Тема 1. Панорама учений о человеке. 4 часа
Кафедра философии, культурологии и политологии
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
Проф. А.И. Ковалева
_______________________
«____»_________2011 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ»
Рекомендовано Научно-методическим советом
Факультета культурологии и туризма
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФАКУЛЬТЕТА
«КУЛЬТУРОЛОГИИ И ТУРИЗМА»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ 100103.65
Москва 2011
Составитель:
Воскобойников А.Э., д. филос. н., профессор
Ответственный за выпуск:
Заместитель заведующего кафедрой по учебной работе
Захарченко И.В., канд. исторических наук, доцент
Рецензент:
Ивахненко Е. Н., доктор филос. наук, профессор,
зав. кафедрой социальной философии РГГУ.
Программа обсуждена и одобрена
на заседании кафедры философии, культурологии и политологии
Протокол « » 2011 г. № .
Человек и его потребности
Программа
Дисциплина «Человек и его потребности» является федеральным компонентом цикла общепрофессиональных дисциплин и составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 100103.65 (230500) «Социально-культурный сервис и туризм» (специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 686) и в соответствии с учебными планами Московского гуманитарного университета (дисциплина ОПД.Ф.01).
Цель дисциплины: познакомить студентов с представлениями о человеке и его потребностях, а также развитии человеческих потребностей, которые выработаны в современных областях науки, прежде всего в философии, социологии, психологии и экономике.
Основные задачи дисциплины: получение знаний студентами по следующим основным вопросам, определенным требованиями государственного стандарта:
• овладеть комплексным и системным подходами в исследовании человека как целостности;
• получить представление о человеке как едином социально-природном существе и в то же время различать его социальную сущность и биологическую природу;
• освоить основные теории потребностей человека, закономерности их развития; ведущие индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека, их связь с социальной активностью;
• рассмотреть социоприродные изменения человека и его потребностей, оценку их социальной значимости при классификации;
• рассмотреть классические научные идеи духовно-культурной деятельности - философского, религиозного, культурного творчества социоприродных измерений человека;
• выделить индивидуальные психические физиологические особенности человека - основу запросов и потребностей человека;
• рассмотреть социальную и экономическую зависимость различных видов бытового обслуживания;
• определить структуру обслуживания населения с учетом природных и социальных факторов и обеспечение оптимальной инфраструктуры предприятий СКС и Т по обслуживанию населения с учетом природных и социальных факторов.
• изучить методы удовлетворения потребностей человека сферой сервиса;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В соответствии с квалификационными требованиями студент должен освоить:
• проблематику теории потребностей;
• связь потребностей с сервисной деятельностью;
• основные концепции человека и человеческих потребностей в истории общественной мысли;
• современные научные концепции человека и его места в мире;
• концепции потребностей в философии;
• социально-психологическую концепцию потребностей и методы сервисной деятельности;
• структуру сервисной деятельности и удовлетворение потребностей.
Лекции: 30 ч Семинары: 20 ч
Т Е М А Т И К А З А Н Я Т И Й | Лекции | Семина ры | Самост. работа |
Тема 1. Панорама учений о человеке. | 4 ч | 2 ч | |
Тема 2. Человек как универсальное и уникальное существо. | 2 ч | 2 ч | |
Тема 3. Комплексный и системный подходы в исследовании человека как целостности. Духовный мир человека. Сознание, бессознательное, деятельность. | 6 ч | 4 ч | |
Тема 4. Человек: потребность в познании мира. | 2 ч | ||
Тема 5. Система потребностей человека. | 6 ч | 4 ч | |
Тема 6. Мир человеческих ценностей. | 4 ч | 4 ч | |
Тема 7. Потребности человека в связи с природными процессами в нем самом и окружающей среде | 2 ч | ||
Тема 8. Удовлетворение потребностей и ценностных ориентаций сферой сервиса и турбизнеса. | 4 ч | 4 ч | |
ИТОГО: 50 аудиторных часов |
Тема 1. Панорама учений о человеке. 4 часа
Представления о сущности человека в истории культуры.
Многообразие современных концепций о человеке (натуралистическая антропология; экзистенциальный антропоцентризм; религиозная антропология; социальная антропология). М.Шелер: «Положение человека в космосе». Плеснер: понятие совместного мира и антропологические законы. Гелен: понятие психофизической нейтральности.
Потребность в коммуникативных связях и общении. Коммуникативная антропология М. Бубера
Социальное чувство в индивидуальной психологии А. Адлера. Человек, наделенный социальным чувством, переживает себя в другом, а другого – в себе.
Выведение сущности и существования человека из социальной среды, "социума" (материально-техническое, экономическое, социологическое, культурологическое и пр. объяснения).
Отечественные разработки целостных многофакторных концепций человека.