Два обманчивых искушения

Ридьярд Киплинг в своем знаменитом стихотворении «Если» очень точно выразил сущность успеха и неудачи: «Если увидел, что Триумф и Поражение — две хитрых маски того же обольщения...» И Киплинг очень точен: «триумф» и «поражение» или «успех» и «неудача» — это две маски одного обольщения. Ни первое, ни второе не являются тем, кем они кажутся. И первое, и второе непостоянно и обманчиво.

К счастью, у нас есть совершенный пример, как вести себя и в том, и в другом случае. Никто не испытал эти два искушения более полно, чем Сам Иисус. Он пережил моменты небывалого успеха, когда толпа стелила свою одежду на Его пути и приветствовала Его как Божьего пророка и грядущего царя. Точно так же Он пережил моменты совершенного неприятия и отвержения, когда неделю спустя та же толпа кричала: «Распни Его! Распни Его!», в то время как Его ближайшие друзья и последователи покинули Его.

Слава и триумф не вскружили Ему голову, а горечь отвержения и неприятия не повергла Его в отчаяние.Проходя оба эти испытания, Иисус был движим только од­ним — исполнить волю Отца и завершить то, что Отец поручил Ему. Неуклонное следование этой цели дало Ему победу в обоих испытаниях — как успехом, так и неудачей.

В Послании к Евреям 12:1-2 нам дается пример как ветхозаветных святых, которые через веру устояли в испытаниях, так и Иисуса — совершенного образца тер­пения и окончательной победы:

Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем прохо­дить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя нашей веры, Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши по­срамление, и воссел одесную престола Божия.

Евреям 12:1-2

По мере того, как мы следуем этому наставлению и преобразуемся в образ Иисуса, мы обнаруживаем, что Он действительно и Начальник, и Совершитель нашей веры (говоря современным языком — Тот, Кто полагает на­чало, и Тот, Кто доводит до конца, делая совершенным). Господь Иисус действием Своей благодати начал Свой труд в нас, и с помощью той же благодати завершит его. Его победа является гарантией нашей победы. Он требует одного — смотреть на Него.

Заключение

Писание ясно предупреждает нас о том, что наша вера подвергнется суровым испытаниям. Они необходи­мы для проверки ее истинности и развития в нас силь­ного христианского характера.

Павел перечисляет четыре результата таких испыта­ний: во-первых, терпение или выносливость; во-вторых, опытность (твердый характер); в-третьих, надежда (спокойное, уверенное и доверительное ожидание добра от Бога); в-четвертых, на­полнение нашего сердца любовью.

В конечном итоге наши взаимоотношения с Богом достигают такого развития, что мы находим наивысшее стремление и удовлетворение в Нем Самом и только в Нем.

Как Иаков, так и Петр учат, что скорби являются неотъ­емлемой частью нашего христианского хождения. Петр сравнивает испытания, которым мы подвергаемся, с тем огнем, который используется плавильщиком для очи­щения золота и придания ему наивысшей пробы. Этот же образ используют пророки Ветхого Завета для опи­сания Божьих действий с Израилем.

Павел, Иаков и Петр утверждают, что как только мы поймем цель наших скорбей, мы будем принимать их с радостью. Даже если мы терпим временную неудачу под давлением обстоятельств, мы никогда не должны отка­зываться от веры.

Испытание может принимать две противоположные формы: во-первых, когда обстоятельства слишком тяжелые; во-вторых, когда они слишком легкие. Моисей является примером человека, который перенес оба вида испытаний и, в конечном итоге, стал Божьим посланником в деле избавления своего народа. Однако, наивысшим примером является Сам Иисус. По мере того, как мы следуем Его примеру, Он доводит нашу веру до зрелости и совершенства.

Глава десятая

МЕРА ВЕРЫ

Изучая практическое проявление веры в христиан­ской жизни, мы должны учесть то, чему учит Павел в Послании к Римлянам касательно «меры веры»:

Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, свя­тую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего; и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуй­тесь обновлением ума вашего, чтобы вам позна­вать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная. По данной мне благодати, всякому из вас гово­рю: не думайте о себе более, нежели должно ду­мать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так и мы многие составляем одно тело во Хри­сте, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различ­ные дарования, то имеешь ли пророчество, про­рочествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли – в учении; увещатель ли – увещевай; раздаватель ли, раз­давай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.

Римлянам 12:1-8

Павел начинает эту главу словом «итак». И если мы встречаем в Библии слово «итак», то необходимо узнать, что предшествует этому слову, потому что это слово само по себе говорит о подведении итога. В данном случае оно относится ко всему, что было сказано Павлом в предыдущих одиннадцати главах Послания к Римлянам. С 1-й по 8-ю главу он объясняет, как Своей смертью на кресте Христос совершил полное и окончательное искупление от греха и его злых последствий. С 9-ой по 11-ю главу он рассматривает упрямство и слепоту Израиля — на­рода Божьего, с которым Бог изначально заключил завет. Он показывает не только это, но и то, как Бог все еще про­должает относиться к израильтянам с бесконечной благодатью и долготерпением.

Показав, таким образом, милость Божью как к евреям, так и к язычникам, Павел говорит: «Итак...» В свете всего того, что Бог сделал для нас всех, что должны сделать мы? Каким должно быть наше «разумное служение»? Что является самым мини­мальным Божьим требованием к нам? — это предоставление «наших тел в жертву живую, святую, благоугодную», чтобы мы полностью и без оговорок возложили самих себя на Божий жертвенник, ибо именно жертвенник освящает жертву.

Когда Павел говорит «живая жертва», он проводит аналогию с жертвоприношениями Ветхого Завета, когда животное, приносившееся в жертву, сначала умертвляли, а потом помещали на жер­твенник. По Новому Завету от нас требуется, чтобы мы точно так же предоставили свои тела в распоряжение Божье, полностью, окончательно и бесповоротно, но разница в том, что наше тело не умертвляется. Оно остается живым, чтобы служить Богу жизнью, а не смертью.

Предоставить наше тело в качестве живой жертвы — это значит отдать его Богу в полное распоряжение или, иными словами, во всем подчиниться Царю, перейдя в Божье Царство. Это первая сту­пень на пути, ведущем в мир Божьей воли и обеспечения. Мы перестаем быть независимыми и самодостаточными, мы меняем весь наш образ жиз­ни и перестаем «сообразовываться с веком сим». Вместо этого мы учимся от Господа — «преобразуемся обновлением ума».

Это преобразование не начинается с соблюдения религиозного набора правил, регулирующих наше внешнее поведение в таких вопросах, как пища, одежда, украшения, развлечения и пр. Оно начинается с внутреннего изменения в нашем уме. Все наши взгляды, система ценностей и приоритетов коренным образом изменяются. Наш ум обновляется Божьим Духом. Ранее, в Послании к Римлянам 8:7 Павел говорит нам:

...Потому что плот­ские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

Фраза «плотские по­мышления» описывает тот эгоистичный, сконцентрированный на себе способ мышления, который свойственен всем людям, как следствие нашей греховности и бунта против Бога. Такой ум находится во вражде с Богом.

В своих взаимоотношениях люди никогда не до­веряют врагам важные и сокровенные вещи. Точно так же обстоит дело и с Богом. Пока наш ум враждует с Ним, Он не раскроет нам многие чудесные и драго­ценные сокровища. Но как только наш ум примиряется с Богом через акт капитуляции и полного посвящения, он перестает враждовать с Ним, и все в большей степени обновляется Духом Святым. Толь­ко обновленный ум способен воспринять откровение во­ли Божией — тот особый план, который имеется у Него для жизни каждого из нас.

Воля Божья как бы трехгранна, и эти грани открываются нам по мере того, как наш ум все более и более обновляется. Первая грань пред­ставляет волю Божью как «благую»: мы обнаруживаем, что Он желает нам только блага. Вторая грань открывает, что воля Божья «угодная»: чем больше мы ее понимаем, тем более приемлемой (угодной) она становится для нас. Третья грань — воля Божья «совершенная»: это полное, всеобъемлющее обеспечение всех сфер нашей жизни.

Такой обновленный ум не думает о себе более, чем должно (Рим.12:3). Мы перестаем быть гордыми, эгоистичными, самоуверенными. Мы больше не подвержены полетам фантазии и самообмана. Мы трезво и реально смотрим на жизнь. Мы начинаем рассуждать здраво и проявлять «ум Христов», Который сказал Отцу: «Да будет воля Твоя» (Матф.6:10). Теперь Божьи планы и цели для нас важнее наших собственных.

Это ведет нас к следующему открытию: Бог уделил каждому из нас конкретную «меру веры». Не мы определяем, сколько веры мы должны иметь. Бог уже отмерил ее для нас — ровно столько, сколько нам необходимо. Но как же Бог определяет, сколько веры нужно именно мне?

Павел отвечает на этот вопрос, объясняя, как функционирует Тело Христово:

Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.

Римлянам 12:4-5

Мы, христиане, составляем одно-единое Тело Христа — тело, через которое Он хочет явить Себя людям. В этом Теле каждый из нас является особым членом, с конкретным местом служения и конкретной функцией. В 1-м Послании к Коринфянам 12:12-28 Павел более подробно останавливается на концепции Тела и его членов:

Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно.

1 Коринфянам 12:18

Никто из нас не может по своему усмотрению выбрать свое собственное место или функцию в Теле Христовом. Мы можем только найти и занять то место, которое Бог предназначил именно для нас. Чтобы это сделать, как уже было сказано, нам требуется «обновленный ум».

Павел говорит, что как члены одного Тела, мы нуж­даемся друг в друге и зависим друг от друга. Никто из нас не волен поступать, как ему вздумается, не заботясь об остальных членах:

Не может глаз сказать руке: «ты мне не надобна»; или также голова ногам: «вы мне не нужны».

1 Коринфянам 12:21

Голова является самым высоко расположенным членом, олицетворяющим Самого Христа (Еф.4:15). Ноги расположены в нижней части тела, на противо­положном конце туловища. Но, тем не менее, голова нуж­дается в ногах и не может обойтись без них. В свете этого мы видим, почему Павел говорит нам, что для того чтобы найти свое место в Теле, мы не должны помышлять слишком высоко о себе, но должны научиться рассуждать трезво и реалистично.

Картина Тела Христова и его членов помогает нам понять, что Павел подразумевает под «мерой веры». Каждый из нас является членом Тела с конкретной функцией. Чтобы функционировать соответствующим образом, каждому из нас нужна особая «мера веры». Тип и объем веры, в ко­тором нуждается каждый член Тела, разные. Глазу для выполнения функции глаза нужна «вера глаза», руке нужна «вера руки» и т. д. Мера веры, выделяемая каждому человеку, подходит именно ему и только на предназначенном именно для него месте в Теле Христовом.Эта мера веры не является универсальной. Та вера, которая обеспечивает функционирование глаза, не подходит для уха. Каждому члену уделяется конкретная специфическая «мера ве­ры», которая соответствует его функции.

Найдя свое место в Теле Христовом и имея опреде­ленную именно нам лично «меру веры», все мы становимся готовы для следующей фазы Божьего обеспечения — функционированию в дарах Духа Святого (греч. — «харизма»). Послание к Римлянам 12:6:

И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры...

Кроме пророчества Павел упоминает еще шесть даров: служение, преподавание, увещевание, раздавание, руководство, благотворение. Это ни в коем случае не является исчерпывающим списком всех даров («харизмат»), но просто той выборкой, которая показывает воз­можное разнообразие.

Здесь устанавливается важный принцип: нахождение своего места в Теле и принятие меры веры предшествует служению в дарах Духа. Мно­гие христиане излишне озабочены дарами и видами служения. Они сосредоточивают свое желание на про­извольно выбранных ими самими дарах. Обычно желаемы дары, производящие сильный внешний эффект, такие как дар исцеления или чудотворения, служение апостола или евангелиста.

Верно, что в 1-м Коринфянам 12:31 Павел призывает нас: «ревнуйте о дарах больших...» Но важно то, что он не говорит нам, что это за «большие дары». На этот счет нет абсолютного стандарта. Ценность даров связана с нашим местом в Теле Христовом. Те дары, которые позволяют мне лучше выполнять предназначенную мне Богом функцию и являются для меня «большими дарами».

Те христиане, которые излишне озабочены яркими, впечатляющими дарами, не учитывают предупреждение Павла о взращивании здравого сужде­ния (Рим.12:3). Наша первая обязанность заключается не в том, чтобы решать, какие бы дары нам хотелось иметь, но в том, чтобы найти свое место в Теле Христа. Это, в свою очередь, и выявит те дары, которые нам нужны для эффективного служения на этом месте. Опыт говорит о том, что как только христи­анин занял свое место в Теле Христовом и исполняет свою функцию, необходимые дары Духа Святого начинают дей­ствовать почти автоматически, без излишних усилий и попыток.

Давайте подведем итог тому, чему Павел учит в Послании к Римлянам 12:1-8. В свете тех неизмеримых благодати и милосердия, которые Бог явил каждому из нас во Христе, нам необходимо пройти следующие этапы:

1. Сначала мы предоставляем свои тела Богу как «живую жертву».

2. Послушание в этом ведет к постоянному обновле­нию нашего ума Духом Святым.

3. В результате такого обновления ума в нашей жиз­ни наблюдаются и внешние перемены — меня­ется весь наш образ жизни — мы «преобразуемся»!

4. Нашим обновленным умом мы способны найти волю Божью для нашей жизни: во-первых, как волю «благую»; во-вторых, как «угодную»; в-третьих, как «совершенную».

5. Познавая таким образом волю Божью, мы находим свое место в Теле Христовом и можем функционировать на этом месте.

6. Найдя свое место, мы обнаружим, что Бог уде­лил нам «меру веры», точно соответствующую нашему месту и функции в Теле — веру для «уха», если мы должны быть «ухом», веру для «глаза», если нам предстоит быть «глазом».

7. Когда мы функционируем на своем месте по уделенной нам мере веры, начинают действовать те дары Духа, которыми Дух Святой являет сверхъестественную Личность Христа через нас.

В шестой главе этой книги мы проанализировали утверждение Павла в Римлянам 10:17, что «вера от слышания, а слышание от слова Божия». Как это соотносится со словами Павела о том, что Бог уделяет каждому из нас особую меру веры, прямо связанную с пред­назначенным для нас местом и функцией в Теле Христовом?

Ответить можно так: «слышание» играет для христи­анина такую же роль, как радар для самолета. Чем более чувствительным становится наш «радар» к сказанному нам Богом слову «рема» — тому особому слову, с которым Бог обращается к каждому из нас лично — тем более уверенным и легким будет Божье водительство к предназначенному для нас месту и служению в Теле Христовом.

Это можно уподобить посадке са­молета на посадочную полосу при помощи автопилота. «Слышание» — это «радар», который и приводит нас прямо туда, куда хочет Бог. Впоследствии, по мере того, как мы продолжаем слышать новые слова, сказанные Господом, мы тверды, непоколебимы на своем месте и можем нести эффек­тивное служение.

Тот факт, что Бог уделил каждому из нас конкретную меру веры, не означает, что наша вера не изменяется. Напротив, по мере того как возрастают наши способ­ности эффективно функционировать в Теле, в такой же мере возрастает наша вера. Для более эффек­тивного служения требуется и большая вера. И, наоборот, возрастание веры приводит к более эффективному служению. Между верой и служением всегда существует четкая взаимосвязь.

Рассматривая природу веры, мы понимаем, что вера не является неким продуктом, который можно купить или заслужить в религиозной организации. Она является выражением глубины наших личных взаи­моотношений с Богом и результатом посвящения и подчинения, которые приводят нас к гармонии с Божь­им планом для нашей жизни. Когда мы продолжаем под­чиняться Богу и слушаться Его, наша вера делает нас способными занять наше место и исполнять те функции, которые Бог предназначил именно для нас. Эта вера носит исключи­тельно личный характер, и каждому уделяется конк­ретное количество веры. Моя вера не будет эффективной для вас, а ваша — для меня. У каждого должна быть своя собственная «мера веры», которая соответствует нашей индивидуальной функции в Теле Христовом.

Помню, как будучи молодым христианином, я находился под сильным впечатлением от проявления веры в жизни более зрелого верующего, многим пожертвовавшего для Господа и достигшего больших успехов. Не подумав, я однажды сказал: «Господи, думаю, что никогда не смогу иметь веру, подобную этой». Неожиданно, Господь дал мне ясный и практичный ответ: «У тебя не может быть такой веры, потому что она тебе не нужна! Я не прошу тебя делать то, что делает этот человек».

С тех пор я благодарен за полученный урок: вера, которую Бог мне дает, соответствует тому заданию, которое Он мне поручает.

Позднее, неся свое служение, я встречал многих хри­стиан, которые, судя по всему, этот урок не усвоили. Они постоянно просили веры и боролись за нее, но, тем не менее, никогда не имели ее в достаточном количестве. Явно не хватало гармонии между их верой и тем, что они хотели сделать. Я убедился, что дело не в том, что веры, уделенной им Богом, было недостаточно, но в том, что они применяли свою веру не в том направлении. Они самовольно избирали свое служение, вме­сто того, чтобы нести ту функцию, которую Бог пред­назначил именно им.

Представьте себе ногу, пытающуюся быть рукой с надетой на нее перчаткой, или руку, пытающуюся быть ногой с ботинком на ней. Конечно, ни та, ни другая не будут функционировать нормально. Это вовсе не означает, что что-то не в по­рядке с ногой, рукой, перчаткой или ботинком. Сами по себе они все хороши и в рабочем состоянии. Но скомбинированы они в этом примере неправильно. Рука с надетым на нее ботинком и пытающаяся быть ногой — неуклюжа и неэффективна. Точ­но так же и нога с надетой на нее перчаткой. Но когда перчатка надевается на руку, а ботинок — на ногу, восстанавливается гармония и достигается эффективность.

Точно так же обстоит дело с той верой, которую нам дает Бог. Она соответствует предназначенному для нее человеку точно так же, как перчатка соответствует руке, а боти­нок — ноге.

В 4-й главе Послания к Евреям автор говорит о том, как верующие вступают в свое наследие:

А входим в покой мы уверовавшие...

Евреям 4:3

Вера приводит нас в Божий покой. Как только мы находим свое место в нашем данном Богом наследии, мы обязательно должны заметить внутри себя глубокий и невозмутимый мир. Невзирая на усердный труд, сильное давление и оппозицию, посреди всего этого внутри будет мир. Постоянная борьба и напряжение, непрекращающиеся уси­лия и попытки почти наверняка свидетельствуют, что мы все еще не нашли то, к чему Бог нас призывает.Мы неуклюжи, как рука с ботинком или нога с пер­чаткой.

Немного дальше в той же главе автор говорит:

Итак постараемся войти в покой оный...

Евреям 4:11

Необходимо старание. Лени и безразличию не должно быть места в христианской жизни. Однако мы обязаны по­нимать, на что направлять свое старание. Библия не го­ворит, что мы должны в первую очередь стараться приобретать веру. Нас призывают в первую очередь предоставить себя Богу в качестве живой жертвы, стать учеником Господа нашего Иисуса Христа, преобразоваться обновлением ума и найти свое место в нашем наследии — то самое место, которое Бог предопределил для нас.

Когда мы найдем свое место, мы сможем нормально и естест­венно функционировать на этом месте без постоянной внутренней борьбы и напряжения, так же естественно, как рука или нога исполняют свои функции.

Заключение

Эффективное христианское служение начинается с подчинения, когда мы предоставляем свое тело Богу как «жертву живую». Это, в свою очередь, ведет к изменению всего нашего мышления. Наш ум обнов­ляется Духом Святым. Постепенным радикальным изменениям подвергаются все наши взгляды, ценности и приоритеты. Мы начинаем отдавать предпочтение Божьим планам и целям вместо своих собственных, предпочитать Божьи пути своим.

Обновленным умом мы начинаем видеть самих себя и других христиан, как членов единого Тела Иисуса Христа. И, в первую очередь, мы должны стремиться найти то место и исполнять ту функцию, которую Бог предопределил именно нам. Когда мы преуспеем в этом, то обнаружим, что Бог уделяет каждому из нас индивидуально как раз такое количество и характер веры, которые нужны для пребывания именно на нашем месте и несения именно нашего служения.

Действуя таким образом, с назначенной нам мерой ве­ры на отведенном нам месте, мы становимся способными к проявлению тех особых духовных даров, действие которых принесет эффективность в наше служение и славу нашему Господу.

Однако если нам постоянно не хватает веры или даров, то это, как правило, указывает на то, что мы либо не покаялись, либо еще не нашли назначенного нам места в Теле Христовом. Когда мы найдем свое место, — мы сможем войти в Божью гармонию между нашими функциями, нашей верой и предназначенными нам дарами (проявлениями) Святого Духа.

Глава одиннадцатая

Наши рекомендации