На возникновение симпатии к партнеру
Билет №7.
Влияние внешнего облика и невербального поведения
на возникновение симпатии к партнеру.
Этой проблеме посвящено много теоретических и прикладных исследований, проведенных как у нас, так и за рубежом. Особое внимание в этих работах уделяется феномену формирования первого впечатления, который достаточно длительное время играет роль своеобразной психологической установки на восприятие личности. Исследования помогающие понять, как именно складывается первое впечатление, проведенные российским ученым А.А. Бодалевым показали, что оно формируется в течение первых 2-3 минут и потом подсознательно оказывает влияние на человека, потому что обладает определенной устойчивостью. Влияние на восприятие человека человеком феномена первого впечатления может оказывать воздействие на наши суждения достаточно длительное время. Очень часто люди судят о других именно по первому впечатлению. Хотя зачастую первое впечатление бывает обманчивым.
А.А.Бодалев выделяет пять компонентов, которые влияют на формирование первого впечатления о человеке:
- Характеристика внешнего облика человека.
- Оформление внешности (в том числе стиль одежды, прическа).
- Экспрессия человека (переживаемые или транслируемые эмоциональные состояния).
- Поведение.
- Предполагаемые качества личности.
Если обратиться к зарубежным исследованиям, то там были получены примерно такие же результаты:
- Наружность и одежда
- Осанка
- Поведение
- Особенности общения
- Предполагаемые качества личности.
В формировании первого впечатления значительная роль отведена одежде. Еще Фрэнсис Бэкон писал: «Лучшей характеристикой человека является его привлекательная внешность». Почему? С точки зрения психологии это легко объяснимо. Подсознательно люди считают, что «прекрасная форма равна хорошему содержанию».
Еще одной важной характеристикой в том, как воспримут вас окружающие люди, играет осанка человека. Хорошая осанка воспринимается людьми как проявление достоинства, силы личности и уверенности в себе. Если же человек сутулится, у него плохая осанка, это воспринимается окружающими как проявление неуверенности, подчиненности, слабости.
Каждому человеку необходимо владеть искусством самопрезентации, самопозиционирования. Умение «преподнести» себя в выигрышном свете, выделить свои несомненные достоинства и сгладить недостатки является настоящим искусством и так же влияет на то впечатление, которое вы произведете на окружающих.
Какие же факторы могут влиять на первое впечатление? Г.В. Бороздина приводит ряд факторов, оказывающих влияние на первое впечатление: Основными можно назвать следующие три фактора:
Фактор превосходства – когда человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им выше и по остальным значимым параметрам. То есть происходит своего рода личностная переоценка.
Фактор привлекательности – существует закономерность, что внешне привлекательного человека люди и по другим параметрам оценивают гораздо выше.
Фактор отношения к наблюдателю – людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы оцениваем позитивно и по другим показателям.
Физическая привлекательность партнера по общению. Существует связь между внешней красотой и аттракцией. Но объяснение этой связи пока что только на уровне гипотез:
- нам приятно видеть красивое;
- красивые люди могут быть более коммуникабельными. Развитые коммуникативные навыки красивых людей напрямую могут связаны с их внешностью, т.к. условия социализации красивых и некрасивых людей все-таки различаются;
- общение с красивыми людьми может дать определенную выгоду, т.к. красивый партнер повышает уровень физической привлекательности другой стороны;
- действие эффекта «ореола» - склонность людей красоту ассоциировать с положительными чертами, а некрасивость – с отрицательными.
На самом деле связь между физической привлекательностью и аттракцией сложна и неоднозначна. Если человек уверен в себе, он выберет наиболее привлекательного физически партнера. Если уверенности нет – выбор будет в пользу среднего или даже низкого уровня физической привлекательности.
Влияние знаковых систем, используемых в невербальной коммуникации (Г. М. Андреева, «Социальная психология», глава 5):
1) оптико-кинетическая система: (открытые позы выражают включение в ситуацию);
2) паралингвистическая и экстралингвистическая система (тембр голоса часто ассоциируется с симпатичностью, образованностью человека);
3) организация пространства и времени коммуникативного процесса (размещение партнёров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определённое значение отрицательного порядка ; приход своевременно к началу дипломатических переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику);
4) визуальное общение (поддержание визуального контакта с собеседником).