Раздел 2. Основные философские концепции развития науки и техники
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация теоретического образования в техническом университете – приоритетная задача профессорско-преподавательского состава кафедры теории и методологии науки БГТУ им. В.Г. Шухова. В порядке исполнения этой задачи кафедрой был предложен к внедрению в университетскую образовательную среду пропедевтический курс истории и философии науки и техники, основными целями которого являются первичная интеграция, критическое восполнение и методологическая оптимизация базовых знаний студентов первого года обучения в области фундаментальных проблем истории и философии науки и техники.
Для обеспечения успешной реализации этого курса нами подготовлено настоящее издание – практико-ориентированное пособие нового поколения, в котором особое внимание уделено предпосылочным основаниям научного творчества, как в предметно-ознакомительном формате, так и посредством обращения студентов к проектно-технологической рефлексии и саморефлексии. В пособие не включены материалы лекций; напротив, при содействии этого пособия студенты должны активизировать материалы прослушанных лекций в работе на семинарских занятиях, в контексте обсуждения докладов (аналитических рефератов) по темам, касающимся истории важнейших научных и технических достижений. Идеалы, нормы и критерии научного знания и познания, проблемы логики развития, преемственности и новизны в науке, концептуальные основания философии техники предлагается изучать в учебно-диалогическом взаимодействии с первоисточниками – основополагающими текстами (фрагментами) признанных лидеров мирового научного сообщества.
Для обеспечения эффективной индивидуальной и самостоятельной работы студентов в пособие включены тестовые задания, вопросы для повторения, а также словарь основных терминов и понятий.
Рабочая программа
Введение. Предмет и задачи курса
Основные понятия курса.
Понятие истории и исторического подхода к описанию и анализу явлений интеллектуальной культуры. Понятие философии и философско-методологической рефлексии.
Наука и техника как данности истории и познания. Проблематизация науки и техники в мировой интеллектуальной культуре XX-XXI вв.
Раздел 1. История науки и техники
Преднаучное и техническое знание. Возможность преднаучного и технического знания в жизненных практиках первобытных культур. Неолитическая революция как форма преобразования и реинтеграции преднаучного и технического знания.
Философско-познавательный и инженерно-технический опыт древнего мира. Открытия и изобретения в древнейших цивилизациях Месопотамии, Египта, Финикии, Индии и Китая; предпосылки и последующее значение этих открытий в последующей истории науки и техники.
Наука и техника в античном мире – древнегреческой, древнеримской и эллинистической цивилизациях. Первые научные сообщества – исследовательские школы пифагорейцев, элеатов, атомистов, академиков, перипатетиков. Александрийский Мусей. Античное изобретательство и его условия.
Преобразование научно-технического опыта античности в средневековой Европе и на арабском Востоке. «Механические» и «свободные искусства» средневековой Европы. Новизна и нетрадиционность практически ориентированной теории в деятельности выдающихся учёных эпохи позднего средневековья (Возрождения). Предпосылки создания научного естествознания и инженерных наук.
Научная революция в Европе Нового времени и формирование первой научной картины мира. Научно-технический прогресс (НТП) как историческая идея и реальность истории науки и техники Нового времени. Обстоятельства, содействовавшие распространению идеи, становлению и упрочению реальности НТП: 1) раздельное развитие и институционализация нового естествознания и новой техники с середины XVII до середины XVIII века; 2) сциентификация техники в эпоху промышленной революции и формирование в XIX веке технических наук; 3) становление систематического взаимообмена науки и техники со второй половины XIX в. Научно-техническая революция (НТР) как интеллектуально-практическое последствие научно-технического прогресса в XX веке. НТП и НТР в XXI столетии: перспективы переосмысления и/или преобразования.
Раздел 2. Основные философские концепции развития науки и техники
Понятие научного опыта и научного знания. Идеалы, нормы и критерии научного знания и познания. Понятие научной картины мира. Методологическая рефлексия как условие возможности научного познания.
Научное знание как историческая реальность: концепции и проблемы логики развития, преемственности и новизны в науке. Интернализм и экстернализм. Постпозитивизм как доктрина «послеопытного» понимания реальности научного познания (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос).
Понятие технического опыта и технического знания. Классическая доктрина техники как продуктивного знания и её историчность. Концептуальное понимание инженерно-технических наук современной интеллектуальной культуре: антропологический и онтологический подходы. Научно-методологическая рефлексия как условие возможности технического знания.
Творческое единство научного и технического знания и познания.
Тематика и ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ
ЗАНЯТИЙ
(с кратким методическим комментарием и примерным перечнем тем рефератов к семинару с темой 2)
Тема 1