Глава 5. виды медитации
Выбор медитации
Есть разные виды медитации. Каждому подходит своя форма. Подходящий тип медитации определяется вкусами, характером, способностями и складом ума. Ревностный поклонник медитирует на покровительствующем божестве, иштадэвате. Раджа-йог медитирует на пуруше, или ишваре, не подвластном влиянию желаний, печалей и кармы. Хатха-йог медитирует на чакрах и их божествах-управителях. Джняна-йог медитирует на своем Я, Атмане. Нужно определить, какой тип медитации подходит вам лучше всего. Если не удается сделать это самостоятельно, следует посоветоваться с наставником, достигшим Самоосознания. Он сможет увидеть природу вашего ума и выбрать подходящий для вас метод медитации.
Разум принимает форму познаваемого объекта, иначе восприятие просто невозможно. Бхакта постоянно медитирует на своем иштадэвате, и его разум принимает форму этого божества. Овладев медитацией и достигнув уровня пара-бхакти, Высшей Преданности, он повсюду видит только иштадэвату. Названия и формы исчезают. Поклоняющийся Богу Кришне видит везде только Его и погружается в состояние, описанное в Гите так: «Васудэва сарвам ити» — «Все есть Васудэва (Кришна)». Джняна-йог или ведантист всюду видит собственное Высшее Я, Атмана. Для него мир форм и названий прекращает существование. Он испытывает то, о чем мудрые авторы упанишад сказали: «Сарвам кхалвидам Брахман» — «Поистине, все есть Брахман».
Существуют две основные формы медитации: сагуна (конкретная) и ниргуна (абстрактная). При конкретной медитации ученик сосредоточивается на образах Кришны, Рамы, Шивы, Хари, Гайятри или Шри Дэви. При абстрактной медитации он концетрирует всю энергию разума на единственной идее Бога, или Атмана, избегая каких-либо сопоставлений с воспоминаниями и всех прочих мыслей. Его разум наполняет только одна мысль.
Когда созерцаешь изображение Господа Кришны с открытыми глазами и медитируешь, это конкретная медитация. Если размышляешь над тем же образом с закрытыми глазами, это тоже конкретная медитация, хотя она носит более абстрактный характер. Медитация на абстрактном Бесконечном Свете еще абстрактнее. Два первых примера относятся к сагуна-медитации, а последний — к ниргуна. Даже в ниргуна-медитации для первоначального сосредоточения используется некая конкретная форма. Позже она исчезает, а медитирующий сливается с объектом медитации.
Сагуна-медитация — это медитация на мурти, внешнем облике божества. Это конкретная форма медитации для людей со склонностью к религиозному поклонению. Она связана с гунами, качествами Бога. Повторяйте имя Господа или просто ОМ. Думайте о Его качествах: Всеведении, Всемогуществе, Вездесущности и так далее. Разум наполнится чистотой. Пусть Господь воссядет на престол лотоса в вашем сердце посреди ослепительного света. Мысленно сосредоточивайтесь на Его стопах, ногах, груди, голове, руках, одежде и украшениях, а затем снова возвращайтесь к стопам и снова повторяйте тот же процесс.
Вообразите прекрасный сад с чудесными цветами. В одном его уголке цветут великолепные розы, в другом — магнолии, в третьем — жасмин, в четвертом — желтые цветы дерева чампака. Сначала медитируйте на жасмине, потом на розах, магнолиях и, наконец, на цветах чампака. Последовательно сосредоточивайтесь на них в течение четверти часа. Грубая медитация такого рода готовит разум к более утонченной, абстрактной медитации на возвышенных идеях.
Поместите перед собой табличку с изображением ОМ и концентрируйтесь на ней. Проведите тратаку, то есть смотрите на изображение пристально, не мигая, пока слезы не покатятся из глаз. Это одновременно и сагуна (наделенная качествами), и ниргуна (лишенная качеств) медитация. Держите изображение ОМ вкомнате для медитаций. Вы можете поклоняться ему как Брахману. Воскуривайте благовония, подносите ему цветы и так далее. Это вполне соответствует взглядам современных образованных людей.
Вот абстрактная медитация на ниргуна-брахмане: мысленно, с бхавой (чувством), повторяйте ОМ. Дополняйте это мыслями о Сат-Чит-Ананде, Чистоте, Совершенстве. «Я — само Счастье, Я — само Блаженство».
Мир — иллюзия. Нет ни тела, ни разума. Есть только чайтанья, Чистое Сознание. «Я» — это чистое Сознание. Такова ниргуна-медитация, медитация без качеств.
Медитация на махавакьях равнозначна медитации на ОМ. Можно медитировать на словах «Ахам брахма асми» («Я — Брахман») либо «Тат твам аси» («Я есть То»). Это махавакьи, великие речения из упанишад. Медитируйте на их смысле. Сбрасывайте коши, вложенные оболочки, и отождествляйте себя со скрывающейся под ними единой сущностью.
Медитируйте. Очищайте разум. В уединении занимайтесь концентрацией. Всем сердцем постигайте упанишады и «Гиту». Не полагайтесь на несовершенные комментарии. Искреннее стремление позволит понять подлинные санкальпы (идеи) авторов упанишад и Господа Кришны, постичь, что именно они хотели выразить, когда произносили мудрые шлоки (строфы) священных писаний.
Путем концентрации и медитации высвобождайте таящуюся в вашем сердце Божественность. Не тратьте время. Не растрачивайте жизнь впустую. Meдотируйте, медитируйте. Не теряйте ни минуты. Медитация избавит от всех житейских невзгод. Это единственный путь. Медитация — враг разума, так как вызывает мано-нашу, гибель ума.
Итак, медитация бывает конкретной и абстрактной. Когда медитируешь на изображении или материальном предмете, это конкретная медитация. Когда медитируешь на отвлеченной идее или абстрактном качестве (например, милосердии, терпимости и т. п.), это абстрактная медитация. Новичкам лучше начинать с конкретной медитации, хотя некоторым абстрактная дается легче, чем конкретная.
Ученик может переходить к занятиям медитацией после того, как он хорошо овладеет пратьяхарой (отрешенностью от индрий) и концентрацией. Если индрийи возбуждены, а разум не способен задерживаться на одном объекте, медитации не достичь и за сотню лет. Нужно двигаться вперед шаг за шагом, ступень за ступенью. Если разум ускользает в сторону, его следует вновь и вновь возвращать к выбранному объекту. Ученик должен сократить свои нужды, отказаться от причудливых и тщетных желаний. Только тот, кто лишился желаний, может сидеть неподвижно и заниматься медитацией. Важными условиями медитации являются легкая, саттвическая пища и брахмачарья.
Сознание бывает двух видов: сосредоточенное и рассеянное. При концентрации на трикути, межбровье, сознание сфокусировано на этом участке. Представим, что на руку медитирующего села муха и он отогнал ее другой рукой. Если при этом он заметил, что произошло, его сознание рассеянно.
Зерно, хотя бы на секунду побывавшее в огне, никогда не взойдет, даже если его посадить в самую плодородную почву. Сходным образом, разум, который на некоторое время погружается в медитацию, но затем из-за неустойчивости мчится в погоню за объектами чувственного восприятия, никогда не принесет всех плодов йоги.