Приносится жертва не аллаху

РАМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл высказывания Аллаха «...Не стой в ней [в мечети, устроенной из неверия] никогда...» (Покаяние, 108).

2. Грех и неповиновение оказывают воздействие и на землю, так же, как и подчинение.

3. Перевод сложного вопроса в разряд простых для преодоления его сложности.

4. Обращение за разъяснением к муфтию при необходимости.

5. Давать обет исполнить какой-либо обряд поклонения в каком-либо месте разрешается, если для этого нет никаких препятствий.

6. Этого делать не разрешается, если в данном месте находился один из языческих идолов, даже если это было в прошлом.

7. Это не дозволено также в том случае, если в данном месте проходили празднества язычников, даже если это и было в прошлом.

8. Исполнять обет в данном месте нельзя, так как такой обет является греховным.

9. Предупреждение о недопустимости уподобляться мушрикам в их празднествах, даже если это происходит непреднамеренно.

10. Нельзя давать обет в неповиновении Аллаху или грехе.

11. Сын Адама не должен давать обет в том, чем он не владеет.

Всевышний Аллах сказал:

«...Не стой в ней [в мечети, устроенной из неверия] никогда: мечеть, основанная на богобоязненности с первого дня, достойнее, чтобы ты в ней стоял. В ней — люди, любящие очищаться, и Аллах любит очищающихся!»*(Покаяние, 108).

*Ибн Касир по поводу этого аята сказал: «До приезда посланника Алла­ха в Медину в ней жил человек по имени Абу Амир ар-Рахиб, принявший христианство во времена джахилиййи. После того, как посланник Аллаха приехал в Медину, и возвысилось дело Ислама и мусульман при Бадре, По­сланник призвал его к Исламу. Однако он отказался, бежал в Мекку, а затем в Хиракль и призвал его жителей выступить войной против мусульман. Они пообещали ему это, и он остался у них. Затем он написал группе людей из своего племени, что он прибудет с армией и отвратит Мухаммада от его дела. Он приказал им построить для него бастион с наблюдательным пунктом. С этой целью они начали строить мечеть около мечети Куба', а после того, как закончили ее, попросили посланника Аллаха [который в это время собирался в поход на Табук. — Ред.], совершить в ней Намаз. Пророк ответил: «Когда вернемся, если пожелает Аллах, так как мы собираемся в дорогу». На обратном пути из Табука, когда до Медины оставалась часть дня пути, к нему спустился Джибриль с вестью о "мечети вреда" (масджид ад-дирар), которая была устроена для неверия и разделения среди мусульман. Посланник Аллаха послал людей разрушить ее до основания еще до своего прибытия в Медину». (Описывая эти события, Ибн Касир опирался на ривайи Саида ибн Джубейра, Муджахида, Урвы ибн Зубайра, Катады и др.)

Всевышний сказал: «О тех, которые устроили мечеть для вреда, не­верия и разделения среди верующих, чтобы она была местом засады тех, кто ранее воевал с Аллахом и Его посланником, — они будут, конечно, клясться: "Мы желали только благого!" — о них Аллах свидетельствует, что они — лжецы» (Покаяние, 107). В подобных мечетях Ал­лах запретил совершать Намазы, а затем повелел Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, совершить Намаз в мечети Куба', которая с первых дней была основана на богобоязненности и была бастионом для Ислама и его приверженцев. Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Намаз в мечети Куба' подобен Умре» (Ибн Маджа (1411), ат-Тирмизи (324) от Асада ибн Захира аль-Ансари; Ахмад 3/487, ан-Насаи 2/72, Ибн Маджа (1412) от Сахла ибн Ханифа).

О том, что в аяте речь идет о мечети Куба', говорили Ибн Аббас, Урва, Атиййа, аш-Шааби, аль-Хасан и др. Однако в одном из хадисов от Абу Саида говорится: «Однажды два человека упорно спорили о мечети, "основанной на богобоязненности с первого дня". Один говорил: "Это — мечеть Куба', другой же говорил: "Это — мечеть посланника Аллаха". Услышав их спор, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал: "Это — моя мечеть"». (Ахмад 3/8, ат-Тирмизи (3098), ан-Насаи 2/36, Муслим (1398)). Этого толкования придерживались Умар, Абдулла ибн Умар, Зейд ибн Сабит и др.

Ибн Касир сказал: «Этот хадис является достоверным, однако между ним и аятом нет противоречий, так как мечеть Куба' была основана с пер­вого дня на богобоязненности так же, как и мечеть посланника Аллаха, в отличие от "мечети вреда", основанной на неповиновении Аллаху».

Из этого аята становится ясно, что совершать Намаз или какой-либо другой обряд поклонения в мечетях, основанных на неповиновении Аллаху, нежелательно. Ибн Теймийа сказал: «Мусульманские ученые не разрешали строить мечети на могилах, давать могилам обеты, приносить в качестве даров ни дирхема, ни масла, ни свечки, ни животных и ничего иного. Все эти обеты являются грехами. В "ас-Сахихе" аль-Бухари приводится хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: Тот, кто дал обет быть покорным Аллаху, пусть будет покорным Ему, а тот, кто дал обет ослушаться Аллаха, не должен Его ослушиваться... Поэтому ни один из ученых-салафов не говорил, что Намаз у могил или у машхадов (могил святых) является предпочтительным, либо имеет какое-либо преимущество, или что Намаз или мольба там лучше, чем в каком-либо другом месте. Напротив, все они единодушны в том, что Намаз в мечети или дома лучше Намаза у могил, будь то могила пророка или праведника, называемая машхадом или нет».

Шейх Абд аль-Азиз ибн Баз сказал: «Если в мечети находится могила, то Намаз в ней неверен, независимо от того, находится ли эта могила позади молящихся, перед ними, справа или слева от них, поскольку Пророк сказал: Аллах проклял иудеев и христиан, воздвигнувших на могилах своих пророков храмы».

Сабит ибн ад-Даххак рассказывал: «Однажды один человек дал обет зарезать жертвенного верблюда в Буане и спросил об этом мнение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Тот спросил: "Стоял ли на том месте какой-нибудь языческий идол, которому поклонялись люди?" Ему ответили: "Нет". Пророк опять спросил: "А проходили ли там какие-нибудь празднества идолопоклонников?* Люди ответили: "Нет, не проходили". Тогда посланник Аллаха ска­зал:

Исполняй свой обет, так как не следует исполнять обет, данный в неповиновении Аллаху, а также в том, чем не владеет сын Адама**. Этот хадис передал Абу Дауд и его иснад достоверен по условиям аль-Бухари и Муслима. (Абу Дауд (13313); достоверный хадис).

*Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа сказал: «Празднество — это понятие, подразумевающее под собой общие собрания, регулярно повторяющиеся через год, неделю, месяц и т. д. Под празднествами здесь [в хадисе. — Ред.] имеются в виду собрания времен джахилиййи.

Празднество объединяет несколько событий: день праздника, например день «аль-Фитр» (праздник розговенья) или день «аль-Джум'а» (Пятничный Намаз), а также следующие за этим обряды поклонения и обычаи. Оно может приурочиваться к определенному месту либо быть всеобщим. Все подобные дела называются празднествами».

Таким образом, признаками проведения празднеств являются приурочивание их к определенному времени, месту, а также совершение определенных обрядов во время общего собрания людей. Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа показал, что признаками празднеств являются именно эти понятия, сказав: «Время — это потому что Пророк сказал о дне «аль-Джум'а»: Этот день Аллах сделал для мусульман праздником (Ахмад 2/303 от Абу Хурайры, Малик 1/65 и Ибн Маджа (1098) от Ибн Аббаса; достоверный хадис).

Собрания и обряды — потому, что Ибн Аббас рассказывал: "Я присутствовал на празднестве вместе с посланником Аллаха" (аль-Бухари 2/387, 9/299, ан-Насаи 3/192. Абу Дауд (1146), Ахмад 1/242).

Место — потому, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Не устраивайте на моей могиле празднеств (Ахмад 2/367, Абу Дауд (2042) от Абу Хурайры)».

**Если мусульманин дал обет совершить деяние, запрещенное Аллахом, то он не должен его исполнять. В отношении же того, должен ли подобный обет искупляться, мнения разделились. Ибн Масуд, Ибн Аббас, Абу Ханифа и другие считали, что его искупление обязательно. Они опирались на хадис Аиши о том, что Пророк, да благословит его Аллах и при­ветствует, сказал: Нет обета в неповиновении [Аллаху. — Ред.], а искупле­ние его — такое же, как и искупление клятвы [при ее несоблюдении. — Ред.] (Абу Дауд (3290), ат-Тирмизи (1254), Ибн Маджа (2125), ан-Насаи 7/26-27, Ахмад 6/247; достоверный хадис).

Аш-Шааби, имам аш-Шафии и другие полагали, что для подобного обе­та искупление не требуется. Они основывались на том, что в хадисе Сабита не упоминается искупление этого. Опровержением этого мнения является то, что искупление упоминается в другом хадис.

Нельзя также давать обет в том, чем человек не владеет, например говорить: «Если Аллах излечит моего больного, то я освобожу раба такого-то человека». Но если дающий обет сказал: «Если Аллах излечит моего боль­ного, то я освобожу раба или сделаю что-либо», — однако он этим пока еще не владеет, то этот обет остается на нем до того времени, когда он сможет его исполнить. Это сказал Али аль-Кари в своем труде «Шарх аль-Масабих».

Запрещается также исполнять обеты, данные в гневе, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал. Нет обета, данного в гне­ве, а искупление его — такое же, как и искупление клятвы (Ахмад 4/439, ан-Насаи 7/28, 29 от Имрана ибн Хусайна). Обет в совершении нежелательного действия, такого как развод, лучше не выполнять и искупить. Обет, данный в совершении свободного действия (мубах), разрешен, на что указывает хадис, приведенный Ахмадом и ат-Тирмизи от Бурайды, а также Абу Даудом: «Одна женщина сказала: "О посланник Аллаха! Я дала обет ударить в бубны над твоей головой". Он сказал: "Исполни свой обет"» (Абу Дауд (3312), Ахмад 5/353 и 356; хороший хадис).

Всевышний сказал: «Аллах не взыскивает с вас за празднословие в ваших клятвах, но взыскивает с вас за то, что вы связываете себя клятвами. Искупление этого — накормить десять бедняков средним из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. А кто не найдет, тому поститься три дня. Это — искупление ваших клятв, которыми вы поклялись. Охраняйте же клятвы ваши!» (Трапеза, 89).

Наши рекомендации