Глава о пятничном намазе

1148. Каково постановление совершения пятничного намаза – обязательно для мусульманина, мужчины, свободного, половозрелого, пребывающего дома, а не в пути.

1149. Является ли обязательным посещение пятничного намаза всеми, кто находится в местности – если человек домашний, то обязан, даже если не слышит азан. Если путник – 1) если остановился на привал, то должен присоединиться к коллективу города и совершить пятничный намаз 2) если собирается вот-вот уезжать – то не обязан 3) а если остановился в городе более чем на 4 дня, то обязан идти на пятницу.

1150. Обязательно ли посещение пятничного намаза тому, кто живет за пределами местности– если слышит азан, то да.

1151. Обязательно ли посещать пятничный намаз слепому человеку – если способен добраться до мечети, то да.

1152. Когда начинается время пятничного намаза – когда солнце отойдет от зенита, как и намаз зухр.

1153. Когда заканчивается время пятничного намаза – с началом времени 'асра.

1154. Если время пятничного намаза вышло, но люди не успели довершить его до конца – если успели совершить полноценный ракаат, то дочитывают как джум'а, а иначе дочитывают четыре ракаата зухра.

1155. Сколько человек должно присутствовать в мечети, чтобы можно было совершить пятничный намаз – два (один хатыб, второй слушает).

1156. Посредством чего человек успевает на совершение пятничного намаза – если успел на поясной поклон второго ракаата, то успел.

1157. Каково постановление совершения пятничной проповеди стоя – желательность.

1158. Каково постановление садиться между двумя проповедями в пятницу – желательность.

1159. Каково постановление проведения пятничной проповеди – обязательное условие проведения пятничного намаза.

1160. Каково постановление восхваления и восславления Всевышнего Аллаха в пятничной проповеди– желательно.

1161. Каково постановление благословления на пророка во время пятничной проповеди – не обязательно.

1162. Является ли обязательным произнесение увещевания в проповеди – да, так как проповедь не называется таковой без увещевания.

1163. Каково постановление произношения фразы а затем (амма ба'ду) во время пятничной проповеди – узаконено.

1164. Каково постановление повышения голоса во время проповеди – желательно.

1165. Является ли обязательным для проведения проповеди, чтобы хатыб имел малое омовение – нет.

1166. Каково постановления сидения на минбаре, пока муаззин не закончит азан – узаконено, но не обязательно.

1167. Как понять то, что намаз должен быть длинным, а проповедь короткой – это не означает, что намаз длиннее проповеди.

1168. Желательность приведения аятов из Корана в проповеди – желательно.

1169. Является ли произнесение аятов из Корана в проповеди обязательным условием ее действительности – нет.

1170. Если хатыб прочитал в проповеди аят, в котором сажда, должен ли он спуститься с минбара и совершить его – это узаконено.

1171. Разрешено ли разговаривать во время пятничной проповеди - нет.

1172. Когда необходимо замолкать – когда хатыб начинает проповедь после азана.

1173. Когда завершается запрет на разговаривание из-за проповеди – после окончания второй проповеди.

1174. Можно ли разговаривать, когда хатыб сидит между двумя проповедями – да.

1175. Можно ли делать указания без слов во время проповеди – да.

1176. Что делать если хатыб призывает к нововведению или произносит дурные слова – не нужно его слушать.

1177. Должен ли тот, кто присутствует на проповеди, благословлять пророка, когда его упоминает хатыб – да.

1178. Тот, кто произнесет слово во время проповеди без уважительной причины, совершает ли намаз джум'а или зухр – джум'а

1179. Должен ли молчать тот, кто не слышит проповедь из-за глухоты или других причин – если будет молчать, то хорошо, чтобы не мешать другим, или же может поминать Аллаха шепотом.

1180. Можно ли пить воду во время пятничной проповеди – если есть нужда, то можно, а иначе нежелательно.

1181. Каково постановление ответа на чихание или на салям при проповеди – не разрешено.

1182. Нужно ли замолкать тому, кто вошел в мечеть, но еще не сел – да, если имам уже делает хутбу.

1183. Каково постановление совершения намаза приветствия мечети тому, кто вошел в мечеть, а проповедь уже идет – обязательно, но необходимо совершить его, не затягивая.

1184. Должен ли сам хатыб совершать намаз приветствия мечети при входе в мечеть – нет, ему это неузаконено.

1185. Каково постановление чтения сур джуму'а и мунафикун, а также а'ля и гашия в пятничном намазе – желательно.

1186. О необходимости того, чтобы намаз проводил тот же, кто провел хутбу – это основа, но если проведет намаз кто-либо иной, то намаз действителен.

1187. Необходимость того, чтобы хутба совершалась перед пятничным намазом – это необходимо, а иначе пятничный намаз недействителен.

1188. Нельзя начинать проповедь до захода времени намаза – она недействительна, даже если прочитали хотя бы небольшую часть до захода времени.

1189. Каково постановление совершения пятничного намаза, если пятница совпала с праздничным днем – разрешено не идти на джум'а и совершить дома зухр, притом, что в мечети джум'а провести узаконено, но не обязательно.

1190. О желательности совершения сунны после пятничного намаза, и в сколько ракаатов она совершается – либо 2, либо 4, либо 6 ракаатов.

1191. О необходимости разделять сунну от обязательного намаза разговором или сменой места – это необходимо.

1192. О желательности совершения нафиль намазов до пятничного намаза – это желательно, но без выделения определенного количества ракаатов.

1193. Когда то время в пятничный день, когда отвечается на мольбу – перед закатом солнца.

1194. Каково постановление делать ду'а за верующих во время проповеди – нет довода на желательность.

1195. Каково постановление говорить амин когда хатыб делает проповедь– узаконено.

1196. Если тот, кто не обязан идти на пятничный намаз, все-таки пойдет и совершит его – пятничный намаз засчитывается ему и не нужно совершать зухр.

1197. Обязательно ли женщине посещать пятничный намаз – нет.

1198. Обязательно ли рабу посещать пятничный намаз – нет.

1199. Обязательно ли путнику (мусафир) совершать пятничный намаз – своим коллективом это неузаконено, но совершают зухр, а если находятся в городе, где есть мечеть, то см. ответ 1149.

1200. Можно ли отправляться в путь в пятничный день – до азана можно, после азана нет, кроме как если в этом путешествии есть неотложная необходимость.

1201. Каково постановление наличия минбара в мечети и совершения проповеди на нем – желательно.

1202. О том, чтобы поворачиваться к хатыбу лицом и о том, что хатыб должен повернуться лицом к людям – все это желательно.

1203. Каково постановление опираться на палку или лук во время проповеди – желательно.

1204. Каково постановление опираться на меч во время пятничной проповеди – этому нет основы, но если это произошло по необходимости, то ничего страшного.

1205. Приветствие (салям) хатыба после его восхождения на минбар – желательно.

1206. Каково постановление обхватывания колен руками во время проповеди – разрешено.

1207. Каково постановление смены места если человек задремал во время проповеди – разрешено.

1208. Каково постановление отправляться в мечеть по-раньше в пятничный день – желательно.

1209. Каково постановление переходить через головы людей в пятничный день – нежелательно.

1210. Когда переходить через головы людей становится непозволительным – в любое время – до выхода имама и после его выхода.

1211. Если человек видит пустое место в мечети, но не может дойти до него, кроме как переходя через людей – нежелательно, кроме как при нужде, если нет иного места.

1212. Можно ли переходить через головы людей, если на это есть нужда – да.

1213. Каково постановление разделять между двумя при входе в мечеть в пятничный день – запрещено.

1214. Если человек не может совершить сажда из-за сильной тесноты в мечети – если подождет и освободится место, то пусть подождет, а иначе совершает сажда на того, кто впереди.

1215. Если человек не смог совершить ни земного, ни поясного поклона в пятничном намазе – встает и дочитывает пятничный намаз, т.к. есть уважительная причина.

1216. Можно ли совершить пятничный намаз сразу в нескольких мечетях города, или только в соборной – можно, но лучше совершать лишь в одной.

1217. Если во время проповеди человеку понадобилось выйти, как если пошла кровь из носа и т.п. - выходит.

1218. Узаконено ли проводить пятничные намазы в местах лишения свободы – да.

1219. О необходимости одевать красивую одежду в пятничный день – желательно.

1220. О необходимости использования зубной щетки (напр. сивак) и благовоний в пятничный день – желательно.

1221. Сколько азанов произносится на пятничный намаз – один.

1222. Узаконено ли хатыбу постоянствовать в произнесении определенных фраз – если они не установлены в контекстах, то это неузаконено.

1223. Если целая группа людей не успела на пятничный намаз, то как они должны поступить – совершают зухр в коллективе по единогласному мнению.

1224. Торговля после азана на пятничный намаз – запрещена.

1225. Можно ли торговать тому, кто не обязан идти на пятничный намаз – да.

Наши рекомендации