Обязанности мужа и жены 1 страница
Цитаты из писем Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, основателя и ачарьи ISKCON
Грихастха-ашрам
Подготовка к браку
67-10 Ашрама брахмачарини еще нет. Не беспокойся об этом сейчас. Когда мы организуем ашрам брахмачарини, тогда ты и решишь, идти тебе туда или нет. Скорее всего, я приеду в Сан-Франциско прямо из Индии. Будучи там, я посмотрю, действительно ли необходимо там твое присутствие. А ты пока продолжай рисовать, как и раньше, и наслаждайся духовной жизнью. В писаниях говорится, что женщина подобна огню, а мужчина — горшку с маслом. Если горшок стоит близко к огню, масло в нем начинает плавиться. В вашей стране мужчины и женщины постоянно общаются друг с другом без всяких ограничений. Что получается из такого общения, ты знаешь лучше меня. В духовной жизни притяжение между мужчиной и женщиной на уровне материального тела очень мешает, поэтому необходимы некоторые ограничения, чтобы свести эту проблему к минимуму. В духовной жизни общение между мужчиной и женщиной запрещено, если они не состоят в браке. (ПШП Джадурани, 26 октября 1967)
67-11 Ты написал, что у тебя и твоей жены возникла проблема, и вы нуждаетесь в моей помощи. Весь материальный мир, начиная с высшей планеты и до самой низшей, сталкивается с этой проблемой. Соединение мужа и жены — это необходимое удовлетворение сексуальной потребности. Глупцы видят это проблематическое положение каждый день, но у них не хватает ума его избежать. Обучение, которое проходит человек, ведя жизнь брахмачари, как раз и предназначено для этой цели [избавления от проблем], и ученику именно для того и рекомендуется не вступать в половую жизнь, чтобы избежать этих проблем. Человеку, не имеющему дохода и достаточно крепкого здоровья, весьма трудно удовлетворить женщину. Женщина как класс требует достаточных средств, чтобы покупать еду и украшения, и при этом полного сексуального удовлетворения. Всякий муж, который не может удовлетворить свою жену этими тремя вещами, а именно, достаточным количеством пищи, достаточным количеством одежды и украшений и достаточным количеством секса, обязательно столкнется с проблемами, а как только человек погружается в решение этих проблем, прогрессировать в сознании Кришны ему становится очень и очень трудно. Кто серьезно намерен достичь успеха в сознании Кришны, тот должен избегать общения с женщинами, насколько это возможно.
Семейная жизнь — это своего рода уступка для некомпетентного мужчины, который не может обходиться без секса. Из этого ты можешь сделать вывод о своем истинном положении. Я не согласен с утверждением твоей жены, что Нью-Йорк не пригоден для проживания людей. Человек, действительно сознающий Господа Кришну, может все организовать как надо даже в аду. Полностью сознающий Кришну человек постоянно пребывает за пределами материального мира, и не боится никаких мест, которые, так сказать, непригодны для проживания в них людей. Сознающий Кришну человек всегда удовлетворен — хоть на Вайкунтхе, хоть в аду. Удовлетворение приносит не место, а искреннее стремление служить Кришне. Я не возражаю против того, чтобы ты и твоя жена переехали в Сан-Франциско и мирно жили там как супруги, сосредоточив свое внимание на сознании Кришны. (ПШП Гаргамуни, 13 ноября 1967)
67-12 Я встревожен вестями о Дамодаре. Что с ним? Если ему нужен секс, так кто ему запрещает? Мы не отвергаем мужчину, который ведет половую жизнь. Единственное, чего мы хотим, это чтобы половая жизнь имела место только внутри семейной пары. Убеди его, пожалуйста, в этом. (ПШП Раяраме, 21 декабря 1967)
68-01 Сим уведомляю, что получил твое письмо, датированное 15/1/68, и внимательно его прочитал, особенно ту часть, где ты рассказываешь о делах майи. Движение сознания Кришны — это объявление войны против майи. Обусловленные души, которые желали наслаждаться этим материальным миром, захвачены половым желанием. Если человек хочет избавиться от материального существования, он должен обуздать половое желание. Вся ведическая цивилизация основана на принципе обуздания полового желания. [В прежние времена] было четыре уклада жизни: брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса. В большей части этих укладов, а именно, в брахмачарье, ванапрастхе и санньясе половая жизнь запрещена. Половая жизнь разрешена только домохозяевам, да и для них она ограничена правилами. Это означает, что она считается вообще злом, поскольку является причиной материального плена. Стремление к половым отношениям между молодыми юношами и девушками естественно, но человек должен ограничивать половую жизнь с помощью разума, логических аргументов и знания. Женатые юноши и девушки есть — половая жизнь в нашем Обществе не запрещена. Если Джагатананда ощущает острое половое желание уже в таком возрасте, в свои 16-17 лет, он должен быть готов принять ответственность семейной жизни. Когда я был в Индии, Гаргамуни просто написал мне об этом, и я тут же дал ему разрешение жениться. Сейчас я вижу, что эти парень с девушкой, Гаргамуни и Карунамайи, живут счастливо.
И если Джагатананда влюблен в эту славную девушку, Лиласукху, он должен все устроить, чтобы жениться на ней. Какое еще может быть решение? Я ни при каких обстоятельствах не могу допустить в нашем Обществе всякой ерунды вроде незаконного секса. Джагатананда должен обуздать свое половое желание, постоянно повторяя «Харе Кришна» и моля Кришну помочь ему. В противном случае он должен быть готов жениться и принять на себя полную ответственность. Как старший брат, ты, пожалуйста, поясни ему это мое желание. На самом деле, свободное общение между юношами и девушками весьма разрушительно для брахмачарьи, но в вашей стране остановить свободное общение молодых людей обоего пола невозможно. Поэтому пока они не в браке, они должны добровольно сдерживать половое желание. Если они достаточно сильны в сознании Кришны, тогда никакой напор полового желания им не страшен. Если же такое желание и побеспокоит их, то оно уйдет, как пришло. Кришна есть Мадана-Мохана, то есть, Тот, кто очаровывает самого Камадеву, а Камадева — это бог полового желания. Следовательно, чтобы очаровать самого Камадеву, а не быть очарованным им, человеку нужно принять прибежище Того, кто очаровывает Камадеву, Шри Кришны. (ПШП Брахмананде, 21 января 1968)
68-10 Насчет Флориды: есть хороший шанс открыть там отделение. Нас приглашают, десять-пятнадцать человек готовы посещать наши встречи, так что я думаю послать туда Махапурушу с несколькими помощниками. Вторая вещь, но это, конечно, между нами: Хаягрива, кажется, хочет жениться на какой-нибудь из наших брахмачарини. Я был бы рад услышать от тебя, какую из брахмачарини ты счел бы подходящей парой для Хаягривы. На самом деле, если только наши брахмачари не тверды, как алмаз, в своей решимости хранить брахмачарью, я рекомендую каждому из них жениться. Потому что эти девушки обычно приходят в наше Общество, чтобы найти себе подходящего мужа, и нет никакого вреда в том, чтобы жить как муж и жена, как это делают Мукунда, Гурудас и Шьямасундара. Они живут очень хорошо. Другие тоже — например, Мурари. Ничего плохого в этом нет. Но если человек способен жить как брахмачари, это очень хорошо. Итак, дай мне знать (приватно), какая девушка подойдет Хаягриве. (ПШП Брахмананде, 6 октября 1968)
68-10 По поводу твоего врага, г-на Вожделения. Я вижу, как тебе трудно, но мы всегда должны помнить, что Кришна сильнее любого демона, и ни г-н Вожделение, ни его отец, ни его дед, никто не способен с нами ничего сделать, если мы решительно приняли прибежище у Кришны. Теперь, что касается тебя лично: ты брахмачари, ты можешь жениться в любую минуту, и в Нью-Йорке все девушки хороши, и весьма подходят для наших учеников, а я вдохновляю всех брахмачари проявить ответственность и жениться на одной из [наших] девушек. Поскольку каждая девушка обычно хочет иметь хорошего мужа, хороший дом, детей — это их естественная склонность — мы хотим показать и то, как должны жить идеальные домохозяева. Но предложение решить проблему вожделения посредством женитьбы непрактично. Жена — это не машина для удовлетворения похоти. Надо понимать, что брачные узы священны. Тот, кто женится, чтобы обуздать вожделение, заблуждается. Потому что вожделение нельзя удовлетворить, просто предаваясь чувственным наслаждениям. Это можно сравнить с заливанием пожара большим количеством бензина. Если заливать огонь большим количеством бензина, на время он, вроде бы, утихает, но бензин сам по себе настолько опасен, что может в любую секунду загореться.
Итак, обуздать вожделение — это совсем другое дело. Чтобы сделать это, ты должен приступить к поклонению Божеству. Кришна — это Мадана-Мохан. Ты упоминаешь в своем письме — и это очень хорошо — что предпочел бы направить все свои желания на Кришну, и спрашиваешь меня, как это сделать, учитывая покров майи, который заставляет видеть только материальные формы. Кроме того, ты пишешь, что если бы смог увидеть Абсолютную всепривлекающую Красоту, тебе не осталось бы ничего другого, как только увлечься ею и отвергнуть красоту мирскую. Это действительно лекарство, поэтому ты можешь немедленно приступить к арчане, поклонению Божеству. Киртанананда Махараджа тоже начал поклоняться Божеству в Новом Вриндаване, и Прадьюмна знает, как это делается, а в Нью-Йорке поклонением Божеству сейчас занимается Брахмананда. Поначалу это трудновато, но когда привыкнешь, то становится совсем не трудно. Так что, помимо того, что ты женишься, тебе нужно немедленно приступить к поклонению Божеству. Посылаю тебе экземпляр руководства по поклонению Божествам, составленного Брахманандой, это тебе поможет. Прадьюмна тоже в курсе, так что, объединившись, немедленно приступайте к поклонению Божеству, как это делают Киртанананда и Брахмананда. Я уверен, что этот процесс, сопровождаемый регулярным повторением «Харе Кришна», убьет г-на Вожделение, это точно. Конечно, поначалу я постоянно буду к твоим услугам: давать тебе советы, указывать наилучшие средства и способы поклонения Божествам, но ты должен немедленно принять сам этот принцип. (ПШП Хаягриве, 7 октября 1968)
68-11 Я получил твое письмо. Думаю, тебе следует посоветоваться по этому поводу со своими духовными братьями. Если ты решишь жениться, я не возражаю, коль такова необходимость. Надеюсь, у тебя все хорошо. Пожалуйста, передай мои благословения всем юношам и девушкам. (ПШП Уддхаве, 6 ноября 1968)
68-11 Насколько я понял, ты не хочешь жениться сейчас, но если ты вообще собираешься жениться, то делать это нужно именно сейчас. Потому что после 30 лет брак уже не так приятен. Практически я отдаю различные центры под ответственность грихастх. Если ты решишь жениться, есть немало девушек-преданных, и одна из них может стать для тебя хорошей спутницей в духовной жизни. Ты предпочитаешь оставаться свободным, но жена-преданная — это та же свобода. Мои ученики-грихастхи: Шьямасундара, Мукунда и Гурудас, вместе со своими женами очень хорошо справляются с делами в Лондоне. Здесь так же хорошо живет Даянанда со своей женой Нандарани. В Бостоне отлично трудятся Сатсварупа с Джадурани. Еще один грихастха, Гаурасундара, уехал на Гавайи, и его жена тоже может отправиться туда, и он будет организовывать все в Тихоокеанском регионе. (ПШП Хаягриве, 8 ноября 1968)
68-12 Я отметил также, что ты пишешь о своих проблемах, связанных с половым возбуждением. Почему, в таком случае, ты не женишься? Либо ты станешь грихастхой, либо — какой еще есть выбор? Или ты сдерживаешь себя и молишься Кришне, чтобы Он помог тебе оставаться брахмачари, или ты женишься. (ПШП Упендре, 2 декабря 1968)
68-12 В своем письме ты ясно даешь понять, что тебе трудно обуздывать половое желание, и ты просишь меня дать тебе наставление, как справиться с этой проблемой в материальном теле. Прежде всего, ты должен знать, что в этих проблемах нет ничего неожиданного, потому что находящаяся в теле обусловленная душа склонна к падению. Но мы должны также помнить, что такие падения не разочаровывают нас и не отвращают от достижения главной цели нашей жизни — полностью осознать Кришну. Так что если случилось падение, ты должен сожалеть об этом, но это не так уж серьезно и не дисквалифицирует тебя навсегда. Старайся, однако, удерживаться от таких неестественных вещей и прими прибежище лотосоподобных стоп Кришны. Думаю, что для такого обуздания чувств брак — единственное решение. Ясно, что у каждого человека есть отвратительные привычки, но если ты накрепко связал себя с сознанием Кришны, если ты громко повторяешь предписанное количество кругов, служишь Божествам — это спасет тебя.
Итак, занимайся служением Кришне со всей серьезностью и моли Кришну помочь тебе в твоей слабости. Но я считаю, что брак — это единственное решение, и альтернативы ему нет. Если ты женишься, ты сможешь продолжать совершать все виды поклонения, причем с бόльшим равновесием ума, поэтому такое решение, вкупе с удвоенными усилиями служить как можно лучше и быть приятным для Кришны, поможет тебе. Я всегда знал, что ты добрый, искренний мальчик, так что ты должен крайне серьезно обдумать то, что я тебе написал и действовать соответственно. Буду надеяться вскоре получить от тебя следующее письмо на эту тему. P.S. Я прямо советую каждому, кого беспокоит секс: они должны принять ответственность семейной жизни. (ПШП Упендре, 9 декабря 1968)
68-12 Из твоего письма я понял, что ты стремишься стать домохозяином. Это очень хорошо. Нам нужно много домохозяев, которые могли бы подавать другим пример, как в сознании Кришны можно вести чистую и здоровую жизнь, даже в семье. Кроме того, нам нужно множество сознающих Кришну детей, чтобы показать, как прекрасно может развиваться ребенок, когда он следует принципам сознания Бога.
Так что твое решение очень правильно, но в настоящее время у нас много девушек, которые либо слишком молоды, либо уже помолвлены, либо уже слишком стары. Есть и несколько славных девушек, на которых ты мог бы обратить внимание, особенно: Туласи-деви и Анурадха-деви, но у них у обеих маленькие дети, а Туласи-деви еще и немного старше тебя, насколько я понял. Если хочешь, мы можем спросить этих девушек, хотят ли они сейчас выйти замуж. Или же подожди подходящей девушки, кто это будет, я пока не могу сказать, может быть, кто-то скоро проявится, и как только она проявится, мы сделаем необходимые шаги. Кроме того, мы планируем открыть школу для обучения наших детей сознанию Кришны, а я знаю, что Сатьябхама-деви обладает некоторой квалификацией как учитель. Эта школа будет открыта либо в Новом Вриндаване, либо в Лос-Анджелесе, так что попроси ее, пожалуйста, дать мне знать о том, какой квалификацией она обладает и что она думает об этой идее. Пожалуйста, передай мои благословения всем преданным, особенно Парамананде, Даяла-Нитаю и Сатьябхаме, от которых я уже довольно давно не имею вестей. Надеюсь, сие застанет тебя в добром здравии. (ПШП Нандакишоре[КМ-д1] , 11 декабря 1968)
68-12 Из твоего письма я понял, что ты стремишься стать домохозяином. Это очень хорошо. Нам нужно много домохозяев, которые могли бы подавать пример другим, как в сознании Кришны можно вести чистую и здоровую жизнь, даже в семье. Кроме того, нам нужно множество сознающих Кришну детей, чтобы показать, как прекрасно может развиваться ребенок, когда он следует принципам сознания Бога. (ПШП Нандакишоре, 11 декабря 1968)[КМ-д2]
68-12 Относительно твоих мыслей насчет женитьбы: я считаю, что тебе пока нужно отвратить свой ум от этой идеи. Брак не настолько важен. Ты еще не вошел в возраст, настолько зрелый, что брак был бы необходимостью. Постарайся оставаться брахмачари, это важно. Девушек, на которых ты сможешь жениться, будет немало, так что если ты захочешь, найти тебе жену не составит труда. А пока постарайся оставаться брахмачари как можно дольше. Если же тебе все же очень хочется, тогда можешь написать Брахмананде в Нью-Йорк, потому что в июне там будет несколько девушек выпускниц школы, пригодных для брака. (ПШП Нанда-Кишоре, 29 декабря 1968)
69-01 Я очень рад тому, что ты пишешь: что и ты, и Химавати жертвуете своим сном и поздно ложитесь. По милости Кришны, Химавати красива не только внешне, она красива и внутренне. Иначе разве она сказала бы, что у тебя есть разрешение на чувственное наслаждение, но что ты будешь делать с этим разрешением? Соблюдать целибат хорошо для брахмачари, но человек, который способен соблюдать целибат, имея красивую и покорную жену — это больше, чем брахмачари. Впрочем, тот, кто имеет только одну жену и верен ей, также считается брахмачари. Вы станете хорошим примером, если оба согласны больше не предаваться чувственному наслаждению, но при этом оставаться мужем и женой и жить вместе. Однако это возможно, только если вы оба будете сосредоточены на деятельности в сознании Кришны. Я очень благодарен вам за ваши искренние усилия в этом направлении. (ПШП Хамсадуте, 12 января 1969)
69-02 Поскольку майя иногда возбуждает тебя, ответ очень прост: мужчина должен либо крепко держать свои чувства в узде, либо жениться. Если человек достаточно силен в сознании Кришны, ему нет необходимости становиться грихастхой, но если половое желание все еще беспокоит его, тогда женитьба — это единственный выход. Однако если человек остается брахмачари, он должен быть уверен, что способен соблюдать все правила и предписания очень строго. В духовной жизни нет места обману подобного рода. Чайтанья Махапрабху никогда не критиковал домохозяев за то, что они занимаются сексом ради зачатия детей. Но когда дело коснулось Харидаса Младшего, который был санньяси, но которого посещали похотливые мысли, Господь Чайтанья не стал этого терпеть, и Харидас Младший был лишен общества Господа. Поэтому очень важно, чтобы мы оставались тверды в своих обетах брахмачари, либо, если это слишком для нас тяжело, приняли семейную жизнь, как единственное удовлетворительное решение. (ПШП Хришикеше, 8 февраля 1969)
69-04 Я очень рад, что ты думаешь о женитьбе. Почему бы тебе не жениться на одной из девушек нашего Общества? Думаю, вместо того, чтобы ехать в Индию, тебе лучше было бы найти девушку в нашем Обществе, например, в Америке или Канаде. У нас немало славных девушек, и такая жена поможет тебе развиваться дальше в сознании Кришны. Ты уже привык к климату в этой части света, и у тебя есть хорошая работа. Поэтому я рекомендовал бы тебе жениться здесь. Господь Рамачандра однажды сказал, что жену можно найти в любой стране: деше деше калатратрани. Деше деше означает «в любой стране», а калатратрани значит «жёны». Все кшатрии брали себе жен в разных странах. Конечно, от тебя не требуется иметь много жен в разных странах, но если ты найдешь одну жену в одной стране, вреда не будет. Однако я советую тебе жениться на девушке из нашего Общества. Тогда ты будешь счастлив. (ПШП Гопала-Кришне, 30 апреля 1969)
69-05 Ты упоминаешь о том, что, возможно, захочешь жениться. А если ты думаешь о женитьбе, тогда не может быть и речи о том, чтобы изображать из себя брахмачари. (ПШП Шивананде, 8 мая 1969)
69-06 Я понимаю беспокойство твоего ума, но зачем поддерживать это неестественное беспокойство? Ты можешь стать домохозяином. Это не запрещено. Есть немало прекрасных примеров домохозяев, и ты тоже можешь стать домохозяином. Наш принцип состоит в том, чтобы войти в семью Кришны. В мире Вайкунтхи множество преданных имеют жену, но они настолько поглощены сознанием Кришны, что забывают и думать о половой жизни. Так или иначе, вместо того, чтобы терпеть возбуждение ума, лучше стать женатым человеком и со спокойным умом заниматься развитием сознания Кришны. Таков мой вердикт, и когда я начинал это Движение, я вдохновил на брак очень многих из своих учеников. Никаких препятствий в этом отношении я не вижу, и ты можешь сделать необходимые шаги в этом направлении. (ПШП Мадхудвише, 3 июня 1969)
69-06 Я очень рад твоему сообщению о делах Шачисуты. Он очень умный и серьезный преданный, но из-за своих прежних привычек немного непостоянен. Думаю, если есть подходящая девушка, ты можешь начать сватовство, тогда [женившись] он станет более постоянным. У него есть разнообразные способности, и он может быть очень полезен для нашего Движения, но поскольку он немного беспокоен, постарайся помочь ему стать очень серьезным и найти себе жену среди девушек нашего Движения. Пожалуйста, передай ему мою благодарность, поскольку он очень хорошо работает в Буффало. (ПШП Рупануге, 16 июня 1969)
69-06 Из твоего утверждения явствует, что ты не собираешься заниматься журналом «Обратно к Богу» после №29, поскольку он находится в его (Брахмананды) руках. Не пойму, что ты под этим подразумеваешь. Всё [что мы делаем] — дело Кришны. Это не мое дело, не дело Брахмананды, ни Хаягривы. Это дело Кришны, и мы хотим послужить Ему как можно лучше. Я хотел сэкономить 600 долларов ежемесячно и пустить их на что-нибудь другое, но это не значит, что ты должен приостановить свою работу как один из редакторов «Обратно к Богу». Ты говоришь, что бόльшая часть твоего времени будет отдана зарабатыванию денег, но это не значит, что ты должен теперь перестать служить Кришне. Ты молишь Кришну, чтобы Он позволил тебе лучше служить мне, а когда Кришна говорит с тобой через меня, ты колеблешься, не зная, принять ли Его слова. Я не понимаю, зачем вообще тебе работать, если ты намерен остаться брахмачари. Тут со мной живет идеальный брахмачари. Он день и ночь работает вместе со мной. Почему бы тебе не сделаться таким же брахмачари и не приехать сюда? Домохозяин вынужден работать, чтобы поддерживать дом, жену и детей. Но брахмачари зачем впрягаться в работу только ради насыщения собственного желудка? Для насыщения желудка все необходимое уже предпринял Кришна. Кришна посылает пищу птицам и зверям, неужели же Он не обеспечит пищей брахмачари? Пища — это не проблема.
Поэтому мой тебе совет: либо стань настоящим домохозяином и отдавай 50% заработка Кришне, 25% семье и 25% откладывай, либо строго следуй принципам жизни брахмачари. У брахмачари нет другой заботы, кроме как служить своему духовному учителю. Таково утверждение Бхагаватам. Брахмачари обязан прислуживать своему духовному учителю, и все, что ему удается собрать как милостыню, является собственностью духовного учителя, а не брахмачари. Так живет настоящий брахмачари. Если брахмачари зарабатывает деньги для собственного чувственного удовлетворения, это не брахмачари. Пусть лучше он станет домохозяином и живет себе спокойно. Что касается работы, то ее для тебя предостаточно. Ты обладаешь прекрасной квалификацией в редактировании литературных трудов, и у нас достаточно работы для тебя. Раньше ты очень хотел переселиться из Нью-Йорка в Лос-Анджелес из соображений здоровья. Теперь же, когда я говорю, что ты можешь приехать сюда, здесь есть прекрасная комната для тебя, трудись хоть сутками, я не понимаю, по какой причине ты не приезжаешь. Но я все же прошу тебя оставить все остальные занятия, приехать сюда и посвятить себя полностью редакторской работе.
Что касается пищи, думаю, что в ней недостатка не будет. Считаю, это предложение является наилучшим для тебя, и ты должен приехать сюда немедленно. Ты говоришь, что твой ум, к сожалению, блуждает. Это обычное состояние ума, но если ты просто сосредоточишь его на лотосе стоп Кришны, этот мошенник больше не будет тебя беспокоить. Мой Гуру Махараджа не раз говорил, что надо вставать рано утром и бить ум 100 раз башмаком. Потом, когда ложишься спать, надо взять палку от метлы и дать уму еще 100 ударов. Ум так беспокоен, что привести его к повиновению можно только с помощью метода, описанного Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром. Ты можешь испытать этот метод и запретить уму метаться туда-сюда. Если ты воспользуешься методом Бхактисиддханты Сарасвати, он, конечно же, прольет на тебя все свои благословения и поможет тебе управиться с умом.
Я благодарен тебе за уважение, что ты считаешь меня личностью, находящейся на сверхчеловеческом уровне, и это заставляет тебя верить в Бога и т.д. Если ты убежден в этом факте, тогда я прошу тебя немедленно приехать сюда. И если ты решишь приехать, можешь взять с собой некоторые вещи, список которых я тебе пришлю после того, как услышу твой положительный ответ. Пусть Кришна благословит тебя сильным разумом. Я уверен, что Он так и сделает. (ПШП Раяраме, 29 июня 1969)
69-07 По поводу твоего вопроса о браке: дело в том, что я санньяси и не касаюсь семейной жизни, но поскольку я хочу видеть своих учеников счастливыми, я прошу тех из них, кого беспокоит половое желание, жениться. Другой принцип состоит в том, что брахмачари должны жертвовать весь свой доход или все, что им удается собрать, Движению сознания Кришны, а женатые должны работать, зарабатывая как можно больше денег, и, по крайней мере, 50% тратить на Движение сознания Кришны. Мы не возражаем против твоей женитьбы, но лишь от тебя зависит решение, согласен ли ты трудиться изо всех сил и зарабатывать деньги для Кришны и для своей семьи. Ты не можешь жениться и не зарабатывать денег. Конечно, если ты удовлетворишься скромным доходом от проповеди Движения санкиртаны, это тоже хорошо. Я считаю, что твой духовный брат Рупануга — идеальный домохозяин, и ты должен стараться подражать ему. (ПШП Шачисуте, 5 июля 1969)
69-07 Что касается человеческих слабостей, то все они могут быть преодолены, если использовать всё в сознании Кришны. Наш Кришна — величайший домохозяин. Кришна отнюдь не нищий бродяга, и мы стремимся войти в семью Кришны и общаться с Ним лично. В духовной жизни тоже есть мужчины и женщины. Они очень красивы и привлекательны, но они так поглощены мыслями о Кришне, что половой жизни в духовном мире нет. Это означает, что сознание Кришны настолько возвышенно и полно счастья, что превосходит удовольствие от половой жизни. В материальном мире, из-за недостатка знания о Кришне, половая жизнь считается источником высочайшего наслаждения. Так или иначе, наша философия запрещает лишь незаконную половую жизнь, а не половую жизнь как таковую. В сознании Кришны есть немало прославленных домохозяев. Так что жениться и стать образцовым домохозяином — это идеальная жизнь в сознании Кришны. Если девушка, которая хочет выйти за тебя замуж, примет сознание Кришны, а ты, как я понял, уже находишься в сознании Кришны, вы будете прекрасной парой, при условии, что будете жить под достойным доверия руководством. Мне очень приятно, что ты хочешь жить под моим руководством, и если ты на самом деле будешь следовать ему, я буду руководить тобой, даже в семейной жизни. (ПШП Джеймсу Дуди, 10 июля 1969)
69-09 Я рад, что у тебя все хорошо получается в филадельфийском храме, и Субала пишет, что ты ему очень сильно помогаешь. Что касается Рохини-деви, то не беспокойся о ней. Возможно Кришна хочет, чтобы ты оставался брахмачари. Ты не очень хотел жениться, это она настаивала. Теперь отец забрал ее, прими это как желание Кришны. Если ты решил оставаться брахмачари, я могу позвать тебя обратно, чтобы ты помогал лично мне, когда я вернусь в Штаты. Я был очень доволен твоим служением. Пусть Кришна снова и снова благословляет тебя. (ПШП Шридхаме, 22 сентября 1969)
69-11 Сознание Кришны не ограничено каким-то кругом. Брахмачари, грихастха или санньяси — любой человек достоин того, чтобы развивать сознание Кришны. Это стадии постепенного развития способности управлять чувствами в условиях материального мира. Наилучшим является любой уклад жизни, подходящий для данного человека и позволяющий ему наилучшим образом осуществлять осознание Кришны. Обычно, если человек способен оставаться брахмачари, это очень удобно, а из брахмачарьи можно перейти в санньясу. Но Тхакур Бхактивинода говорит, что в эпоху Кали лучше практиковать сознание Кришны в качестве домохозяина. (ПШП Мандали-Бхадре, 2 ноября 1969)
69-11 По поводу твоей женитьбы: мое мнение, и я его не скрываю, заключается в том, что если человек способен остаться навсегда брахмачари, и сексуальные желания его не беспокоят, или он способен их терпеть, ему нет никакой необходимости жениться и брать на себя дополнительную ответственность. Но тот, чей ум беспокоен, должен жениться. Поэтому каждый должен сам решить для себя, жениться ему или не жениться. Факт, однако, состоит в том, что если человек полностью погружен в служение Кришне, половое желание не причиняет ему слишком уж много беспокойства. Но ты работаешь на стороне, встречаешься с карми и разными типами людей. При определенных обстоятельствах, если у тебя хорошая жена, которая помогает тебе, брак очень благоприятен. Другая трудность состоит в том, что в современной цивилизации всех обуревает дух независимости. Девушки сейчас не смиренны и не подчиняются своим мужьям. Поэтому ты должен быть готовым терпеть разные причуды своей будущей жены.
Согласно нашей ведической культуре, разногласия между мужем и женой не принимаются слишком всерьез. Но современная эпоха допускает даже развод, и начать его может как муж, так и жена. Все это не очень хорошо. Однако после свадьбы разногласия или непонимание между мужем и женой обязательно возникнут. Итак, взвесь все эти соображения и решай сам. Если ты женишься, я не буду возражать, ведь у меня много женатых юношей и девушек, и они живут в мире и согласии. Если ты женишься на канадке, у тебя тут же решится вопрос с гражданством, и ничего не надо будет ждать. Таков закон в США, а как в Канаде, я не знаю. (ПШП Гопала-Кришне, 26 ноября 1969)
70-01 Относительно твоего брака: я обеими руками «за», но я не знаю юридической стороны дела. К тому же, девушка не посвященная. Но если она очень послушно служит в храме, я не вижу никаких препятствий, чтобы тебе на ней жениться, а позже она получит посвящение. (ПШП Рактаку, 9 января 1970)