Глава 8. Физическая жизнь 5 страница

Астральная жизнь, так же как и жизнь физическая, обусловлена волей. Человек, обладающий слабой силой воли или инициативой, и в астральном, и в физическом мире становится жертвой того окружения, которое он сам же и сформировал. И наоборот: решительный человек всегда способен извлечь все самое лучшее из сложившихся обстоятельств и прожить свою жизнь вопреки им.

Поэтому, если человек недостаточно работает над этим, то он не сможет избавиться от плохих тенденций и в астральном мире. Если только он не приложит реальных усилий, он так и будет страдать оттого, что не может удовлетворить тех потребностей, которые могут быть удовлетворены лишь с помощью физического тела. Но со временем эти желания сами собой рассеются и отомрут – просто в силу того, что их невозможно осуществить.

Однако этот процесс может быть значительно ускорен, если только человек осознает необходимость избавления от плохих и злонамеренных желаний, которые держат его на привязи, и приложит необходимые усилия. Человек, несведущий относительно реального положения дел, зациклен на желаниях, которые тем самым продлевают свою жизнь, и, насколько это в его силах, отчаянно цепляется за грубые частицы астральной материи; тем самым владеющие им чувства тоже оказываются привязанными к физической жизни, к которой он чувствует неодолимое влечение. Единственно правильный для него образ действий – избавиться от земных желаний и вожделений и как можно быстрее отстраниться от них.

Как правило, даже самое поверхностное знание условий астральной жизни и теософских истин может оказаться для человека неоценимым подспорьем в жизни после смерти.

Человеку, особенно после физической смерти, очень важно понять, что он все время должен стремиться к эго, или душе, и, следовательно, должен избавиться от мыслей о физических предметах и направить свое сознание на духовную жизнь, которая его захватит с течением времени, после того как он покинет астральный план и поднимется в ментальный, или небесный, мир.

Встав на эту позицию, он в значительной степени облегчит естественный процесс разложения астрального тела, вместо того чтобы без толку и без пользы спускаться на низшие уровни астрального плана.

К сожалению, многие люди отказываются обращать свою мысль на высокое и вместо этого с отчаянным упрямством цепляются за все земное. Со временем, однако, под действием обычного хода эволюции они понемногу утратят связь с низшими мирами, но при этом любое сопротивление этому процессу на каждой из стадий приведет к тому, что они лишь уготовят себе много ненужных страданий, чем серьезно затормозят свое продвижение вверх.

В ходе такого сопротивления (которое, конечно же, обусловлено незнанием) естественному порядку вещей физическое тело постоянно служит человеку своего рода точкой опоры. Поэтому кремация тела, которая уничтожает связь с физическим планом, на деле является для человека большим подспорьем.

Несколько типичных примеров астральной жизни после смерти могут наилучшим образом осветить природу этой жизни и послужить ее логическим обоснованием.

Обычный бесцветный человек – не особенно хороший, но и не особенно плохой, – естественно, никак не изменяется после смерти, то есть остается таким же бесцветным. В результате он не будет испытывать ни особых страданий, ни особой радости, и возможно, что в действительности жизнь покажется ему несколько скучной, поскольку он ни к чему не проявлял особого интереса в физической жизни, а потому не будет иметь никакого интереса и в жизни астральной.

В физической жизни его интересовали только сплетни, спорт, работа или одежда, а поскольку все эти вещи теперь ему недоступны, то естественно, что время здесь покажется ему очень долгим.

Человек же, которым при жизни владели сильные желания или низменные страсти, например пьянство или сладострастие, будет обременен ими в гораздо большей мере. Эти потребности и желания не только останутся при нем (необходимо помнить, что чувственные центры находятся не в физическом теле, а в каме), но они будут проявляться здесь гораздо сильнее, чем прежде, поскольку именно в астральной материи они раскрываются в полную силу, но при этом ни оно из них не может быть утолено или изжито за счет активизации тяжелых физических частиц.

Поскольку такой человек находится в самом низменном и наиболее тягостном астральном состоянии, ему часто будет казаться, что физический план совсем рядом, и он будет стремиться утолять через него свои исковерканные желания, которые доводят его практически до состояния безумия.

Но поскольку у него больше нет физического тела, благодаря которому только и можно удовлетворить эту страсть, то у него, следовательно, нет никакой возможности утолить свою жажду. Поэтому почти во всех религиях существует традиционная вера в чистилище, которое, однако, как мы видим, совсем не является некой ужасной аллегорией описанных мученических состояний. Но подобное состояние может длиться довольно долго, так как отмирает оно постепенно, мало-помалу изживая самое себя.

Правомерность всего этого вполне логичного автоматического процесса очевидна: человек сам своими действиями создал это состояние и сам в точности определил его силу и продолжительность. Кроме того, это единственный способ избавиться от своих пороков. Ибо, если он вновь воплотится с теми же пороками, то начнет свою жизнь точно так же, как завершил предыдущую, то есть рабом своих страстей и пороков, и возможность того, что он когда-либо сможет стать хозяином самого себя, очень и очень невелика. Однако при существующем положении дел, когда владеющие им желания сами собой отомрут, он сможет начать следующую инкарнацию, не будучи обременен ими, и его эго, или душа, получившее столь суровый урок, очевидно, сделает все возможное, чтобы удержать свои тела от повторного совершения подобной ошибки.

Беспробудный пьяница может иногда разорвать слой окружающей его эфирной материи и таким образом частично материализовать себя. В этом случае он оказывается в состоянии впитывать запах алкоголя, хотя и не может вдыхать его так, как это делаем мы. Поэтому он стремится вовлечь других в состояние пьянства, с тем чтобы иметь возможность хотя бы частично войти в их физические тела и оккупировать их, чтобы через них еще раз напрямую ощутить вкус и испытать чувства, до которых он так охоч.

Одержание может быть постоянным или временным. Как уже говорилось выше, умерший сластолюбец вселяется в то или иное тело, которое он считает своим долгом украсть, чтобы тем самым удовлетворять свои грубые желания. В других случаях человек может вселиться в тело другого с целью осуществить акт мести; известен, например, случай, когда умерший мужчина вселился в тело дочери своего врага.

Наилучший способ избежать одержания или противостоять ему – задействовать силу воли. Если одержание все же происходит, то случается это почти всегда только потому, что жертва сразу же подчиняется проникающему влиянию, поэтому в первую очередь ей следует всячески противодействовать этому и стараться не подчиняться. Человек должен непрерывно использовать свой ум с целью решительного противодействия одержанию; он должен ясно понимать, что человеческая воля сильнее любого вредоносного влияния.

Подобное одержание, естественно, крайне неестественно и в высшей степени пагубно для обеих сторон.

Чрезмерное употребление табака самым неприятным образом сказывается на астральном теле после смерти. Табачный яд настолько перенасыщает астральное тело, что оно под его влиянием затвердевает и поэтому не может ни должным образом работать, ни свободно двигаться. Какое-то время человек кажется парализованным: он не в состоянии говорить, лишен возможности двигаться и почти полностью отрезан от высших влияний. Когда отравленная часть астрального тела отмирает, он словно возрождается и выходит из этого крайне неприятного состояния.

Частицы астрального тела меняются точно так же, как и частицы физического, но само тело не имеет органов, отвечающих за прием и переваривание пищи. При этом отмирающие астральные частицы заменяются другими из окружающей атмосферы. Чисто физических потребностей, таких как голод и жажда, здесь просто не существует, зато желание гурмана удовлетворять свои вкусовые ощущения и стремление пьяницы испытать чувство, вызываемое потреблением алкоголя, – а оба эти чувства астральные по природе, – сохраняются и могут, как уже говорилось, причинять большие страдания, обусловленные отсутствием физического тела, через которое они только и могут быть удовлетворены.

Существует множество мифов и легенд, служащих примерами описанных состояний. Один из них – миф о Тантале, который был осужден страдать от жестокой жажды рядом с водой, но как только он касался губами воды, та исчезала. Другой типичный пример, пример амбиции – это миф о Сизифе, который в наказание должен был катить в гору большой камень, но каждый раз, когда он достигал вершины, камень скатывался вниз. Камень – это символ амбициозных планов, которые подобный человек все еще продолжает строить – для того лишь, чтобы осознать, что у него больше нет физического тела, с помощью которого он мог бы их осуществить. В конце концов он отбрасывает свои эгоистические амбиции, то есть понимает, что ему больше не нужно катить в гору камень, после чего оставляет его спокойно лежать у подножия горы.

Еще один пример – легенда о Титиосе[6], великане, который в качестве наказания был прикован к земле, в то время как два грифа выклевывали у него печень, которая в ту же минуту отрастала вновь. Этот миф символизирует человека, которого мучат угрызения совести и раскаяние за грех, совершенный на земле.

Самое худшее, чему может подвергнуться обычный мирской человек после смерти, – это бесполезное и потому неописуемо удручающее существование, лишенное всяких разумных интересов, – естественное следствие жизни на земле, растраченной впустую, в роскоши, лени и пустых разговорах. То, чего он так хочет, больше для него не доступно, ибо в астральном мире невозможно заниматься делами, и хотя он, возможно, обзавелся таким количеством компаньонов, какое только может себе пожелать, компания здесь выглядит совершенно иначе, ибо тех предпосылок, на которых она основывалось в этом мире, там, как правило, не существует.

Человек, таким образом, сам создает свое собственное чистилище и свое собственное небо, но это не места, а состояния сознания. Ада тоже не существует – это изобретение теологов. Ни чистилище, ни небеса не могут быть вечными, ибо ограниченная причина не может порождать неограниченный результат.

Тем не менее самое худшее из состояний, в котором оказывается человек после смерти, несомненно, лучше всего может быть описано как «ад», хотя и оно длится не вечно. Иногда случается, например, что убийцу преследует его жертва, и тот никак не может избежать ее навязчивого присутствия. Если жертва – человек по природе низкий, то преследование осуществляется бессознательно, но, видимо, эта бессознательность только усугубляет ужас этого механического преследования.

Подобные состояния – не случайный, а неизбежный результат причин, приводимых в действие каждым человеком. Уроки природы суровы, но на долгом пути они кажутся детскими шалостями и всегда оправданны, ибо способствуют эволюции души, строго корректируются, а потому полезны.

Для большинства людей состояние после смерти оказывается более счастливым, чем прежняя жизнь на Земле. Первое, что испытывает умерший человек, – это удивительное и прекрасное чувство свободы: ему не о чем беспокоиться, у него нет никаких забот, кроме тех, которые он сам на себя возлагает.

Если смотреть на все с этой точки зрения, то окажется, что утверждение о том, что живущие в физическом мире люди, погребенные и запертые в своих физических телах, в действительности гораздо более мертвы, чем те, кого обычно считают мертвыми, более чем справедливо. Так называемый мертвец гораздо более свободен, а поскольку он меньше связан материальными отношениями, то может работать куда более эффективно, да и сфера его деятельности куда шире.

Человек, не допустивший переорганизации тела, может свободно перемещаться по всему астральному миру, не находя его излишне перенаселенным, поскольку астральный мир гораздо больше, чем земная поверхность, а количество населения здесь значительно меньше, так как средний срок жизни здешнего человечества короче, чем тот же срок человеческой жизни в физическом мире.

Помимо мертвых на астральном плане, естественно, находится примерно третья часть живущих на Земле людей, которые временно покинули физическое тело во сне.

Хотя для каждого из обитателей, не допустивших переорганизации своих астральных тел, открыт весь астральный план, подавляющее большинство все же пребывает недалеко от поверхности Земли.

Давайте теперь перейдем к более возвышенному типу людей и рассмотрим человека, у которого наличествует тот или иной здоровый интерес, будь то музыка, литература, наука или что-то другое. Поскольку здесь нет необходимости большую часть суток «зарабатывать на хлеб насущный», человек волен делать все, что хочет, если только это не требует привлечения физической материи. В астральном мире можно не только слушать музыку высших сфер, но и слышать ее в гораздо более широком диапазоне, чем раньше, так как в астральном мире существуют другие, более прекрасные гармонии, нежели те, что в состоянии уловить практически глухое физическое ухо. Что касается художника, то для его эстетического наслаждения доступна вся красота астрального мира. Человек может легко и быстро переместиться из одного места в другое, чтобы увидеть красоты природы, причем делает он это куда быстрее, нежели на физическом плане. Если он историк или ученый, к его услугам все библиотеки и лаборатории этого мира, а его понимание природных процессов будет гораздо более проникновенным и глубоким, чем раньше, поскольку он теперь может видеть как внутренние, так и внешние процессы, а также многие из тех причин, которые раньше он воспринимал лишь как следствия. Во всех этих случаях его наслаждение оказывается необычайно острым и возвышенным, поскольку усталости больше не существует.

Филантроп здесь может продолжать свою благотворительную деятельность гораздо энергичнее и в более лучших условиях, чем в физическом мире. Он может помочь тысячам людей, причем с полной уверенностью, что эта помощь действительно пошла на пользу.

После смерти каждый человек на астральном плане может посвятить себя учебе и приобщиться к совершенно новым идеям. Так, например, есть сведения о человеке, который изучал здесь музыку, хотя для него это было в высшей степени необычно.

Обычно жизнь на астральном плане гораздо более активна, чем на физическом, поскольку астральная материя более оживотворена, чем физическая, и более пластична для формирования. И возможностей наслаждения, и возможностей прогресса на астральном плане гораздо больше, чем тех же возможностей на плане физическом. К тому же эти возможности более возвышенного свойства, и нужно лишь немного ума, чтобы суметь извлечь из этого пользу для себя. Человек, устремлявший все свои мысли и энергию исключительно на материальные предметы при жизни на Земле, несомненно, не сможет приспособиться к более прогрессивным условиям, поскольку его почти зачахший мыслеразум будет недостаточно силен, чтобы понять перспективные возможности более возвышенной жизни.

И напротив, человек, чьи жизнь и интересы были более высокого свойства, может в процессе астральной жизни всего за несколько лет сделать гораздо больше добра, чем он смог бы за долгую физическую жизнь.

Астральные удовольствия, которые гораздо ярче и острее, чем удовольствия физического мира, сопряжены, однако, с той опасностью, что люди к ним быстро привыкают и вовсю предаются им, вместо того чтобы стремиться вперед. Но для тех, кто познал хотя бы частичку более высокой жизни, даже астральные удовольствия не представляют серьезную опасность. После смерти человек должен стараться пройти через все астральные уровни как можно быстрее, но при этом все время действовать осмотрительно, как бы не увлечься этими утонченными радостями и не начать уделять им больше внимания, чем он уделял физическим удовольствиям.

Каждый развитый человек в процессе астральной жизни во всех отношениях столь же активен, как и в жизни физической: после смерти он может либо помогать, либо препятствовать своему прогрессу и прогрессу других людей точно так же, как и раньше, в результате чего он постоянно создает карму первостепенной важности.

В сущности, сознание человека, живущего в астральном мире, гораздо более детерминировано, чем в той же астральной жизни во время сна, поэтому он, соответственно, способен лучше мыслить и более решительно действовать, в силу чего имеет больше возможностей создавать светлую или темную карму.

В целом вполне резонно сказать, что человек создает карму всюду, где только проявляется его сознание, где он может действовать или выбирать. Поэтому действия, совершаемые на астральном плане, являются зародышами кармических плодов, которые он пожнет в следующей земной жизни.

Поскольку внимание человека на низшем астральном подплане занимают совершенно другие вещи, он мало беспокоится о том, что происходит в физическом мире, – за исключением тех злачных мест, которые он посещает.

На следующем, шестом, подплане находятся люди, которые в жизни главным образом устремляли свои мысли и желания на чисто мирские дела. В результате они все еще кружат вокруг людей и мест, с которыми были близко связаны при жизни на Земле, ибо многое о них знают. Однако при этом они видят не саму физическую материю, а только ее астральную копию.

Театр, заполненный людьми, тоже имеет свою астральную копию, и астральные существа могут его видеть и посещать, однако они не способны воспринимать игру актеров – со всеми их костюмами и мимикой – так, как воспринимаем ее мы, ибо изображаемые ими чувства не настоящие, а притворные, поэтому на астральном плане они не производят никакого впечатления.

Те, кто находится на шестом подплане, расположенном у самой поверхности Земли, окружены астральными копиями физических гор, деревьев, озер и так далее.

На двух следующих подпланах, пятом и четвертом, тоже можно сознавать физические явления, хотя и в меньшей степени.

На следующих двух подпланах, третьем и втором, при особом усилии и через посредничество медиума также можно войти в контакт с физическим планом.

С самого же высшего, первого, подплана общение через медиума представляется крайне затруднительным.

Обитатели высших подпланов обычно сами создают желаемое окружение. Так, в одной части астрального мира люди окружают себя ландшафтами, которые сами же и выстраивают, а в другой живут среди ландшафтов, созданных другими. (Описание различных уровней или подпланов будет дано в главе 16.)

В некоторых случаях люди сами конструируют призрачные сцены, описанные в различных религиозных писаниях, то есть делают неуклюжую попытку создавать деревья с растущими на них бриллиантами, озера из стекла, смешанного с огнем, тварей с глазами внутри и божеств с сотнями голов и рук.

В месте, которое спиритуалисты называют Страной Лета, как правило, собираются люди одной расы и религии, как они это делали и в земной жизни, так что имеется целая сеть «летних стран» над теми странами мира, к которым принадлежали люди, эти «летние страны» создавшие и образовавшие там свой приход. Но они так же разнятся между собой, как и соответствующие приходы на Земле. Это обусловлено не только природным соответствием, но и тем обстоятельством, что на астральном плане по-прежнему существуют языковые препятствия.

Обычно этот принцип соблюдается и на астральном плане. Таким образом, как не раз приходилось убеждаться, люди, которые участвовали в спиритических сеансах где-нибудь на Цейлоне и которые были, например, буддистами, оттуда, с той стороны смертного порога, получали, естественно, подтверждение своим предвзятым мнениям – точно так же, как их получают и члены различных христианских сект в Европе. Человек на астральном плане встречает не только собственные мыслеформы, но и те из них, которые были созданы другими людьми, а они в определенных случаях есть не что иное, как результат мыследеятельности целого поколения, тысяч и тысяч людей, которые следуют одной линии.

Нет ничего необычного в том, что родители пытаются передать свои желания детям, устраивая, например, их браки, причем именно так, как они это задумали. Подобные манипуляции достаточно вероломны, поскольку обычный человек будет воспринимать постоянное давление со стороны как собственное подсознательное желание.

Во многих случаях умершие сами себя назначают на роль ангелов-хранителей живущих; так, матери часто многие годы защищают своих детей, мужья – овдовевших жен, и так далее.

В других случаях умерший сочинитель или композитор передает свои идеи другому поэту или композитору, живущему в физическом мире, так что многие книги, за которые живущий удостаивается славы, на самом деле являются творениями умершего. Человек, пишущий подобный труд, может либо сознавать оказываемое на него влияние, либо совершенно не знать о нем.

Умерший врач часто продолжает интересоваться состоянием здоровья своих пациентов и либо пытается лечить их с той стороны жизни, либо внушает своему преемнику терапевтические методы, которые он, с учетом только что приобретенных астральных способностей, считает весьма эффективными.

Хотя большинство обычных хороших людей, умирающих естественной смертью и проходящих все низшие стадии, скорее всего, не будет сознавать явления физической жизни, пока в них не проснется астральное сознание, однако некоторые из них все же могут быть привлечены к контакту с физическим миром, при условии что люди, которых они покинули, преисполнены непомерного страха.

Скорбь родственников и друзей тоже часто привлекает к себе внимание человека, перешедшего на астральный план, и притягивает его к себе, заставляя вновь соприкасаться с земной жизнью. Это возвратная тенденция будет только возрастать по мере использования, так что человеку, для того чтобы поддерживать контакт с физическим миром, придется, несомненно, задействовать силу воли. На какое-то время его способность видеть физические явления возрастет, но затем неожиданно может резко уменьшиться, и он, несомненно, будет душевно страдать, видя, как его способность ему изменяет.

Во многих случаях люди на физическом плане не только сами себе причиняют массу бессмысленной боли, но и часто своим непомерным, необузданным горем серьезно вредят тем, о ком они скорбят.

В течение всего периода астральной жизни, не важно, долгий он или короткий, умерший человек находится в зоне земного влияния. В только что описанных случаях оставшиеся на Земле друзья умершего шлют исполненные боли, скорби и жалости вибрации, которые воспринимаются его астральным телом и затем затрагивают его ум, или низший манас. Когда его таким образом пробуждают из сновидческого состояния и в его памяти оживают воспоминания о земной жизни, в нем просыпается стремление к общению – скорее всего, через медиума – со своими земными друзьями. Подобное пробуждение часто сопровождается большими страданиями, и в каждом таком случае естественный процесс возврата эго, или души, домой затягивается.

Оккультное учение советует, чтобы люди ни на миг не забывали об умерших; напротив, добрая, сердечная память об усопшем, указывает оно, – эта та сила, которая, если ее правильно использовать, может помочь ему миновать эту промежуточную стадию и может быть по-настоящему полезна для него, в то время как печаль не только бесполезна, но и губительна. Именно поэтому индуизм с его тонким чувством реальности предписывает шрадда-церемонии, а католическая церковь – молитвы за упокой души.

Молитвы, сопровождаемые церемониями, создают элементалы, которые, ударяясь об астральное тело умершего существа, пребывающего в камалоке, ускоряют процесс разложения этого тела и тем самым способствуют переходу самого существа в небесный мир.

Когда, например, служат заупокойную мессу с ярко выраженным намерением помочь умершему, последнему, несомненно, пойдет на пользу создаваемый ею приток энергий; концентрированная мысль об усопшем неизбежно привлекает его внимание, притягивая к церкви, и он, таким образом, тоже участвует в церемонии и с пользой для себя вкушает ее плоды. Даже находись он в этот момент в состоянии бессознательности, воля и молитва священника все равно направят этот энергетический поток прямо к тому человеку, по которому служат мессу.

Даже самая обычная чистосердечная молитва или пожелание блага умершему – хотя оно, скорей всего, будет неопределенным и потому менее эффективным, чем конкретная мысль, – вызывает действие, которое трудно переоценить. Европа очень мало знает о том, сколь многим она обязана членам великих религиозных орденов, которые день и ночь возносили свои молитвы во имя верующих, отошедших в мир иной.

Глава 15. Жизнь после смерти: особые случаи

Между сознанием медиума и сознанием обычного человека после смерти практически нет разницы, за исключением того, что медиум, который, несомненно, гораздо лучше знаком с астральной материей, будет чувствовать себя более уютно в новом окружении. Быть медиумом значит обладать физическим телом, в определенном отношении более чувствительным, чем тело большинства других людей; следовательно, когда физическое тело умирает, этого различия между ними больше не существует.

Неожиданная смерть, например, в результате несчастного случая, совсем необязательно будет влиять на астральное тело в худшую сторону. Однако для большинства людей все же предпочтительнее естественная смерть, поскольку медленное старение или длительная болезнь почти всегда сопровождается усиленным отслоением или разрушением астральных частиц, так что человек, после того как он обретет сознание на астральном плане, обнаружит, что часть предстоящей работы в определенной мере уже проделана.

Когда физическая жизнь в результате несчастья или самоубийства внезапно обрывается, связь между камой (желанием) и праной (жизненной силой) разрушается не так быстро, поэтому астральное тело в значительной мере сохраняет свою жизнеспособность.

Высвобождение принципов из физической оболочки после неожиданной смерти или в сходных случаях вполне можно сравнить с попыткой извлечь косточку из неспелого фрукта. Большая часть грубой астральной материи по-прежнему «липнет» к личности, которая вследствие этого вынуждена оставаться на седьмом, самом низшем, астральном подплане.

Ментальные страх и смятение, которыми иногда сопровождается внезапная смерть, естественно, весьма неблагоприятно сказываются на подготовке к астральной жизни. В некоторых, хотя и редких, случаях страх и смятение могут какое-то время сохраняться и после смерти.

Жертвы смертной казни, не считая вреда, наносимого им внезапным выходом астрального тела из тела физического, являются наиболее опасным элементом в астральном мире, поскольку их чувства перенасыщены вибрациями ненависти, страстей, мести и так далее. Сколь бы ни был опасен для общества убийца в физическом теле, он становится еще опаснее, когда неожиданно вырывается из этого тела; и если общество без труда может защитить себя от убийц, пока они находятся в физическом теле, то оно мгновенно оказывается беззащитным перед убийцами, которые, охваченные безумным пламенем страстей, внезапно проецируются на астральный план.

Подобные убийцы вполне могут выступать зачинщиками нового убийства. Хорошо известно, что особый тип убийства многократно повторяется в том же обществе.

Ситуация, в которой оказывается самоубийца, осложняется еще и тем обстоятельством, что его неразумный поступок в высшей степени ослабил способность высшего эго вбирать в себя низший аспект, и потому он легко подвержен другим, более серьезным опасностям. Тем не менее он должен помнить, что, как уже было сказано, степень вины за самоубийство может быть очень различной в зависимости от обстоятельств и может варьироваться в диапазоне от морально оправданного поступка Сократа через все степени виновности до состояния несчастного человека, совершившего самоубийство ради того, чтобы избежать физических последствий своих преступлений; естественно, в зависимости от этого варьируется и то положение, в котором он находится после смерти.

Кармические последствия самоубийства, как правило, очень значительны: они, безусловно, влияют на последующую жизнь, а возможно, и на целую череду жизней. Посягательство на жестко установленный и предписанный срок продолжительности жизни является преступлением против природы. У всех людей конкретный срок жизни определяется сложной цепочкой предшествующих причин, то есть кармой, и этот срок должен истечь, прежде чем личность подвергнется распаду.

Состояние ума в момент смерти определяет последующую ситуацию человека. Таким образом, существует огромная разница между тем человеком, который отдает свою жизнь по альтруистическим соображениям, и тем, который добровольно лишает себя жизни по эгоистическим мотивам, таким как страх и тому подобное.

Чистые, духовно стремящиеся люди, оказывающиеся жертвами несчастий и им подобных случаев, к счастью, проходят через этот период жизни как во сне и пребывают в неведении о случившемся. В некоторых случаях, однако, они все же сохраняют сознание и какое-то время сопереживают последние эпизоды своей земной жизни, но при этом находятся в сфере, с которой связаны высшим аспектом астрального тела. Обычная жизнь в камалоке начинается для них только после того, как обрывается естественная нить жизни физической, после чего они живо начинают сознавать как астральное, так и физическое окружение.

Наши рекомендации