О лукавстве, злонравии и лжи. Человеколюбивый Бог, «учай человека разуму» (Псал
Вступление
Человеколюбивый Бог, «учай человека разуму» (Псал. 93,10), тем, кому вверено дарование учительства, повелевает пребывать в учении (1Тим.4,17), а тем, которые имеют нужду в назидании Божественными уроками, советует чрез Моисея, говоря: «спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» (Второз.32, 7). Посему нам, которым вверено служение слова, необходимо во всякое время быть усердными к исправлению душ и об ином засвидетельствовать всенародно пред всею Церковью, а о другом, касается ли это здравой веры, или истинного жития по евангелию Господа нашего Иисуса Христа, так как тем и другим надежно усовершается Божий человек, дозволить каждому из приходящих по произволению наедине спрашивать нас. А вам необходимо ничего не оставлять бесплодным и пренебреженным, но кроме того, чему учитесь всенародно, и наедине спрашивать о назидательном, и все свободное время жизни употреблять с пользою. Поэтому, если для сего собрал нас Бог и мы теперь в великом покое от внешних мятежей, то не другим каким делом займемся, и не сну предадим тело свое, но проведем остальную часть ночи в попечении о том и в исследовании того, что для нас необходимо, исполняя сказанное блаженным Давидом: «в законе» Господни «поучится день и нощь» (Псал.1, 2).
Вопросы о правилах общежития
Вопрос 2. Какого условия должны требовать друг от друга желающие жить вкупе по Богу?
Ответ. Какое всякому приходящему предложено Господом, сказавшим: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лук. 9, 23). А какую силу имеет каждое из сих требований, сказано в особенном о сем вопросе.
Вопрос 74. Желаем научиться от Писания: надобно ли отделять тех, которые оставляют братство и желают вести жизнь одинокую или с немногими стремиться к той же цели благочестия?
Ответ. Поелику Господь неоднократно говорил: «Сын ничего не может творить Сам от Себя» (Иоан.5, 19), и: «ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Иоан.6, 38); и Апостол свидетельствует, что «плоть желает противного духу, а дух -противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5, 17): то все избираемое по собственной своей воле чуждо богочестивых. Полнее же на сие отвечали мы в правилах, пространно изложенных.
Вопрос 97. Если кто скажет: хочу несколько времени попользоваться от вас; то должно ли принимать его?
Ответ. Поелику Господь сказал: «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан.6, 37), и Апостол выразился: «а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас» (Гал.2,4—5): то прилично дозволить ему вступление, и по неизвестности последствия (ибо, не один раз попользовавшиеся временно, может совершенно полюбить сию жизнь, что многократно и бывало) и для обнаружения соблюдаемой у нас строгости пред человеком, который, может быть, имеет различные о нас подозрения. Но и в рассуждении его необходимо тщательнее соблюдать строгость, чтобы и истина обнаружилась, и рассеялось подозрение во всяком небрежении. Ибо таким образом и мы благоугодим Богу, и он или получит пользу, или будет обличен.
Вопрос 95. Полезно ли вновь поступающим тотчас изучать что либо из Писания?
Ответ. И этот вопрос можно решить по сказанному прежде. Ибо каждому изучать нечто из богодухновенного Писания прилично и необходимо и для утверждения в богочестии, и для того, чтобы не привыкать к человеческим преданиям.
Вопрос 96. Всякому ли желающему должно позволять учиться грамоте, или заниматься чтением?
Ответ. Поелику Апостол говорит: «что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5,17), то во всяком деле вредно позволять кому либо избранное по собственной его воле, но надобно принимать все одобренное настоятелями, хотя бы то было и не по желанию. И к сему может быть приложено обвинение в неверии, потому что Господь сказал: «Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лук.12, 40). Ибо, явно, Себе предоставляет распределять время жизни.
Вопрос 102. Оставляющего братство по какой бы то ни было причине, надобно, или не надобно удерживать увещанием? И если надобно, то как?
Ответ. Поелику Господь сказал: «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан.6, 37), и еще: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Матф.9, 12): и в другом месте: «Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?» (Матф.18,12. Лук. 15, 4): то надобно всеми способами врачевать болящего и стараться, чтобы вывихнутый, скажу так, член снова вправить. Если же кто закосневает в каком бы то ни было пороке; то надобно оставить его, как чуждого; ибо написано: «всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они - слепые» (Матф.15, 13, 14).
Вопрос 105. Вступающим в братство надобно ли тотчас учиться искусствам?
Ответ. О сем рассудят настоятели.
Вопрос 107. Если кто скажет, что имеет желание жить в братстве, но служение своим по плоти, ли не редко подати препятствуют ему совершенно посвятить себя такому роду жизни, то надобно ли дозволять ему вход к братиям?
Ответ. Не безопасно препятствовать желанию прекрасного; не безопасно также вступившему давать время рассуждать о делах сторонних и чуждых жизни по Богу. Но если вступивший посвящает себя жизни внутренней, не привнося ничего внешнего; то подает о себе более добрую надежду.
Вопрос 136. Необходимо ли всем собираться в час обеда, и как обходиться с опоздавшим и приходящим после обеда?
Ответ. Если он не поспел по необходимости, зависящей от места или дела, как соблюдающие заповедь сказавшего: «В каком (звании) кто призван, братия, в том каждый и оставайся» (1Кор. 7, 24); то блюститель общего благочиния, приняв сие в рассуждение, извинит ему. А если мог поспеть, но не постарался, показав вину небрежения, пусть остается без пищи до определенного часа в следующий день.
Вопрос 141. Должно ли в рабочих помещениях находиться пришлым, или кому и из тутошних, оставив собственное свое место?
Ответ. Если окажется поступающим так кто либо другой кроме того, кому вверены надзор за работающими и распоряжение работами; то ему, как нарушающему благочиние в стройности членов, да будет запрещен и дозволенный другим выход, сидя же на одном месте, какое будет признано удобным для вразумления, пусть без развлечения и пристальнее обыкновенного занимается своим делом, пока не научится соблюдать сказанное Апостолом: «В каком (звании) кто призван, братия, в том каждый и оставайся» (1Кор. 7, 24).
Вопрос 147. Если занятый делом в кладовой или в поварне или чем другим подобным этому, не поспеет пойти на правило псалмопения и молитвы; то ужели не вредит тем душе?
Ответ. Каждый в деле своем соблюдает собственное свое правило, как член в теле. Он вредит себе, вознерадев о том, к чему приставлен; а злоумышляя против общей пользы, подвергается еще большей опасности. Поэтому мысленно да исполняет написанное: «поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Ефес. 5, 19). А если не успевает и телесно приходить с прочими, то да не впадет в сомнение, как исполняющий сказанное: «В каком (звании) кто призван, братия, в том каждый и оставайся» (1Кор.7,24). Но надобно остерегаться, чтобы иной, имея возможность исполнить свое поручение благовременно и в образец другим, недосугом за делами не стал отговариваться в соблазне прочим, и не подпал суду с нерадивыми.
Вопрос 149. Какой суд домоправителю, если станет что делать по лицеприятию или соперничеству?
Ответ. Поелику Апостол в одном месте повелевает ничего не делать «по уклонению» (1Тим. 5, 21), а в другом подтверждает: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1Кор. 11, 16); то да будет признан таковой чуждым Церкви Божией, пока не исправится. Впрочем, с большою осмотрительностью должно испытывать, к чему каждый способен, и тогда уже поручать ему какое бы то ни было дело, чтобы и делающие кому либо поручение не по силам не подпали суду, как худые домостроители душ и заповедей Господних, и принимающие поручение не думали находить для себя в этом оправдание греху.
Вопрос 150. А если по нерадению не даст брату потребного?
Ответ. Известен суд сей из слов Господа, сказавшего: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня» (Матф.25, 41. 42), и проч. И: «проклят» всяк «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иерм.48, 10).
Вопрос 151. Позволительно ли служащему говорить громким голосом?
Ответ. Меру голоса определяет потребность слушающих. Поэтому, если голос слабее надлежащего, то, как невнятный, приближается к шепоту и достоин осуждения; а если усилен сверх нужды, когда слушающий может расслушать и говорящего тихо, то делается «кличем», который также осужден (Ефес.4,31), разве только тупость слушателя доводить нас до необходимости употребить «кличь» и тем как бы пробудить его от сна. Ибо и о Господе повествуется, что говорил громко, как сказывает Евангелист: «Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня» (Иоан.12, 44).
Вопрос 152. Если кто, исправляя очередную службу в поварне, утомляется не по силам, так что на несколько дней делается неспособным к обычному для него рукоделию; то должно ли возлагать на него подобную службу?
Ответ. Сказано было, что получивший власть распределять работы должен давать приказы, соображаясь с способностью и силами употребляемого в работу, чтобы самому о себе не услышать: «созидаяй труд на повеление» (Псал.93, 20). Впрочем получивши приказ не должен прекословить, потому что предел послушания—послушание до смерти.
Вопрос 153. </b> /i> Смотрительница над шерстями как должна сберегать их, и как надзирать за работающими?
Ответ. Она должна сберегать шерсти, как залог Божий, а работу, каждой сестре свойственную, назначать без притеснения и без лицеприятия.
Вопрос 154. Если случится, что братий не много, и прислуживая большему числу сестер, приведены они в необходимость, разделившись на разные работы, разойтись между собою; то безопасно ли это?
Ответ. Если эта заботливость подтверждается Господнею заповедью, и труд бывает по Богу; то каждый из работающих как благоугождает Богу собственным делом своим, так и соблюдает взаимное единство тем, что все они единодушны, единомысленны и выполняют сказанное Апостолом: «ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами» (Колос. 2, 5).
Вопрос 156. Кому поручено смотрение или над запасами, или над чем другим подобным, тот навсегда ли должен иметь о сем попечение, или надобно сменять его?
Ответ. Если соблюдает знание благочиния и строгость устава; то сменять его излишне, лучше же сказать, трудно и неудобно. Но необходимо, чтобы был у него сотрудник, обязанный понемногу приучаться к должности смотрителя, чтобы когда откроется нужда в преемнике, не прийти нам в затруднение по неимению такого человека. А нередко принуждены бываем приставлять к делу неспособного к должности; от чего по необходимости бывает то, что, по его неопытности и нарушается строгость, и расстраивается должное благочиние.
Вопрос 160. С каким расположением обязаны мы услуживать братьям?
Ответ. Оказывая им услугу, как бы самому Господу, сказавшему: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25, 40). К приобретению же такового расположения способствует то, чтобы таковы были и принимающее услугу. Почему настоятели должны тщательно заботиться о них, чтобы не поработились чреву и сластолюбие, как плотоугодники, но чтобы, как боголюбцы и христолюбцы, чрез совершенное терпение соделались похвалою для Господа в посрамление дьяволу, как праведный Иов.
Вопрос 161. С каким смирением должно принимать услугу от брата?
Ответ. Как раб от владыки и с тем смирением, какое показал Апостол Петр, когда прислуживал Господь. В его примере узнаем и опасность, какой подвергаются не принимающее услуги.
Вопрос 220. Всякому ли желающему надобно дозволять свидание с сестрами, или: кому, когда и как иметь свидание с сестрами?
Ответ. Об этом говорено в правилах, пространно изложенных,—что даже мужчине с мужчиною должно иметь свидания не просто всякому свободно и как случилось, но только тому, кто, по испытании, окажется способным доставить пользу и сам воспользоваться. А если кто помнит Господа, сказавшего: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Матф.12, 36); тот боится подобного суда за всякое дело и повинуется Апостолу, сказавшему: «едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор. 10, 31), и в другом месте: «все сие да будет к назиданию» (14, 26), и не дозволяет себе сделать что либо бездельно и без пользы. Что же касается до того, кому, когда, и как иметь свидание: то да принимаются во внимание время, место и лице, чтобы от сего не произошло никакого худого подозрения, но все соблюдены были от соблазна, и свидание послужило к созиданию веры. Писание же не позволяет видеться один на один, ибо сказано: «Двоим лучше, нежели одному», а притом двое более надежны; «горе» же «одному», яко «когда упадет, а другого нет, который поднял бы его» (Еккл.4, 9. 10).
Вопрос 285. Братству, когда ведут торг с другим братством, надобно ли домогаться надлежащей цены за вещь?
Ответ. Не могу сказать, позволяет ли Писание братьям покупать друг у друга и продавать друг другу, потому что научены мы делиться друг с другом в нужде, по написанному: «ваш избыток в (восполнение) их недостатка; а после их избыток в (восполнение) вашего недостатка, чтобы была равномерность» (2Кор. 8, 14). Если же когда случится подобная необходимость, то стараться о том, чтобы цена была не меньше надлежащей, надобно более покупающему, нежели продающему. Оба же да помнят сказавшего: «Нехорошо и обвинять правого» (Притч. 17, 26).
Вопрос 286. Кто живет в братстве и впал в телесную немощь, то должно ли отводить в странноприимную?
Ответ. Надобно, чтобы каждое место и частная цель служили к общей пользе во славу Божию.
Вопрос 308. Надобно ли в братстве отдаривать дающего что-нибудь, и делать ли вознаграждение соразмерно с даром?
Ответ. Весь этот вопрос дело человеческое. А если надобно представить доказательство благопризнательности, то пусть остается на усмотрение домостроителя—и принимать даяния, и вознаграждать дателя.
Вопросы о настоятелях, настоятельницах и их обязанностях
Вопрос 82. Поелику написано: «стариц, как матерей» (1 Тим. 5, 2); то, если случится старице впасть в один грех с юною, подлежит ли она одному и тому же наказанию?
Ответ. Апостол, чествуя стариц, как матерей, не тому учит, что они не делают ничего достойного наказания. Если же случится когда старице впасть в один грех с юною; то прежде всего должно принять в рассмотрение естественные, скажу так, недостатки возраста, и таким образом определить приличную тому и другому возрасту меру наказания. Например, леность почти естественна старости, но не юности, равно как рассеянность, беспокойство, дерзость, и все подобное естественны не старости, но юности, и по-видимому поддерживаются естественною юности горячностью. Посему тот же грех, например леность, достоин тягчайшего обвинения в молодой, которую ни мало не извиняет возраст; и тот же грех—рассеянность, или дерзость, или буйство, большего осуждения делает достойною старицу, которой и самый возраст помогает быть кроткою и тихою. Сверх сего надобно в том и другом лице исследовать и самый вид греха, и таким образом чрез свойственное каждому наказание вводить приличный способ врачевания.
Вопрос 98. Какую мысль должен иметь настоятель, когда что-нибудь приказывает, или учреждает?
Ответ. В отношении к Богу, как «слуга Христов и строитель таин Божиих» (1Кор.4, 1), должен бояться, чтобы не сказать или не постановить чего либо вопреки воле Божьей, засвидетельствованной в Писаниях, и не оказаться лжесвидетелем по отношению к Богу или святотатцем, или введя что чуждое учению Господню, или оставив что угодное Богу. А в отношении к братьи, «как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1Сол.2,7), так и он должен быть готов, в угождение Богу и для общей всех пользы, подать каждому не только благовествование Божие, но и душу свою, по заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа, сказавшего: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, (так) и вы да любите друг друга» (Иоан.13, 34). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан.15, 13).
Вопрос 104. Как надобно назначать братиям занятия? по усмотрению ли одного настоятеля, или и по приговору братий? А подобно и в рассуждении сестер?
Ответ. Если каждый научен то, о чем думает, предлагать на рассмотрение другим; не тем ли паче дела такого рода должны производиться по усмотрении способных к тому, потому что Божие домостроительство должно быть по Божией воле вручаемо представившим уже доказательство, что могут благоугодно Господу устроить им порученное? И вообще, во всяком деле настоятелю необходимо помнить, что говорит Писание: «с советом все твори» (Сир. 32, 21).
Вопрос 108. Надобно ли настоятелю с какою либо сестрою без настоятельницы беседовать о том, что служит к созиданию веры?
Ответ. В таких случаях не соблюдается заповедь Апостола, сказавшего: «только всё должно быть благопристойно и чинно» (1Кор. 14, 40).
Вопрос 109. Надобно ли настоятелю часто разговаривать с настоятельницею, особенно если некоторые из братий сим соблазняются?
Ответ. Поелику Апостол сказал: «для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?» (1Кор. 10, 29); то хорошо подражать ему, когда он говорит: «дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (1 Кор.9, 12), и сколько возможно ограничивать свидания, чтобы они были реже и короче.
Вопрос 110. Когда сестра исповедуется пресвитеру; надобно ли быть при сем и старице?
Ответ. Гораздо благоприличнее и безопаснее такая исповедь, которая бывает при старице пред пресвитером, способным предложить благоразумный способ покаяния и исправления.
Вопрос 111. Если пресвитер прикажет что-нибудь сестрам без ведома старицы; то в праве ли негодовать на сие старица?
Ответ. И очень.
Вопрос 112. Если кто приступает к жизни по Богу; то следует ли настоятелю принимать такового без ведома братий, или должен он сначала им предложить о сем?
Ответ. Господь учит, что ради кающегося созываются «друзья и соседи» (Лук. 15, 6). Посему тем паче необходимо принимать приходящего с ведома всех братий, чтобы они вместе возрадовались и помолились.
Вопросы о послушании
Вопрос 38. Что, если брат, получив приказание, сперва будет противоречить, а в последствии сам собою приступит к делу?
Ответ. Пусть знает, что за свое противоречие, как человек спорливый и других возбуждающий к спорам, подлежит он следующему суду: «Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него» (Притч.17, 11). А вместе да уверится несомненно, что противоречит, или оказывает непослушание, не человеку, но самому уже Господу, Который сказал: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лук. 10, 16). И пусть сперва с сокрушением принесет извинение, а потом, если дозволят, делает уже дело.
Вопрос 39. А если кто, послушавшись, станет роптать?
Ответ. Поелику Апостол сказал: «Всё делайте без ропота и сомнения» (Филп.2, 14); то и сам ропщущий отчуждается от единения с братиею, и дело его изъемлется из их употребленья. Явно же, что такой человек страждет и неверием, и колебанием в уповании.
Вопрос 114. Поелику Господь заповедал: «кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Матф.5, 41), и Апостол учит повиноваться «друг другу в страхе» Христовом (Ефес.5, 21); то должно ли оказывать послушание всякому, и приказывающему что бы то ни было?
Ответ. Различие между теми, которые дают приказание, не должно препятствовать послушанию тех, кому дается приказание, потому что Моисей не преслушал Иофора, посоветовавшего ему доброе. Но поелику есть не малая разность в самых приказаниях (потому что иные противны заповеди Господней, или нарушают ее, или разным образом искажают примесью запрещенного; а другие согласны с заповедью, иные же, хотя по видимому и не согласны, но содействуют ей и служат как бы пособием для заповеди): то необходимо помнить сказанное Апостолом: «Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» (1 Солун. 5, 20—22). И еще:»ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2Кор. 10, 4—5). Итак, если нам приказывают что либо согласное с заповедью Господнею, или содействующее ей: то надобно принимать сие усерднее и тщательнее, как волю Божию, исполняя сказанное: «долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» Христовою (Ефес. 4, 2). Когда же приказывает нам кто-нибудь нечто противное Господней заповеди, нарушающее или искажающее оную; тогда благовременно сказать: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 29), помня Господа, Который говорит: «За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса». (Иоан.10, 5), и Апостола, который для нашей безопасности осмелился коснуться и самих Ангелов, сказав: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Галат.1, 8). Из сего научаемся, что хотя бы и весьма был известен или чрезмерно славен препятствующий исполнять заповеданное Господом, или советующий делать запрещенное им, всякий любящий Господа должен такового бегать и гнушаться им.
Вопрос 115. Как должны мы оказывать послушание друг другу?
Ответ. Как рабы владыкам, по заповеданному Господом, «кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою» (Марк. 10, 43. 9, 35), к чему Господь присовокупляет еще более убедительные слова: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить « (Марк. 10, 45); и по сказанному Апостолом; «любовью служите друг другу» (Галат. 5, 13).
Вопрос 116. До чего должно оказывать послушание по правилу благоугождения Богу?
Ответ. Апостол показал сие, представив в пример послушание Господа, Который был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филипп. 2, 8), и сказав предварительно: «ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе»(5).
Вопрос 118. Кто ревнует об исполнении заповеди, и делает не то, что приказывают, но чего сам хочет, тот какую получает награду?
Ответ. Какая следует за самоугодие. Поелику же Апостол говорит: «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Римл. 15, 2), и сильнее в том убеждает, присовокупив: «Ибо и Христос не Себе угождал» (3); то угождающий себе должен знать свою опасность. Но поступающий таким образом обличает себя и в том, что он непокорен.
Вопрос 119. Всякому ли позволительно отказываться от порученного ему дела и просить себе другого?
Ответ. Поскольку, по сказанному выше, такова мера послушания, что оно должно простираться до смерти: то отказывающийся от порученного дела и домогающийся другого, во-первых, нарушает послушание и явно показывает, что не отвергся себя самого; а потом делается и для себя, и для прочих виновником других многих зол; при чем многим отверзает дверь к прекословию, и себя приучает к тому же. И поелику не всякий способен дознать, что полезно, то часто избирает вредное для себя дело, а в братьях производит худое подозрение, что он более привержен к делу, которого домогается, нежели к тем, с которыми необходимо ему трудиться. Посему непослушание вообще есть корень многих и великих зол. Если же думает, что есть у него некоторое основание отказываться от дела, то пусть откроет сие настоятелям и предоставит их усмотрению.
Вопрос 120. Должно ли отлучаться куда-нибудь, не предуведомив настоятеля?
Ответ. Поелику Господь говорит: «Я пришел не Сам от Себя», но «Он послал Меня» (Иоан.7, 28. 29); то не тем паче ли каждый из нас не должен давать себе воли? Ибо кто дает себе волю, тот явно страждет высокомудрием, и подлежит суду Господа, Который сказал: «ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лук. 16, 15). И вообще давать себе волю —предосудительно.
Вопрос 166. С каким расположением должно повиноваться тому, кто понуждает к исполнению заповеди?
Ответ. С таким же расположением, с каким дитя, одолеваемое голодом, слушается кормилицы, которая зовет его ко вкушению пищи, и с каким всякий человек, ищущий себе пропитания, слушается того, кто дает ему средства для жизни; вернее же сказать, гораздо с большим еще расположением, поскольку вечная жизнь предпочтительнее настоящей. Ибо «заповедь» Божия, говорит Господь, «есть жизнь вечная» (Иоан.12,50). А что в рассуждении хлеба вкушение, то в рассуждении заповеди исполнение, как говорит опять сам Господь: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня» (Иоан.4, 34) Отца.
Вопрос 169. Если младший брат получил приказ научить чему-нибудь старшего возрастом, то как должен обойтись с ним?
Ответ. Как совершающий служение по повелению Владыки Бога: и со страхом, как бы не подпасть суду сказавшего: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иерем.48, 10.), и с опасением, «чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1Тим. 3, 6.).
Вопрос 170. Равное ли внимание оказывать должно и к успевающему больше, и к успевающему меньше?
Ответ. Что Господь определил об отпущении грехов, сказав: «прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лук.7,47), и что Апостол постановил о пресвитерах, сказав: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5, 17.); то признаю сообразным соблюдать и в рассуждении всего тому подобного.
Вопрос 171. Если низший оскорбляется предпочтением ему благоговейнейшего; то как относиться к нему?
Ответ. Таковой явно осужден за лукавство в евангельской притче, в которой Господь огорчившимся на то, что некоторые получили равную с ними плату, говорит: «или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» (Матф.20, 15.)? Очевиден также суды Божии о таком человеке и подобных ему и из слов пророка: «тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит» (Псал.14, 4.).
Вопрос 283. Кто исполняет чью либо волю, тот сообщник ли его?
Ответ. Если верим Господу, Который говорит: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иоан.8 34), и еще: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (44); то знаем, что он не просто сообщник, но признает своим господином и отцем того, чье делает дело, по слову Господа. Ясно свидетельствует о сем и Апостол, говоря: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или (рабы) греха к смерти, или послушания к праведности?» (Римл. 6, 16).
Вопрос 303. Надобно ли в братстве слушаться того, что все говорят?
Ответ. Ответ на этот вопрос весьма затруднителен. Во-первых, говорить о чем-нибудь всем—служит явным знакомь неблагочиния, потому что Апостол говорит: «пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают» (1Кор. 14, 29); и он же, в разделении дарований, каждому из говорящих назначает собственное свое место, сказав: «по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. 12, 3); и в пример телесных членов ясно определяет, что говорящие должны наблюдать очередь, а точнее различает сие в словах: «(имеешь ли) служение, (пребывай) в служении; учитель ли, - в учении; увещатель ли, увещевай», и проч. (7—8). Из сего ясно видно, что не всем все дозволено, но что каждый должен пребывать в собственном своем звании и тщательнее исполнять вверенное ему Господом. Поэтому настоятель общины и всеми распоряжающийся должен нести на себе сию заботу со многим рассуждением, и о каждом иметь неусыпное попечение, как прилично чтобы делать ему свои распоряжения и приказания благоугодно Богу, и сообразно с способностей) и силою каждого к общей пользе. А подчиненные, соблюдая благочиние и зная собственную меру послушания, должны помнить Господа, Который говорит: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную» (Ин.10,27-28), и прежде всего сказал: «За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» (5), а также Апостола, который говорит: «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает», и по исчислении последствий сего присовокупляет: «Удаляйся от таких» (1Тим. 6, 3—5); и еще в другом месте: «Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» (1Сол.5,20-22). Почему, если что согласно заповеди Господней говорится, по заповеди исполняется, тому надобно повиноваться, хотя бы угрожало смертью; а если что против заповеди, или нарушает заповедь, то хотя бы Ангел с неба, или кто из Апостолов повелевал, хотя бы сопровождалось обетованием жизни или угрозою смерти, никак не должно повиноваться сему: потому что Апостол сказал: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1,8).
Вопросы о том, как обличать и наказывать согрешающих
Вопрос 3. Как надобно обращать грешника, или как обходиться с необращающимся?
Ответ. Как повелел нам Господь, сказав: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 15-17). Поэтому если случится последнее, «для такого довольно сего наказания от многих» (2Кор. 2, 6), потому что апостол написал: «обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4, 2); и еще: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его» (2Сол. 3, 14).
Вопрос 4. Если кто и за малые грехи не дает покоя братиям, говоря: «вы должны покаяться», то ужели он не милосерд и расторгает любовь?
Ответ. Поелику Господь подтвердил, что «ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». (Мф.5,18), и решительно сказал: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф.12, 36): то ничего не должно презирать, как маловажного. Ибо сказано: «Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе» (Притч. 13,13). Притом, какой грех осмелится кто-нибудь назвать маловажным, когда Апостол утвердительно сказал, что «преступлением закона бесчестишь Бога» (Римл.2,23)? Если же «жало смерти—грех» (1Кор. 15, 56), не тот или другой, но без разграничения всякий грех, то немилосерд тот, кто умалчивает, а не тот, кто обличает, как немилосерд тот, кто в угрызенном ядовитым животным оставляет яд, а не тот, кто извлекает его. Он же и любовь расторгает, потому что написано: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч.13, 24).
Вопрос 72. Если кто в братстве во время вкушения пищи ведет себя нескромно, ест или пьет с некоторою жадностью: должно ли обличать его?
Ответ. Таковой не соблюдает заповеди Апостола, сказавшего: «едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор. 10, 31), и еще: «только всё должно быть благопристойно и чинно» (1Кор. 14, 40); имеет нужду и в исправлении, если только не вынудила его к тому какая либо необходимость труда или поспешности. Впрочем, и тогда надобно тщательно соблюдать непреткновенность.
Вопрос 73. Как надобно исправлять того, кто обличает согрешающего не из желания исправить брата, но по страсти отмстить за себя, и после многократных увещаний остается в том же недуге?
Ответ. Такового должно признать самолюбивым, властолюбивым и объявить ему способ исправления по науке благочестия. Если же остается он во грехе; то известен суд на нераскаянных.
Вопрос 81. Равно ли надобно наказывать благоговейных и холодных, если те и другие оказываются впадшими в один и тот же грех?
Ответ. Если вникнем в расположение согрешающего и род греха; то узнаем и род наказания. Ибо хотя, по видимому, грех холодного и благоговейного один и тот же, но между ними большая разность. Ибо благоговейный, как благоговейный, беспокоится о благоугождении Богу, и вместе подвизается в этом; и если поползнулся и пал, то по какому либо обстоятельству и почти как бы невольно; холодный же, как самое имя показывает, ни мало не думая ни о себе, ни о Боге, и не поставляя никакого различия между тем, чтобы грешить и быть исправным, болезнует тем, что самое главное и важное в зле, то есть, или пренебрежением Бога, или неверием в бытие Божие. Ибо эти две причины греха существуют в душе, как свидетельствует Писание, говоря в одном месте: «Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его» (Пс.35, 2); а в другом: «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога. Они развратились, совершили гнусные дела» (Пс.13, 1). Посему или пренебрег он Бога, и потому согрешает; или отвергает он бытие Божие, и потому растлевается в начинаниях, хотя, по видимому, и исповедует Бога, ибо «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит. 1, 16). А если так, то, полагаю, и род наказания для подобных людей должен быть различный. Ибо благоговейный имеет нужду как бы в частном только пособии, и должен подпасть наказанию за одно то дело, в котором погрешил; а холодный, растливший в себе вообще всю душевную красоту и зараженный более общими из зол, или как презритель, по сказанному мною выше, или как неверующий, должен быть и оплакиваем и вразумляем и наказываем, пока не будет в состоянии несомненно убедиться, или в том, что Бог есть Судия праведный, и убоится, или в том, что вообще есть Бог, и ужаснется. Но надобно знать еще и то, что недостатки в благоговейных бывают нередко и по смотрению Божию к их пользе, когда Бог попускает иногда им поползнуться для уврачевания от предшествовавшего превозношения, как, например, то, что сказано Петром, и что случилось с ним.
Вопрос 83. Если кто, успевая во многом, в одном только погрешит; то как обходиться с ним?
Ответ. Как Господь поступил с Петром.
Вопрос 99. Налагающему наказание с каким расположением надобно делать сие?
Ответ. В отношении к Богу с расположением, какого достиг Давид, сказавший: «Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего» (Псал.118,158); а в отношении к наказываемому с расположением, какое принял бы отец и врач, с состраданием и сердоболием искусно врачующий своего сына, особливо, когда присоединяется скорбь и тяжел способ врачеванья.
Вопрос 103. Научены уже мы тому, что старшим себя надобно повиноваться до смерти. Но поелику случается и самому старшему в чем-нибудь поползнуться; то просим научить нас, должны ли мы и его обличать? и как? и кто из нас обязан к сему? и что надобно делать, если не примет он обличений?
Ответ. Об этом ясно сказано в пространном ответе.
Вопрос 106. Какие наказания должны употреблять в братстве для обращения согрешающих?
Ответ. По усмотрению настоятелей должны быть определяемы время и род наказания, сообразно с телесным возрастом, душевным состоянием и различием греха.