Глава о намазе путника и больного
1104. Каково постановление сокращения намаза в пути – сильная желательность (сунна муаккада).
1105. Какие намазы сокращаются в пути – зухр, 'аср и 'иша.
1106. Если человек выехал в грешный путь, имеет ли он право сокращать намаз – если путь разрешен, но в нем делается грешное, тогда может сокращать, если же сам путь грешный (как выезд к могилам в иной населенный пункт), то сокращать нельзя.
1107. Является ли обязательным условием намерение о сокращении намаза – нет.
1108. Какое намерение делает мусафир, если не знает имам является мусафиром или нет – делает свободное намерение – сколько прочитает имам, столько прочитаю и я.
1109. Если путник совершал намаз за домашним, но вышел из намаза по причине, перечитывает ли он сокращая – да сокращает, т.к. дополнял он лишь для следования имаму.
1110. Если забыл совершить намаз дома, и вспомнил о нем в пути, совершает ли его сокращая – нет, совершает полностью из-за переданного единогласного мнения.
1111. Если забыл совершить намаз в пути и вспомнил о нем дома, может ли совершить его сокращенно дома – может совершить сокращенно, но лучше дополнить.
1112. Если вначале времени намаза был дома, но выехал в путь до выхода времени, как он его совершает – сокращенно.
1113. Если путник совершает намаз за домашним имамом, сокращает ли он его или дочитывает до конца – дочитывает полностью, вместе с тем, что если совершит сокращенно, то намаз действителен.
1114. Если домашний совершает намаз за мусафиром – совершает полностью.
1115. Каков смысл хадиса 417 – хадис указывает на узаконенность сокращения в пути, и не говорит о том, с какого расстояния можно сокращать.
1116. На каком расстоянии человек может начинать сокращать намаз – когда полностью выедет из своего населенного пункта.
1117. Если мусафир остановился в какой-либо местности, сокращает ли он намазы – если намеревается оставаться в этой местности более 4 дней, то совершает намазы полностью с первого дня.
1118. Если путник остановился где-то и считает, что будет находиться там менее четырех дней – сокращает намазы.
1119. Как совершает намаз тот, кто постоянно работает на корабле – сокращает, но если будет дополнять, то это лучше.
1120. Если путник проезжает через свой город, в котором его дом и семья, сокращает ли он там намаз – дополняет, если сделает привал. А если проезжает насквозь без остановки, то сокращает.
1121. Если начал намаз в пути, а затем во время намаза оказался дома и наоборот – дополняет в обоих случаях.
1122. Каково постановление объединения двух намазов в пути – разрешено зухр с 'асром, а также магриб с 'иша.
1123. Может ли мусафир объединять намазы, если даже он где-то остановился – может.
1124. Является ли обязательным условием действительности намаза иметь намерение объединения намазов – нет.
1125. Является ли обязательным объединять намазы по их порядку – да.
1126. Является ли обязательным условием объединения намазов отсутствие перерыва между намазами – нет.
1127. Что такое путь (сафар) в котором можно сокращать намазы – любой путь, который называется путем в арабском языке, если он также считается путем в обычаях людей этой местности. Притом, что из контекстов понимается то, что расстояние примерно 30 км это уже путь.
1128. Что лучше для путника совершать намазы сокращенно или полностью – сокращенно.
1129. Каково постановление того, чтобы мусафир совершал намаз в коллективе – обязательно, но если поиск мечети затруднителен, то совершают намаз в своем коллективе.
1130. Разрешено ли объединять намазы по причине дождя – да в мечети, а дома нет.
1131. Разрешено ли объединять намазы по причине грязи и слякоти на улице – да в мечети.
1132. Разрешено ли объединять намазы из-за ветреной погоды в темное, холодное время суток – да.
1133. Можно ли объединять два намаза во время второго намаза по причине дождя или ветра или грязи – нет, объединять необходимо во время первого намаза.
1134. Разрешено ли больному объединять два намаза – да.
1135. Можно ли объединять два намаза безо всякой причины – да, если не делать это постоянным деянием.
1136. Что делать если больной не способен совершать намаз стоя – совершает сидя.
1137. Если больной способен совершать намаз стоя, но ему это очень тяжело – совершает сидя.
1138. Если человек начал намаз стоя, затем при намазе потерял способность стоять – садится и продолжает совершать намаз, не начиная его заново.
1139. Если человек может стоять, но из-за этого не может делать поясной или земной поклон – совершает намаз стоя, и наклоняет головой вместо поклонов.
1140. Если начал намаз сидя по уважительной причине, но потом в намазе почувствовал способность стоять – встает и продолжает намаз, не совершая его заново.
1141. Если человек способен стоять, опираясь на что-либо (как палка и т.п.) – лучше сесть, будь-то в обязательном или желательном намазе.
1142. Если больной не может совершать намаз даже сидя – совершает его на боку.
1143. Действителен ли намаз лежа на спине, если человек был способен совершить его на боку– нет.
1144. На каком боку совершается намаз - на правом или на левом – на правом.
1145. Если человек не способен обозначить поясные и земные поклоны даже киванием головы – произносит слова языком, и намеревает дела сердцем.
1146. Как совершать намаз сидя – как угодно, главное чтобы это называлось сидением.
1147. Если человек может совершать намаз стоя, но при условии оставлении коллектива – лучше отправиться в мечеть и совершать там сидя, но разрешено дома стоя.