Как, чем и что очищает и исцеляет русская баня?

«Душистый пар не только тело, но и душу лечит; Баня любую болезнь из тела гонит; Вылечился Ваня — помогла ему баня.»

– русские народные пословицы.

Как-то раз я парил своего соседа по даче. Справедливости ради нужно сказать, что я его не часто приглашаю в баню. Но не потому, что не хочу, а потому, что у меня много друзей и знакомых, которых я парю, и просто нет возможности кого­-то одного парить часто. На этот раз у нас с ним выдалась замечательная баня, было отличное настроение, размеренно текла «банная беседа». После второго захода я ему говорю: ну вот, теперь ты должен лечь и принять «шавасану», поле­жать минут пять в безмолвии и в безмыслии. Иными слова­ми, ты должен быть в абсолютно медитативном состоянии. Он ложится на топчан, закрывает глаза, блаженно улыбается, и я вижу, что он засыпает. «Ну ладно, — думаю, — пусть по­спит». Проходит минут пять, я его осторожно бужу, и спра­шиваю: «Ну как ты»? Он открывает глаза, выдерживает дли­тельную паузу, и медленно-медленно шепчет: «Я нахожусь в абсолютно вегетативном состоянии». После этого мы с ним дружно ржём над каламбуром и садимся пить чай.

В другой раз к нам в гости приехали индусы, которые за­нимаются Джаганнатха-терапией. Джаганнатх – этим име­нем обращаются к Повелителю Вселенной в ведической те­ологии. В общем они оказались настоящими мастерами йоги. Что они вытворяли со своим телом трудно описать! И массаж они делали просто классно и неповторимо. Хотя, массажом это трудно назвать, потому что кроме массажа они и по ка­налам проходили, и на всякие точки тела воздействовали, и растягивали, и кололи, и били тело, и тыкали в него какими­-то деревяшками. Я называл их комнату «пыточной камерой». Однако после такого массажа в теле происходили чудеса. Они ставили на ноги совсем больных и обездвиженных лю­дей за один сеанс.

Но я не об этом хочу рассказать. Это я говорю лишь для того, чтобы было понятно, о ком идет речь. Один из индусов первый раз приехал в Россию и почти ничего не понимал по­русски. А я практически ничего не понимаю по-английски и не говорю по-английски, за исключением нескольких слов. По хинди я тоже никак! И вот я предложил этому индусу схо­дить в парную. Затопил баню, привел его, показал и немного через переводчика рассказал в самых общих чертах о бане. Он так странно смотрел на меня, на печку и говорил: «почти как у нас летом во Вриндаване. Там летом бывает до 60 гра­дусов. Но зачем делать так жарко? Я не люблю жару». Одна­ко он согласился попробовать.

И тут переводчику срочно понадобилось уехать. Я пря­мо расстроился. «Ну, — думаю, — как же я ему буду все объяснять-то?» Я всегда рассказываю тому, кого парю, что я делаю. И всегда стараюсь передать образ своих действий, чтобы человек вместе со мной помогал сам себе. Это очень способствует парению. Да и вообще, он же первый раз в бане, ему вообще все надо рассказывать! Но делать нечего, обяза­тельства взяты, баня готова, человек ждёт, надо действовать. И я принимаю решение все равно все ему рассказывать, по­скольку знаю, что если я строю в своем сознании четкий об­раз, то другой человек может считать этот образ, если нахо­дится в чистом состоянии сознания. Надо здесь отметить, что не все, кого я парил, даже при детальном рассказе о моих дей­ствиях, понимали, что я делаю. Вернее, они не верили в то, что это работает, а значит, они не видели того, что я делаю. И вот, я начинаю индуса парить, и рассказываю, рассказываю. Говорю ему: «расслабься, полный релакс, помогай мне. Смо­три, что я делаю. Вот я жаром расслабляю твое тело, вот пар входит в твое тело. Ты доложен делать то-то и то-то. А вот так я вытягиваю недуги и напряжения из твоего тела. А вот сейчас я выдергиваю, а вот сейчас растягиваю напряжения в твоем теле и выбрасываю их». И вдруг я начинаю чувство­вать, как он подхватывает на тонком плане мои действия. Я понимаю, что он видит, что я с ним делаю. Останавливаюсь, и спрашиваю: «ты понимаешь, что я делаю?» Он так хитро смотрит на меня, и говорит: «ай си!» Ну молодец, и всё тут! Я начал продыхивать, прогуживать, начал покряхтывать, по­станывать, стал призывать его также подключиться к этому звуковому процессу, стал говорить ему, чтобы он не сдержи­вался. И он тут же включился, стал звучать на все лады, ино­гда даже вскрикивая при этом. У нас с ним наладился такой контакт, которого я ещё ни с кем не мог ни разу установить даже при отсутствии языкового барьера! Мы просто слились с ним в одно целое. Начинаю выколачивать из него напря­жения, начинаю выбивать – и он это делает вместе со мной, раскрывая все свое тело! Мы вместе с ним уже почти кричим в унисон от радости. А уж когда я стал сбрасывать с него на­пряжения, баня просто заходила ходуном. Я кричал: Ха-ррр­а-шо! А он кричал: Ха-ррр-и-бол! В полном удовлетворении я завершал последний пар, заглаживал его легчайшее, как пушинка, тело. Оно стало таким по всем моим ощущениям. Потом мы с ним обнялись как братья, и пошли в речку на омовение и купание.

А еще как-то раз я парил своего нового знакомого, мо­лодого человека, которому слегка перевалило за тридцать, к которому я отношусь теперь как к своему сыну. Как обычно, перед заходом в парилку веду с ним душевную беседу, уста­навливаю душевный контакт, помогаю очистить ему созна­ние, переключить на банный лад. Вижу, что его что-то силь­но беспокоит. Говорю: «рассказывай, не бойся, что там такое, может быть, мы уберем это в парилке». Все он не рассказал, видно сильная боль за этим стояла, но мы добрались с ним до общего названия проблемы – обида. «Ну, вот, — говорю, — давай с этой обидой, и поработаем в парилке. Ты опишешь эту обиду, даже можешь мне не говорить подробности, но важно найти, где эта обида в тебе зацепилась. И я попробую её вытащить из тебя. А ты мне помогай». Он согласился. На­чинаю его парить. Вижу, что тёмная плотность прямо сидит на его спине. Спрашиваю: «где у тебя эта обида скопилась?» «Где-то на шее», – говорит. Начинаю работать с этой плотно­стью разными способами. Ему же говорю, выговаривай всю свою обиду, выпускай и расставайся с нею, выкидывай её из своего сознания. Слышу, начал бормотать. Вижу – плотность начала уходить. Поддаю пару и гоню её уже нещадно. Гово­рю ему: «если хочется — кричи». Как он закричит вдруг, я сам чуть не напугался. В общем, справились мы с ним вместе с его обидой. Прошибло его прямо до слёз. Что уж там он сам делал, не знаю. Но в конце он сказал: «много лет мучила меня эта проблема, и вот наконец-то отпустила. Мне так легко и радостно! Вот так баня! Как же это она делает»?

Что же происходит в бане? Попробуем немного в этом разобраться.

В бане человека очищают, лечат и исцеляют четыре ос­новные стихии материального мира, или, как их еще называ­ют, божественные энергии, или энергии самого Бога: огонь, вода, земля и воздух. В ведической науке их еще называют первоэлементами, из которых сотворен материальный мир. Правда, есть еще один первоэлемент, который называется эфир, он идет первым в ряду всех первоэлементов. Одной из форм эфира является звук, а его характеристика – звучность, звуконосность. Поскольку звук есть некая вибрация, то мож­но добавить еще и такую характеристику эфира, как вибра­ция или колебания. Этой стихией также можно пользоваться в бане. По сути, все остальные стихии: огонь, вода, земля и воздух, содержат внутри себя стихию эфира, то есть некие вибрации, и эфир используется вместе с этими стихиями, хотя им можно пользоваться и отдельно.

Огонь присутствует в печке бани, он нагревает камни в каменке, воздух в парилке, воду в баке и стены бани. Это все превращается в жар, который действует на нас через воздух в бане. Жар содержит в себе как сам горячий воздух, так и из­лучения тепла от камней, от нагретых стен и нагретой воды в баке. Эти излучения очень благоприятны для человека. Огонь дает полный спектр излучения, он содержит и очень жесткие излучения, и очень мягкие, но жесткие излучения превалиру­ют. Для парения требуются именно мягкие излучения, можно сказать, вторичные излучения, которые исходят от нагретых камней, воды и дерева.

Водой мы смачиваем и ополаскиваем веники, а также омываемся после парилки. Кроме того, поливая раскаленные камни, мы получаем пар, который нас парит. Таким образом, вода нас омывает, а соединяясь с огнем в виде жара в камнях, образует пар, который витает в воздухе.

Земля присутствует в виде камней и деревянных стен, а дерево, как мы знаем, вырастает из земли.

Необходимо отметить, что в бане по-черному, ко всему добавляется предварительное прямое воздействие на про­странство бани огня и дыма, содержащего продукты сгорания деревянных дров со смолами, дегтем и другими веществами, а также осевшая на стенах после сжигания дров сажа. Пря­мой огонь и дым выжигают и вычищают пространство бани идеальным способом, а сажа на стенах поддерживает полу­ченную чистоту. После топки бани по-черному в ней уста­навливается абсолютная стерильная чистота, которую невоз­можно достичь ни в какой операционной палате. Там не то, что нет вирусов и болезнетворных микробов, там не удержи­ваются никакие тонкоматериальные негативные вибрации и сущности. В этом кроется секрет мощного воздействия бани по-черному.

Все материальные стихии имеют свойство очищать чело­веческое тело при правильном их применении. Огонь сжига­ет и выжигает грязь, вода смывает грязь, воздух уносит грязь через движение, земля вбирает в себя грязь.

Баня позволяет убрать с тела накопившуюся грязь, выде­ляемую из тела через поры в виде пота, а также ороговевшие и омертвевшие кусочки кожи. Также баня позволяет убрать грязь с тела, которая оседает на теле из воздуха и от сопри­косновения с разными предметами и землей. Горячий воздух и горячий водяной пар заставляют тело интенсивно потеть, пар и влага пота размягчают грязь на теле, и она легко удаля­ется с тела даже просто водой, которой мы омываемся после парилки. Пот, который выделяется из тела в парилке, выно­сит на поверхность шлаки, которые накопились во внутрен­них органах. Так устроено человеческое тело, что при его нагреве оно начинает потеть, чтобы охлаждаться. При этом все внутренние органы начинают интенсивно выбрасывать накопленные шлаки, которые выходят на поверхность вместе с потом. Нагрузка на работу внутренних органов при этом сильно возрастает, что необходимо учитывать при регулиро­вании температуры и времени нахождения в парилке. Таким образом, баня помогает очистить поверхность тела от нако­пившейся грязи, а также освободится от физической грязи (шлаков), накопившейся во внутренних органах в процессе их жизнедеятельности. Поэтому после бани человек всегда чувствует облегчение и получает от этого удовольствие. Сле­довательно, можно сказать, что человек ходит в баню еще и для того, чтобы получить удовольствие.

Важно отметить, что повышение температуры тела че­ловека в парилке действует на него примерно так же, как и повышение температуры тела при болезни. У человеческого тела поднимается температура для того, чтобы уничтожить инфекцию, убрать из тела эту «грязь». Наверняка многие из вас испытывали на себе лечебный эффект от того, что вы основательно пропотели в постели. Для пропотевания мно­гие специально пьют горячий чай с медом, с маслом, с по­тогонными ягодами и травами, чтобы потом лечь в постель и как следует пропотеть. Примерно такой же эффект происхо­дит в парилке, когда жар от огня и пар нагревают наше тело. Кроме того, горячий воздух с паром входит в наши легкие. Если мы больны – мы вылечиваемся, если мы собираемся за­болеть, то получаем мощную профилактику. Если раз в не­делю делать такую банную профилактику, то никакая зараза в виде болезни не пристанет к нашему телу. Это знали наши предки, и поэтому ходили в баню регулярно.

Свойства материальных стихий таковы, что они действу­ют не только на грубом физическом плане, но и на тонком. Современной науке и также древней науке о человеке извест­но, что кроме грубого физического тела у нас есть еще и тон­кое тело. Более того, у человека есть несколько тонких тел, однако я не буду здесь рассматривать различные тонкие тела. Для простоты изложения и понимания я объединяю все тон­кие тела в одно тонкое тело. Так вот, материальные стихии также очищают и исцеляют тонкое тело человека, поскольку сами стихии также имеют тонкий и грубый планы.

Здесь необходимо отметить, что грубое тело и тонкое тело человека неразрывно связаны между собой. Разъединить их может только так называемая смерть. Можно даже сказать, что тонкое тело связывает душу с грубым телом человека, а сам земной человек – это душа вместе с его тонким и гру­бым телом. Проблемы и болезни в грубом теле, как правило, имеют первопричину в тонком теле, они связаны причинно­следственными связями, поэтому корень таких проблем всег­да находится в тонком теле. Так, например, все напряжения в грубом теле начинаются от напряжений в тонком теле, гово­ря современным языком, от психологических проблем. Такие проблемы можно назвать внутренней грязью или нечистота­ми в сознании человека. Когда все тела человека чисты, в них нет никаких напряжений. Как говорится, если среда этих тел прозрачна, то и сам человек здоров, и в его теле не содер­жится болезненных плотностей. Напряжения и плотности в теле – признак и результат какой-то болезни. Напряжения и плотности в теле человека хранятся и поддерживаются за счет жизненных сил самого человека, они «съедают» его жизненные силы и не дают ему жить полноценной жизнью. Поэтому можно также сказать, что душа человека, облачен­ная в больные тонкое и грубое тела, содержащие напряжения и плотности, требует исцеления.

Возвращаемся к вопросу исцеления и очищения тонкого тела. Как же материальные стихии в бане воздействуют на тонкое тело человека?

Огонь и создаваемый им жар сначала расслабляет грубое тело, напряжения уходят, что приводит к расслаблению и снятию напряжений и в тонком теле, поскольку они связаны. Снятие напряжений может быть временным, а может быть и навсегда. Все зависит от того, как воспользоваться стихи­ей огня, трансформированной в жар и пар, а также стихиями эфира, воды и земли. Для этого существуют вполне опреде­ленные приемы. Но даже временное снятие напряжения дает сильный оздоровляющий эффект.

Вода кроме поверхностной грязи забирает на себя и смы­вает внутреннюю грязь из тонкого тела, она делает это на тонком информационном плане. О таких свойствах воды из­вестно издавна, да и современная наука уже выявила и до­казала, что вода является мощным носителем и собирателем информации с огромной емкостью, и что структурированная вода может исцелять и лечить многие недуги. Например, это может делать вода, структурированная молитвами или целеб­ными камнями.

Земля, также как и вода, вбирает в себя не только физиче­скую грязь, но и также может поглощать внутреннюю грязь из тонкого тела, очищая и оздоровляя его таким образом. Не­случайно в русском языке есть выражение «Матушка-земля». Неслучайно говорят о силе земли, которой она может наде­лить человека.

Воздух – это та стихия, которая вычищает, выветривает и уносит, особенно с жаром и с паром, накопленную в тонком и грубом теле грязь. Поэтому в парилке, кроме всего прочего, должна быть очень хорошая вентиляция, чтобы воздух мог беспрерывно циркулировать. Более того, очень желательно, чтобы в парилке было окно, открыв которое, можно было бы хорошенько проветривать парилку. Воздух с жаром и па­ром выносит из парилки не только запахи пота и физические эманации, но и негативные вибрации, исходящие из тонкого тела, то есть его грязные вибрации.

Древние науки утверждают, что существуют бестелесные сущности, которые могут подселяться в тонкие тела челове­ка. На Руси их называли чужими духами. Духи эти питают­ся внутренними жизненными силами человека и достигают своих корыстных целей, используя тело человека. Таким образом, они обессиливают самого человека и не дают ему достигать его целей. Приведу яркие примеры. Например, в пьянице живет дух, которому нужно наслаждаться винопи­тием и алкоголем. В курильщике живет дух, которому нуж­но наслаждаться табакокурением и никотином. В ловеласе живет дух, которому нужно наслаждаться сексом и женским телом. Парадокс состоит в том, что люди, в которых живут такие духи, отождествляют себя с этими духами и считают, что это они и есть и это нормальный образ жизни. Есть еще другое название таких чужих духов – одержимость (чужим духом). Также есть большое количество всевозможных духов и одержимостей, возможно гораздо менее выраженных, кото­рые мы зачастую не замечаем и считаем, что их присутствие в нас в порядке вещей и что это и есть мы сами. Впрочем, это самостоятельная тема, которую надо раскрывать отдельно. Здесь достаточно обозначить принцип существования таких болезней в тонком и грубом телах.

Так вот, баня, кроме всего прочего, очень способствует устранению таких болезней — чужих духов и последствий их пребывания в теле, поскольку они не могут долго нахо­диться в такой сильной очищающей среде. Если к тому же человек, который парится или парит, имеет видение и спо­собности изгонять таких духов, то очищение от чужого духа произойдет с высокой степенью вероятности либо временно, либо навсегда. Впрочем, это также отдельная тема, которую следует излагать в ином контексте. Тут есть смысл сказать, что даже временный исход чужого духа дает очень сильное облегчение, поэтому после бани многие люди чувствуют себя как «народившийся младенец», тело и сознание которого еще чистое и легкое, оно становится прозрачным, мягким, гиб­ким. Складывается ощущение, что «сто пудов», давивших на нас, свалилось с плеч.

Приведу уместную здесь выдержку из книги Велеслава Волха [21]: «На взаимодействии энергий огня и воды осно­ван и русский банный ритуал. Именно ритуал, потому что, у язычников, посещение бани было обрядом святого прича­стия. В бане человек сливался с божественными энергиями воды и огня, очищаясь от негативной энергии и впитывая в себя живительную силу огня. Именно русская баня с её влажным паром, наполненным ароматами пробуждающейся природы (от замоченных в воде веников), очищает, как счи­талось, не только тело, но и душу, пробуждает скрытые «ре­зервы организма». Посещение парной бани, при правильной организации этого обряда, может принести душе человека больше пользы, чем посещение церкви. В этом обряде про­является ведическое ощущение Бога.

Сейчас уже забыт обычай наших пращуров, предлагать любому гостю посетить баню, а потом заводить в дом. И дело здесь совсем не в желании сделать гостю приятное. В этом ритуале заложена забота о чистоте собственного жилища. Гость не должен занести в дом энергетику (собранную им по разным дорогам, в разных местах), которая может навредить хозяевам дома».

Нужно отметить, что огромное значение имеет знание о том, как с помощью материальных стихий активно очищат­сья и исцеляться. Ставлю акцент на слове «активно». Ведь в бане возможно как пассивное, так и активное очищение. Можно просто придти в баню, посидеть там, погреется, по­том принять омовение водой, и это будет замечательно, это даст свой оздоровительный эффект. Но это пассивный под­ход. Для максимального эффекта нужен активный подход, нужны вполне определенные действия того, кто парится или парит другого человека. После активного захода в парилку человек может получить такое облегчение, что станет лег­ким, как пушинка, и это дает ни с чем не сравнимое удоволь­ствие. Русская пословица говорит: «Банька — не нянька, а хоть кого ублажит»

Итак, парильщик в бане может активно использовать для очищения, исцеления и оздоровления человека материаль­ные стихии. И тут нужно понять: с помощью чего он это де­лает, чем он это делает, и как он это делает.

Обычно принято считать, что в русской бане парильщик парит вениками. И это действительно так. И в то же время это не так. Почему? Потому что веники он держит в руках. По сути, парильщик парит руками, а веники есть продолже­ние его рук. И нужно об этом постоянно помнить. Поэтому необходимо отчетливо понимать, что нужно делать париль­щику руками, а еще точнее, что нужно делать руками с телом другого человека, хотя руками он его может и не касаться. Без такого понимания эффект парения будет иным. Однако, необходимо добавить, что руки, в свою очередь, — это часть грубого тела, которое, в свою очередь, управляется тонким телом человека, которые вместе управляются душой. То есть, мы парим другого человека в первую очередь своей душой, потом своим тонким телом, содержащим наши эмоции, потом руками, и только потом вениками. А если быть еще точнее, то всем этим комплексом вместе. Когда говорят «от души», то всегда имеют в виду действие душой в первую очередь. И это тоже еще не все, потому что при этом мы используем для па­рения материальные стихии и их комбинации – эфир, огонь, жар, пар, воздух, воду, землю. Как их активно привлекать и использовать в парилке — это отдельная тема. Все это вместе взятое означает, что мы должны создавать четкий и ясный об­раз наших действий, удерживать этот образ и воплощать его в наших намерениях и движениях, как на тонком плане, так и на грубом телесном плане.

Возникает следующий правомерный вопрос – и чего же мы хотим достичь в результате парения? Что мы хотим сде­лать с человеком, которого парим? На одном из банных семи­наров я задал такой вопрос всем присутствующим, и получил ответы, которые можно свести к следующим:

• попарить человека (без разъяснения, что это такое)

• поколотить или похлестать веником

• сделать человеку приятное

• прогреть человека

• очистить человека

• полечить человека

• отблагодарить за то, что он меня попарил

• сделать так, как это принято в бане.

И это все верно. Однако следует подумать о более высо­кой и универсальной цели для человека. Ведь чем выше цель, тем сильнее эффект. Одна из таких высоких целей для каждо­го человека — быть счастливым, потому что любой человек стремится к этой цели. Поэтому лучше всего принять именно такую главную цель в бане для парильщика — сделать дру­гого человека счастливым. Вот только инструменты в бане нужно применить соответствующие, начиная от души и за­канчивая вениками, используя при этом все четыре матери­альные стихии. В связи с этим и поэтому очень важно, в каком состоянии парильщик парит другого человека. Потому что сделать дру­гого человека счастливым полноценно можно только тогда, когда мы относимся к нему с доброжеланием, с уважением, с любовью. В древней ведической традиции, например, принято счи­тать, что один человек делает счастливым другого, если бес­корыстно удовлетворяет его чистые (не противоречащие же­ланиям Бога) желания, то есть доставляет ему такое удовлет­ворение. Поскольку это не противоречит желаниям Бога, то тем самым удовлетворяется и сам Бог, удовлетворение кото­рого является самым главным служением в жизни человека. И этот процесс принято называть чистым служением. Такого человека, который выполняет такое служение, можно назвать Слугой в высоком понимании этого слова. Парильщик в бане должен быть в состоянии именно такого служения и в поло­жении именно такого Слуги, который в первую очередь дела­ет все возможное, чтобы сделать человека, которого он парит, счастливым.



[1]Вежа (др-рус) —этап или период жизни человека, в который он пере­ходит с возрастом, накопив определенные знания и качества. Толковый словарь Даля дает следующее определение слова «вежественный»: знаю­щий, сведущий; ученый, образованный.

Наши рекомендации