Глава о сажда саху и других видах земных поклонов
922. Постановление земного поклона за невнимательность (сажда саху) – обязательно.
923. Если забыл сделать сажда саху, нужно ли сделать его когда вспомнишь – если вспомнил незадолго после окончания намаза, то его необходимо совершить, если вспомнил через долгое время после намаза, то совершать его не надо, при этом намаз остается действительным. Долгое время – определяется исходя из хадисов о сажда саху.
924. Если не сделал сажда саху намеренно, становится ли намаз недействительным – если это сажда, который совершается до саляма, то намаз недействительный, если же из тех, которые совершаются после саляма, то намаз остается действительным, но мнение о том, что намаз становится недействительным, также имеет силу.
925. Что делать если забыл сесть на первый ташаххуд – намаз действительный, и нужно сделать сажда саху до саляма.
926. Если хотел совершить два ракаата добровольного намаза, но встал на третий ракаат – не возвращается обратно на ташаххуд, но продолжает, и в конце намаза не надо делать сажда саху. Если же все-таки возвратится и сядет на ташаххуд, то после саляма нужно сделать сажда саху. Это постановление одинаково как в дневном, так и в ночном добровольном намазе.
927. Если дал салям раньше времени по ошибке, начать намаз заново или можно продолжить – если вспомнил об ошибке сразу после намаза, то можно просто продолжить с места ошибки, если же вспомнил через долгое время, то нужно начать заново.
928. Если вышел из намаза раньше времени и произнес слова, начать заново или продолжить – постановление такое же, как в прошлом вопросе.
929. Обязательно ли делать такбир при совершении сажда саху – это узаконено у обладателей знания.
930. Нужно ли читать ташаххуд после двух сажда саху – нет.
931. Нужно ли давать салям после сажда саху – да.
932. Что должен делать тот, кто засомневался в процессе намаза – если не может вспомнить наверняка совершил ли он ошибку или нет, то останавливается на минимальном и делает сажда до саляма, если же вспомнил наверняка ошибся или нет, то совершает сажда саху после саляма.
933. Как должен поступить тот, кто нечаянно встал на пятый ракаат – в любом случае возвращается обратно и садится. Затем, если после четвертого ракаата читал ташаххуд, то после возвращения дочитывает салауат и делает салям, затем сажда саху.
934. Когда делать сажда саху если засомневался в намазе, но затем сомнение ушло – его не нужно делать.
935. Когда нужно делать сажда саху – если убавил в намазе, или засомневался и не смог прийти к более сильному решению после сомнения – то до саляма. Если добавил к намазу, или засомневался, но затем пришел к более твердому мнению, то после саляма.
936. Тот, кто встал не сев на первый ташаххуд, то может быть три ситуации – 1) понял ошибку еще до того, как успел полностью выпрямиться – обязан сесть 2) если уже выпрямился, но еще не успел начать чтение суры аль-фатиха 3) если уже успел начать читать суру аль-фатиха. В последних двух случаях – продолжает совершать третий ракаат и не возвращается.
937. Если не сел на первый ташаххуд, встал и выпрямился, но затем обратно сел – намаз остается действительным.
938. Если забыл столп (рукн) намаза, затем вспомнил о нем в процессе намаза – если вспомнил о пропущенном рукне, еще до того, как дошел до него же в следующем ракаате, то возвращается к забытому рукну, и продолжает совершать намаз с него. Если же вспомнил тогда, когда уже дошел до него в следующем ракаате, то этот следующий ракаат не засчитывается.
939. Если забыл столп (рукн) намаза, затем вспомнил о нем после намаза – если времени после намаза прошло немного, то нужно вернуться к забытому столпу и продолжить намаз с него и довести до конца, затем сделать сажда саху после саляма. Если же времени прошло много, то намаз нужно совершить заново.
940. Если допустил ошибку имам, то те, кто за ним, тоже совершают сажда саху – это узаконено.
941. Если ошибку допустил тот, кто за имамом, должен ли он делать сажда саху после намаза – нет, но если он встал дочитывать ракаат после имама (как, если, например не успел на начало намаза в мечети, или ошибка заключалась в упускании столпа намаза (рукн)) – то делает сажда саху.
942. Нужно ли делать сажда саху если забыл переходный такбир (аль-интикаль) – да.
943. Если вместо сами'аЛлаху лиман хамидах сказал Аллаху Акбар или наоборот – обязательно сделать сажда саху.
944. Если ошибся в намазе несколько раз достаточно ли одного сажда саху – да.
945. Нужно ли делать сажда саху в добровольных намазах – да.
946. Делается ли сажда саху в намазе джаназа – нет.
947. Если упустил в намазе желательное действие, нужно ли делать сажда саху – нет.
948. Если имам не совершил сажда саху, должны ли его совершить те, кто за ним – нет.
949. Узаконено ли перед сажда саху сделать такбират уль-ихрам – нет.
950. Если читал вслух намаз, который читается про себя и наоборот, делать ли сажда саху – нет.
951. Постановление совершения сажда тиляуа (при чтении Корана)– желательно.
952. Сколько сажда тиляуа в Коране – 15.
953. Является ли омовение условием действительности сажда тиляуа – нет.
954. Является ли направление на кыйблу условием действительности сажда тиляуа – нет.
955. Нужно ли делать такбир для сажда тиляуа – нет, но если сажда тиляуа в намазе, то если человек будет делать такбир, то не подлежит порицанию из-за наличия общих доводов.
956. Нужно ли давать салям после сажда тиляуа – нет.
957. Тот, кто не читает Коран, но слушает его, должен ли делать сажда тиляуа – желательно.
958. Тот, кто не читает Коран и не слушает, но слышит его, должен ли делать сажда тиляуа – нет.
959. Должен ли чтец Корана быть годным для имамства, чтобы за ним делали сажда тиляуа - нет.
960. Может ли слушающий Коран поднять голову с сажда тиляуа раньше чтеца – да.
961. Можно ли вместо сажда тиляуа сделать поясной поклон – нет.
962. Если человек в пути на животном или в машине - как делает сажда тиляуа – наклоняет голову в ту сторону, в которую едет.
963. Нужно ли делать сажда тиляуа в намазе – в намазе, который читается вслух – желательно, а в намазе, который про себя – нежелательно.
964. Тот, кто не находит места для совершения сажда тиляуа – если знает, что задержится немного после чтеца, а потом место появится, то необходимо подождать, а если нет, то делает сажда саху на спину брата или его ногу и т.п.
965. Является ли желательным сначала встать для сажда тиляуа – нет.
966. Каково постановление совершения земного поклона в благодарность Аллаху (шукр) – желательно иногда, но не при каждом радостном событии или новости.
967. Узаконено ли совершать сажда шукр в намазе – нет.
968. Узаконено ли совершать земной поклон без всякой причины – нет.