Глава об упущении стояния на Арафате (фауат), и удержании от хаджа и умры (ихсар)
2468. Как поступает тот, кто был удержан от хаджа – выходит из ихрама посредством жертвоприношения.
2469. Как поступает тот, кто был удержан от умры - выходит из ихрама посредством жертвоприношения.
2470. Приносит ли жертвоприношение тот, кто был удержан от хаджа или умры – да, в обязательном порядке, если способен.
2471. О всеобщем удержании от хаджа и частном – всеобщее, это когда путь на хадж закрыт в этом году всем людям или людям всей такой-то страны, а частное, когда от хаджа удержаны какие-либо личности.
2472. Если тот, кто удержан от хаджа или умры, способен поехать по другой дороге – обязан это сделать.
2473. Обязан ли человек возместить хадж или умру на следующий год, если оказался удержан в этом – нет.
2474. О том, что удержанный выходит из ихрама после жертвоприношения – да.
2475. Где приносится жертвоприношение при выходе из ихрама из-за удержания – лучше отправить жертвенное животное на запретную территорию, но можно зарезать там, где человек был удержан.
2476. Когда приносится жертвоприношение при выходе из ихрама из-за удержания – тогда, когда был удержан, без разницы ехал ли он в ихраме умры или хаджа.
2477. Если человек удержан от тауафа аль-ифада вместе с тем, что на Арафате простоял – может выйти из ихрама, принеся жертвоприношение, но тогда этот его хадж становится недействительным. Также может остаться в ихраме и сделать тауаф ифада после открытия дороги, даже если это будет уже после месяцев хаджа.
2478. Если человек был удержан от стояния на Арафате – меняет намерение хаджа на умру, совершает умру и выходит из ихрама без жертвоприношения.
2479. Как поступает тот, кто не способен принести жертвоприношение при удержании – выходит из ихрама бритьем головы и более не обязан это жертвоприношение приносить, даже если станет способным принести его позже.
2480. Остается ли при этом на человеке обязанность все равно совершить жертвоприношение когда-либо – нет.
2481. Обязан ли человек подстригать или брить волосы при удержании – да, после жертвоприношения.
2482. Является ли наличие намерения условием действительности выхода из ихрама – да.
2483. Каково постановление ставить условие (иштират) при вступлении в ихрам – если человек действительно опасается того, что не сможет довершить хадж или умру, тогда этот иштират узаконен, если же ничего не опасается, то лучше этого иштирата не делать, но, вместе с этим, также разрешен.
2484. Ограничивается ли удержание только причиной наличия врага, или этому есть и другие причины – любые причины (как сломал ногу, или заболел, или потерял имущество и т.п.).
2485. Если человек не застиг стояние на Арафате не по причине удержания – поступает также как в ответе на вопрос 2478.
2486. Обязан ли возместить хадж на следующий год, если не застиг стояния на Арафате – если это был его первый хадж в жизни, то обязан сделать его, как только появится возможность, на следующий год или далее. Если же это был добровольный хадж, то не обязан.
2487. Обязан ли принести жертвоприношение тот, кто вышел из ихрама, т.к. не застиг стояние на Арафате – нет.
2488. Обязан ли не застигший стояние Арафата оставаться в ихраме до следующего года – нет.
2489. В каких случаях при совершении хаджа жертвоприношение обязательно, а когда желательно – обязательно: а) при удержании б) за таматту' в) за бритье головы г) за половой акт в ихраме (верблюда) д) на выбор за убитое на охоте животное е) за оставление обязательного (по мнению большинства). Желательно: а) совершающему кыран б) отправить жертвенное животное на запретную землю, даже если сам не совершаешь хаджа или умры в этом году в) за оставление обязательного по более верному мнению.
2490. Если обозначенное жертвенное животное стало негодным для жертвоприношения – на нем необходимо сделать пометку (иш'ар), затем зарезать его и оставить мясо на дороге или в кафе для бедняков, и нельзя его есть ни хозяину, ни тем, кто с ним.
2491. Должен ли человек заменить ставшее негодным животное – если оно было обязательным к жертвоприношению, то да, если желательным, то нет.
2492. Если мясо, предназначенное беднякам, было украдено или испортилось – если оно было обязательным к жертвоприношению, и он оставил его в месте далеком от бедняков, тогда должен зарезать еще одно животное, если же не было его вины, что мясо не дошло до бедняков, то не должен.
2493. Если утерял обозначенное для жертвы животное, затем зарезал другое, затем нашел первое – лучше зарезать первое тоже.
2494. Посредством чего добровольное жертвоприношение превращается в обязательное – посредством слова (я назначаю это животное как жертвенное), или делом, сопровождаемым намерением (как иш'ар или таклид).
2495. Действительно ли жертвоприношение того, кто принес в жертву отобранное у кого то животное – нет.
2496. Если человек обозначил жертвенное животное, но потом нашел животное получше – может заменить его на лучшее.
2497. Можно ли пить молоко жертвенного животного до принесения его в жертву - да.
2498. Можно ли кушать мясо жертвенного животного – если животное было к добровольному жертвоприношению, то может есть из него, кроме как, если это животное стало негодным к жертвоприношению, тогда он не может его есть и не могут его есть те, кто с ним, но он должен зарезать его беднякам, как в вопросе 2490. Если животное обязательно, то из него можно есть, кроме как если оно зарезано по обету, или зарезано во искупление проступка (за ихсар, за половой акт, за бритье головы, за убийство животного на охоте и т.п.).
2499. В каких местах приносятся различные виды жертвоприношения хаджа – все приносятся там, где стали обязательными, кроме как за умру и хадж таматту' как в вопросе 2448.
2500. Ставится ли условием действительности жертвы хаджа то, чтобы она была свободной от недостатков – да, как в жертве удхия.
Книга торговли.
0. Общие вступительные вопросы торговли.
2501. Почему ученые расположили главы в книгах о фикхе именно в этом порядке – ученые разделили весь шариатский фикх на две большие части – поклонения и взаимоотношения. Отдали предпочтение поклонениям, т.к. это цель нашей жизни. Начали с очищения, т.к. оно наиболее важное условие действительности намаза, который является важнейшим столпом религии после двух свидетельств. Затем намаз, после намаза закят, т.к. намаз и закят часто упоминаются в контекстах вместе, к тому же в намазе – право Творца, а в закяте – право творения. Но, несмотря на это, зачастую ученые помещают между намазом и закятом книгу джанаиз (похоронная процессия), т.к. один из видов намаза – похоронный намаз (джаназа). Затем ураза и хадж, т.к. именно в этом порядке они упомянуты в хадисе о столпах религии. Затем вторая большая часть фикха – взаимоотношения, начинаются обычно с книги о торговли, т.к. любой человек нуждается в этом с подросткового возраста, до нужды в бракосочетании. И в книге о торговле рассматривают не только вопросы торговли, но и любые финансовые взаимоотношения. Затем идет глава о никахе, т.к. после "наполнения живота требуется разрешение проблемы плотской страсти". Затем идет глава о разводе, т.к. ее должен знать каждый женившийся. Дальше идут книги о преступлениях, судействе и шариатских наказаниях, т.к. после наполнения живота, разрешения проблемы плотской страсти, человек зачастую начинает преступать границы относительно окружающих. Затем идут вопросы, которые реже встречаются в жизни людей, как, например, о клятвах. Затем завершают фикх общими главами, которые рассматривают вопросы нравов и т.п. Что касается книги о джихаде, то некоторые из ученых помещают ее в раздел поклонений (указывая, что главная цель джихада – это поклонение), а некоторые во взаимоотношения, т.к. это один из видов взаимоотношения с неверующими.
2502. Определение торговли, и о том, что в книге торговли изучаются любые имущественные отношения – торговля в языке от слова (ба'), что означает, либо маховую сажень (т.к. обе стороны сделки протягивают руку к другому), либо "присяга и пожимание рук" (т.к. стороны пожимают друг другу руки при сделке). Шариатское определение: это взаимный обмен имуществом (может быть трех видов: имущество на деньги (обычная сделка), имущество на имущество (бартер), деньги на деньги (обмен валюты), использование которого позволяется (этим исключается то, что запрещено в шариате, либо является нечистотой, либо бесполезным объектом) в основе, а не просто из-за нужды (этим исключается то, в чем есть польза, но она исключительная, а не основная, как польза от охотничьей собаки), при этом сделка производится владельцем или тем, кто его заменяет и происходит обмен правами, и сопровождается все это взаимным согласием.
2503. Торговля узаконена в шариате – на это указывает Коран, Сунна, единогласное мнение и здравая логика.
2504. Систематизация тех причин, к которым возвращаются запретные виды торговли – шариат запрещает некоторые из видов торговли по одной из семи причин: 1) товар не имеет цены в шариате (это, в свою очереди возвращается к одному из трех: а) вещь запрещена к использованию (свинина, вино, музыкальные инструменты, мертвечина…) б) нечистота (кал, моча, мертвечина…) в) бесполезный объект (большинство видов насекомых…) 2) т.к. в сделке присутствует неизвестность или перевешивающий риск (сделки с неизвестностью; продажа того, чем человек не владеет; того, возможность доставки чего сомнительна…) 3) ростовщичество 4) т.к. в сделке присутствует обман или подтасовка (продавать корову, не доенную несколько дней, чтобы внушить, что она дает много молока…) 5) из-за присутствия вреда постороннему (встречать деревенских до въезда на городской рынок; взвинчивание цены, пользуясь отсутствием товара и нужды в нем; продажа городского за деревенского…) 6) по религиозным соображениям (продажа в мечети; продажа после азана на пятничный намаз…) 7) т.к. сделка приводит к запретному (продавать виноград тому, кто изготовит из него вино; продавать оружие неверующим при войне с мусульманами; продавать оружие бунтовщикам при выходе против правителя…).
2505. Условия действительности сделки – 6 условий: 1) взаимное согласие 2) чтобы сделка заключалась тем, взаимоотношения которого разрешены шариатом и судьей 3) чтобы товар был разрешенным к использованию 4) чтобы была возможна доставка товара покупателю 5) чтобы сделка заключалась владельцем или тем, кто его заменяет 6) чтобы товар и цена были известными – либо видением, либо описанием, либо иным путем.
2506. Взаимное согласие - первое условие действительности сделки – на него указывают Коран и Сунна.
2507. Посредством чего достигается заключение сделки – посредством обмена имуществом, которое сопровождается взаимным согласием, которое выражается либо словесно, либо молчаливо, либо иным способом.
2508. Если принятие (кабуль) опередило предложение (ижаб) словом в прошедшем времени – сделка действительна.
2509. Если покупатель сказал - продай мне это, а продавец ответил - продал тебе - сделка действительна.
2510. Если покупатель спросил - продашь ли мне эту одежду, а продавец ответил - продал тебе – недействительна без утвердительного согласия покупателя.
2511. Если продавец сказал - я продал тебе, а покупатель ответил - я куплю (в будущем времени) – сделка не считается заключенной, пока не последует согласие покупателя в настоящем времени.
2512. Действительна ли сделка на основании письменной переписки – да, но должна быть убежденность в том, что переписка не была подделана от имени одной из сторон.
2513. Действительна ли сделка на основании обмена информации по телефону или факсу – также как в прошлом ответе.
2514. Действительна ли сделка человека, который был принужден к ней без права – нет.
2515. Действительна ли фиктивная сделка, заключенная для сохранения имущества от отбора – нет.
2516. Если после фиктивной, договорной сделки произошло разногласие покупателя и продавца – отдается предпочтение слову покупателя вместе с его клятвой, это в том случае, если у продавца нет доказательства на недействительность сделки.
2517. Действительна ли сделка того, кто вынужден продать свое имущество из-за долгов или выплат – да, действительна. Если продавец продает товар по средней цене, то нет никаких проблем, если же он продает по заниженной цене из-за вынужденности, то купить у него этот товар по данной цене нет греха, но является неправильным, пользуясь его положением сбавлять цену, если сам он предлагает товар по средней цене.
2518. Действительна ли сделка того, кто договаривался, шутя – нет.
2519. Каково постановление сделки, заключенной сумасшедшим – если его сумасшествие постоянное, то сделка недействительна. Если же его сумасшествие прерывисто, то сделка действительна во то время, когда он в разуме, и недействительна, когда не в разуме.
2520. Действительна ли сделка пьяного человека – нет, если его опьянение сильное так, что он не понимает своих действий, если же опьянение легкое, то действительна.
2521. Действительна ли сделка, заключенная ребенком – если ребенок не достиг возраста различения, то нет, если достиг возраста различения, то действительна с условиями: а) чтобы у него было разрешение опекуна б) в тех рамках, в которых действует разрешение в) чтобы во время сделки не произошло существенного обмана (габн ун-фахиш). Если же товар имеет незначительную цену, то сделка такого ребенка действительна даже без разрешения опекуна.