Минута. 4-ая лекция – как проводить время
О необходимости бережливого отношения ко времени.
Хадис о 4-ых вещах в Судный День, за которые раб будет спрошен.
Пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Раб не сдвинется с места до тех пор, пока не будет спрошен о четырех вещах:
О его жизни, о молодости: на что он её потратил?
И о его знании: как он применял его?
И о его богатстве: откуда он взял его и на что потратил?
И о его теле: как он его использовал?» Ат-Тирмизи.
Хадис о пяти вещах прежде 5 вещей:
В своём "Сахихе" аль-Хаким приводит хадис, в котором со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Используй пять (вещей) прежде (чем столкнёшься с) пятью (другими: используй) твою молодость до того, как придёт) к тебе старость, (используй) твоё здоровье до того, как придёт) к тебе болезнь, (используй) твоё богатство до того, как придёт) к тебе бедность, (используй) твоё свободное время до того (, как ты окажешься, занят) делами, а твою жизнь (используй) до (того, как придёт) твоя смерть».
Значит, на знание даешь самое дорогое время, в которое силен разум, свободен от всего лишнего. Поистине это будет тогда, когда требующий знания страстно желает знание днем и ночью. Утром его разум занят знанием, так же и вечером. Его интересует только знание. Хочет спать - возле него книга. Поэтому говорили некоторые: «Если ты видишь книги требующего знания, разложенные по порядку, то знай, что он тот, кто оставил эти книги. Если ты зайдешь в библиотеку какого-нибудь человека и видишь, что его книги разложены по порядку, каждая на своем месте, это значит, что он не читает их. На полу нет книги. Если у него стол, на столе нет книги. Это указывает на то, что он поступает как некоторые: для чтения отводит только какую-то часть времени».
А у требующего знания, в полном смысле этого слова, нет времени, которое называется временем для чтения. Потому что его время полностью для чтения, полностью в требовании знаний. Утром и вечером его разум занят знанием. Молодые годы – главный промежуток в его времени, в который достигается знание. Он страстно любит требование знания. Требующий знания распределяет свое время: то время, когда его разум силен, он изучает те науки, которые нуждаются в тяжелом умственном труде, как Усуль уль-Фикх и тому подобное. В среднее время выбирает науки, в которых уже не требуется усиленной умственной работы, как например, тафсир, хадис, мустолях (терминология). В то время, когда его разум слаб, понимание слабое, выбирает такую литературу как история или книги, где рассказываются биографии передатчиков хадисов и тому подобное, то есть литература, которая просвещает в общем плане. Значит, требующий знания постоянно занят. Где бы он ни был, занят требованием знаний. Не отвлекает его от требования знания ни развлечение, ни дружба. Поэтому самое порицаемое, что мы можем видеть от тех, кто относит себя к требующим знания, то, что они проводят часы за болтовней, пустословием, разговорами, которые не связаны со знанием. Это не требующие знания, это кто-то иные, в зависимости от того, чем они заняли себя. А что касается требующего знания, то он всегда занят: его утешение, его страсть, его желание в требовании знаний. Его утешение в собраниях, в которых разбирают вопросы, говорят о требовании знаний, объясняют то, что ниспослал Аллах в Своей Книге или то, что сказал Посланник, мир ему и благословение Аллаха. Именно такие собрания являются теми местами, где открываются сердца и находят отдых души.
Значит, у требующего знания не существует такого понятия как «время для учебы». 24 часа у него принадлежит знанию.
Две категории людей не насытятся: толиб уль-ильм, толиб ад-дунья.
Должна быть страсть к знанию.
Каждый толиб уль-ильм должен терпеть (сабр)
23 минута. 5-ая лекция. Женщина или знание. Женись на четырех и имей сотни детей. Когда мы что-то упоминаем из истории ученых саляфов, которые отказались от большинства дозволенного, мы не хотим сказать «не женись». Нет, наоборот, скажем «женись!».
Многие братья думают, что семья и так далее – все это отвлекает. По сути своей, если мы посмотрим искренне в свои души, то увидим, что мы просто ищем оправдание своему бездействию, безделью. Семья не отвлекает от знания. Почему? Разве Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не сказал: «Ризк (удел) от Аллаха в двух слабых – в женщинах и детях». Так же он, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ризк от Аллаха в двух вещах: в наделе и в знании».
Это откроет много дверей добра, это - дополнительный ризк от Аллаха. Ризк бывает не только в пропитании, но и в знании.
От Са’да, да будет доволен им Аллах: "Поистине, Аллах дарует победу этой умме по причине её слабых, (по причине) их ду’а, их молитв и искренности!" Достоверный, передаёт ан-Насаий (№ 3180), приводится в "Сахих аль-джами’ " № 2384.
От Са’д ибн Аби Ваккас, да будет доволен им Аллах, приводится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Разве вы получаете победу и пропитание кроме как по причине присутствия среди вас слабых?!" Передаёт аль-Бухарий (№ 2829)
Минута. Важно то, что требующий знания все свое время должен посвятить знанию. Никах не мешает, просто все должно быть в норму. Конечно, не надо романтику крутить, за ручку целыми сутками держаться. Жене ты должен отдать ночь (но не 24 часа). Ты должен накормить - продукты дома есть? Ты должен одеть – одел? Крыша есть? Тогда занимайся знаниями. С женой тоже требуй ильм.
Подели свое время по наукам. У тебя в день бывает время, когда твой разум крепкий, когда ты хорошо понимаешь, хорошо заучиваешь. Удели это время более сложным наукам, таким, как Усуль уль-Фикх, где ты нуждаешься в тяжелом умственным труде или другим подобным наукам, как сам Фикх. Когда у тебя голова на среднем уровне, удели время таким вещам, как Мустолях уль-Хадис, чтение тафсиров и подобные вещи. Когда у тебя мозг становится совсем слабым, тебе тяжело заучивать и тяжело понимать, читай такие вещи, как биографии сподвижников, ученых, адабы толиб уль-ильм.
30 минута. Как строить режим дня, расписание или распорядок дня? Этот вопрос возвращается к личности каждого. Но 2 правила (основы), на которые должен опираться каждый: