Университет Вестерн Реверс
Я сессия, 6 апреля 1971 г.
З Н А К О М С Т В О
1. Вступление. Короткое заявление: процесс знакомства (Терапевты, ведущие группы)
2. Моя папка. Каждому выдана папка, несколько листов бумаги и ручка. Мы просим вас написать следующее:
На папке сверху: "Четыре ваши характеристики, которые осознают большинство ваших близких – то, что они сами говорили вам,
или то, о чем вы спрашивали их. Это те сведения о вас, которые вы принимаете или считаете распространенными.
– На листах бумаги: "Четыре ваши характеристики, о которых известно мало. Хотя вы не против того, чтобы люди знали об этом, но по тем или иным причинам – из-за застенчивости или ограниченных возможностей – вы не часто демонстрируете эти свойства. Люди либо не замечали у вас этих качеств, либо им надо узнать вас очень близко, чтобы столкнуться с этим".
А теперь выберите себе партнера и поменяйтесь папками. Прочтите прежде всего написанное на папке сверху, а затем обсудите это. Потом возьмите один лист из папки вашего партнера и обсудите то, что о нем мало известно.
3. Вымышленные персонажи.Объединитесь в группы по четыре человека, но без своего прежнего партнера. Посмотрите на людей в своей группе и подумайте, каким образом вы могли бы включить их в свой рассказ, повесть или пьесу, которую вы могли бы написать. Представьте себе, каким характером обладал бы каждый участник вашей маленькой группы в вашем рассказе. Например:
Кто стал бы героем истории из прошлых времен? Что это за период?
Романтическое приключение?
Научная фантастика?
Шпионский детектив/ мистика/ мелодрама/ комедия?
Реалистическая история о сегодняшних временах?
Кем они будут:
– Герой/ героиня/
– Злодей/ злодейка/
– Любовник/ любовница/
– Циник, черствый человек?
– Шпион?
– Мудрый мужчина/ женщина/
– Комический персонаж?
– Сторонний наблюдатель?
– Трагический характер?
Обсудите с каждым партнером его реакцию на выбранный вами характер. Постарайтесь использовать то, что вы осознали сейчас, чтобы поделиться с другими, почему вы выбрали тот или иной характер. Затем обсудите это со всей группой.
Прикосновение
Часть I. В вашей группе из четырех человек один человек закрывает глаза. Другие трое подходят к нему по очереди и кладут руки ему на плечи. Сидящий с закрытыми глазами должен сказать, что он сумел узнать о своем партнере только по прикосновению рук. Обсудите это в своей группе.
Часть II. Выберите партнера в группе из четырех человек. Пусть каждый по очереди закрывает глаза, а другой без слов прикасается к его лицу. Что вы почувствуете, касаясь его? Что вы можете узнать о человека, дотрагиваясь до его лица? Тот, к чьему лицу прикасаются, должен обратить внимание на свои ощущения. Какие части вашего лица хорошо переносят чужое прикосновение? Каким частям неприятно прикосновение другого? Меняйтесь ролями без слов. После проделанного упражнения обсудите свои ощущения с партнером.
5. Воображаемый человек. Три пары объединяются в группу из шести человек. Закройте глаза, вспомните свою жизнь и придумайте человека в своем прошлом, который мог бы привнести в вашу жизнь нечто упущенное, способное сильно изменить ваше прошлое. Например, вы могли бы придумать для себя старшего брата или мудрого учителя. Расскажите группе о своей фантазии и о тех изменениях, которые мог бы внести этот воображаемый человек в вашу жизнь.
6. Аплодисменты! Группа собирается вместе, оставляя пространство перед собой. Желающие выходят по одному на свободное пространство и громко называют свое имя. В этот момент вся остальная группа устраивает вышедшему овацию – хлопает в ладоши, приветствует его, выкрикивая "Браво!" и т.п. (по желанию, конечно). Человек в центре принимает приветствия в любой форме, какую он выберет. Затем его сменяет другой.
СОДЕРЖАНИЕ
О гештальт-терапии – от издателя. Предисловие Л.М.Кроля.
Приглашение к столу. Предисловие Н.И.Голосовой, М.Н.Тимофеевой.
Предисловие авторов
1. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТОС
Новые теоретические перспективы
Источник силы – в настоящем
Значение опыта
Сам терапевт – инструмент терапии
Терапия слишком хороша, чтобы ограничиваться лечением
2. ЖИВАЯ ФИГУРА
Фон опыта
Доступность фона
3. ПО ТУ СТОРОНУ СОПРОТИВЛЕНИЯ
Композиция внутреннего опыта
4. СОПРОТИВЛЕНИЕ
Интроекция
Проекция
Ретрофлексия
Дифлексия
Слияние
5. ГРАНИЦЫ КОНТАКТА
Контакт
Границы "Я"
Телесные границы
Границы ценностей
Границы привычного
Границы открытости
6. ФУНКЦИИ КОНТАКТА
Зрение
Слух
Прикосновение
Речь
Движение
Обоняние и вкус
7. ЭПИЗОДЫ КОНТАКТА
Синтаксис
Эффект терапии
Повторы
Другие влияния в эпизодах контакта
8. ОСОЗНАВАНИЕ
Ощущения и поведение
Чувства
Желания
Ценности и оценки
9. ЭКСПЕРИМЕНТ
Отыгрывание
Направление поведения
Фантазия
Сновидения
Домашняя работа
10. ОТ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ И ДАЛЬШЕ
"Горячий стул"
Блуждающий "горячий стул"
Естественные группы
Планирование больших групп
Супружеские пары и семья
Приложение 1. Некоторые теоретические влияния на гештальт-терапию
Приложение 2. Большая группа встреч и семинар, посвященный терапевтическим случаям
Ирвин Польстер, Мириам Польстер
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ
Контуры теории и практики
Перевод А.Я.Логвинской
Научный редактор Н.И.Голосова
Редактор И.В.Тепикина
ЛР № 061747
М.: Независимая фирма “Класс”
ISBN 0-394-71006-1 (USA)
ISBN 5-86375-018-9 (РФ)
[1] Этос – нравственный облик, характер, дух. – Здесь и далее комментарии переводчика.
[2] Polster, E., Encouter in Community in Encounter, Burton, Burton, A. Ed., San Francisco: Jossey-Bass, 1969.
[3] Rank, O., Beyond Psychology. New York: Dover Pub., 1941.
[4] Hall, C.S. and Lindzey, G., Ed., Theories of Personality. New York: Willey, 1965.
[5] Тем не менее, следует отметить тех, кто оказал влияние на гештальт теорию. См. Приложение 1.
[6] По существу, само по себе (лат.)
[7] От английского "about" – в данном контексте, о чем, про что.
[8] Freud,S., An Outline of Psychoanalysis. New York: W.W. Norton &Co.,1949.
[9] При описании личных переживаний терапевта мы решили использовать первое лицо, чтобы избежать грамматических сложностей. Кроме того, мы используем вымышленные имена пациентов.
[10] Параллель между потребностью в поиске смысла и феномене фигура/фон, который является центром концепции гештальт-терапии, описывается в главе 2.
[11] Cary, Joyce, Art & Reality. New York: Doubleday and Co., Inc., 1961.
[12] Perls, F.S., Gestalt Therapy Verbatim. Moab, Utah, Real People press, 1969.
[13] Perls, F.S., Lectures in Fagan, J., and Shepherd, I., Eds., Gestalt Therapy Now. Palo Alto, California: Science & Behavior Books, 1970.
[14] Piaget, Jean, The Language & Thoughts of Child. New York: The World Publishing Co., 1955.
[15] Kohler, W., Gestalt Psychology. New York: New American Library of World Litarature Inc. 1959.
[16] Bearslee, D. and Wertheimer, M., Eds., Reading in Perception. Princeton, N.Y.: Van Nostrand, 1959.
[17] Perls, F.S., Ego, Hunger & Aggression. London: George Allen & Unwin, 1947; Perls, F.S., Hefferline, Ralph and Goodman, Paul, Gestalt Therapy. New York: Julian Press Inc., 1951.
[18] McCleland, D.C. and Atkinson, J.W., The projective exression of needs: I. The effect of different intensities of the hunger drive on perception. Journ.Psych.25:205-222;1948.
[19] Перевод Игн.Ивановского
[20] Cary, Joyce, Art & Reality. New York: Doubleday and Co, Inc., 1961.
[21] Kierkegaard, Purity of Heart Is to Will One Thing ("Ясность сердца хочет только одного")
[22] Beisser, A.,The paradoxical Theory of Change in Fagan,J. and Shepherd, I., Eds., Gestalt Therapy Now. Palo Alto, California: Science & Behabior Books, 1970.
[23] Perls,F.S., 1Gestalt Therapy Verbatim. Moab, Utah: Real People Press, 1969.
[24] Перлз ввел в лексикон гештальт-терапии пару "собака сверху" (topdog – победитель) и "собака снизу" (underdog – побежденный), в которой разыгрывается борьба между хозяином и слугой. Хозяин командует, направляет и бранит слугу, а слуга противопоставляет этому пассивность, тупость или безуспешные попытки выполнить требования хозяина. См.:Perls, F.S., Four Lectures in Fagan, J. and Shepard I., Eds., Gestalt Therapy Now. Palo Alto, California: Science & Behavior Books, 1970.
[25] Reich, W., The Function of the Orgasm. New York: The Noon-day Press, 1942.
[26] Goldstein, K., "Effect of Brain Danage on the Personality", in Zax, M. and Stricker, G., The Study of Abnormal Behavior.New York: Macmillan, 1964
[27] Кататонический ступор – явление, встречающееся при некоторых психических расстройствах. В кататоническом состоянии больные могут сохранять причудливые, часто неудобные позы, продолжительное время оставаясь неподвижными на одном месте.
[28] Perls, F.S., 1Ego, Hunger and Aggression.London: Georg Allen &Unwin Ltd.,1947.
[29] Allport, G.W., and Postman, L.J., "The BasicPsychology of Rumor" in Maccoby, E.E., Newcomb, T.M. and Hartley,E.L., Eds., Reading in Social Psychology. New York: Holt,Rinehart & Winston, 1958.
[30] Гебефрения характеризуетсядурашливостью и манерностью поведения.
[31] Brown, J.A.C., 1Freud and the Post-Freudians. 0Baltimore: Penguin Books,1961.
[32] Стивен Крейн (1871-1900) – американский писатель – новеллист.
[33] Мартин Бубер (1878-1965) – философ и иудейский религиозный схоласт.
[34] Perls, F.S., Hefferline, Ralph and Goodman, Paul, Gestalt Therapy. New York: Julian Press Inc., 1951
[35] Perls, F.S., Hunger and agression. London: Georg Allen & Unwin Ltd., 1947.
[36] Perls, F.S., Hefferline, Ralph and Goodman, Paul, Gestalt Therapy. New York: Julian Press Inc., 1951
[37] Polanyi, M., The Study of Man. Chicago: The University of Chicago Press, 1959.
[38] Von Bertalanffy, L., General System Theory. New York: G.Braziller, 1968.
[39] Proshansky, H.M., and Rivlin, L.G., Eds., Environment Psychology. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1970.
[40] Перевод М.Л.Лозинского
[41] Korzybski, Alfred, Science and Sanity. Lancaster, Pa.: International Non-Aristotelian Library, 1933
[42] Уильям Батлер Йитс – известный ирландский поэт и драматург (1865-1939).
[43] Cary, Joyce, Art and Reality. New York: Doubleday, 1961.
[44] Marshall, W.H. and Talbot S.A., Recent evidence for neitral mechanism in vision leading to a general theory of sensory acuity. In Biological Symposia, VII:117-64; 1942.
[45] Morris, Desmond, Intimate Behavior. New York: Random House, 1971.
[46] Fanon, F., The Wretched of the Earth. New York: Grove Press, 1968.
[47] Fast, Julius, Body Language. New York: M. Evans, 1970
[48] Reich, W., Character Analysis. New York: Orgone Instotute Press, 1949.
[49] Дословно – "семинар"; в психотерапии употребляется в значении "терапевтическое занятие с группой".
[50] Perls, F.S.,Hunger and Agression. London: George Allen & Unwin Ltd., 1947
[51] Перевод С.Степанова.
[52] Perls, F.S., Hefferline, Ralph and Goodman, Paul, Gestalt Therapy. New York: Julian Press, Inc., 1951.
[53] Rogers, Carl, A Theory of Personality. In Millon, T., Ed., Theories of Psychopathology. Philadelphia: W.B.Saunders, 1967.
[54] Festinger, L., Cognitive Dissonance. In Coopersmith, S., Ed., Frontiers of Psychological Research. San Francisco: W.H.Freeman, 1966.
[55] Corredor, J. Conversationd with Casals. New York: E.P.Dutton, 1958.
[56] Эта концепция имеет параллель с идеей дихотомии М.Поляного о фокусном и вспомогательном осознавании: The Sudy of Man. Chicago: University of Chicago Press, 1959.
[57] Polanyi, M., The Study of Man
[58] Большая часть материалов этого раздела взята из книги И.Польстера: Polster, E., Sensory Fuctioning in Psychotherapy, in Fagen, J. and Shepard, I., Eds., Gestalt Therapy Now. California: Science and Behavior Books, 1970.
[59] Corredor, J. Ma., Coversations with Casals. New York:E.P. Dutton, 1958.
[60] Schachtel, E., Metamorphosis. New York.: Basic Books, 1959.
[61] Perls, F.S., Hefferline, Ralph and Goodman, Paul, Gestalt Therapy. New York: Julian Press Inc., 1951.
[62] Watts, A.A. Psychedelic Experience: Fact or Fantasy, in Solomon, D., Ed., LSD, The Consciousness Expanding Drug. New York: Putnam, 1964.
[63] Так в колледжах часто называют предметы, кроме математики и классических языков.
[64] Read, H. Icon and Idea. New York: Schocken Books, 1965.
[65] Read, H. Icon and Idea. New York: Schocken Books, 1965.
[66] Perls, F.S. Gestalt Therapy Verbatim. Moab, Utah: Real People Press, 1969.
[67] Болезненное любопытство к созерцанию эротических сцен.
[68] Zinker, Joseph. Dreamwork as Theatre. Voices, Vol.1, No.2, Summer, 1971.
[69] Второе "я" (лат.).
[70] Horney, Karen. Self Analysis. New York: W.W. Norton & Co., 1942. Эта книга издана в России: Карен Хорни "Невротическая личность. Самоанализ". – М.: Издательская группа "Прогресс УНИВЕРС", 1993.
[71] Perls, F.S., Hefferline, Ralph and Goodman, Paul, Gestalt Therapy. New York: Julian Press Inc., 1951.
[72] Mowrer, O.H. The New Group Therapy. Princeton: D. Van Nostrand Co., 1964.
[73] Polster, E. Encounter in Community. In Burton, A., Ed., Encounter. San Francisco: Jossey-Bass Inc., 1969.
[74] Некоторые материалы, касающиеся таких кафе, описаны в работе Польстера: Polster, E., Encounter in Community. In Burton, A., ed., Encounter. San Francisco: Jossey-Bass, 1969.
[75] Сейчас это название устарело, впрочем, оно нам не нравилось и раньше. Но в то время на встречи приходили в основном молодые люди, для которых это было актуально. Они и выбрали это название.
[76] Психоделия – восприятие мира через наркотический транс.
[77] Один из материалов этой встречи изложен в приложении "2".
[78] Эта техника была изобретена Вирджинией Сатир.
[79] Richard Wallen: Gestalt Therapy and Gestalt Psychology – статья, напечатанная в сборнике Ohio Psychologival Association meeting, 1957. Gestalt Institute of Cleveland.