О тысяче и одной цели
Много стран видел Заратустра и много народов — так открыл он добро и зло многих народов. (стр. 51)
Человек сперва вкладывал ценности в вещи, чтобы сохранить себя, — он создал сперва смысл вещам, человеческий смысл! (стр. 52)
Тяга к стаду старше происхождением, чем тяга к Я. (стр. 53)
О любви в ближнему
Выше любви к ближнему стоит любовь к дальнему и будущему. (стр. 54)
Один идёт к ближнему, потому что он ищет себя, а другой — потому что он хотел бы потерять себя. (стр. 54)
Будущее и самое дальнее пусть будет причиною твоего сегодня. (стр. 55)
О пути созидающего
Ты хочешь, брат мой, идти в уединение? Ты хочешь искать дороги к самому себе? Помедли ещё немного и выслушай меня. (стр. 55)
Свободным называешь ты себя? Твою господствующую мысль хочу я слышать, а не то, что ты сбросил ярмо с себя... Свободный от чего? Какое дело до этого Заратустре! Но твой ясный взор должен поведать мне: свободный для чего? (стр. 56)
Несправедливость и грязь бросают они вослед одинокому; но, брат мой, если хочешь ты быть звездою, ты должен светить им, несмотря ни на что! (стр. 57)
Я люблю того, кто хочет созидать дальше самого себя и так погибает. (стр. 58)
О старых и молодых бабенках
Всё в женщине — загадка, и всё в женщине имеет одну разгадку: она называется беременностью. (стр. 59)
Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. Поэтому хочет он женщины как самой опасной игрушки. (стр. 59)
Мужчина должен быть воспитан для войны, а женщина — для отдохновения воина; всё остальное — глупость. (стр. 59)
Вообще женщина мало понимает в чести. Но пусть будет ваша честь в том, чтобы всегда больше любить, чем быть любимой, и никогда не быть второй. (стр. 59)
Поверхность — душа женщины... Но душа мужчины глубока, её бурный поток шумит в подземных пещерах; женщина чует его силу, но не понимает её. (стр. 60)
О свободной смерти
Умри вовремя — так учит Заратустра. Конечно, кто никогда не жил вовремя, как мог бы он умереть вовремя? (стр. 65)
У одних сперва стареет сердце, у других — ум. Иные бывают стариками в юности; но кто поздно юн, тот надолго юн. (стр. 66)
О дарящей добродетели
Есть тысячи троп, по которым ещё никогда не ходили, тысячи здоровий и скрытых островов жизни. Всё ещё не исчерпаны и не открыты человек и земля человека. Бодрствуйте и прислушивайтесь, вы, одинокие! (стр. 71)
Плохо отплачивает тот учителю, кто навсегда остаётся только учеником. (стр. 71)
Вы ещё не искали себя, когда нашли меня. Так поступают все верующие; потому-то всякая вера так мало значит. (стр. 71)
Теперь я велю вам потерять меня и найти себя; и только когда вы все отречётесь от меня, я вернусь к вам. (стр. 72)
Часть вторая
Ребенок с зеркалом
И пусть низринется поток моей любви туда, где нет пути! Как не найти потоку в конце концов дороги к морю! (стр. 74)
На блаженных островах
Бог есть предположение, но я хочу, чтобы ваше предположение простиралось не дальше, чем ваша созидающая воля. (стр. 76)
Чтобы быть созидающим, надо подвергнуться страданиям и многим превращениям. (стр. 77)
Прочь от Бога и богов тянула меня эта воля; и что осталось бы созидать, если бы боги — существовали! (стр. 78)
О сострадательных
Нищих надо бы совсем уничтожить! Поистине, сердишься, что даёшь им, и сердишься, что не даёшь им. (стр. 80)
Но хуже всего мелкие мысли. Поистине, лучше уж совершить злое, чем подумать мелкое! (стр. 80)
О священниках
И не иначе умели они любить своего Бога, как распяв человека! (стр. 83)
О добродетельных
Но опять есть и такие, что сидят в своём болоте и так говорят из тростника: «Добродетель — это значит сидеть смирно в болоте... » (стр. 87)
О тарантулах
Я не хочу, чтобы меня смешивали или ставили наравне с этими проповедниками равенства. Ибо так говорит ко мне справедливость: «люди не равны» (стр. 92)
О прославленных мудрецах
Правдивым называю я того, кто идёт в пустыни, где нет богов, и разбивает своё сердце, готовое поклониться. (стр. 95)
Дух есть жизнь, которая сама врезается в жизнь. (стр. 96)
Вы знаете только искры духа — но вы не видите наковальни, каковой является он, и жестокости его молота! (стр. 96)
Ночная песнь
Я — свет; ах, если бы быть мне ночью! Но в том и одиночество моё, что опоясан я светом. (стр. 97)
Надгробная песнь
Да, есть во мне нечто неранимое, незахоронимое, взрывающее скалы: моей волею называется оно. (стр. 104)
О самопреодолении
«Волею к истине» называете вы, мудрейшие, то, что движет вами и возбуждает вас? Волею к мыслимости всего сущего — так называю я вашу волю! (стр. 105)
Тому повелевают, кто не может повиноваться самому себе. (стр. 106)
Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти. (стр. 106)
И вот какую тайну поведала мне сама жизнь. «Смотри, — говорила она, — я всегда должна преодолевать самое себя. » (стр. 107)
Конечно, не попал в истину тот, кто запустил в неё словом о «воле к существованию»; такой воли — не существует! (стр. 107)
Только там, где есть жизнь, есть и воля; но это не воля к жизни, но — так учу я тебя — воля к власти! (стр. 107)
О возвышенных
И вы говорите мне, друзья, что о вкусах и привкусах не спорят? Но ведь вся жизнь есть спор о вкусах и привкусах! (стр. 109)
О стране культуры
Бесплодны вы; потому и недостаёт вам веры. Но кто должен был созидать, у того были всегда свои вещие сны и звёзды знамения — и верил он в веру! (стр. 112)
Так что люблю я ещё только страну детей моих, неоткрытую, лежащую в самых далёких морях; и пусть ищут и ищут её мои корабли. (стр. 113)
О непорочном познании
Вот же хочет ваше скопческое косоглазие называться «созерцанием»! (стр. 115)
Но в том проклятие ваше, вы, незапятнанные, вы, ищущие чистого познания, что никогда не родите вы. (стр. 115)
Об ученых
Ибо истина в том, что ушёл я из дома учёных, и ещё захлопнул дверь за собою. (стр. 117)
Они прохлаждаются в прохладной тени: они хотят во всём быть только зрителями и остерегаются сидеть там, где солнце жжёт ступни. Подобно тем, кто стоит на улице и глазеет на проходящих, так ждут и они и глазеют на мысли, продуманные другими. (стр. 117)
О поэтах
Я — от сегодня и от прежде... но есть во мне нечто, что от завтра, от послезавтра и от когда-нибудь. (стр. 120)
О великих событиях
Не вокруг изобретателей нового шума — вокруг изобретателей новых ценностей вращается мир; неслышно вращается он. (стр. 124)
Прорицатель
Но как ты проснулся от них и пришёл в себя, так и они должны проснуться от себя самих — и прийти к тебе! (стр. 128)
Об избавлении
Поистине, друзья мои, я хожу среди людей, как среди обломков и отдельных частей человека! (стр. 130)
Я хожу среди людей, как среди обломков будущего. (стр. 131)
Всякое «было» есть обломок, загадка, ужасная случайность, пока созидающая воля не добавит: «Но так хотела я!» (стр. 133)