Глава 8. Физическая жизнь 2 страница

Ошибка думать, будто человек, отказываясь снабжать элементал желания более грубыми вибрациями, тем самым стопорит его эволюцию, ибо это не так. Контролируя страсти и развивая высшие качества, человек тормозит развитие низшего и способствует развитию более высокого типов эссенции, а более низкие виды вибраций позднее могут быть использованы животными, причем даже лучше, чем самим человеком, поскольку он может развивать лишь более высокие типы эссенции.

На протяжении всей жизни человек должен энергично бороться с элементалом желания и его склонностью к более низким и грубым физическим вибрациям, ибо ему становится совершенно ясно, что его, элементала, сознание, симпатии и антипатии отнюдь не свойственны ему, человеку, что он сам создал этот элементал и потому не должен быть его рабом, но должен научиться контролировать его и уметь себя реализовать независимо от него.

Эта тема в дальнейшем будет рассмотрена в главе 12.

3. Ментальная жизнь. ментальная жизнь – это третий и последний фактор, влияющий на астральное тело в обычном состоянии пробужденного сознания. Ментальная деятельность оказывает наиболее длительное воздействие на астральное тело по двум причинам:

1) Потому что астральная материя (манас) столь неразрывно связана с астральной (кама), что большинство людей практически не может использовать одну без другой, то есть очень немногие люди могут думать, ничего при этом не чувствуя, или чувствовать, ничего при этом – хотя бы до какой-то степени – не думая.

2) Потому что организация астрального тела и контроль над ним являются прерогативой ума. Это один из примеров повсеместно распространенного принципа, согласно которому любое тело формируется сознанием вышележащего плана. Без творящей силы мысли астральное тело не может быть организовано.

Каждый импульс, посылаемый с ментального плана (из ума) физическому телу, должен пройти через астральное тело и оказать на него воздействие. Более того, астральная материя гораздо лучше, чем физическая, реагирует на мысленные вибрации. Следовательно, контролирующий, тренированный и развитый ум тоже склонен брать под контроль астральное тело и содействовать его развитию. Когда активность контроля ума над астральным телом снижается, последнее, – так как оно особенно подвержено влиянию мимо текущих мысленных потоков, – постоянно принимает извне эти стимулы и пылко реагирует на них.

До сих пор мы рассматривали те воздействия физического, эмоционального и ментального характера, которые влияют на астральное тело в процессе обычной жизни. Теперь же, хотя и в самых общих чертах, мы рассмотрим, как, будучи в состоянии пробужденного сознания, нужно применять свойства самого астрального тела.

Природа этих свойств и их связь с различными чакрами астрального тела уже были нами описаны в пятой главе. С помощью энергии, заключенной в самом астральном веществе и развивающейся при посредничестве чакр, человек оказывается в состоянии не только воспринимать вибрации эфирной материи, передаваемые через астральное тело его уму, но и может воспринимать впечатления непосредственно из окружающей его материи астрального мира, которые, естественно, затем передаются через ментальное тело внутреннему человеку.

Но для того чтобы суметь таким образом воспринимать впечатления прямо из астрального мира, человек должен научиться концентрировать свое сознание именно в астральном теле, а не в физическом мозге, как это обычно происходит.

У низкоразвитых типов людей кама, или желание, является постоянным и наиболее ярко выраженным свойством, хотя ментальное развитие в какой-то степени у них тоже наличествует. Сознание таких людей сконцентрировано на низшем аспекте астрального тела, а их жизнью управляют ощущения, связанные с физическим планом. Это и является причиной того, почему у неразвитых людей астральное тело образует наиболее заметную часть ауры.

Обычный средний человек также почти постоянно живет своими чувствами, хотя высший астрал уже начинает играть в нем свою роль; однако его поведение определяет главным образом не то, что было бы правильным и разумным, а то, что он сам хочет делать. Более же образованные и развитые люди начинают уже подчинять свои желания здравому смыслу; это означает, что центр их сознания понемногу смещается от высшего астрала к низшему менталу. Медленно, но неуклонно, по мере того как он прогрессирует, человек все больше поднимается вверх и начинает руководствоваться скорее принципами, нежели собственными интересами и желаниями.

Учащийся должен помнить, что человек все еще пребывает на четвертой стадии эволюции, которая, что вполне естественно, должна быть посвящена развитию желаний и чувств; однако при этом мы также заняты и расширением сферы проявления интеллекта, который будет самой яркой характерной особенностью пятой стадии. Такое положение дел обусловлено тем невероятным стимулом, который был дан нашей эволюции пришествием с Венеры на Землю Владык Пламени и содействием самих адептов, которые поддерживают силу этого влияния и беззаветно жертвуют собой ради того, чтобы мы могли совершить больший прогресс.

Несмотря на тот факт, что центр сознания в подавляющем большинстве случаев расположен в астральном теле, большинство людей совершенно не ведает об этом, поскольку ничего не знает ни о самом астральном теле, ни о том, как им пользоваться. Они опираются на традиции и обычаи, наработанные в ходе длинной череды жизней, во время которых астральные способности никак не использовались; однако все это время эти способности медленно и постепенно развивались внутри астральной скорлупы примерно так же, как развивается внутри яйца цыпленок. Поэтому в мире невероятно много людей, обладающих астральными способностями, о которых они совершенно не подозревают, хотя способности эти, так сказать, лежат буквально на поверхности. Вполне возможно, что в недалеком будущем, после того как эти вопросы приобретут большую известность и будут лучше поняты, мы сможем наблюдать множество случаев пробуждения этих латентных способностей, да и сами эти способности станут более привычными, чем сегодня.

Эта «яичная скорлупа», о которой мы упоминали выше, составлена из большого количества сконцентрированных на своем «я» мыслей, среди которых безнадежно погребен обычный человек. Это же – возможно, даже в еще большей мере – касается и жизни во сне, о которой мы поговорим в следующей главе.

Мы говорили о концентрации внимания в астральном теле. Человеческое сознание может фокусироваться в одном теле за раз, хотя сам он одновременно с этим способен, пусть и очень смутно, осознавать и другие тела. Здесь можно воспользоваться аналогией из области обычного физического зрения. Если держать палец возле самого лица, то глаза будут сфокусированы на нем так, что палец будет виден ясно и отчетливо, и хотя задний фон при этом тоже проступает, но он виден достаточно смутно и расплывчато, потому что находится вне фокуса. Однако в одно мгновение этот фокус можно изменить таким образом, что фон будет виден ясно и отчетливо, а палец, находящийся вне фокуса, станет неясным и расплывчатым.

То же самое и с человеком, который наделен развитым астральным и ментальным зрением, но в обычной жизни концентрирует сознание в физическом мозге. Он может ясно видеть физические тела людей и одновременно может видеть их астральное и ментальное тела, но только расплывчато. Однако менее чем за мгновение фокус его сознания может измениться, так что он ясно увидит астральное тело; в этом случае он сможет также видеть ментальное и физическое тела, однако не так подробно и отчетливо. То же самое касается ментального зрения и способности видения на более высоких планах.

Это же в полной мере относится и к высокоразвитому человеку, чье сознание развито до умения видеть каузальное (высшее ментальное) тело, так что он в состоянии свободно действовать на буддхическом плане, а частью сознания – также и на атмическом плане. Центр его сознания находится между высшим ментальным и буддхическим планами. Высший ментал и высший астрал развиты в нем гораздо сильнее, чем их низшие аспекты, и хотя он по-прежнему сохраняет физическое тело, однако делает это только потому, что в нем удобнее работать, а вовсе не потому, что здесь сосредоточены все его мысли и желания. Такой человек поднялся над камой, которая привязывала его к инкарнациям, но при этом сохранил свое физическое тело, для того чтобы оно могло служить ему в качестве инструмента, так чтобы энергии с высших планов могли полностью достигать плана физического.

Глава 9. Жизнь во сне

Считается, что подлинной причиной сна является то, что тела устают друг от друга. Что касается физического тела, то здесь не только каждое мышечное усилие, но и каждая мысль и каждое чувство вызывают слабые химические изменения. Здоровое тело постоянно пытается противостоять этим изменениям, однако, когда тело бодрствует, это удается не полностью. Поэтому каждая мысль, каждое чувство и действие наносят ничтожный, почти незаметный ущерб, и постоянно накапливающиеся воздействия подобного рода изматывают физическое тело настолько, что оно более уже не в состоянии мыслить и трудиться. В некоторых случаях нескольких минут сна бывает достаточно, чтобы восстановить силы, и за это восстановление отвечают физические элементалы.

Что касается астрального тела, то оно очень быстро устает от тяжелой работы по перемещению частиц в физическом мозге, а потому нуждается в более длительном отделении от него, чтобы смочь собрать силы и восстановить изношенную ткань.

Между тем на собственном плане астральное тело практически устать не может; установлено, например, что оно может работать безостановочно в течение двадцати пяти лет, не выказывая ни малейшего признака усталости.

Хотя избыточные и длительные чувства очень быстро приводят человека к утомлению в обычной жизни, однако при этом устает не само астральное тело, а лишь тот физический организм, через которое чувства себя выражают или переживаются.

Нечто сходное происходит и с ментальным телом. Когда мы говорим об умственной усталости, то на самом деле мы употребляем неточное выражение, ибо устает мозг, а не ум. Того, что называется усталостью ума, попросту не существует.

Когда человек во сне (или во время смерти) покидает свое тело, давление со стороны окружающей астральной материи, – которое, собственно, и составляет силу гравитации на астральном плане, – мгновенно привлекает в образовавшееся пустое пространство энергии другой астральной материи. Хотя подобный временный астральный «двойник» и является точной копией – по крайней мере в данном случае – физического тела, он тем не менее не имеет с ним связи и потому не может быть использован как тело. Он представляет собой лишь временное скопление частиц, которые извлекаются из какого бы то ни было сходного астрального вещества, случайно оказавшегося поблизости. Когда настоящее астральное тело возвращается назад, оно просто вытесняет эту астральную материю без всякого сопротивления с ее стороны и занимает ее место.

Это, несомненно, одна из причин того, почему необходимо тщательно заботиться о среде, окружающей человека во время сна; ведь если эта среда неблагоприятна, то астральная материя неприятного свойства может заполнить физическое тело, пока отсутствует астральное тело спящего человека, и оставить в нем свой отпечаток, а стало быть, будет пагубно действовать и на истинного человека, когда он вернется назад.

Когда человек «погружается в сон», его высшие принципы вместе с астральным телом извлекаются из физического тела; плотное и эфирное тела остаются в кровати, а астральное тело парит в воздухе над ним. Во сне человек вместо физического тела использует тело астральное; спит лишь физическое тело, а не сам человек.

Обычно астральное тело, когда оно таким образом выходит из физического, принимает форму физического тела, так что человек остается узнаваемым для каждого, который знает его на физическом плане. Это обусловлено тем обстоятельством, что притяжение между астральными и физическими частицами, сохраняющееся в процессе всей физической жизни, создает в астральной материи привычку, или движущую силу, и эта привычка сохраняется, даже когда астральная материя временно уходит из спящего физического тела.

По этой причине астральное тело спящего человека состоит из центральной части, которая соответствует физической, но, соответственно, плотнее, и очень тонкой окружающей ауры.

Очень неразвитый человек во время сна почти постоянно пребывает в физическом теле, поскольку очень слабо осознает свое астральное тело. Он совершенно не может оторваться от спящего физического тела, и если попытаться вытащить его из физического в астральное тело, то он, несомненно, проснется в физическом теле, до ужаса напуганный.

Его астральное тело представляет собой некую бесформенную массу, некую текучую туманную окружность, слегка напоминающую яйцевидную форму, но с очень нечеткими контурами; вид и облик его внутренней формы (плотной астральной копии физического тела) также нечетки, неясны и неопределенны, но всегда узнаваемы.

Человек столь примитивного типа имеет обыкновение в состоянии пробужденного сознания посылать ментальные токи из ума через астральное тело в физический мозг. Но во время сна физический мозг бездействует, а неразвитое астральное тело не в состоянии само воспринимать эти впечатления, так что человек находится практически в бессознательном состоянии и не может ясно выражать себя через плохо организованное астральное тело. Вполне возможно, что на его астральные чувственные центры оказывают влияние и посторонние мыслеформы, и он поэтому может реагировать на стимулы, возникающие в его низменной природе. Но общее впечатление, которое получает сторонний наблюдатель, можно выразить как сонливость и неясность; астральному телу не хватает целенаправленной и осознанной деятельности, и оно, сонное, размытое и несовершенное, просто парит над спящей физической формой.

Поэтому высшие принципы, то есть собственно человек, спят в совершенно неразвитом человеке точно так же, как спит его физическое тело.

В некоторых случаях астральное тело бывает не столь бессознательно: оно витает во сне в различных астральных потоках, иногда узнавая других людей, находящихся в том же состоянии, и испытывая множество различных переживаний, как приятных, так и неприятных, но сохраняет о них невероятно путаные воспоминания, часто искаженные до неузнаваемости или напоминающие карикатуру на подлинные события (см. главу 10 «Сны»); такому человеку на следующее утро будет казаться, что ему приснился странный сон.

Когда речь заходит о более развитом человеке, то здесь наблюдается существенная разница. Его астральная форма гораздо четче и определеннее – своего рода тонкая копия физического облика человека. Его окружает не зыбкая туманная окружность, а четко обозначенная яйцевидная форма, которая даже среди вечно изменчивых потоков, которые постоянно образуются на астральном плане, сохраняет свою видимость неизменной.

Человек подобного типа в своем астральном теле никоим образом не является бессознательным, но мыслит совершенно активно. Тем не менее он столь же мало замечает окружающее, как и неразвитый человек. И не потому, что не способен видеть, а потому, что настолько погружен в собственные мысли, что утрачивает способность видеть, хотя мог бы это сделать, если бы захотел. Какие бы мысли ни владели им в этот день, он, как правило, продолжает жить в них и после того, как засыпает, а потому окружен плотной стеной, которую сам же и создал, так что практически не обращает внимания на происходящее вокруг него. Правда, сильное воздействие извне или какая-то из его собственных сильных мыслей изнутри может рассеять эту туманную завесу, и он тогда может воспринять то или иное впечатление. Но даже в этом случае туман почти мгновенно смыкается вокруг него, и он, как и прежде, будет спать, ничего вокруг не видя.

Если заходит речь о еще более развитом человеке, то, когда он ложится спать, астральное тело полностью выходит из него, и этот человек находится в полном сознании. Его астральное тело ясно очерчено и полностью организовано, поскольку имеет полное сходство с самим человеком, и в этом случае он может использовать его в качестве самостоятельного тела, которое куда удобнее в обращении, чем тело физическое.

Восприимчивость астрального тела будет постоянно возрастать, пока оно не будет в состоянии мгновенно реагировать на все, как тонкие, так и грубые, вибрации этого плана; зато у очень высокоразвитого человека астральное тело практически не содержит материи, которая могла бы реагировать на грубые вибрации.

Подобный человек полностью пробужден и действует во время сна гораздо более точно, более активно и с большим пониманием, чем когда он ограничен плотным физическим телом. Кроме того, он может свободно передвигаться в любом направлении с невероятной скоростью и на любое расстояние, не вызывая ни малейшей дисфункции в спящем физическом теле.

Может быть, он встречает своих друзей, как воплощенных, так и развоплощенных, которые, возможно, столь же пробуждены на астральном плане, как и он сам, и обменивается с ними мыслями. Он может встречать людей более развитых, чем он, и получать от них предостережения или наставления, или же может творить добро для тех людей, кто знает меньше, чем он. Он может входить в контакт с нечеловеческими существами различного рода (см. главы 20 и 21, посвященные астральным существам) или будет подвергаться всевозможным астральным влияниям – как хорошим, так и плохим, как придающим силы, так и внушающим страх.

Он может завязывать дружеские отношения с людьми из других частей света, может слушать лекции или сам их читать, а если он учащийся, то может встречаться с другими учащимися и с помощью дополнительных способностей, которыми изобилует астральный мир, может решать проблемы, создающие трудности в физическом мире.

Врач, например, в часы сна физического тела может исследовать наиболее интересные случаи заболеваний. Подобным же образом, находясь в состоянии пробужденного сознания, он может посредством своего рода интуиции добывать для себя новую информацию.

У высокоразвитого человека хорошо организованное и одушевленное астральное тело является в такой же мере телом сознания на астральном плане, как физическое тело – на плане физическом.

Астральный мир – это подлинная вотчина страстей и чувств; люди, движимые неким чувством, могут сопережить его с энергией и интенсивностью, которые, к счастью, неведомы на земле. Если большая часть способности чувственного действия в физическом теле при переводе на физический план значительно ослабляется, то в астральном мире вся эта сила полностью в распоряжении человека, поскольку это – ее собственный мир. Поэтому в астральном мире можно испытывать любовь и благоговение куда более интенсивные, чем это возможно в физическом мире; сходным образом в астральном мире можно испытывать чувство страсти с такой силой, которая просто немыслима в обычной физической жизни.

В данных обстоятельствах преимуществом является то, что всякие боль и страдание в астральном мире чисто добровольны и находятся под абсолютным контролем разума, в силу чего для понимающего человека жить там оказывается значительно легче. С помощью разума можно даже взять под контроль и физическую боль, но сделать это крайне трудно; в астральном же мире, напротив, каждый может полностью избавить себя от страдания, обусловленного сильным чувством. Человеку стоит лишь задействовать свою волю – и умственная деятельность прекратится. Это поразительное утверждение, но тем не менее это именно так, что свидетельствует о могуществе воли и сознания над умом.

Обретение полного сознания в астральном теле – это уже показатель значительного прогресса; когда же человек, кроме того, наведет мост между астральным и физическим сознанием, день и ночь для него перестанут существовать, поскольку отныне он будет жить с непрерывным и постоянным осознанием. Для такого человека, который сохраняет свое сознание непрерывным не только днем и ночью, но и проносит его через порог смерти вплоть до завершения жизни на астральном плане, – для такого человека даже смерть в том виде, как мы ее воспринимаем, не существует. Мы рассмотрим этот процесс позже, когда обратимся к теме жизни после смерти.

Путешествие в астральном теле не просто мгновенно: оно настолько быстро, что пространство и время, можно сказать, оказываются практически побеждены и сведены на нет; ибо, даже если человек и движется сквозь пространство, происходит это с такой скоростью, что он практически теряет способность различать расстояния и за две или три минуты может облететь вокруг Земли.

Астральное тело каждого достаточно продвинутого культурного человека уже обладает сознанием, так что вполне может быть использовано как самостоятельное тело; если же человек в большинстве случаев этого не делает, то лишь потому, что не прилагает определенных усилий, необходимых для выработки подобной привычки.

Проблемой для обычных людей является не то, что их астральное тело не способно действовать, а то, что оно на протяжении тысячелетий привыкло к тому, что его активизируют впечатления, получаемые через физическое тело, так что эти люди даже не могут представить себе, что астральное тело может самостоятельно действовать на своем плане и напрямую подчиняется их воле. С астральной точки зрения, такие люди являются невеждами, поскольку привыкли ждать, когда знакомые физические вибрации побудят их к астральной деятельности. Поэтому о них можно сказать, что они несведущи на астральном плане, но не о самом плане, в силу чего им присуще очень и очень зыбкое осознание окружающей среды.

Когда человек становится учеником одного из Учителей, он обычно выходит из сонного состояния на астральном плане, начинает полностью осознавать окружающие его на этом плане реалии и потому вынужден изучать их и работать среди них, так что часы его сна более не праздны, а наполнены активной деятельностью и полезными занятиями, причем без малейшего вмешательства в здоровый сон физического тела.

В главе 28 («Невидимые помощники») мы более подробно рассмотрим эту тщательно спланированную и организованную работу в астральном теле; здесь же достаточно будет просто сказать, что даже до того, как эта стадия достигнута, можно выполнять – причем это делается постоянно – массу полезной работы. Человек, твердо решивший в уме перед сном, что выполнит определенную часть работы, несомненно, попытается осуществить свое намерение, как только освободится во сне от физического тела. Но когда работа будет сделана, туман его сконцентрированных на себе мыслей, безусловно, вновь сомкнется вокруг него, если только он не выработал привычку браться за новые инициативы, действуя отдельно от физического мозга. Естественно, что избранная им работа в определенных случаях такова, что она занимает все время, проводимое во сне; такой человек будет прилагать все силы к ее выполнению и будет делать это столько времени, сколько позволяет достигнутый им уровень астрального развития.

Каждый на ночь должен решить про себя, что сделает что-нибудь полезное на астральном плане: утешит нуждающегося, укрепит волю больного или упавшего духом друга, успокоит возбужденного или истеричного человека или окажет какую-либо другую подобную услугу.

Несомненно, что подобным образом можно достичь хороших результатов, и если только помогающий будет обращать на это внимание, то он заметит, что в физическом мире ему часто даются доказательства того, что он сделал что-то хорошее.

Есть четыре способа, с помощью которых человек может «пробудиться» к активной деятельности в астральном теле.

1) В ходе обычной эволюции; это долгий, но надежный путь.

2) Осознавая взаимосвязь всех вещей и делая постоянные усилия для того, чтобы рассеять внутренний туман и понемногу преодолеть ту лень, к которой он привык. Если он изберет этот путь, то, перед тем как погрузиться в сон, он должен решить про себя, что попытается, как только покинет тело, пробудиться и увидеть то или это или же сделать ту или иную полезную работу. Это, естественно, лишь ускорит естественный процесс эволюции. Но вначале важно развить в себе здравый смысл и высокие нравственные качества. Это важно по двум причинам: во-первых, чтобы не злоупотреблять приобретенными силами, а во-вторых, чтобы не поддаться страху, оказавшись перед лицом сил, которые он ни понимает, ни может контролировать.

3) Случайно или путем незаконного совершения магических ритуалов он может разорвать окутывающий его покров, так что тот никогда уже не будет плотным. Рассказы об этом можно найти в книге Е.П. Блаватской «Заколдованная жизнь» и в романе лорда Литтона «Занони».

4) На закрытую скорлупу, которой окружен данный человек, может воздействовать извне один из его друзей и мало-помалу помочь ему пробиться к более высоким возможностям. Однако к этому средству никогда не следует прибегать, если этот друг не уверен, что пробуждаемый им человек не обладает теми мужеством, любовью и другими качествами, которые необходимы для выполнения полезной работы.

Однако нужда в помощниках на астральном плане настолько велика, что каждый стремящийся может быть уверен в том, что с того момента, как он созреет и пробудится, не будет зря упущен ни один день.

Можно к этому еще добавить, что, когда на астральном плане пробудится ребенок, развитие его астрального тела будет происходить настолько быстро, что он очень скоро достигнет на этом плане состояния, которое лишь немногим будет уступать состоянию взрослого человека. И если уж говорить о возможности быть полезным, то он в этом отношении, естественно, окажется гораздо более продвинутым, чем самый умный, но еще не пробудившийся человек.

Однако до тех пор, пока эго, или душа, которая выражает себя через это детское тело, не приобретет нужных качеств, необходимых для стабильного, исполненного любви отношения и зримо не проявит их в предшествующих жизнях, ни один оккультист не возьмет на себя ответственность разбудить его на астральном плане. Но когда является возможность и дети, таким образом, оказываются разбуженными на астральном плане, они часто выказывают себя как очень способные работники и принимаются за работу с такой искренностью, что на них приятно смотреть.

Но если пробудить человека на астральном плане относительно легко, то практически невозможно (если только не прибегнуть к месмерическому вмешательству, которое крайне нежелательно) заставить его заснуть вновь.

Жизнь во сне и жизнь в состоянии пробужденного сознания представляют собой, следовательно, одно целое. Во сне мы осознаем этот факт и постоянно помним и о той и о другой жизни, то есть астральная память постоянно хранит воспоминания о физической жизни, в то время как физическая память, естественно, не сохраняет постоянных воспоминаний об астральных переживаниях.

Очевидно, что феномен хождения во сне (сомнамбулизм) может вызываться различными причинами:

1) Возможно, эго, или душа, при отсутствии астрального и ментального тел в состоянии более опосредованно воздействовать на физическое тело. В подобных случаях человек может, например, писать стихи, картины и так далее, каковыми способностями в состоянии пробуждения он не обладает.

2) Возможно, физическое тело может действовать автоматически и в силу привычки быть неподконтрольным самому человеку. Подобное происходит в случаях, когда, например, слуга встает среди ночи, зажигает свечи и выполняет привычные обязанности по дому или когда спящее физическое тело в какой-то мере осуществляет то решение, которое владело умом человека, до того как его сморил сон.

3) Какое-либо существо извне – воплощенное или развоплощенное – может овладеть телом спящего человека и использовать его в своих целях. Это особенно часто случается с медиумами – с людьми, чье тело скомпоновано менее плотно, чем обычно, и потому легче отделяется.

Тот факт, что астральное тело покидает во сне тело физическое, вовсе не означает (это в первую очередь касается обычного человека), что возникает возможность для одержания, поскольку эго, или душа, всегда поддерживает тесную связь со своим телом и быстро возвращается назад, если кто-либо покушается на него.

4) Сходного результата можно добиться и в совершенно противоположном состоянии. Когда принципы или тела соединены больше, чем обычно, человек, вместо того чтобы посещать отдаленные места только в астральном теле, может брать с собой и тело физическое, поскольку не полностью отделен от него[4].

5) Хождение во сне, очевидно, также связано с комплексной проблемой различных уровней сознания человека, которые при обычных условиях не могут проявляться.

Очень близко к жизни во сне состояние транса, которое, собственно, есть то же состояние сна, но вызываемое искусственным или ненормальным путем. Медиумы и очень чувствительные люди быстро (и, как правило, бессознательно) выходят из физического тела и входят в тело астральное. Последнее в этом случае также выполняет свои привычные функции: например, совершает путешествия в отдаленные места, набирается там впечатлений и затем внедряет их в мозг физического тела. В случаях с медиумом астральное тело может выражать эти впечатления с помощью находящегося в трансе физического тела; но когда медиум выходит из транса, его мозг, как правило, не в состоянии вспомнить воспринятые впечатления, и в физической памяти не остается и следа тех переживаний, которые были добыты подобным образом. Но иногда – правда, довольно редко – астральное тело все же способно передать мозгу очень сильное и стабильное впечатление, так что медиум оказывается в состоянии вспомнить то знание, которое добыл во время транса.

Наши рекомендации