Глава о временах намазов
455. Вступление - в нем хадис Джабира ибн 'Абдилляха о том, как Джибриль учил временам намазов.
456. Начало времени намаза Зухр (полуденный) – после отхода солнца от зенита по единогласному мнению.
457. Как определить начало времени намаза Зухр на практике – необходимо замерить длину тени ближе к зениту, когда она перестанет уменьшаться и будет неподвижной – это время зенита, когда она начнет увеличиваться – зашло время намаза Зухр.
458. Окончание времени намаза Зухр – когда длина тени предмета будет равна самому предмета, плюс длина той тени, которая оставалась от предмета во время зенита.
459. Начало времени намаза 'Аср (послеполуденный)– сразу после окончания времени Зухра.
460. Окончание времени намаза 'Аср – у него два времени – необходимое – до пожелтения солнца, и вынужденное – до полного захода солнца.
461. Начало времени намаза Магриб (закатный) – сразу после захода солнца, по единогласному мнению.
462. Окончание времени намаза Магриб – исчезновение красного зарева заката с горизонта.
463. Начало времени намаза 'Иша (ночной) – сразу после окончания времени Магриба.
464. Окончание времени намаза 'Иша – у него два времени – необходимое – до середины ночи, и вынужденное – до наступления времени намаза Фаджр.
465. Начало времени намаза Фаджр (утренний) – наступление правдивого рассвета, по единогласному мнению
466. Окончание времени намаза Фаджр (утренний) - у него два времени – необходимое – до того, как посветлеет, вынужденное – до полного восхода солнца.
467. Предпочтительное время намаза Зухр– в начале его времени, кроме дней жары и облачных дней.
468. Предпочтительное время намаза 'Аср – в начале его времени.
469. Предпочтительное время намаза Магриб – в начале его времени.
470. Предпочтительное время намаза 'Иша – желательно отложить его для того, кто совершает намаз один, или даже в коллективе, если никто из людей не против, также нужно смотреть на то, собрались ли люди, если собрались, то нужно начинать намаз 'Иша не откладывая.
471. Предпочтительное время намаза Фаджр – в начале его времени.
472. О необходимости откладывания Зухра вплоть до 'Асра при сильной жаре – желательно в любом случае.
473. Нужно ли при сильной жаре откладывать также и пятничный намаз (джуму'а) – не узаконено.
474. Кто успел совершить один ракаат из намаза Фаджр или 'Аср и других намазов – тот застиг намаз – да.
475. Если до выхода времени намаза успел совершить меньше чем ракаат – не застиг намаз.
476. Если намеренно не совершил намаз так, что его время вышло, можно ли его восполнить – нет.
477. Зашел намаз, но затем потерял разум или сознание или пришла менструация, должен ли восполнить – нет.
478. Если принял Ислам или пришел в разум или стал взрослым до рассвета или до заката, то какие намазы совершить – не нужно совершать Магриб и Зухр, а только 'Аср и 'Иша.
479. Кто не совершил намаз вначале времени, затем умер до выхода времени намаза – нет на нем греха.
480. Если оттянул тот намаз, который лучше совершить раньше или наоборот – нет на нем греха.
481. Если совершил намаз до наступления его времени – намаз недействителен, даже если совершил до наступления времени не весь намаз, а лишь его часть, а остальную уже совершал вовремя.
482. Времена суток, в которые запрещено совершать намаз – 1. При восходе солнца, пока оно не поднимется на высоту копья 2. во время зенита 3. при закате солнца. 4 После наступления времени намаза Фаджр и до восхода солнца 5. после совершения намаза 'Аср и до заката солнца.
483. Запрет на совершение намаза после Фаджра и 'Асра связан с намазом или временем – что касается Фаджра, то связан со временем, а что касается 'Асра, то связан с совершением намаза.
484. Совершать добровольные намазы в запрещенные времена запрещено или нежелательно – запрещено.
485. Действителен ли добровольный намаз, совершенный в запрещенное время – нет.
486. Совершение намаза, у которого есть причина в запрещенное время – узаконено.
487. Распространяется ли запрет на совершение добровольного намаза во время зенита и на пятницу – нет.
488. Можно ли совершать два ракаата намаза после тауафа в запрещенное время – да.
489. Относится ли запрет на совершение намазов в запрещенные времена на все местности – да.
490. Совершил намаз, затем пришел в другую мечеть, должен ли присоединиться к джамаату в запрещенное время – да.
491. С исчезновением какого зарева – красного или белого заходит время 'Иша – красного.
492. Описание двух рассветов – ложного и правдивого – ложный вертикальный снизу вверх, затем исчезает, вновь наступает темнота, затем появляется правдивый рассвет – горизонтальный.
493. Желательность совершения намазов в начале времени, кроме тех, которые являются исключением – желательно.
494. Можно ли совершать какой-либо намаз, кроме двух ракаатов Сунны после рассвета до намаза Фаджр – нет.
495. Можно ли восполнить Сунну Зухра после 'Асра – да, если она пропущена по уважительной причине.
496. Можно ли восполнять Сунну намазов в запрещенные времена – да.
497. Возмещение Сунны Фаджра после намаза Фаджр – либо после намаза и до восхода, либо после восхода.
498. Если проспал намаз или забыл его совершить своевременно – обязан совершить после того, как проснется или вспомнит.
499. Кто проснулся или вспомнил, а намаз уже вышел, нужно ли совершить намаз без отлагательств – да.
500. Если забыл совершить или проспал более одного намаза, должен ли совершить их по порядку – это лучше, но если совершил не по порядку, то намазы действительны.
501. Если забыл совершить намаз и вспомнил о нем во время совершения следующего намаза – дочитываешь тот намаз, который совершал, затем совершаешь тот, который пропустил.
Глава об азане.
502. Определение азана и икамы – азан в арабском языке – извещение, а в шариате – особое поминание Аллаха, узаконенное для извещения о временах намазов. Икама в арабском языке – существительное от глагола акама, а в шариате – извещение о необходимости вставания на намаз посредством особого поминания.
503. Достоинство азана – об этом множество хадисов.
504. Что более почетно – азан или имамство в намазе – имамство.
505. Постановление азана и икамы – коллективная обязанность.
506. Узаконен ли азан и икама для женщин – если азан женщины для мужчин, то это запрещено, если для самих себя, то узаконено в том случае, если они не слышали азан своей местности, и если азан будет даваться не слишком завышенным голосом.
507. Какие виды азана узаконены – 1. в котором 15 выражений 2. как первый, но к этому перед свидетельством добавляется свидетельство "Ля иляха илля Ллах" и "Мухаммадан расулюЛлах" по два раза, тихим голосом.
508. Как нужно давать икаму к намазу – если азан был дан из 15 выражений – то икама нечетная, если из 19 выражений, то икама четная.
509. Об узаконенности произнесения "ас-Саляту хайрун минан наум" в азане на Фаджр – желательно.
510. Произнесение фразы "ас-Саляту хайрун минан наум" в первом азане на Фаджр или во втором – можно и в этом и в другом.
511. Узаконена ли фраза "Хайя 'аля хайриль 'амаль" в азане – нет, более того, это один из признаков шиитов.
512. Узаконено ли вкладывать пальцы в уши во время азана – желательно.
513. Поворот направо и налево при произнесении фраз "Хайя 'аля ссаля", "Хайя 'аляль фалях" – каждую фразу и направо и налево, поворачивая только голову, без поворачивания тела.
514. Повернуться в сторону кыйблы при произнесении азана – желательно.
515. Произносить азан стоя – желательно.
516. Произношение азана с возвышенного места – желательно.
517. Нужно ли давать икаму с высокого места – нет.
518. По каким критериям выбирать муаззина – крепкий и красивый голос, знание в вопросах определения времени намаза.
519. Произношение азана припеваюче, словно песню – нововведение, но азан действительный.
520. Можно ли разговаривать в процессе азана – да при нужде, с условием чтобы не нарушалась непрерывность азана.
521. На праздничный намаз не дается ни азан, ни икама, ни какой-либо иной призыв – да.
522. Нужно ли давать азан и икаму на пропущенный по уважительной причине намаз – если пропущен один намаз – то нужно дать и азан и икаму, а если пропущен более чем один намаз, то все намазы совершаются с икамой, а азан дается только на тот намаз, время которого идет на данный момент.
523. Нужно ли давать азан на намаз в пути – да.
524. Узаконен ли азан в пути, верхом на животном или сидя в машине – да.
525. Нужно ли давать азан и икаму на намазы, объединяемые в пути – дается один азан, а затем перед каждым намазом икама.
526. Действителен ли азан, произнесенный до наступления времени намаза – нет.
527. Когда произносится первый азан на намаз Фаджр – так, чтобы между двумя азанами было время, достаточное для совершения намаза витр и для совершения сухура.
528. Постановление о повторении за муаззином – желательно.
529. Что говорить, когда муаззин произносит "Хайя 'аля ссаля", "Хайя 'аляль фалях" – "Ля хауля уа ля кууата илля биЛлях"
530. Нужно ли повторять за муаззином фразу "ас-Саляту хайрун минан наум" – да.
531. Нужно ли повторять за муаззином когда он произносит икаму – нет.
532. Должен ли муаззин повторять за самим собой пониженным голосом – нет.
533. Повторять ли за муаззином, если во время азана совершаешь намаз – нет.
534. Если слышал муаззина, но не смог повторять за ним, можно ли произнести все фразы после азана – да.
535. Если слышит сразу несколько муаззинов, то за кем повторять – за всеми, если же это затруднительно, то за тем муаззином, который дает азан из твоей мечети.
536. Можно ли обуславливать зарплату за азан– нет, запрещено.
537. Можно ли брать что-либо за азан, не обусловливая ничего конкретного – да.
538. Действителен ли азан грешника – да.
539. Действителен ли азан ребенка – да, если известно, что он дал его вовремя.
540. Действителен ли азан раба – да.
541. Если человек совершает намаз дома, нужно ли давать азан и икаму – если в этой местности азан был дан – то нет.
542. Можно ли дать азан и икаму в той мечети, в которой люди уже совершили намаз, дав азан и икаму – если человек местный, то лучше азан и икаму не повторять, если же путник, то ему это узаконено.
543. Как давать азан и икаму – азан растягивая, икаму – быстрым темпом.
544. Каким должен быть временной промежуток между азаном и икамой – ограничений не установлено, но желательно, чтобы между азаном и икамой был определенный промежуток, даже в намазе Магриб.
545. Можно ли давать азан в состоянии малого или полового осквернения (без вуду и гусля) – да, но лучше во время азана муаззину быть в состоянии ритуальной чистоты.
546. Может ли дать икаму не тот, кто дал азан – да, но лучше, чтобы давал икаму тот, кто дал азан.
547. Кто решает нужно ли дать икаму или еще подождать – имам.
548. Мольба между азаном и икамой не отвергается Всевышним Аллахом – да.
549. Какую мольбу (дуа) произносить после азана – Салават, затем дуа уасиля.
550. Постановление о повышении голоса при совершении азана – повышение голоса – столп азана, а повышение голоса до предела возможности – не столп, но желательно.
551. Если отступил от веры при произнесении азана– азан недействительный.
552. Если муаззин не смог довести азан до конца, можно ли довершить его, или нужно начать азан заново – можно довершить, если соблюдается условие непрерывности азана.
553. Если муаззин произнес азан, перепутав его фразы местами – азан недействителен.
554. Фраза в азане "ас-Саляту фир-рихаль" (совершайте намаз в своих домах) – узаконена при сильном ветре, дожде и морозе, дома, а также в пути.
555. В каком месте произносить фразу "ас-Саляту фир-рихаль" – 1. либо вместо фраз "хайя 'аля ссаля" "хайя 'аляль фалях" 2. либо после окончания азана 3. либо после фразы "хайя 'аляль фалях"
556. О необходимости сражения с жителями селения, которые не произносят азан – обязанность правителя мусульман, даже если жители произносят икаму.
557. Когда нужно вставать при произнесении икамы – если имам в мечети, то как удобно, т.к. нет никакого достоверного довода, указывающего на конкретный момент вставания, если же имам не в мечети, то после того, как увидишь имама.