Знание ЗА тебя или ПРОТИВ тебя в Судный День. Это довод против тебя, если ты жил без знания
Спросили у имама Ахмада: «Что такое искренность в знании?» На что он сказал: «Искренность – это когда ты намереваешься избавиться от невежества, так как не сравнятся тот, кто знает и тот, кто является невеждой в требовании знаний».
Всевышний Аллах, Свят Он и Велик, сказал в Своей Книге:
"Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом"(аз-Зумар: 9)
Также Всевышний Аллах, Свят Он и Велик, сказал:
"Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание. Аллах ведает о том, что вы совершаете"(аль-Муджадаля: 11)
Значит, Всевышний Аллах, Свят Он и Велик, возвысил обладателей знания над другими. И тот, кто требует знания, чтобы поклоняться Аллаху на основе знания, чтобы избавить себя от невежества, чтобы в его жизни все соответствовало тому, что узаконил Всевышний Аллах – этот человек является искренним. Потому что он желал Лика Аллаха, желал спастись от того, чтобы быть тем, кто следует своим страстям, который является невежественным (мукаллидом).
Бери далиль, затем строй на этом акыду и живи на основе довода. Сторонись таклида – слепого следования.
Значит, искренность - первое из этих условий, первое из тех нравственных качеств, которыми должен обладать каждый требующий знания. И этих качеств много, поэтому и было написано много книг, и маленьких, и больших. Однако вспомним то, что является важным на данный момент.
Второе, из этих качеств является то, чтобы человек был мягким в процессе требования знания, так как пророк, мир ему и благословение Аллаха, сообщил нам обобщающим высказыванием: «Всевышний Аллах любит проявление мягкости[7] (рифк) в любом деле». Также пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В какой бы вещи не проявлялась мягкость, кроме как она украсит эту вещь». И также сюда заходит само знание и сам процесс требования знания.
Как проявляется мягкость в процессе требования знаний? Следующим образом: «Чтобы требующий знание не желал, не думал, что знание можно взять сразу (взять его целиком за один раз)». Как об этом сказал ибн Шихаб аз-Зухри, да смилуется над ним Аллах, известный таби’ин: «Кто желает взять знание сразу же целиком, тот сразу же его потеряет. Поистине знание требуется на протяжении дней и ночей»[8].Хорошо сказал один из поэтов:
Сегодня немного знаний,
Завтра столько же
Из того избранного знания,
Который собирает понемногу в сердцах.
Посредством этого знания человек
Зарабатывает, приобретает мудрость
И воистину течение (т.е. потекут знания подобно реке)
Когда эти кусочки избранного знания
Соберутся вместе.
Бери ровно столько, сколько ты в состоянии осилить (чтобы ты понял и заучивал) В день один хадис, два хадиса…
Понимать знание.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
مَنْ يُرِدْ اللَّهُ بِهِ خَيْرًا يُفَقِّهْهُ فِي الدِّين
«Кому Аллах желает добра, тому дает понимание в религии»[9] подтверждают, что настоящее благо заключается в понимании религии, что подразумевает знание догматов ислама (‘акаид), различных видов поклонения (‘ибадат), установлений шариата (ахкам) и норм нравственного поведения мусульманина (адаб).
Значит, мягкость требуется так, как она проявляется в процессе требования знания, чтобы ты не требовал все сразу. Приведем пример. Кто-нибудь захочет изучать тафсир, пойдет и начнет читать тафсир ибн Джарира. Тафсир ибн Джарира – в нем собран весь тафсир. Этот человек захотел взять знание сразу. Но по сути своей ничего не возьмет. Начнет и закончит читать его. Если ты ему задашь вопрос, то он не сможет вспомнить, кроме как очень мало. Вспомнит то, что там прочитал что-то, в другом месте другое. Однако он не сможет передать тебе в должном виде. Значит, необходима последовательность. Последовательность – это Сунна, которой необходимо следовать. Также, если человек пойдет изучать хадис и сразу начнет с такой книги как Найлюль-Аутар или Фатх уль-Бари. Придет и скажет, что закончил первый том Фатх уль-Бари. Знай, что этот человек не возьмет знание в том виде, как его брали обладатели знания. Он всего лишь будет начитанным, просвещенным человеком. У него будут общие познания, однако у него не будет того знания, которое имеет твердую основу, посредством которого становятся учеными, если Аллах даст успех. Так же в фикхе. Если спросишь «что ты читал по фикху?», он ответит: «Это большие книги несколько томов». Будет правильно сказать, что этот человек не проявлял мягкость в процессе требования знаний. Пожелал взять знание оптом, в большом количестве за один раз. Ведь есть вопросы, которые иногда для ученых являются сложными. Однако начинающий требующий знание не должен пытаться читать от начала до конца. Несомненно, он нуждается в этих книгах, чтобы внести ясность в тот или иной вопрос. Однако не должен читая их считать за основу.
Также требующий знания не должен в начале своего пути заниматься детальными разборами. Если в процессе требования знаний будет заниматься тонкими вопросами, то он забудет, так и не взяв знание. Так как его знание не имеет твердой и непоколебимой основы, посредством которой понимаются те детальные вопросы. Некоторые из нас идут на такие уроки, где все разбирают до мельчайших тонкостей. На этих уроках так и не заканчивают ту или иную книгу на протяжении долгих лет. И одну главу разбирают целыми месяцами. И эти люди думают, что вместе с этим они приобретают знание. Нет, это не является правильной методикой, так как тот, кто следовал этой методике, тот не проявил мягкость.
А ведь Аллах сказал в Коране: «Однако будьте учеными раббани, ведь вы те, кто обучаете ниспосланному и изучаете его»(Сура аль-‘Имран 3: 79)Имам Бухари сказал: «Ученый раббани – тот, который воспитывает людей от маленького знания прежде большого. Это раббани как в учебе, так же и в преподавании, который воспитывает человека, делает человека лучше посредством маленького знания прежде большого». Честь учителю и требующему знания, что когда он преподает, понимает относительно того или иного вопроса. Однако в этом нет пользы для того, кого он обучает. Ведь он сразу предоставил обзору всё знание, которое он имеет. Или требующий знания подвергнет разбору то, что он узнал, а это окажется слишком детально. Воистину, ученые дают каждому столько, сколько нужно и не дают выше уровня слушающего. Значит, необходима мягкость. О чем и пойдет речь, когда будем объяснять последовательность в процессе требования знания.
Третье[10]: Чтобы у требующего знания было постоянство в процессе требования знаний. Пускай посвятит знанию самое дорогое – свое время. Пускай не отводит для знания мертвое время, то время, когда его разум устал и ослабло его понимание. Это противоречие и не является правильным, что такое время делает тщетным[11].