Глава 7. Избавьтесь от всего ненужного
Нет у нас обязанности, которую бы мы так недооценивали, как обязанность быть счастливым. Живя в счастье, мы рассылаем миру анонимные благословения.
РОБЕРТ ЛУИС СТИВЕНСОН
День еще только
начал клониться к вечеру, а уже собрались сотни людей. Вокруг бегают и шумят играющие дети. Женщины поливают маринадом свежего лосося, готовя праздничное угощение.
Мужчины таскают коробки, пилят дрова, беседуют и делятся новостями. Вся эта суматоха посвящена празднику потлач.
Потлач — это праздник дарения у северо-американских индейцев. Я приехал на него со своим другом Солнечным Медведем — шаманом племени чиппева. Он рассказывает мне, что в старые времена, когда какой-то член племени или его семейство вдруг становились значительно богаче других, устраивался потлач.
Богатый соплеменник раздавал принадлежащие ему ценности соседям, чтобы восстановить баланс благосостояния, поделиться своей удачей с соседями и поблагодарить их.
Нас приглашают в круг, образовавшийся возле огромного костра. Четыре барабанщика мерно бьют в большой барабан, а танцоры в национальных нарядах с перьями кружатся возле костра под этот ритм. К танцу присоединяется семейство, устроившее праздник. Каждый из его членов держит в руках подарки и раздает их сидящим. Завершив круг, они отходят за очередной порцией подарков и продолжают раздачу. Все собравшиеся в радостном возбуждении рассматривают то, что досталось им и соседям. Пожилой женщине подарили связанную вручную шаль, и она с улыбкой прижимает ее к лицу, наслаждаясь мягкостью и красотой. В числе подарков — одеяла, самодельные консервы, копченый лосось, корзины, транзисторные радиоприемники, игрушки. Часть изготовлена собственными руками, часть куплена в магазине. Подарки всё не заканчиваются. Их сотни. Какие-то заранее предназначены определенным людям, какие-то попадают в случайные руки.
К моему удивлению, мне тоже достаются бусы, а еще через полчаса — небольшое одеяло. Мы раскладываем подарки перед собой. Праздник длится несколько часов. Никто не остается обделенным. Каждому что-то достается, хотя некоторым больше, чем другим.
После окончания праздника я поблагодарил Солнечного Медведя за то, что он пригласил меня на потлач, и поделился с ним своими впечатлениями.
«На самом деле отдавать можно не только вещи, — ответил он. — Внутренняя готовность расстаться с тем, что тебя тревожит, значительно важнее, чем праздничная раздача подарков. Избавляйся от своих страхов и забот, гнева и зависти, расставайся с тем, что делает тебя слабее и загрязняет твое сознание». Эти слова меня заинтриговали, и я попросил пояснить их.
«В каждом из нас течет мощный поток сознания. Если он чист, люди процветают, а если грязен, начинают болеть. Сегодня мы все чаще загрязняем этот поток своими мыслями. Нам надо изменить свой образ жизни, переосмыслить ценности. Мы должны очистить поток, чтобы вылечиться самим и исцелить нашу мать-землю. Это задача каждого человека».
В тот вечер Солнечный Медведь дал мне нечто большее, чем какой-то материальный подарок. Он научил меня по-новому относиться к собственному сознанию.
Люди могут расстаться с чем угодно, даже с самыми ценными вещами, но не в силах избавиться от собственных проблем.
ГЕОРГИЙ ГУРДЖИЕВ
Солнечный Медведь был целителем, причем хорошим. К нему на лечение приходили очень многие. Иногда он сидел рядом с пациентом и пел ему особые исцеляющие песни для каждого больного органа и разговаривал с различными тканями тела, как будто они могли его слышать. Иногда он мазал больных целебными грязями и отправлял после этого в парную. Иногда он лечил их травами. Но каким бы методом он ни пользовался, ему всегда предшествовал один и тот же ритуал.
Солнечный Медведь говорил пациенту: «Иди в лес, выкопай яму и сядь перед ней. Изгони из себя всю злость, все обиды, чувство вины и отчаяния. Сложи все это в яму, засыпь землей и возвращайся ко мне с чистой душой».
Солнечный Медведь предлагал больному для начала избавиться от всех душевных ядов, разъедавших его изнутри. Он был уверен, что внутреннее очищение всегда должно предшествовать внешнему лечению, и одного только этого символического ритуала зачастую было достаточно, чтобы пациент освободился от факторов, вредивших здоровью. Только после этого начиналось собственно лечение.
Мы тоже должны очищаться и избавляться от собственных душевных токсинов. Ведь внутренняя гармония и счастье нужны не только нам самим, но и всем окружающим. И это не просто слова.
Каждый из нас вносит свою лепту в коллективное сознание или берет что-то оттуда. Наши умственные возможности складываются и от этого либо усиливаются, либо ослабляются. Точно так же, как от брошенного в пруд камня расходятся круги по всей поверхности воды, наши мысли вызывают похожий эффект в общечеловеческом сознании.
Следующий эволюционный скачок, который ожидает человечество, затронет сознание. Этот скачок не просто возможен; он уже происходит. Обычные эволюционные изменения длятся тысячелетиями и едва заметны человеческому глазу, но невероятный сдвиг в сознании будет таким масштабным, что мы увидим и почувствуем его. Духовный голод, поиски более сбалансированного и содержательного образа жизни свойственны не только вам, но и миллионам других людей. Нас всех поднимает и увлекает за собой невидимая волна.
Скачок сознания отнюдь не случайно происходит именно тогда, когда в мире накапливается множество проблем. Так уж устроена природа. Нам повезло, что мы живем во времена ускоренной эволюции человечества и имеем возможность сознательно участвовать в Великом Пробуждении. Нам предоставлена большая честь и привилегия внести свой вклад в этот процесс.
Если вы считаете себя социально ответственной личностью, но при этом не уделяете внимания своему внутреннему миру, то это просто самообман. Внутренняя дисгармония — это не только ваше личное дело. Вы должны спросить себя: «Чем я загрязняю общее сознание? От чего мне необходимо избавиться?» Надо взять на себя ответственность за свои отношения и чувства и расстаться с теми из них, которые не идут на пользу окружающим. Надо избавиться от страхов, недовольства, депрессии, ненависти, неуважения к себе и другим людям. Поступая так, мы не только оказываем услугу себе, но и активно участвуем в эволюции сознания.
Недавно я во время выступления в одном из университетов высказывал схожие идеи. Я говорил о том, что основной причиной событий, отрицательно влияющих на окружающую среду (убийства китов, хищнического лова рыбы, техногенного загрязнения природы), являются не решения крупных компаний и правительств, а наша собственная внутренняя дисгармония. «Именно негативные мысли, гнездящиеся в нашем сознании, создают эти проблемы», — сказал я.
Одна женщина в зале тут же принялась возражать, причем выражала свое несогласие в самом резком тоне. «Я не убиваю китов!» — крикнула она, вскочив с места, и привела длинный перечень организаций, занимающихся охраной окружающей среды, в которых она состояла, и всех добрых дел, которыми они занимались. Я попытался что-то ответить, но она не дала мне даже рта раскрыть. Она заводилась все сильнее, и уже через пару минут из ее рта полились открытые оскорбления в мой адрес. Похоже, я затронул ее чувствительную струну. По мере того как раздражение слушательницы переходило в истерику, менялось и настроение публики. Закончив свою тираду, она бросила мне напоследок пару неприличных слов и опрометью выбежала из зала.
В аудитории повисла тишина. Никто не проронил ни звука. Все сидели с широко открытыми глазами, но наряду с удивлением в лицах людей было заметно и ясное понимание того, что произошло. То, о чем я им говорил, на их глазах превратилось из теоретической концепции в реальность. Мы все были свидетелями того, что только что произошло, и чувствовали, как это повлияло на нас. Лучшей иллюстрации сказанному невозможно было и придумать. Все прочувствовали это на себе. У многих после той лекции открылись глаза.
Однажды два странствующих монаха подошли к реке, на берегу которой сидела красивая женщина.
— Не перенесете ли вы меня на другую сторону? — спросила она. — Река очень широкая, а течение слишком сильное.
Монахи посмотрели друг на друга. На их лицах явно была заметна нерешительность, так как они дали священный обет никогда в жизни не прикасаться к женщинам. Затем тот монах, что был постарше, не говоря ни слова, взял женщину в охапку и перенес ее на противоположную сторону, после чего вернулся к напарнику и они продолжили свой путь.
Молодой монах не находил слов от изумления. Он не мог поверить увиденному. Так они шли, ничего не говоря друг другу час, второй, третий, четвертый. Наконец молодой монах не выдержал и, повернувшись к попутчику, с упреком сказал ему:
— Как ты мог так поступить? Зачем ты прикоснулся к женщине?
— Я-то перенес ее уже четыре часа назад, — ответил пожилой монах, — а ты, я вижу, все еще несешь ее.
Буддистская притча
Сколько мы несем в себе того, от чего давно следовало бы избавиться, — прошлых ошибок, раскаяний, упущенных возможностей, сожалений и злости? И как долго мы будем еще изнывать под тяжестью этой ноши? Неужели всю жизнь?
Необходимо расстаться со всем этим, чтобы почувствовать себя легче и свободнее. Если сознание забито сожалениями, гневом, страхом, злобой, в нем не остается места для счастья. Все пространство переполнено. Чтобы в душе поселились счастье и покой, ее надо сначала очистить. Невозможно одновременно испытывать счастье и тоску, внутренний покой и злобу. Невозможно относиться к будущему одновременно положительно и отрицательно. Что-то должно уступить.
Если ваша повседневная жизнь кажется вам убогой, не вините ее — вините себя в том, что вы в недостаточной мере поэт, чтобы привести в действие ее богатства; для творца нищеты не существует.
РАЙНЕР МАРИЯ РИЛЬКЕ
Необходимо признать, что внутренняя гармония начинается с отношения к окружающим. Злость, чувство вины, страх, беспокойство, сомнения, неуважение к себе и другим почти всегда создают проблемы во взаимоотношениях. Необходимо следить за собой и обращать внимание на ситуации, когда в нашем сознании начинают преобладать подобные чувства и эмоции.
Постоянно наблюдайте за своим настроением и фиксируйте моменты его изменений в ту или иную сторону. Настроение имеет свойство колебаться между состояниями радости, грусти, смятения, подавленности, озабоченности, восторга, благодарности, скуки и т. д.
Если вам хочется душевного покоя, вы должны ненавидеть несправедливость, тиранию и жадность — но не в других людях, а в себе.
ГАНДИ
Отмечайте, как вы чувствуете себя, находясь под влиянием этих эмоций. Старайтесь приводить себя в настроение, в котором ощущаете душевный покой, и избавляйтесь от эмоций, нарушающих его.
Если вы замечаете, что слишком часто тревожитесь, то почему бы вам не освободиться от этого чувства? Это можно сделать. Я знаю человека, который в один прекрасный день решил, что не будет больше тревожиться. Он понял, что излишнее беспокойство не идет ему на пользу, разрушая внутренний мир и негативно влияя на дела. Он пришел к выводу, что состоянию тревоги можно противодействовать, если найти решение проблемы, заняться делом или попросту проигнорировать тревожащие мысли. Придя к такому решению, он избавился от тревог. Все очень просто.
Если вы чувствуете, что слишком критически относитесь к людям, избавьтесь от этой привычки. Заодно освободитесь от чересчур критического отношения к себе и от сожалений по поводу прошлых поступков. Откажитесь от целей, которые больше не соответствуют вашим интересам. Откажитесь от всего, что не дает вам наслаждаться счастьем.
В нынешнем мире безопасно чувствовать себя могут только утописты.
БАКМИНСТЕР ФУЛЛЕР