Глава о вакуфном имуществе (уакф)
3558. Что такое уакф – в арабском языке – это задержка. В шариате – это когда владелец предмета (полезными плодами которого можно пользоваться так, что сам предмет остается) запрещает совершать различные финансовые сделки и договора относительно самого этого предмета (запрет продавать, дарить, переходить по наследству…), но отдает его полезные плоды на пути добра, желая при этом Лика Аллаха.
3559. Об узаконенности уакфа – он узаконен хадисами и отсутствием разногласия среди сподвижников.
3560. Когда уакф становится действительным и обязательным так, что человек уже не может вернуться от своего решения – если он возьмет на это намерение и выскажет это словом, даже если еще не передал сам предмет.
3561. Может ли имущество быть переданным в качестве уакфа лишь действием, без заявления этого словом – да, если это принято в обычаях людей (как если человек открыл участок земли и позволил хоронить на нем мусульман, или построил мечеть, затем открыл ее двери для людей).
3562. Какими словами заключается договор уакфа – уакф, хабс, тасбиль. Или же словами, которые указывают на этот смысл.
3563. Считается ли имущество переданным в уакф лишь передачей, или необходимо принятие от того, кому оставляют уакф – если уакф оставлен на большое количество людей, то нет, если же какому-то конкретному человеку, то необходимо принятие (то есть имущество уакфа насильно к тебе не переходит, в отличие, например от наследства). Принятие уакфа не требует мажлиса, оно может быть произведено сиюминутно, но может быть и отложено. Уакф может быть принят, как словом, так и действием (начал пользоваться уакфом). Ты можешь также вернуть его после того, как принял. При этом, если ты отказался от уакфа, или принял его, но затем вернул, то от этого постановление уакфа не аннулируется, но переходит к следующему по списку.
3564. Удаляется ли право владения от того, кто передал определенное имущество в качестве уакфа, или он остается владельцем – удаляется.
3565. Становится ли владельцем имущества тот, кому это имущество передали в качестве уакфа – нет, но это становится владением Аллаха так, что к нему не привязано больше ничье владение.
3566. Может ли движимое имущество (животное, авто, оружие...) быть переданным в качестве уакфа – да, так же, как и недвижимое.
3567. Можно ли оставлять в качестве уакфа имущество, доля которого известна, но оно на практике не разделено – да.
3568. Можно ли в качестве уакфа оставлять украшение для ношения – да (т.е. каждая из обозначенных женщин берет украшение в нужные ей дни (как свадьба, или праздники, или события и т.п.). Или же украшение остается одной женщине, затем после ее смерти переходит другой по списку и т.д.
3569. Действителен ли уакф таких предметов, которые исчезают в процессе использования (деньги, еда, питье, свечи и т.п.) – в основе нет. Что же касается денег, то их можно оставить в уакф, как то, что нуждающиеся будут брать их в долг, затем возвращать.
3570. Можно ли в качестве уакфа оставлять собаку – да.
3571. Можно ли в качестве уакфа оставлять рабыню статуса умм уль-уаляд – да.
3572. Можно ли в качестве уакфа оставить нечто не конкретное (напр. один из этих участков) – да, но потом оставляющий уакф должен определить какой-то конкретно участок.
3573. Является ли условием действительности уакфа то, чтобы он был направлен на пути добра (что-то желательное или обязательное) – да.
3574. Может ли мусульманин оставить уакф на кого-нибудь из зиммиев (иудеев и христиан, живущих в стране Ислама) – может, если уакф будет отдан на кого-либо конкретного из них, но так, чтобы неверие не было условием заслуживания уакфа. Что же касается уакфа на их церкви или синагоги и т.п., то это запрещено и незаконно.
3575. Является ли действительным уакф зиммиев (иудеев и христиан, живущих в стране Ислама) – да, с теми же условиями, что в прошлом вопросе. Если же они оставят уакф между собой, не обращаясь к суду шариата, то шариатский судья не вмешивается в это.
3576. Может ли мусульманин оставить уакф на кого-нибудь из харбиев (иудеев и христиан, живущих в стране неверия) – нет, так же, как не может оставить на муртадда (вероотступника).
3577. Можно ли оставить уакф только богатым, или на что-либо не обязательное и не желательное (мубах) – нет, и такой уакф является недействительным. Если же уакф остается богатым не из-за их описания богатством, а из-за какого-либо иного описания (муджахид, родственник и т.п.), то это разрешено.
3578. На какие направления может быть направлен уакф – на что-либо обязательное или желательное.
3579. Действителен ли уакф, оставленный на самого себя, и есть ли в этом польза на практике – да действителен. Пример этому: это помещение уакф на меня, а затем на бедняков после моей смерти. Это разрешено, и польза этого в том, что не каждый может отказаться от владения чем-либо при жизни, но хочет, чтобы от этого предмета шла ему награда и после его смерти.
3580. Является ли разрешенным передавать что-либо в уакф, но при этом обусловливать, что сам я тоже буду пользоваться им – да.
3581. Разъяснение того, что в обычном уакфе все права на пользование предметом переходят к тому, кто получает уакф – кроме как, если человек обусловит, что он тоже может пользоваться этим уакфом. Также, если он оставил уакф на конкретную категорию людей (мусульманам, беднякам и т.п.), то может пользоваться этим, если подпадает под эту категорию.
3582. Если человек оставил что-либо в качестве уакфа беднякам, а затем сам стал бедняком, может ли он пользоваться этим уакфом – да.
3583. Действителен ли уакф, оставленный кому-либо неназванному (мужчине, женщине и т.п.)– нет, но если он разъяснит, кого конкретно он имеет в виду, то это действительно.
3584. Действителен ли уакф, оставленный рабу или рабыне статуса умм уль-уаляд – да, кроме как, если известно, что этот уакф заберет себе хозяин раба или рабыни.
3585. Действителен ли уакф, оставленный плоду в животе матери – если человек имеет в виду условие: этот уакф этому плоду (т.е. если он родится живым), то это действительно, а иначе нет.
3586. Действителен ли уакф, оставленный животному – да, в том смысле, что хозяин животного будет использовать этот уакф на нужды животного.
3587. Действителен ли уакф, подвешенный под условие (отдаю этот участок на уакф, если выздоровеет мой отец) – да.
3588. Действителен ли уакф, если человек ставит условие - я могу продать уакф, или подарить его, или отказаться от уакфа в любой момент – нет.
3589. Действителен ли уакф, если человек ставит условие - я беру время подумать, и могу отказаться от своего решения и вернуть уакф обратно – нет.
3590. Какого постановление уакфа с оборванным началом (сначала уакф на мавзолей, а потом беднякам) – он действителен, и уакф сразу переходит на второго участника по списку. Если же уакф был оставлен только на что-либо запретное или недействительное, и не указано второго по списку, то этот уакф недействителен. Если же он уже вступил в силу когда-то давно, то его необходимо продать и пустить деньги на общественные нужды мусульман.
3591. Какого постановление уакфа с оборванным концом (уакф на потомство такого-то, а затем это потомство прекратило существование) – этот уакф действителен. Если же его конец оборвется, то необходимо перенаправить этот уакф на такое направление, которое похоже на первое, оборвавшееся направление. Если же такого направления нет, то бедным родственникам оставившего уакф. Если же и таких нет, то на другое направление, которое приносит наибольшую награду оставившему уакф.
3592. Как поступить, если у оставившего уакф нет родственников, которым можно было этот уакф передать при обрыве его конца – тогда на другое направление, которое приносит наибольшую награду оставившему уакф.
3593. Какого постановление уакфа с неизвестным началом (это помещение - уакф ради Аллаха, а кому конкретно не указано) – уакф действителен, и направляется на бедных родственников оставившего уакф, либо на такое направление, которое приносит больше награды оставившему уакф.
3594. Действителен ли уакф, который ограничен временем (это помещение - уакф на год) – это не называется уакфом, но это передача предмета на временное безвозмездное пользование. Если же человек назвал это уакфом, подразумевая садака, или временное пользование, то это действительно, но на это не распространяются постановления уакфа.
3595. Если в качестве уакфа была оставлена рабыня, то может ли оставивший или принявший уакф, совершать с ней половой акт – нет. Если же принявший уакф все же совершил с ней половой акт, то шариатское наказание над ним не производится, он не выплачивает ей махр, если родится ребенок, то он свободен (а не раб), но он должен купить вместо этого ребенка раба. Если же половой акт совершил тот, кто оставил уакф, то над ним не производится шариатского наказания, ребенок свободен, он должен заплатить махр за половой акт и передать его тому, кто принял уакф, и должен выплатить вместо этого ребенка сумму, как если бы он был рабом, и отдать ее также тому, кто принял уакф.
3596. Можно ли выдать замуж рабыню, оставленную в качестве уакфа – нет, кроме как, если она потребует сама.
3597. Кто является опекуном (уали) рабыни, оставленной в уакф, если ее выдают замуж – судья. При этом, махр передается тому, кто получил этот уакф.
3598. Кому принадлежит ребенок (или плод), родившийся у рабыни (или животного), которая оставлена в качестве уакфа – если рабыня (или животное) было передано в уакф в состоянии беременности, то этот ребенок (или плод) также становится уакфом. Если же это было передано не в состоянии беременности, то родившийся ребенок (или плод), становится владением того, кому был передан уакф.
3599. Если раб (или животное), оставленный в качестве уакфа, совершил преступление, то кто платит за него штраф – если он совершил преступление, за которое его должны казнить или нанести возмездное увечье (кысас), то все это совершается с ним. В первом случае уакф аннулируется, а во втором случае, этот раб остается уакфом со своим недостатком (увечьем). Если же он совершил преступление, которое влечет за собой выплату штрафа, то если это преступление было умышленным, то раб должен работать, пока не отработает свой штраф. Если же преступление было по ошибке, за него расплачивается казна.
3600. Если относительно раба, оставленного в качестве уакфа, совершили преступление, то кто получает за него штраф – если этого раба убили, то тот, кто пользуется этим рабом в качестве уакфа, должен перенять деньги за этого раба и купить на эти деньги нового раба и сделать его уакфом от имени первого уакифа. Если же преступление меньшее, чем убийство, то штраф за раба забирает в свое владение тот, кто пользуется этим рабом в качестве уакфа.
3601. Выплачивает ли закят с уакфа тот, кто пользуется этим уакфом – если уакф передан конкретным лицам (по имени, фамилии), то они должны выплачивать закят каждый со своей доли. Это если уакф приносит результаты, с которых выплачивается закят (как плоды деревьев или урожай земельного участка и т.п.). Если же человек пользуется уакфом, но в свое владение забирает то, с чего не выплачивается закят, то закят он не выплачивает (например, уакфом являются животные, и человек берет от них молоко, шерсть и т.п.).
3602. Кто обеспечивает и содержит уакф – тот, на кого указал оставивший уакф. Если он указал на то, что будет обеспечивать и содержать уакф самостоятельно, то так. Если не указал, то уакф содержит сам себя (напр. продают часть плодов деревьев уакфа и на эти деньги покупают все необходимое для содержания этих деревьев – воды, удобрения и т.п.). Если же всего этого так же не указано, или уакф не может содержать сам себя, то его содержит казна.
3603. Кто управляет уакфом и присматривает за ним - тот, на кого указал оставивший уакф. При этом, он может назначить самого себя, или кого-либо иного. Если же тот, на кого указали, скончался, или больше не способен присматривать за уакфом, то присматривающий назначается правителем.
3604. Кто определяет то, в какое направление будет передан уакф – тот, кто его оставил.
3605. Кто пользуется уакфом, если человек сказал - этот уакф на пути Аллаха (фи сабилиЛлях) – если уакиф живой, то нужно спросить его, что он имеет в виду под "путем Аллаха". Если нет, то это фраза рассматривается в свете их обычаев.
3606. Кто пользуется уакфом, если человек сказал - этот уакф на моих детей, и входит ли в понятие дети - плод в животе матери – если жив тот, кто оставил уакф, то спрашивают его, кого он имел в виду под своими детьми (т.е. имел ли он в виду только прямых детей, или имел в виду также и внуков). Если же он уже скончался, то если есть косвенные доводы на то, что он имел в виду, то поступают согласно им. Если и этого нет, тогда возвращаются к обычаям людей этой местности. Что касается плода, то он входит в понятие "дети", но получает от уакфа только то, что появилось из результатов после его рождения.
3607. Входят ли внуки со стороны дочери в уакф, если человек сказал - этот уакф на детей моих детей – если он жив, то его спрашивают об этом. Если его уже нет, то это дело возвращается к обычаям. Если же и обычая нет, то внуки со стороны дочери входят в этот уакф.
3608. Действителен ли уакф, оставленный только на сыновей, или только на дочерей, или на некоторых из детей, кроме других – нет.
3609. Как поступать, если не ясно, что имел в виду оставивший уакф, - возвращать ли это к его языку, или языку шариата, или к языку обычаев - к языку его обычаев.
3610. Действителен ли уакф, оставленный в предсмертной болезни – действителен, если он не превышает трети имущества. Если же превышает, то он действителен только в рамках трети, а остальное приостанавливается на согласии наследников.
3611. Как поступать с уакфом, если он перестал приносить пользу – его нужно продать и купить другой уакф, похожий по деятельности на старый, и оставить его от имени первого уакифа.
3612. Можно ли поменять условия уакфа или его направление, если это выгодно самому же оставившему уакф – можно, если уакф направлен на общие направления (беднякам, муджахидам, требующим знание и т.п.). Если же он направлен на конкретные личности, то нельзя, кроме как с разрешения того, кому передан уакф.
3613. Действителен ли уакф того, у кого есть долги – если уакф был отдан тогда, когда у человека были долги, время погашения которых наступило, и он не способен их погасить, то этот уакф недействителен. Его нужно продать (или часть его) и погасить на эти деньги долги. Если же у него долги, время погашения которых еще не пришло, и он предполагал наверняка, что сможет расплатиться с этим долгами, то его уакф действителен. Если же долги появились уже после уакфа, то уакф также действителен и неприкасаем.
3614. Как поступать, если кто-либо погубил вакуфное имущество – тот, кто его погубил, должен купить новый уакф и оставить его от имени первого уакифа.