Глава о достоинстве хаджа и о том, кому он предписан
2014. О достоинстве хаджа – относительно этого пришло множество контекстов.
2015. Каково постановление совершения хаджа– личностная обязанность один раз в жизни для каждого способного на его совершение.
2016. Каково постановление совершения умры – желательно.
2017. Каково постановление совершения умры жителям Мекки – узаконено, но для входа в ихрам им необходимо выйти за запретную территорию Мекки (в отличие от того, кто хочет совершить хадж).
2018. Узаконено ли совершение умры более одного раза в год – наилучшее в этом то, чтобы человек совершил лишь одну умру за одну поездку в Мекку. Также узаконено, если человек будет совершать умру раз в месяц или даже раз в десять дней или даже меньше этого, но необходимо, чтобы между двумя умрами у человека успели отрасти волосы настолько, чтобы ему было что брить при окончании умры.
2019. Те, кто считает умру обязательной раз в жизни, - считают ли достаточной умру, совершаемой с хаджем – да, с разногласием относительно умры, совершенной вместе с хаджем киран.
2020. Может ли тот, кто способен совершить хадж, отложить его, или должен совершить его срочно в этом году – срочно.
2021. Каковы условия обязательности хаджа – а) Ислам б) разум в) совершеннолетие г) свобода д) способность. Первые два условия – без них хадж необязателен и не действителен. Третье условие – условие обязательности и засчитанности (но не условие действительности). Четвертое и пятое условия – условия обязательности, но не действительности и не засчитанности.
2022. Что значит - способность совершения хаджа – способность каждого человека меняется в зависимости от возможностей этого человека. В основе человек должен обладать средством передвижения, способностью (здоровьем) на передвижение и совершение обрядов, и также провизией (для себя и семьи, которая осталась дома). Но, может быть так, что человек не нуждается в средстве передвижения, т.к. может идти пешком. Может также не нуждаться в провизии, т.к. может получить ее по дороге (как заработать торговлей или ремеслом и т.п.).
2023. Что значит провизия, которой должен обладать человек для того, чтобы быть способным на совершение хаджа – это достаточное количество еды, питья и одежды для человека на путь туда-обратно, а также на его семью, пока они будут жить без него.
2024. Каково постановление человека, который имеет провизию, но на нем долг – не обязан совершать хадж, если после этого долга не остается достаточного количества денег для совершения хаджа.
2025. Обязан ли человек продать недвижимость для того, чтобы стать способным совершить хадж – если он не нуждается в этой недвижимости (не живет в ней, не сдает ее в аренду и т.п.), то обязан ее продать, а иначе нет.
2026. Считается ли человек способным на совершение хаджа, если дорога к хаджу небезопасна – нет.
2027. Считается ли человек способным на совершение хаджа, если он может доехать до Мекки, но время хаджа уже выйдет – нет.
2028. Каково постановление хаджа, совершаемого ребенком – он действителен, но после достижения совершеннолетия он обязан совершить хадж Ислама.
2029. Каким образом ребенок вступает в ихрам и совершает обряды хаджа – если он достиг возраста различения, то берет намерение на ихрам самостоятельно, а иначе это намерение за него берет опекун. Родители обязаны остерегать его от совершения проступков ихрама, и если он совершит какой-либо из этих проступков, то обязанность искупительных действий ложится на опекуна. Что касается действий хаджа, то ребенок совершает самостоятельно все, что способен совершить, а иначе эти обряды за него совершает опекун.
2030. Может ли человек нанять кого-либо для совершения хаджа вместо себя, по причине того, что сам не способен на его совершение – тот, кто обладает имущественной способностью, но не обладает способностью физической так, что эта физическая неспособность не уйдет, он обязан нанять вместо себя кого-либо.
2031. Если за неспособного совершили хадж, а затем он все-таки стал способным на его совершение – он не обязан совершать хадж.
2032. Имеет ли право тот, кто способен совершить хадж самостоятельно, нанять кого-либо, для совершения хаджа вместо него – нет, ни для обязательно, ни для добровольного хаджа.
2033. Можно ли нанять для совершения хаджа вместо себя кого-либо, если человек болен, но его болезнь излечима – нет.
2034. Может ли слепой или инвалид нанять человека, который совершит за них хадж – да, если нет никого, кто помог бы ему совершить хадж так, чтобы его совершение не принесло ему особое затруднение.
2035. Может ли мужчина совершать хадж за женщину, и наоборот женщина за мужчину – да.
2036. Каково постановление того, кто скончался, и на нем осталась обязанность совершения хаджа – за него обязательно совершить хадж из его имущества, до деления наследства и до выполнения завещания.
2037. Можно ли совершить за умершего добровольный хадж – да, даже если он не оставил завещания об этом.
2038. Если человек нанял кого-либо для совершения хаджа за него, где вступает в ихрам нанятый - в микате своей страны или страны нанявшего – в микате своей страны.
2039. Если ребенок совершил хадж, спадает ли с него ответственность совершения обязательного хаджа раз в жизни – нет.
2040. Если человек совершил хадж, будучи рабом, спадает ли с него ответственность совершения обязательного хаджа раз в жизни – да.
2041. Если ребенок стал взрослым, а раб свободным прямо в дни совершения хаджа – если это произошло до упущения времени стояния на горе Арафат, то может быть одна из двух ситуаций – а) если эти двое еще не были в ихраме, то входят в ихрам, затем совершают хадж, и он действителен и засчитан без разногласий б) если эти двое уже были в ихраме, то лучше им войти в ихрам заново и совершить хадж. Но даже если они продолжат хадж без обновления ихрама, то этот хадж засчитывается у обоих по более верному мнению. Если же это произошло так, что время Арафата уже упущено, то хадж раба действителен и засчитан, а хадж ребенка действителен, но не засчитан.
2042. Является ли наличие махрама условием обязательности хаджа для женщины – да.
2043. Кто считается махрамом – муж, или тот, кто не может жениться на этой женщине никогда по причине родственной связи, или кормления грудью, или по причине брака (но причина взаимного проклятия не берется в расчет в данном случае).
2044. Обязан ли махрам отправиться в хадж с женщиной, если она оплачивает ему путь – нет.
2045. Является ли раб махрамом для своей госпожи – в основе нет, но если ей больше не с кем отправиться в хадж и раб считается надежным и религиозным, то нет ничего страшного, если она отправиться с ним в путь.
2046. Является ли условием махрама, чтобы он был разумным и совершеннолетним – в основе да, но если ребенок почти достиг совершеннолетия и отличается тем, что способен защитить женщину в разных случаях, то некоторые из ученых разрешают отправляться с ним в путь.
2047. Является ли условием махрама, чтобы он был мусульманином – нет, если неверующий надежный.
2048. Кто оплачивает дорогу махраму, если он согласен помочь женщине и отправиться с ней в путь – женщина.
2049. Может ли мужчина запретить своей жене совершить хадж Ислама, совершаемый раз в жизни – нет.
2050. Может ли мужчина запретить своей жене совершить добровольный хадж – да.
2051. Ставится ли условием того, чтобы человек мог сделать хадж за кого-либо, чтобы он сам был совершившим хадж за себя – если человек не способен совершить хадж за себя по материальным соображениям, то он может совершить хадж за другого. Но если человек имеет физическую и материальную способность совершения хаджа за себя в этом году, то он не имеет права совершать хадж за кого-либо иного, но если все же совершит, то этот хадж за другого действителен, а он берет грех за то, что отложил хадж за себя.
2052. Если человек дал обет совершить хадж, вместе с тем, что он еще не совершил хадж Ислама – сначала обязан совершить хадж Ислама, а потом хадж по обету.
2053. Каково постановление хаджа по обету, если человек еще не совершил хадж Ислама – его хадж засчитывается как хадж по обету и человек берет грех за то, что отложил хадж Ислама.
2054. О том, что совершение хаджа обязательно в жизни человека лишь однажды – единогласно.