Из жития святого Саввы. Когда блаженнейший Савва усердно трудился, чтобы построить множество обителей в
Когда блаженнейший Савва усердно трудился, чтобы построить множество обителей в Кастеллионе, так чтобы все это место превратить в Киновию (и в этом его постоянно торопили ученики), то он перестал думать о необходимых вещах, даже о насущном снабжении монахов питанием. Все новые насельники Кастеллиона обратились умом к Богу, к Тому, Кто заповедал: <i>не заботьтесь и не говорите: что вам есть? или что вам пить? или во что одеться?</i> (Мф 6, 31), Кто любит людей больше родной матери и заботится о них больше отца, Он ниспослал все необходимое прямо на глазах доблестного Маркиана, который был тогда настоятелем монастырей в Вифлееме. Вот как Господь оказал многое попечение всем вообще монахам, повсюду сущим.
Ночью Маркиану было удивительное ангельское видение, сиявшее чудным нежным светом, и послышался глас: «Ты, Маркиан, проводишь ночь без скорбей и тягот, поскольку твое тело ни в чем не нуждается, а раб Божий Савва, почитающий Господа с такой великой преданностью, что забыл обо всем остальном, терпит в Кастеллионе нужду вместе со всеми своими братьями. У них подчас не бывает даже хлеба, и никто не думает пойти и отнести им хотя бы малую толику необходимого. Выдели им немного из своего имущества сейчас, не откладывая на потом, чтобы нужда, наконец, перестала их угнетать».
Вот такое было видение. Маркиан немедленно собрал много всего необходимого и сразу же отправил Савве, употребив для перевозки груза весь вьючный скот, числившийся в монастыре. Савва, получив вещи, и узнав, какова была причина такой милости, заключил из этого, что есть воля Божия на то, чтобы монахам селиться в этом месте. Глядя на полученную помощь, он обратил самые пламенные благодарственные молитвы ко Господу и решил еще больше ускорить возведение стен общежительного монастыря.
После этого иерусалимский Патриарх Илия приложил много усилий, чтобы собрать по всей епископии храма святого Воскресения, по всем кельям, разбросанных вокруг башни Давида, отличившихся усердием монахов. Когда братья явились к патриарху, святой Савва скупил многие из отставленных ими прежних келий и определил их для приема тех, кто приходил к нему в Лавру.
Он хотел купить и кельи, непосредственно примыкавшие к Лавре, что было бы целесообразно, но недостаток золота не позволил ему осуществить это. Тем не менее ему очень хотелось приобрести их, но не нашлось никого, кто бы протянул ему руку помощи или подал малую милостыню.
Но святой Савва видел исходящие от Бога благорасположение, мудрость и всяческую крепость и возложил на Него все свое упование. Собранные средства он вручил владельцам келий как залог и сказал, что, если на следующий день не расплатиться полностью, то они могут оставить залог себе.
После такой договоренности святому Савве ничего не оставалось, как надеяться только на неоскудевающую Божью десницу. И вдруг явился гость, который ничего о делах Саввы не знал, но не было никакого сомнения, что он послан Богом. Ничего не сказав и никого ни о чем не спросив, он вынул сто монет, а потом еще семьдесят, отдал золото и сразу же ушел даже не назвав своего имени.
Савва сразу понял, что такое скорое пожертвование могло исходить только от Бога. Он сразу полностью расплатился за кельи и превратил их в гостиницу для монахов с чужбины, денег хватило и на приобретение двух обителей в Кастеллии: одной в Святом Граде, другой в Иерихоне.
Когда предстоятель Иерусалимской Церкви Илия был незаконно выслан из Палестины, настал голод. Было трудно найти даже самое необходимое, а потом еще целых пять лет Палестина страдала от засухи, саранчи и других тяжких бедствий. Святой Савва с Божией помощью не переставал заботиться о благополучии семи своих монастырей, но ему постоянно приходилось ломать голову, где добыть средства, и возлагал все свои надежды только на Спасителя.
Когда все изнывали под гнетом нужды, святой Савва не только не показывал и не испытывал малодушия, хотя само время этому содействовало, но созывал у себя монастырских игуменов и увещевал их не падать духом и не заботиться вообще ни о чем телесном, но веровать Отцу небесному, ведающему обо всех человеческих бедах, и надеяться на грядущую помощь из Его неистощимой десницы.
Вот каким благодарным и мужественным был Савва. Все же Лавра попала в такую нужду, что не было даже муки, чтобы испечь просфоры для совершения Литургии. Очередной священник сказал о бедственном положении. И по мере приближения воскресного дня возрастало его тревога, что невозможно будет совершить таинство евхаристии, потому что нет ни просфор, ни других необходимых для Литургии вещей.
Такими были слова священника. Только одна воистину великая и дивная душа святого Саввы не отчаивалась, полагать на постоянную Божию заботу и неисповедимые пути Его промысла. Он сказал:
- Ничто нам не помешает отслужить Божественную Литургию. Если мы окажемся в великой нужде, то продадим какую-нибудь святыню из ризницы и купим все необходимое для Литургии. Но верен Господь, повелевший нам быть свободны ми от мысли о завтрашнем дне и обо всем, что потребно для телесных нужд.
Не успел наступить воскресный день, как разнеслась весть, что люди, словно по Божиему Промыслу, привезли на ослах тридцать мешков. В них был и хлеб, и вино, и елей и все необходимое для монахов, ведь к этому времени в Лавре не осталось ничего съестного.
Божественный Савва сказал священнику, который еще недавно назойливо напоминал ему о нужде:
- Что это ты там говорил? Что нельзя совершать Литургию?
Священник понял, что авва обличает его помыслы и нерешительность в том, чтобы во всем уповать на Бога. Он пал в ноги святому, прося у него прощения и от всего сердца каясь в своей слабости и малодушии.
Савва простил своего ученика и дал ему доброе наставление, посоветовав не бояться и всегда дерзновенно держаться божественной надежды и стать, подобно Давиду, который говорил: <i>Возложи на Господа заботы твои</i> (Пс 54,23), ведь Он печется о наших нуждах гораздо больше, чем наши собственные отцы.
Из святого Ефрема
Брат! Если случится тебе впасть в немощь, не пиши о своих бедах родственникам по плоти, знакомым и мирским друзьям. Не прибегай ни к помощи, ни к покровительству людей, которые для тебя мертвы. Напротив, терпи и надейся на Господа и тогда примешь от Него милость, и Он поможет тебе во всем.
2. Бог, пославший тебе болезнь для твоей же пользы, явит на тебе и Свой промысел и не попустит... быть искушаемым сверх сил, по слову Писания (1 Кор 10,13). А мы постараемся во всем благоугодить Богу, всегда готовому прийти нам на помощь.
3. Я знаю брата, который однажды заболел, но все равно понуждал себя к труду. А оставшись один в своей келье, он молил Бога даровать ему здравие, говоря так: «Господи Иисусе Христе, ведаю я, что немощь моего тела - врачевание моей души. Но чтобы я не обременял своих братьев, молюсь тебе человеколюбче, Сам Своею благодатью исцели мне душу и тело, ибо Ты еси Господь милости и врач душ и телес наших, и даруй мне покаяние и на мне покажи величие Твое и беспредельные и неисследимые милости Твои, им же несть числа».
Так он молился Богу и во время работы вдруг получил исцеление.
Из аввы Исаии
Брат! Строго внимай себе, всегда предстоя самому Богу, и ни на что ни в каком деле ни на кого не возлагай надежду, но только на Бога. Если нуждаешься в чем-нибудь, то помолись Богу, чтобы Он даровал тебе необходимое по Своей воле. И где бы ты ни находился, всегда воздавай благодарность Ему, потому что Он дает тебе все.
2. А если ты неожиданно лишишься чего-нибудь, то не надейся на человеков, не горюй и ни на кого не обижайся, но переноси все стойко и безмятежно, думая о том, что ты заслужил многие скорби за свои грехи и что если Бог захочет, то помилует тебя. Если ты будешь так думать, то Он возместит твою нужду.
3. Когда один человек оказывается полезным другому словом, делом или имуществом, то пусть оба прославят благодать Божию. А кто не признает Его, тому придется признать над собой власть того, кто чтит Бога.
4. Кто лицемерно или корыстно хвалит ближнего, а через некоторое время начнет его бранить, тот сам устыдится прежних слов.
5. Если ты называешь благим не Бога, а ближнего за окаянное тебе телесное благодеяние, то потом он покажется тебе лукавым.
6. Всякое благо прибывает от Господа промыслительно носители блага - просто его служители.
7. Крот, роющийся под землей, слеп и не может смотреть на звезды. Так и тот, кто не верит в то, что Бог подает временные благодеяния, не сможет уверовать и в вечные.
8. Благодать на благодать истинное знание даровано человекам от Бога, и причастники этого знания учатся прежде всего прочего веровать Богу, подавшему столь великий дар.
9. Человек, возлагающий во всех делах надежду на Бога, не будет об этих делах спорить с ближним.
10. Всяким злом руководит невежество, а за невежеством сразу следует неверие.
Из святого Исаака
Если ты веришь, что Бог промышляет о тебе, то зачем же тогда беспокоишься и хлопочешь о временных вещах и потребностях плоти?
А если не веришь, что Бог промышляет о тебе и потому, отвратившись от Бога, сам добываешь себе необходимое, то ты самый несчастный из людей - тогда ради чего ты живешь?
<i>Возложи на Господа заботы твои</i> (Пс 54,23) и тогда не убоишься страха, нападающего на тебя. Как только посвятишь себя Богу станешь жить с миром в уме, (зная) что о тебе заботится Бог.
Из святого Максима
Каждого человека должно любить всей душой, а возлагать надежду только на Бога и служить Ему всей крепостью своей. Если Он бережет нас, то и друзья нам помогут, а недруги ничего не смогут сделать с нами. Если же Бог отвратится от нас, то враги нас сразу сломают.
Из Отечника
Старец сказал: «Святые, которые обрели Бога, унаследовали в своем бесстрастии блага и тут и там. Ибо и то и другое благо Христово, и стяжавшие Христа получили все Его достояние. Кто же обрел мир, то есть страсти, получил вовсе не мир, а лишился всего, потому что его поработили страсти».
2. Сказал авва Евпрепий: «Если веруешь, что Бог верен и могуществен, то надейся только на Него и тогда приобщишься ко всем Его дарам. А если ты малодушен, то у тебя явно нет веры в Божие всемогущество. Ибо если ты не веришь Ему в простых житейских делах, то как поверишь, что Он могуч в великих и не относящихся непосредственно к тебе делах и может творить все?»
3. Об авве Моисее Скитском рассказывали, как однажды он пошел в Петру, туда, где пещеры, и по дороге, когда устал, задался вопросом: «А где я там буду брать воду?». И был ему глас: «Иди и ни о чем не думай».
Он пришел в Петру и стал там жить. Когда его навестили отцы, то у него оставалась только одна крынка воды. Авва Моисей сварил себе немного каши, и истратил всю воду. Это его весьма опечалило. Он стал входить и выходить из кельи и молиться Богу. И тут пришла большая туча, остановилась над Петрой, и из нее хлынул дождь и наполнил все сосуды.
Тогда отцы спросили его:
- Скажи, для чего ты то и дело входил и выходил из кельи?
- Я обращался к Богу и жаловался Ему, - ответил старец. - Зачем Ты привел меня сюда, где нет воды, и рабам Твоим нечего пить. Поэтому я ходил туда и сюда и все время просил Бога, пока Он не послал нам воду.
4. Сказал авва Силуан:
- Я раб, и Господь мой велел мне: «Ты делай Мое дело, а Я буду кормить тебя, но как все это произойдет, не спрашивай». И вот я тружусь и кормлюсь тем, что заработал, то есть Божией милостью».
5. Один человек принес старцу деньги и сказал:
- Трать их, как тебе угодно, потому что ты стар и немощен.
А старец и в самом деле еле двигался, но ответил ему:
- Вот уже шестьдесят лет, как я в этой немощи, и ни в чем не знал нужды - Бог помогал мне и все время питал меня, а теперь ты пришел, чтобы Бог перестал кормить меня? - и не взял деньги.
6. Старцы рассказывали, как один монах садовник трудился и все заработанное раздавал нищим, а себе оставлял только на самое необходимое. Но вот как-то сатана внушил ему помысел: «Скопи себе немного денег, потому что, если ты состаришься или заболеешь, то тебе ведь придется потратиться». И тот начал копить деньги и собрал кружку мелочи.
Вдруг у него заболела нога - в ней образовался гнойник. Бедняга потратил все деньги на врачей, но не получил никакой пользы. Тут зашел к нему странствующий врач и сказал:
- Надо отрезать ногу, иначе загниет все тело.
Было решено, что надо отнимать ногу.
И вот однажды ночью садовник пришел в себя, раскаялся в том, что натворил, стал плакать и молиться: «Помяни, Господи, мои давние дела, как я работал и раздавал все заработанное братьям моим. По Твоей благости и беспредельным Твоим щедротам прости меня по великой и богатой Твоей милости».
Только он произнес молитву, как перед ним предстал ангел Господень и спросил:
- Где деньги, которые ты скопил, и где надежда, которую ты на них возлагал?
Садовник сразу все понял и ответил:
- Согрешил я, Господи, прости меня, я больше не буду так поступать.
Тут ангел коснулся его ноги, и садовник тотчас исцелился. Он встал на заре и пошел работать в поле.
Вскоре пришел врач, как и было условленно, с инструментами, чтобы отнять ему ногу, и спросил, где садовник. А ему говорят:
- Он с утра пошел работать в поле.
Врач удивился и пошел в поле, где садовник работал, и когда увидел как тот копает землю, прославил Бога, который исцелил больного чудесным образом.
6. Одного аскета одолела страсть к деньгам. От продажи своего рукоделия он сначала отложил одну монету, потом две, потом три, а как-то и целых пять. И его тут же поразила болезнь: у него опухла нога, и открылся гнойник.
Он послал за врачами и истратил на них пять монет. Но болезнь не прошла, а только усугубилась, и вся нога стала гнить. Последний вызванный им врач сказал:
- Придется отрезать ногу, авва, иначе все тело загниет.
Больной вынужден был согласиться, и операцию назначили на следующий день.
Ночью аскет начал плакать, и ему явился ангел Господень и спросил:
- Вот как тебе помогли пять монет?
В страхе аскет вскочил, не чувствуя под собой ног. Тут ангел шлепнул его ладонью по больной ноге, и язва затянулась. Исцелив больного, ангел исчез. Почувствовав себя здоровым, аскет воздал хвалу Богу.
На следующий день пришел врач и постучался, авва поднялся с ложа и сам открыл ему дверь. Врач, увидев, что нога цела и здорова, изумился и, узнав, что произошло ночью, обратился в христианство, а до этого был язычником.