Интервал -- АБСОЛЮТНОЕ 2 страница
"Все вещества, потребные для поддержания жизни организма, для психической работы, для высших функций сознания и роста высших тел, вырабатываются организмом из пищи, которая поступает в него извне. Человеческий организм получает пищу трёх видов:
1. обычную пищу, которую мы едим;
2. воздух, которым мы дышим;
3. наши впечатления.
"Нетрудно согласиться с тем, что воздух представляет собой особого рода пищу для организма. Но как могут быть пищей впечатления – может сперва показаться для понимания трудным. Однако нам следует помнить, что с каждым внешним впечатлением, имеет ли оно форму звука, зрительного образа или запаха, мы получаем извне определённое количество энергии, некоторое число вибраций; и эта энергия, поступающая в организм извне, представляет собой для него пищу. Кроме того, как было сказано выше, без материи энергию передавать невозможно; если внешние впечатления приносят в. организм с собой внешнюю энергию, значит, в организм входит и внешняя материя и питает его в полном смысле слова.
"Чтобы нормально существовать, организм должен получать пищу всех трёх видов, т.е. физическую пищу, воздух и впечатления. Он не в состоянии существовать только на одном или даже на двух видах пищи: необходимы все три вида. Но соотношение этих видов друг с другом и их значение для организма неодинаковы. Организм может существовать сравнительно долго без запаса физической пищи. Известны случаи голодания длительностью более шестидесяти дней, причём организм ничуть не утратил своей жизнеспособности и восстановил её сразу же, как только начался приём пищи. Конечно, такое голодание нельзя считать полным, поскольку во всех случаях искусственного голодания люди пили воду. Тем не менее, даже без пищи и без воды человек способен прожить несколько дней; а без воздуха он может просуществовать только несколько минут, не более двух-трёх; лишённый воздуха на четыре минуты, человек, как правило, умирает. Без впечатлений человек не в состоянии прожить ни одного мгновения. Если бы нам удалось прервать поток впечатлений, если бы лишить организм способности их получать, он немедленно бы умер. Поток поступающих к нам извне впечатлений подобен приводному ремню. Главный мотор дли нас – природа, окружающий мир. Посредством впечатлений природа передаёт нам энергию, благодаря которой мы живём, движемся, существуем. Если поток этой энергии прекратится, наша машина немедленно остановится. Итак, из трёх видов пищи самый важный для нас – впечатления, хотя рассудку представляется, что человек не в состоянии долго просуществовать на одних впечатлениях. Впечатления и воздух дают организму возможность существовать несколько дольше; а впечатления, воздух и физическая пища позволяют ему жить до конца положенного срока и вырабатывать вещества, необходимые не только для поддержания жизнедеятельности, но и для создания высших тел и их роста.
"Процесс преобразования поступающих в организм веществ в более тонкие субстанции управляется законом октав.
"Представим себе организм в виде трёхэтажной фабрики. Верхний её этаж состоит из головы человека, средний – из груди, а нижний – из желудка, спины и нижней части тела.
"Физическая пища – это Н768, или "ля", "соль", "фа" третьей космической октавы излучений. Этот "водород" входит в нижний этаж организма в виде "кислорода", "до" – Н768.
Поступление пищи в организм.
"Кислород 768" встречается с "углеродом 192", который имеется в организме. От соединения С768 и С192 получается N384. Этот N384 представляет собой следующую ноту, "ре".
Начало переваривания пищи (Н768) в организме.
"Ре 384", которое в следующей триаде становится "кислородом", встречается в организме с "углеродом 96" и вместе с ним образует новый "азот 192", который представляет собой ноту "ми 192".
"Как известно из закона октав, в восходящей октаве "ми" не в состоянии самостоятельно перейти в "фа"; для этого необходим "добавочный толчок". Если этот "добавочный толчок" не будет получен, субстанция "ми 192" не сможет сама перейти в ноту "фа".
"В данном месте организма, где "ми 192" должна была бы, по всей вероятности, остановиться, внутрь организма поступает "вторая пища" – воздух (в форме "до 192", т.е. "ми, ре, до" второй космической октавы излучений). Нота "до" обладает всеми необходимыми полутонами, т.е. всей энергией, необходимой для перехода в следующую ноту; она как бы отдаёт часть своей энергии доте "ми", которая обладает той же плотностью, что и нота "до". Энергия "до" даёт "ми 192" достаточную силу для того, чтобы, соединившись с "углеродом 48", уже имеющимся в организме, перейти в "азот 96". "Азот 96" будет нотой "фа".
"Фа 96", соединившись с "углеродом 24", который также присутствует в организме, переходит в "азот 48" – ноту "соль".
"Нота "соль 48", соединившись с присутствующим в организме "углеродом 12", переходит в "азот 24" – ноту "ля 24".
"Ля 24" соединяется с присутствующим в организме "углеродом 6" и преобразуется в "азот 12", или "си 12". "Си 12" наивысшая субстанция, которая вырабатывается в организме из физической пищи с помощью "добавочного толчка", получаемого из воздуха.
"До 192" (воздух) имеет возможность при поступлении в средний этаж фабрики в виде "кислорода" отдать часть своей энергии "ми 192"; он в свою очередь соединяется в определённом месте с находящимся в организме "углеродом 48" и переходит в "ре 96".
"Ре 96" переходит в "ми 48" с помощью "углерода 24"; на этом развитие второй октавы останавливается. Для перехода "ми" в "фа" необходим какой-то "добавочный толчок"; но в этом пункте природа не подготовила какого-либо "добавочного толчка", и вторая октава, т.е. октава воздуха, не может более развиваться; в обычных жизненных условиях она далее и не развивается.
"Третья октава начинается с "до 48".
"Впечатления поступают в организм в форме "кислорода 48", т.е. "ля, соль, фа" второй космической октавы "Солнце-Земля".
"До 48" обладает достаточной энергией для того, чтобы перейти в следующую ноту; но в том месте организма, куда поступает "до 48", нет необходимого для этого "углерода 12". В то же время "до 48" не входит в соприкосновение с "ми 48", так что она неспособна ни перейти самостоятельно в следующую ноту, ни отдать часть своей энергии "ми 48".
"В нормальных условиях, т.е. в условиях нормального существования, выработка фабрикой тонкой материи в этом пункте прекращается, и третья октава звучит лишь как "до". Наивысшая субстанция, которую вырабатывает фабрика, это "си 12"; и для всех своих высших функций фабрика способна использовать только эту высшую материю.
"Существует, однако, способ увеличить объём продукции, т.е. позволить октаве воздуха и октаве впечатлений развиваться дальше. Для этого нужно создать особого рода "искусственный толчок" в том пункте, где останавливается развитие третьей октавы. Это означает, что "искусственный толчок" необходимо приложить к ноте "до 48" .
"Но что же подразумевается под этим "искусственным толчком"? Он связан с моментом получения впечатлений. Нота "до 48" обозначает момент, когда в наше сознание входит какое-то впечатление. "Искусственный толчок" в этом пункте означает некоторый род усилия, совершаемый в момент получения впечатления.
"Раньше было объяснено, что в условиях обычной жизни мы не помним себя, т.е. не чувствуем, не осознаём себя в момент восприятия, эмоции, мысли или действия. Если человек понимает это и старается вспомнить себя в момент восприятия, каждое впечатление, которое он получает в такой момент вспоминания себя, будет, так сказать, удвоено. В обычном психическом состоянии я просто гляжу на улицу. Но если при этом я вспоминаю себя, я не просто гляжу на улицу, а чувствую, что смотрю, как бы говорю самому себе: "я смотрю". Вместо одного впечатления улицы существуют два: одно – впечатление улицы, а другое – впечатление меня самого, смотрящего на неё. Это второе впечатление, производимое фактом моего вспоминания себя, и есть "добавочный толчок". Кроме того, очень может получиться, что добавочное ощущение, связанное со вспоминанием себя, принесёт с собой элемент эмоции, т.е. работа машины привлечёт к упомянутому месту некоторое количество "углерода 12". Усилия вспомнить себя, наблюдение себя в момент получения впечатлений, наблюдение своих впечатлений в момент их получения – так сказать, регистрация приёма впечатлений – и одновременное определение получаемых впечатлений – всё это, вместе взятое, удваивает интенсивность впечатлений и переводит "до 48" в "ре 24". В то же время усиление, связанное с переходом одной ноты к другой, и самый порядок перехода "до 48" в "ре 24".дают возможность "до 48" третьей октавы войти в соприкосновение с "ми 48" второй октавы и передать этой ноте требуемое количество энергии, необходимое для перехода "ми" в "фа". Таким образом, "толчок", данный "до 48", простирается до "ми 48" и даёт возможность развития второй октавы.
"Ми 48" переходит в "фа 24", "фа 24" – в "соль 12", "соль 12" – в "ля 6". "Ля 6" представляет собой высочайшую форму материи, вырабатываемую организмом из воздуха, т.е. из пищи второго рода. Это, однако, достижимо лишь при помощи совершения сознательного усилия в момент, когда мы получаем впечатление .
"Необходимо понять, что это значит. Все мы дышим одним и тем же воздухом. Кроме элементов, известных нашей науке, воздух содержит большое число веществ, науке не известных, не поддающихся её определению и недоступных для её наблюдений. Но возможен точный анализ вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Этот анализ показывает, что хотя воздух, который вдыхают разные люди, один и тот же, выдыхаемый воздух в каждом случае иной. Предположим, что воздух, которым мы дышим, состоит из двадцати элементов, неизвестных нашей науке. Некоторое количество этих элементов поглощается каждым человеком, когда он дышит. Предположим, что пять из этих элементов поглощаются всегда. Следовательно, воздух, выдыхаемый каждым человеком, состоит из пятнадцати элементов; а пять элементов из двадцати уходят на питание организма. Однако некоторые люди выдыхают не пятнадцать, а только десять элементов, т.е. поглощают на пять элементов больше. Эти пять элементов и есть высшие виды "водорода". Такие высшие виды "водорода" присутствуют в каждой частице вдыхаемого нами воздуха. Вдыхая воздух, мы вводим внутрь эти высшие виды "водорода"; но если организм не знает, как извлекать их из частиц воздуха и удерживать, они будут опять возвращены в окружающий воздух. Если же организм способен извлекать их из воздуха и удерживать в себе, они останутся в нём. Таким образом, мы все дышим одним и тем же воздухом, но извлекаем из него разные субстанции; одни извлекают больше, другие меньше.
"Для того чтобы извлечь больше, необходимо иметь в организме определённое количество соответствующих тонких субстанций. Тогда эти субстанции, содержащиеся в организме, действуют подобно магниту на тонкие субстанции, которые содержатся во вдыхаемом воздухе. Мы снова приходим к старому алхимическому закону: "Чтобы делать золото, прежде всего необходимо иметь некоторое количество настоящего золота... Если ты совсем не имеешь золота, тогда нет никакой возможности его сделать".
"Вся алхимия – это не что иное, как аллегорическое описание человеческой фабрики и её работы по преобразованию низших металлов (т.е. грубых субстанций) в металлы благородные (т.е. в тонкие субстанции).
"Мы проследили развитие двух октав. Третья октава, октава впечатлений, начинается благодаря сознательному усилию. "До 48" переходит в "ре 24", "ре 24" – в "ми 12". В этом пункте в развитии октавы происходит остановка.
"Если теперь рассмотреть результаты развития этих трёх октав, мы увидим, что первая октава достигла "си 12", вторая – "ля 6", а третья – "ми 12". Таким образом, первая и третья октава останавливаются на нотах, которые не в состоянии перейти в следующие ноты.
"Для того, чтобы две октавы развивались дальше, нужен второй сознательный "толчок" в некотором пункте машины; необходимо новое сознательное усилие, которое позволит двум октавам продолжить своё развитие. Природа этого усилия требует специального изучения. С точки зрения работы машины в целом можно утверждать, что это усилие связано с эмоциональной жизнью, что оно представляет собой особого рода влияние на эмоции человека. Но что такое это усилие на самом деле, как его можно произвести – всё это мы сумеем объяснить лишь в связи с общим описанием работы человеческой фабрики, или человеческой машины.
"Практика невыражения неприятных эмоций, "неотождествления", "отсутствия внутренней мнительности" – это и есть подготовка к этому второму усилию.
"Если мы рассмотрим теперь работу человеческой фабрики в делом, то мы увидим, какими средствами можно увеличить её продуктивность в те моменты, когда производство тонких субстанций останавливается. В обычных условиях работы с одним механическим "толчком" фабрика производит очень малое количество тонких субстанций, фактически лишь "си 12". Работая с одним механическим и одним "сознательным" "толчками", фабрика вырабатывает уже гораздо больше тонких субстанций. Работая с двумя сознательными "толчками", фабрика будет вырабатывать такое количество тонких субстанций, которое со временем полностью изменит характер фабрики.
"Эта трёхэтажная фабрика представляет собой вселенную в миниатюре и построена согласно тем же законам и по тому же плану, что и вся вселенная.
"Чтобы понять аналогию между человеком, человеческим организмом и вселенной, рассмотрим мир, как мы делали это раньше, в виде трёх октав: от Абсолютного до Солнца, от Солнца до Земли и от Земли до Луны. Каждой из этих трёх октав недостаёт полутона между "фа" и "ми", и в каждой октаве место недостающего полутона занято особого рода "толчком", который в данном пункте создаётся искусственно. Если мы рассмотрим аналогию между трёхэтажной фабрикой и тремя октавами вселенной, то мы должны понять, что три "добавочных толчка" в трёх октавах вселенной соответствуют трём видам пищи, поступающим в человеческий организм. "Толчок" в низшей октаве соответствует физической пище; этот "толчок" представляет собой "до 768" космической трёхэтажной фабрики. "Толчок" в средней октаве соответствует воздуху; это "до 192" космической фабрики. "Толчок" в верхней октаве соответствует впечатлениям; это "до 48" космической фабрики. Все три вида жизни во внутренней работе трёхэтажной космической фабрики претерпевают такие же преобразования, что и в человеческой фабрике, изменяются по тому же плану и в соответствии с теми же законами. Дальнейшее изучение аналогии между человеком и вселенной возможно лишь после того, как человеческая машина будет досконально изучена и будут точно установлены "места", соответствующие каждому из видов "водорода" в нашем организме. Это значит, что для продолжения изучения необходимо найти точное название каждого вида "водорода", т.е. дать определение каждому виду "водорода" химически, психически, физиологически и анатомически; иными словами, установить его функции и его место в организме человека; необходимо также, если это возможно, определить связанные с ним особые ощущения".
* * *
"Изучение работы человеческого организма как химической фабрики выявляет три стадии в эволюции человеческой машины.
"Первая стадия соответствует работе человеческого организма в том виде, в каком он был создан природой, т.е. жизни и функциям человека номер один, два и три. Первая октава, октава пищи, в нормальных условиях развивается до "ми 192". В этом пункте она автоматически получает "толчок" от начала второй октавы, и её развитие продолжается до "си 12". Вторая октава, октава воздуха, начинается с "до 192" и развивается до "ми 48", где останавливается. Третья октава, октава впечатлений, начинается с "до 48" и там же останавливается. Итак, семь нот первой октавы, три ноты второй и одна нота третьей представляют собой полную картину работы "человеческой фабрики" на её первой, или природной, стадии. Природа обеспечила только один "толчок", получаемый от вхождения второй октавы, которая помогает "ми" первой октавы перейти в "фа". Но природа не предусмотрела и не обеспечила второго "толчка", т.е. "толчках, который помог бы развитию третьей октавы и этим дал бы возможность "ми" второй октавы перейти в "фа". Человек, если он желает увеличить объём производства тонких видов "водорода", должен создать этот "толчок" в своём организме личными усилиями.
"Вторая стадия соответствует работе человеческого организма, когда человек вызывает сознательный, волевой "толчок" в пункте "до 48". В первом месте этот волевой "толчок" передаётся второй октаве, которая развивается до "соль 12" или даже до "ля 6" и ещё дальше, если работа организма достаточно интенсивна. Тот же самый "толчок" позволяет развиваться и третьей октане, т.е. октаве впечатлений, которая в этом пункте достигает "ми 12". Таким образом, на второй стадии работы человеческого организма мы видим полное развитие второй октаны и трех нот третьей октавы. Первая октава остановилась на ноте "си 12", третья – на ноте "ми 12". Ни одна из этих октав не может продолжаться дальше без нового "толчка". Природу этого "толчка" невозможно описать так же просто, как природу первого волевого "толчка" в пункте "до '18". Чтобы понять природу нового "толчка", необходимо понять значение "си 12" и "ми 12".
"Усилие, которое создаёт этот "толчок", должно быть связано с работой над эмоциями, с их преобразованием и трансмутацией. Эта трансмутация эмоций поможет затем трансмутации "си 12" в человеческом организме. Без такой трансмутации невозможен никакой серьёзный рост, никакой рост высших тел внутри организма. Идея трансмутации была известна и древним учёным, и таким сравнительно недавним, как средневековые алхимики. Но алхимики говорили о трансмутации в аллегорической форме, описывая преобразование низших металлов. На деле, однако, они имели в виду преобразование в человеческом организме грубых видов "водорода" в более тонкие, главным образом, преобразование "ми 12". Если это преобразование происходило, можно было сказать, что человек достиг того, к чему стремился; в противном случае все достигнутые результаты могли быть утрачены, потому что не закреплялись в человеке и, кроме того, оказывались достижениями только в сфере мыслей и эмоций. Реальные же, объективные результаты можно получить только после того, как началась трансмутация "ми 12".
"Алхимики, говорившие об этой трансмутации, начинали прямо с неё. Они ничего не знали или, по крайней мере, ничего не говорили о природе первого волевого "толчка", хотя всё зависит именно от него. Второй волевой "толчок" и трансмутация становятся физически возможны только после долгой практики в первом волевом "толчке", который зависит от вспоминания себя и от наблюдения за получаемыми впечатлениями. На путях монаха и факира работа над вторым "толчком" начинается раньше, чем над первым; но так как "ми 12" создаётся только в результате первого "толчка", работа в отсутствие другого материала должна с необходимостью сосредоточиться на "си 12". И поэтому она очень часто даёт неправильные результаты. Правильные результаты на четвёртом пути должны начинаться с первого "волевого толчка", и только затем изучающий переходит ко второму "толчку" – в "ми 12".
"Третья стадия работы над человеческим организмом начинается тогда, когда человек совершает второй сознательный волевой "толчок" в пункте "ми 12", когда внутри него начинается преобразование, трансмутация этих видов "водорода" в высшие. Вторая стадия и начало третьей относятся к жизни и функциям человека номер четыре. Для перехода человека номер четыре на уровень человека номер пять необходим значительный период трансмутации и кристаллизации".
* * *
"Когда достигнуто определённое понимание таблицы видов "водорода", она немедленно раскрывает новые черты в работе человеческой машины, в первую очередь устанавливая точные различия между центрами и соответствующими им функциями. "Центры человеческой машины работают с разными видами "водорода". Это и составляет главное их отличие друг от друга. Центр, работающий с более грубым, более тяжёлым, более плотным "водородом", работает медленнее. Центр, работающий с лёгким, более подвижным "водородом", работает быстрее.
"Мыслительный, или интеллектуальный, центр – самый медленный из всех трёх центров, которые мы до сих пор рассматривали. Он работает с "водородом 48" (согласно таблице видов "водорода" – в её третьей шкале).
"Двигательный центр работает с "водородом 24", который во много раз быстрее и подвижнее "водорода 48". Интеллектуальному центру не удаётся поспевать за работой двигательного центра. Мы не в состоянии следить за своими движениями и за движениями других людей, если их искусственно не замедлить. Ещё менее нам удаётся следить за работой внутренних, инстинктивных функций нашего организма, за работой инстинктивного ума, который составляет как бы одну сторону двигательного центра.
"Эмоциональный центр может работать с "водородом 12". Однако в действительности он работает с этим тонким "водородом" очень, редко, и в большинстве случаев его работа мало чем отличается по своей интенсивности и быстроте от работы двигательного или инстинктивного центра.
"Чтобы понять работу человеческой машины и её возможности, нужно знать, что кроме указанных трёх центров и других, связанных с ними, у нас есть ещё два центра, полностью развитых и функционирующих должным образом; но они не связаны с нашей обычной жизнью и с этими центрами.
"Наличие в нас этих высших центров является большей загадкой, чем все сокровища, которые люди, верящие в существование таинственного и чудесного, ищут с глубокой древности.
"Все мистические и оккультные системы признают наличие в человеке высших сил и способностей, хотя в большинстве случаев они допускают их существование лишь как возможность и говорят о необходимости развития скрытых в человеке сил. Настоящее учение отличается от других одной особенностью: оно утверждает, что высшие центры не только существуют внутри человека, но и что они полностью развиты.
"Именно низшие центры недоразвиты . И как раз это недостаточное развитие, неполное функционирование низших центров мешает нам воспользоваться работой высших центров.
"Как уже было сказано, существуют два высших центра: высший эмоциональный, который работает с "водородом 12", и высший мыслительный, который работает с "водородом 6".
"Если рассмотреть работу человеческой машины с точки зрения видов "водорода", с которыми работают центры, мы поймём, почему высшие центры не могут быть связаны с низшими.
"Мыслительный центр работает с "водородом 48", двигательный – с "водородом 24".
"Если бы эмоциональный центр работал с "водородом 12", его работа была бы связана с работой высшего эмоционального центра. В тех случаях, когда работа эмоционального центра достигает той напряжённости и скорости, которую даёт "водород 12", возникает временная связь с высшим эмоциональным центром, и человек переживает дотоле ему неизвестные эмоции и впечатления, для описания которых у него нет ни слов, ни выражений. Но в обычных условиях разница между скоростью наших обычных эмоций и скоростью высшего эмоционального центра настолько велика, что никакая связь между ними не возможна. Вот почему нам не удаётся услышать внутри нас голоса, которые обращаются к нам из высшего эмоционального центра.
"Высший мыслительный центр, работающий с "водородом 6", удалён от нас ещё больше и ещё менее доступен. Связь с ним возможна только через высший эмоциональный центр. Мы знаем о случаях такой связи из описаний мистических переживаний, экстатических состояний и тому подобного. Эти состояния возникают на основе религиозных эмоций или – на короткие мгновения – благодаря применению наркотиков, а также в определённых патологических случаях, таких, как эпилептические припадки и травматические повреждения мозга. В подобных случаях нелегко понять, что является причиной и что – следствием, т.е. будет ли патологическое состояние следствием этой связи или её причиной.
"Если бы нам удавалось намеренно, по желанию связывать центры нашего обычного сознания с высшим мыслительным центром, то это при нынешнем общем состоянии не принесло бы нам никакой пользы. В большинстве случаев, когда происходит неожиданное соприкосновение с высшим мыслительным центром, человек теряет сознание, ибо его ум не способен вместить неожиданно взорвавшийся в нём поток мыслей, эмоций и идей. И вместо живой мысли или эмоции в результате такой связи, наоборот, возникает полная пустота, состояние бессознательности. Память удерживает только первый момент, когда поток устремляется в ум, и последний момент, когда поток прекращается, а сознание возвращается. Но даже эти мгновения настолько полны необычными оттенками и красками, что среди ощущений обыденной жизни нет ничего, что могло бы с ними сравниться. Вот и всё, что остаётся обычно от так называемых "мистических" и "экстатических" переживаний, которые представляют собой временную связь сознания с высшим центром; очень редко бывает так, что подготовленный ум успевает уловить и запомнить что-то из того, что человек прочувствовал и понял в момент экстаза. Однако и в этих случаях мыслительный, двигательный и эмоциональный центры запоминают и передают всё по-своему, переводят никогда прежде не переживавшиеся ощущения на язык обычных, повседневных ощущений, передают в трёхмерных формах этого мира вещи, которые выходят за пределы его измерений; при этом, конечно, искажается всякий след того, что остаётся в памяти от необычных переживаний. Наши обычные центры, когда они передают впечатления высших центров, можно сравнить со слепыми, рассуждающими о цветах, или с глухими, беседующими о музыке.
"Чтобы установить постоянную и правильную связь между низшими и высшими центрами, необходимо отрегулировать работу низших центров и ускорить её.
"Кроме того, как уже было сказано, низшие центры работают неправильно, потому что нередко вместо собственных, присущих им функций тот или другой из них принимает на себя работу других центров. Это заметно снижает скорость общей работы машины и делает ускорение деятельности центров очень трудным. Таким образом, для ускорения и регулирования работы низших центров прежде всего необходимо освободить каждый центр от чужой, не свойственной ему работы, вернуть к собственной работе, которую каждый центр выполняет лучше, чем любой другой.
"Много энергии тратится и на такую работу, которая совершенно не нужна и вредна, например, на деятельность неприятных эмоций, на их выражение, на беспокойство, тревогу, спешку, на целый ряд бесполезных автоматических действий. Примеров такой ненужной деятельности сколько угодно. Прежде всего, это постоянно движущийся поток мыслей нашего ума, который мы не в состоянии ни остановить, ни подчинить себе и который поглощает огромное количество нашей энергии. Во-вторых, совершенно ненужное постоянное напряжение мускулов нашего организма. Мускулы оказываются напряжены и тогда, когда мы ничего не делаем. Едва мы начинаем выполнять самую небольшую и незначительную работу, как немедленно приводится в действие вся система мускулов, необходимых для тяжёлой и упорной работы. Поднимая с пола иглу, мы тратим столько энергии, сколько нужно для того, чтобы поднять человека. Мы пишем короткое письмо, а тратим на это столько энергии, что её было бы достаточно, чтобы написать толстый том. Но главное в том, что мы растрачиваем мускульную энергию постоянно, всё время, даже если ничего не делаем. Когда мы гуляем, мускулы наших плеч и рук находятся в ненужном напряжении; когда мы сидим, без необходимости напрягаются мускулы ног, шеи, спины и желудка. Мы и спим с напряжёнными мускулами рук, ног, лица и всего тела, не понимая, что расходуем на эту постоянную готовность к работе, которую никогда не выполняем, гораздо больше энергии, чем на всю полезную работу, производимую нами в течение жизни.