Глава 44: О том, что творящий благо не должен прерывать своего труда, даже если не все получается совершенным, но приободриться и стараться довести дело до конца
Из Патерика
Брат пришел к авве Пимену и сказал:
- Я засеваю поле и творю с него милостыню, правильно ли я поступаю?
- Правильно, - одобрил старец.
Брат ушел, обрадованный, и увеличил милостыню. Когда авва Анув об этом услышал, то сказал авве Пимену:
- Разве ты не боишься Бога, что говоришь такие вещи брату?
Старец промолчал.
А через два дня авва Пимен позвал этого брата и сказал ему в присутствии аввы Анува:
- Повтори, что ты мне сказал в прошлый раз, а то я тогда отвлекся.
Брат ответил:
- Я сказал, что засеваю поле и от его плодов творю милостыню.
- А я, - сказал авва Пимен, - думал, что ты сказал о своем брате-мирянине. Если ты занимаешься таким делом, то оно не монашеское.
Услышав это, брат огорчился и сказал:
- У меня нет другого дела, кроме этого, и я не могу не засевать свое поле.
Когда брат ушел, авва Анув покаялся перед старцем:
- Прости меня.
Авва Пимен простил его и сказал:
- Я с самого начала знал, что возделывать поле - не монашеское дело, но я сказал так для его помыслов, чтобы воодушевить брата к преуспеванию в любви. А теперь он ушел, огорченный, но делать будет то же самое.
2. Один старец сказал:
- Мне ненавистно видеть тщеславие молодых монахов. Они трудятся, а награды не получают, потому что ищут человеческой славы.
- А я этих монахов понимаю, - возразил ему другой, более опытный, - юноше полезнее тщеславиться, чем быть ленивым. В любом случае, когда он тщеславится, то вынужден воздерживаться, бодрствовать, терпеть холод, умножать любовь и выносить скорби ради похвалы. После же того, как он обретет такой образ жизни, приходит к нему благодать Божия и спрашивает: «Почему же ты трудишься не ради меня, но ради человеков?» И благодать убедит юношу искать славы не человеческой, но Божией.
Услышав его слова, старец подтвердил:
- Воистину, это так.
3. Брат сказал авве Пимену:
- Я даю брату немного хлеба или что-нибудь еще, а бесы все это оскверняют, и получается, что я делаю это для человекоугодничества.
- Даже если твоя милостыня оказана для человекоугодничества, ты дал брату то, что ему необходимо, - сказал старец и привел такую притчу.
- В одном поселке жили два земледельца. Один из них посеял немного непровеянного зерна, а другой ничего не стал сеять и совсем ничего не делал. И вот настал голод. Скажите, кто из них выживет?
- Конечно, посеявший немного непровеянного зерна, - ответил брат.
- Вот так и мы, - заметил старец, - сеем мало зерна и то непровеянного, лишь бы не умереть с голоду.
4. Сказала амма Сарра: «Лучше творить милостыню на глазах у людей, чем не творить ее вовсе. Пусть в начале милостыня совершается из человекоугодничества, но, в конце концов, она угодна Богу».
Глава 45: О том, что настоятель должен самых немощных братьев тщательно наставлять, чтобы научить их послушанию, терпению и прочему подвигу, и к новоначальным всегда быть милостивым
Из Патерика
Авва Агафон любил авву Александра, ибо он был весьма терпеливым подвижником, умеренным в помыслах и очень доброжелательным. Случилось однажды, что его ученики отмачивали лозу в реке. Авва Александр тоже кротко и тихо делал то же самое, но братья пожаловались на него старцу:
- Брат Александр стоит и ничего не делает.
Авва Агафон, желая уврачевать их, сказал:
- Брат Александр, отмачивай лозу лучше, чтобы она стала мягкой, как лен.
Тот, услышав это, расстроился. Но позднее старец утешил его:
- Ты думаешь, я не знал, что ты хорошо работаешь? Но я сказал тебе так, брат, чтобы уврачевать их помысел о твоем послушании.
Из святого Ефрема
Братья, город не сразу строится, и война всегда разворачивается под руководством. Все растет постепенно, чтобы дойти до совершенства. Неопытный в военном деле не может владеть луком или биться в рукопашную так же хорошо, как опытный. И ребенок не может бегать так же быстро, как взрослый.
Если ты дашь ребенку тяжесть сверх меры, то искалечишь его. И, напротив, если не будешь приучать его к труду, он вырастет ни на что не годным.
Таким образом, новоначальным нужно руководить рассудительно и не возлагать на него по высокоумию тяжести сверх сил. Но, напротив, не смотреть на него с пренебрежением и презирать его душевные потребности. Как садовник всячески ухаживает за растением, так и ты должен поступать.
Этот брат - новичок. Поэтому дай ему подвиг по силам и отнесись с пониманием к нему, вспомнив, как ты сам в свое время учился подчиняться старшему. Если он немощен телом, не прогоняй его, но трудись вместе с ним, терпя его неумелость.
Старайся видеть меру возможностей каждого своего подчиненного и требуй от него только то, что он может, вспоминая слова Господа о духовном сеянии зерен, принесших плод: <i>одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать</i> (Мф 13,8). Каждый угождает Богу в меру своих сил.
Если у тебя в подчинении юный монах, люби его от души, не налагай на него тяжесть сверх силы - тебе предстоит спасти его душу ради Господа. <i>Когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы</i> (1 Пет 5,4).
Будь великодушен к новоначальному, ибо для Бога нет ничего невозможного. Но если он не любит смирения, то лишает себя оружия против врагов и потому довольно скоро потерпит крушение.
Благоразумный игумен не унизит новичка, когда услышит, как он спорит со старшим, но сначала исследует дело во всей точности и со страхом Божиим выступит посредником.