);

- этническую психологию (рассматривает вопросы формирования этнических стереотипов, этнического самосознания и идентификации);

- экономическую этнологию (анализирует проблемы хозяйственной и экономической деятельности этносов);

- этнодемографию (основными задачами которой являются исследования демографических процессов и динамики численности народов);

- этническую географию (своим предметом считает изучение вопросов географического расселения народов, особенностей их месторазвития, этнических территорий и этнических границ);

- этнопедагогику (своей целью имеет исследование особенностей воспитательного и образовательного процессов у различных этносов).
Основные проблемы изучаемые современной этнологией:
а.) расселение народов, их этнонимию (самоназвания — эндоэтнонимы; названия, данные другими народами - экзоэтнонимы) , изучение этнических территорий и этнических границ;
б.) социальные группы (слои, классы, сословия и т. п. , в том числе современные и исторические) в составе этносов, а также этнические группы в составе классов, социальных слоев, институтов и проч. , что составляет предмет занятий специальной этнологической дисциплины - этнической социологии; демографические процессы, происходящие в этносах, или динамика численности народов;
в.) субэтнические группы и образования в составе крупных этносов; различные аспекты традиционно-исторической и современной народной и профессиональной куль-туры народов - их поселения, жилища, орудия и утварь, системы питания, одежда и ук-рашения, художественная культура;
г.) хозяйственные занятия, экономическая деятельность и их воздействия на этно-сы;
д.) обряды, обычаи, нравы и верования народов;
е.) языковое поведение и его влияние на этносы;
з.) политологические вопросы, связанные с этническими интересами, межэтниче-скими (в том числе конфликтными) отношениями и т. п.

Задачи этнологии состоят в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязей и взаимообусловленности в рамках каждой отдельной культуры, вне взаимосвязи ее с другими культурами.

ВОПРОС 2: Выдающийся русский исследователь Н,Н Миклухо-Маклай.

русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870—1880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи, называемого Берегом Маклая. Известен также как защитник коренных народов Юго-Восточной Азии и Океании, активно выступал против работорговли. Как учёный, последовательно придерживался принципа единства человеческого рода; отвергал популярные в своё время теории, что чёрные расы, включая австралийских аборигенов и папуасов, представляют собой переходный биологический вид от обезьяны к человеку разумному. В то же время он рассматривал северо-восточное побережье Новой Гвинеи как «этнографический заповедник», на единоличное обладание которым претендовал. Самый значительный вклад Миклухо-Маклая в науку - исследование этнографии и антропологии папуасов, среди которых он жил в районе бухты Астролябия, на северо-восточном берегу острова Новая Гвинея в 1870-1872 и 1876-1877 годах. До него в этих местах никогда не ступала нога европейца. Миклухо-Маклай старался уберечь туземцев от междоусобиц и европейской колонизации. В 1885 году от имени папуасов опубликовал телеграмму протеста против захвата Германией восточной части острова Новая Гвинея. Пользовался огромным авторитетом среди папуасов, называвших его "Человек с Луны". (Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН)

Наши рекомендации