Глава 8. Физическая жизнь 4 страница
Для нее эволюция заключается в том, чтобы облечься в материю, а ее цель – стать минеральной монадой. Поэтому ее стремление в жизни – насколько можно больше приблизиться к физическому плану, чтобы познать как можно больше грубых вибраций. Она не знает, да и не может ничего знать о том человеке, в астральном теле которого она какое-то время живет. Она лишь желает обезопасить свою жизнь и чувствует, что добиться этого может лишь с помощью человека; ей ведом низший ментальный ум человека, и она понимает, что чем больше ментальной материи сможет к себе привлечь, тем дольше будет длиться ее астральная жизнь.
После смерти физического тела астральная материя человека организуется в концентрические круги, или оболочки, обращенные более грубой стороной наружу, поскольку ей ведомо, что срок ее астральной жизни ограничен и рано или поздно наступит астральная смерть; поэтому она и пытается таким образом продлить жизнь астрального тела сколь возможно долго. С точки зрения элементала желания, самая грубая материя является наиболее жизнестойкой и лучше всего противостоит трению.
Реорганизованное астральное тело называется ятана, или тело страданий. Если речь идет об очень плохом человеке, в чьем астральном теле наличествует переизбыток грубой материи, то оно называется дхрувам, или сильным телом.
Перестройка, или реорганизация, астрального тела совершается на поверхности того, что соответствует физическому телу, а не на поверхности яйцевидной формы, которая его окружает.
Следствием этого является то, что свободная полная циркуляция астральной материи, как это обычно происходит в астральном теле, нарушается. Отсюда следует, что человек способен реагировать лишь на вибрации, которые воспринимаются внешней поверхностью его астрального тела. После чего он, так сказать, замыкается в каркасе из астральной материи и может видеть и слышать только то, что происходит на самом низшем и самом грубом плане.
Хотя он живет под прямым воздействием и посреди прекрасных мыслеформ, он практически не подозревает об их существовании, поскольку частицы его астрального тела, которые должны реагировать на эти вибрации, «заперты» внутри и к ним невозможно пробиться. Поскольку же он вследствие этого способен воспринимать лишь самую грубую материю астральных тел других людей и поскольку сам он совершенно не сознает своей ограниченности, то считает, что не он, а именно тот человек, которого он видит, обладает неприятными свойствами, ибо только их он и способен воспринимать.
Из-за того, что он может видеть и ощущать лишь все самое грубое и низкое, окружающие люди кажутся ему моральными извращенцами и уродами. В подобных условиях нет ничего удивительного в том, что он воспринимает астральный мир как ад.
Перестройка астрального тела элементалом желания некоторым образом влияет на отзывчивость формы внутри овала, хотя происходящие естественные изменения в общем и целом служат тому, чтобы со временем ослабить эту форму и сделать ее внешне более духовной, – по причинам, о которых будет сказано ниже.
С течением времени внешняя оболочка, или кольцо, растворяется, и человек в этом случае оказывается способен реагировать на вибрации следующего, более высокого уровня, то есть «восходит» таким образом на следующий подплан, а затем дальше – с одного подплана на другой. Время пребывания на каждом подплане будет, естественно, зависеть от количества и активности материи его астрального тела, соответствующих этому подплану.
Когда мы говорим о том, что человек «восходит» с одного подплана на другой, это не означает, что ему необходимо перемещаться в пространстве; скорее он переводит свое сознание с одного уровня на другой. Если же речь идет о человеке с реорганизованным астральным телом, то в этом случае фокус его сознания перемещается с внешней оболочки к другой, внутренней. Таким образом, этот человек теряет способность реагировать на вибрации одного типа материи и вместо этого откликается на материю более высоких уровней, при этом один мир с его сценами и обитателями медленно исчезает из его поля зрения, а другой мир так же медленно проступает перед его глазами.
Поскольку скорлупа, как правило, растворяется постепенно, человек обнаруживает, что «двойники» физических предметов все более и более окутываются туманом, в то время как мыслеформы все более и более оживают. Если он в ходе этого процесса встретит другого человека, то сразу же отметит, что характер у того все более улучшается – просто потому, что сам он теперь способен воспринимать и оценивать более высокие вибрации этого характера. В действительности процесс перестройки астрального тела постоянно влияет на истинную и правдивую оценку его друзей на всех уровнях астральной жизни.
Человек может воспрепятствовать этому процессу перестройки астрального тела, если устремит на это всю свою волю; в сущности, каждый, кому ведомо это состояние на астральном плане, должен постараться лишить элементал желания возможности перестраиваться. В этом случае частицы астрального тела будут перемешаны так же, как это происходит в земной жизни, и человек, вместо того чтобы ограничивать поле своего видения, сводя его лишь к одному подплану, будет свободным на всех подпланах, соответствующих строению его астрального тела.
Полусознательный элементал, которому странным образом тоже ведом страх, будет стремиться передать свой страх тому человеку, который пытается помешать ему перестраиваться или заставляет отказаться от этого. В этом одна из причин того, почему так полезно еще до смерти иметь представление об этом предмете.
Если реорганизация, или перестройка, скорлупы уже завершена, то из этого состояния человека может вывести другой человек – тот, который желает помочь ему и таким образом дать ему свободу действовать на всем астральном плане, вместо того чтобы ограничиваться лишь одним уровнем.
Глава 13. Жизнь после смерти: принципы
Уже не раз подчеркивалось и подчеркивается вновь, что нет ничего такого, что указывало бы на то, что с человеком в момент смерти происходят неожиданные изменения; наоборот, он и после смерти остается в точности таким же, каким был до нее, за исключением того, что у нет больше нет физического тела. У него тот же интеллект, тот же образ мышления, те же добродетели и пороки; потеря физического тела делает его другим человеком не более, чем если бы он снял с себя пальто. Более того, те состояния, в которых он находится, он сам и создал. Нет никаких вознаграждения и наказания, есть лишь результат того, что он делал, говорил, думал, пока жил в физическом мире.
По мере углубления в тему и исследование астральной жизни после смерти мы увидим, что реальные факты с довольно большой точностью соответствуют католическим терминам «чистилище»и «Гадес» – подземный мир греков.
Поэтическая мысль о смерти как о полном исчезновении – бессмысленна; она порождена невежеством и неразумностью, ибо, как сказано выше, в большинстве случаев потеря физического тела нисколько не сказывается ни на характере человека, ни на его интеллекте, поэтому и среди так называемых мертвых наблюдается такое же множество различных вариаций разумности, как и среди живых.
Это самый первый и самый важный факт, который необходимо понять: после смерти нет никакой новой, чуждой жизни; есть лишь продолжение жизни, прожитой на физическом плане, но просто в изменившихся условиях.
Порой сходство между ними таково, что, когда человек после физический смерти попадает на астральный план, он далеко не всегда понимает, что умер. И даже когда он признает, что именно это с ним и случилось, он вначале не всегда понимает, сколь существенно астральный мир отличается от физического.
В некоторых случаях люди расценивают то обстоятельство, что они по-прежнему пребывают в сознании, как неоспоримое доказательство того, что они не умерли; и это несмотря на всю их столь достохвальную веру в бессмертие души!
Если человек никогда до этого не слышал о жизни на астральном плане, то он, несомненно, будет более или менее растерян, оказавшись в совершенно неожиданных обстоятельствах. В конце концов он их приемлет, хотя так и не понимает, полагая, что они просто неизбежны и неотвратимы.
Когда он немного освоится в этих новых мирах, то при первом осмотре он увидит очень мало различий, и ему будет казаться, что он видит тот же самый мир, что и раньше. Как мы уже знаем, любой уровень физической материи притягивает к себе соответствующий уровень астральной материи. Поэтому если мы представим, что физический мир прекратил существовать таким, как он есть, без всяких изменений, то в нашем распоряжении по-прежнему будет его совершенная копия в астральной материи. Следовательно, человек на астральном плане будет все так же видеть стены, предметы мебели, людей и так далее, к которым он привык, воссозданными столь же ясно, как и всегда, в самых плотных уровнях астральной материи. Если же он попробует более внимательно исследовать эти предметы, то заметит, что все частицы находятся в движении и отчетливо видны, вместо того чтобы быть невидимыми, как на физическом плане. Но поскольку лишь очень немногие люди предпринимают подобное исследование, то умерший человек вначале даже не подозревает, что с ним произошли какие-то изменения. Поэтому очень многие люди – особенно в западных странах – с трудом верят в то, что они умерли, и только потому, что они по-прежнему видят, слышат, чувствуют и мыслят. Однако случившееся мало-помалу будет доходить до их сознания, по мере того как они начнут обнаруживать, что, несмотря на то что они могут видеть своих друзей, они не всегда могут общаться с ними. Иногда они обращаются к друзьям, но те не слышат; они пытаются дотронуться до них и обнаруживают, что это не производит на них ни малейшего впечатления. Но даже в этих случаях человек на какое-то время может убедить себя в том, что он просто спит и видит сон, ибо в другое время, когда спят его друзья, они, как и прежде, сознают его присутствие и, как и прежде, разговаривают с ним.
Так постепенно человек начинает осознавать разницу между своей нынешней жизнью и той, которой он жил в физическом мире. Он вскоре обнаруживает, например, что всякая боль и усталость полностью исчезли. Он обнаруживает, что желания и мысли в астральном мире выражаются в зримых формах, хотя в большинстве случаев и скомпонованы из тонкой материи этого плана. И по мере того как жизнь идет дальше, он все более и более прогрессирует.
Хотя человек на астральном плане, как правило, не видит физические тела своих друзей, он, однако, может видеть их астральные тела и, как следствие, знает об их чувствах и душевных движениях. Пусть он не способен в деталях следить за событиями их физической жизни, зато он сразу же распознает чувства, такие, как любовь или ненависть, ревность или зависть, поскольку те выражаются через астральные тела друзей.
Хотя живущие часто считают, что им «так не хватает» усопшего, самим «усопшим» ни на секунду не владеет чувство, что ему не хватает живущих.
В действительности человек, живущий после смерти в своем астральном теле, гораздо быстрее и в гораздо большей мере, нежели когда он жил на земле, подвержен влиянию чувств своих друзей, оставшихся в физическом мире, поскольку у него больше нет физического тела, чтобы заглушать свои чувства.
Человек на астральном плане обычно не видит всю астральную копию предмета, но лишь ту его часть, которая относится к подплану, на котором он сам в данное время находится.
Более того, он не всегда предельно точно распознает астральную копию самого физического предмета, даже когда ее видит. Прежде чем он начнет ясно распознавать предметы, нужно, как правило, набраться изрядного опыта, поэтому каждая предпринимаемая им попытка разобраться в вещах и навести порядок характеризуется сомнением и неуверенностью. Примеры этого часто можно видеть в домах, где поселился полтергейст, где бросаются камнями или наблюдаются слабые и беспорядочные перемещения физических предметов.
Поскольку человек на астральном плане часто не понимает того, что он избавлен от необходимости работать, чтобы добывать хлеб насущный, от необходимости есть, спать и так далее, он и после смерти продолжает готовить пищу и есть – процесс, полностью созданный его воображением; иногда он даже строит для себя дом, где намеревается жить. Известен случай, когда человек камень за камнем строил для себя дом, причем каждый камень был создан его собственной мыслью. Естественно, что при том же объеме работы он мог бы выстроить за раз весь дом. В конце концов до него дошло, что поскольку камни были совершенно невесомы, то, видимо, здешние условия отличаются от тех, при которых ему доводилось работать в физической жизни, и это заставило его провести более тщательное расследование.
Подобным же образом человек, для которого состояние астральной жизни является чем-то новым, продолжает входить в комнату и выходить из нее через окно или дверь, не сознавая, что с тем же успехом мог бы проходить через стену. По той же причине он, вероятно, ходит по земле, хотя с таким же успехом мог бы летать по воздуху.
Человек, который благодаря чтению книг или каким-то другим образом еще во время земной жизни приобрел знание об условиях астральной жизни, попадает после смерти на более или менее знакомую территорию и в результате не сомневается по поводу того, что ему с собой делать.
Даже разумное восприятие человеком оккультного учения по этой теме дает ему, с точки зрения опыта, большое преимущество после смерти, да и знание об условиях жизни на астральном плане тоже является существенным преимуществом, пусть даже сам человек склонен рассматривать подобное учение как одну из многочисленных гипотез и никак ему не следует. Что касается других людей, которым еще не посчастливилось приобщиться к знанию об астральном мире, то им лучше всего пересмотреть свою нынешнюю позицию, стараясь наблюдать за природой жизни, которая разворачивается перед ними, и беря из нее все самое лучшее. Кроме того, для них будет полезно попросить совета по этому поводу у одного из своих более искушенных в жизни друзей.
Описанные выше состояния жизни составляют камалоку – обитель камы, или желания, – «преддверие небес», или лимб теологов-схоластиков. Обычно камалока – это область, населенная разумными и полуразумными существами, место, прямо-таки кишащее различными типами и формами живых субстанций, различающимися настолько, насколько травинка отличается от тигра, а тигр – от человека, поскольку, разумеется, здесь рядом с умершими человеческими существами живут и многие другие существа (см. главы 19–21). Камалока пронизывает физический мир, а тот пронизывает камалоку, но поскольку состояния материи в этих двух мирах различны, то они существуют рядом, и существа в каждом из этих миров не знают о существовании других. Лишь при необычных обстоятельствах обитатели одного мира могут узнать о существовании обитателей другого мира.
Таким образом, камалока – это не какое-то особое место; оно отделено от остального астрального плана лишь уровнем сознания существ, обитающих в нем. Эти существа суть люди, которые избавились от своих плотных эфирных тел, но еще не освободились от камы, которая суть природа их страстей и желаний. Это состояние также называется преталока; прета – это человеческое существо, которое покинуло свое физическое тело, но все еще обременено качествами животной натуры.
Стадия камалоки существует на каждом из подпланов астрального плана.
Многие умершие вначале пребывают в состоянии полной невменяемости, тогда как другие – в состоянии подлинного страха. Когда они встречаются с мыслеформами, которые они сами и им подобные создавали в течение столетий – мысли о дьяволе, о гневном и жестоком боге и вечном наказании, – они часто вынуждены прозябать в жалком состоянии страха и проводят долгие периоды времени в состоянии мучительных ментальных страданий, прежде чем оказываются способны избавиться от пагубного влияния этих глупых и ложных понятий.
Пожалуй, будет нелишне упомянуть, что столь искаженные формы эта страшное зло принимает лишь в воображении так называемых мирян-протестантов. Бытующие в Римско-католической церкви представления о чистилище довольно близки к истине и больше всего соответствуют понятию «астральный план»; во всяком случае, ее благочестивые приверженцы лучше других понимают, что состояние, в котором они оказываются сразу после смерти, временно и что их задача – посредством напряженных духовных устремлений постараться как можно быстрее выйти из него, да и любое страдание, через которое им приходится пройти, они воспринимают как необходимое средство шлифовки несовершенных качеств своего характера, без чего они не смогут взойти к более высоким и светлым сферам.
Мы видим, что, хотя религия внушила людям некоторые идеи о том, что именно их ждет после смерти и какова на деле жизнь на астральном плане, в большинстве случаев всего этого не происходит. Поэтому необходимы более подробные объяснения по поводу того нового мира, где они оказываются. Пока же дело обстоит таким образом, что после смерти – точно так же как и до нее – лишь очень немногие обретают разумное понимание фактов эволюции и, понимая свою позицию, знают, как можно наилучшим образом распорядиться ею. Сегодня существует большое число людей, и «живых» и «мертвых», занятых опекой и помощью тем, кто умер в неведении относительно истинной природы жизни после смерти (см. главу 28 «Невидимые помощники»). К сожалению, эти несведущие как на астральном, так и на физическом плане редко выказывают готовность воспользоваться советом и примером мудрых и извлечь из них пользу для себя.
Для человека, который еще до смерти ознакомился с условиями жизни на астральном плане, одной из приятнейших особенностей этой жизни является то, что он избавлен от необходимости есть и пить, чтó так обременяет в физической жизни. На астральном плане человек по-настоящему свободен делать все, что ему нравится, и использовать свое время как он хочет.
Уже указывалось на то, что физически умерший человек постоянно возвращается к самому себе. Весь процесс жизни и смерти можно сравнить с эллипсом, или овалом, у которого лишь самая нижняя часть проходит через физический мир. В начальной фазе этого цикла эго, или душа, все больше и больше закутывается в материю; центральной точкой этой кривой является середина физической жизни, а именно тот момент, когда эго, или душа, использовало свою внешнюю силу и достигло поворотного пункта, чтобы начать долгий процесс возвращения к исходной точке.
Таким образом, каждая физическая инкарнация может рассматриваться как путешествие эго из своей обители, которой является высшая сфера ментального плана, в низшие планы жизни. Эго высылает вовне дживу (связанную с землей часть души) как своего рода капиталовложение и ждет, когда этот капитал будет возвращен назад, увеличенный за счет опыта, который позволил развить новые качества.
Та часть жизни, которая проводится на астральном плане, как раз приходится на период возвращения к эго, или душе. В последний период физической жизни человек должен все меньше и меньше устремлять свои мысли и интересы на чисто физическую материю, и сходным образом во время астральной жизни он должен выказывать все меньший и меньший интерес к низшей астральной материи, из которой состоят копии физических предметов, и вместо этого устремлять внимание на более высокие материи, из которых сотканы формы желания и мысли. Здесь важно не то, что он меняет свое местонахождение в пространстве (хотя в какой-то мере это верно; см. главу 14), сколько то, что он смещает фокус своих интересов. Поэтому через какое-то время копия того физического мира, который он покинул, исчезает из поля его зрения и его жизнь все больше и больше становится жизнью в мире мысли. Однако желания и чувства по-прежнему остаются при нем, а поскольку астральная материя с невероятной легкостью подчиняется его желаниям и мыслям, то в результате окружающие его формы по большей части являются выражением его собственных чувств, природа которых главным образом и определяет, будет ли его жизнь счастливой или несчастной.
Хотя в этой книге не рассматривается та часть жизни после смерти, которую человек проводит в «небесном мире», то есть на ментальном плане, однако, чтобы понять, что происходит с астральным телом на астральном плане, желательно помнить, что астральная жизнь – это в основном лишь временная стадия общего цикла жизни и смерти, так сказать, подготовка к жизни на ментальном плане.
Как мы видим, вскоре после физической смерти астральное тело становится свободным; с точки зрения сознания, освобождается не что иное, как принцип кама–манас. После чего низший манас тоже мало-помалу освобождается, если только не повязан неотвратимой кармой, и забирает с собой ту часть своего опыта, которая пригодна для включения в высшее ментальное тело.
Та же часть низшего манаса, которая все еще пропитана камой, снабжает астральное тело несколько сбивчивым сознанием – обрывочной памятью о событиях той жизни, которая только что завершилась. Если чувства и страсти сильны, а ментальное тело слабо, астральное тело получит большой приток энергии и будет оставаться на астральном плане достаточно много времени. Оно также будет наделено изрядной долей сознания, что обусловлено наличием находящейся в нем ментальной материи. Если же, с другой стороны, только что закончившаяся земная жизнь в большей мере характеризовалась мысленной деятельностью и чистотой, нежели страстями, то астральному телу будет недоставать энергии; оно будет лишь жалким подобием человека, а потому относительно быстро растворится.
Глава 14. Жизнь после смерти: частности
При рассмотрении условий астральной жизни человека необходимо принять во внимание два важных фактора:1) продолжительность времени, которое он проводит на каждом из подпланов, и 2) количество сознания на нем.
Продолжительность времени зависит от той материи, из которой он сформировал свое астральное тело в процессе земной жизни. В силу необходимости он будет пребывать на определенном подплане до тех пор, пока соответствующая ему материя не исчезнет из его астрального тела.
Мы уже видели, что качество астрального тела, которое он сам сформировал в процессе физической жизни, напрямую определяется его страстями, желаниями и чувствами и косвенно – его мыслями, так же как и привычками, касающимися еды, питья, чистоты, самообладания и так далее. Грубое и тяжелое астральное тело, явившееся результатом грубой и необузданной жизни, будет причиной того, что человек сможет реагировать лишь на низкие астральные вибрации, и после смерти он обнаружит, что надолго привязан к астральному плану из-за медленного процесса разложения астрального тела.
С другой стороны, утонченное астральное тело, сформированное нравственно-чистой жизнью, позволит человеку реагировать не на низкие и грубые вибрации, а лишь на высшие влияния, вследствие чего он испытает гораздо меньше беспокойств в посмертной жизни и его эволюция будет продвигаться быстро и легко.
Количество сознания зависит от того, в какой мере он оживлял и использовал материю данного подплана в своей физической жизни.
Если человек в ходе физической жизни поткал своей животной натуре и шел у нее на поводу, если он игнорировал интеллектуальную и духовную сторону и никак ее не развивал, тогда срок жизни его астрального тела, или тела желаний, после физической смерти будет долгим.
С другой стороны, если желания в процессе земной жизни были взяты под контроль и обузданы, если он очистился и упражнялся в служении высшей природе, тогда в его астральном теле будет очень немного энергии, и оно быстро истончится и разложится.
Однако обычный человек до самой смерти так и не освобождается от всех низменных желаний, в результате чего его более или менее осознанное пребывание на различных подпланах астрального плана займет много времени, пока энергии, которые он в себе развил, не пробьются сами наружу и не освободят таким образом его высшее эго.
Общий принцип здесь тот, что, когда астральное тело исчерпает все свои привязанности на каком-то одном уровне, большая часть составляющих его грубых частиц сама собой отпадает, и оно оказывается «родственным» более высокой стадии существования. Присущая ему сила тяжести, так сказать, уменьшается, так что оно может постоянно подниматься от более плотных к более разреженным слоям, приостанавливаясь на какое-то время лишь тогда, когда оказывается полностью сбалансированным.
Пребывание на конкретном подплане астрального мира означает, что человек развил чувствительность в тех частицах астрального тела, которые соотносятся с этим подпланом. А совершенное видение на астральном плане означает, что он развил чувствительность во всех частицах астрального тела, так что все подпланы одновременно становятся видимы.
Человек, живший чистой и праведной жизнью, человек, чьи самые сильные чувства и устремления были бескорыстными и исполненными духовности, не будет чувствовать никакого притяжения со стороны астрального плана и, будучи предоставлен самому себе, не обнаружит здесь чего-то такого, что привязывало бы его к этому плану или побуждало его к деятельности даже во время относительно короткого периода пребывания на нем. Его земные страсти были обузданы во время физической жизни, а сила воли была устремлена на высшие каналы, поэтому все низменные желания, которые необходимо переработать на астральном плане, будут обладать очень малым запасом энергии. В результате его пребывание здесь будет коротким, и весьма вероятно, что то половинчатое сознание, которым он будет наделен, будет по большей части сновидческим до тех пор, пока он не погрузится в сон, во время которого его высшие принципы в конечном итоге высвободятся из астрального тела и вступят в благословенную жизнь в небесном мире.
Выражаясь более техническим языком, в процессе физической жизни манас очистил каму, с которой был смешан, так что от камы после смерти остался лишь очень легкий покров, который восходящая ввысь душа может легко с себя сбросить.
Возможно, что астральное тело человека под влиянием предыдущих инкарнаций по-прежнему сохраняет в себе изрядную долю астральной материи. Несмотря на то что человек, возможно, воспитывался на добродетелях, жил в соответствии с ними и никогда не оживлял свою грубую материю и несмотря на то что большая ее часть отпала и была замещена более тонким материалом, какая-то ее часть все же может у него остаться. В результате некоторое время человеку придется пребывать на низшем уровне астрального плана, пока эта грубая материя окончательно не отпадет. Но поскольку в физической жизни эта материя никогда не получала подпитку, то она будет обладать лишь очень незначительным сознанием и практически постоянно будет находиться в сонном состоянии на протяжении всего периода пребывания на этом плане.
Между двумя близ лежащими состояниями материи всегда имеется некая критическая точка. Лед, например, должен быть «разогрет» до точки, когда малейшее повышение температуры превратит его в воду; вода, в свою очередь, может быть разогрета до той точки, когда малейшее повышение температуры превратит ее в пар. Подобным же образом и любое состояние астральной материи может быть доведено до некоего тонкого уровня, когда любое дальнейшее очищение преобразует ее в следующее, более высокое состояние. Если человек уже проделал нечто подобное с каждым из состояний материи и предельно очистился до этого тонкого уровня, тогда первый же контакт с преобразующей энергией вырвет его из этой взаимосвязи и освободит из прежнего состояния; тем самым он обретает свободу и может подняться дальше, на следующий подплан. Таким образом, его прохождение через астральный план будет происходить невероятно быстро, практически он в одно мгновение пронесется через этот план к более высокой стадии небесного мира.
Каждый человек после смерти на пути к небесным мирам должен пройти все подпланы астрального плана. И то, насколько он осознает какой-нибудь из них или их все и в какой мере, – это будет зависеть от описанных выше факторов.
Из этого ясно, что то количество сознания, которым человек обладает на астральном плане, и то время, которое он там проводит на пути к небесному миру, может варьироваться в пределах достаточно больших границ. Одни проходят через астральный план в считанные часы или дни, другие же остаются здесь годами, а иногда и столетиями.
Вопрос об интервале между земными жизнями очень сложен. Здесь возможно лишь очень кратко коснуться астральной стадии этих интервалов. За более подробной информацией учащийся отсылается к книге «Внутренняя жизнь» (т. II, с. 458–474).
Здесь необходимо принимать во внимание три фактора:
1) Класс эго, или души.
2) Метод индивидуализации.
3) Продолжительность и природу предшествующей земной жизни.
Обычно у человека, умершего молодым, более короткий интервал между жизнями, чем у того, кто умер в преклонном возрасте; зато его астральная жизнь будет продолжаться, несомненно, гораздо дольше, поскольку большинство сильных чувств, которые ему необходимо обработать в течение астральной жизни, формируется именно на ранней стадии физической жизни.
Необходимо помнить, что привычное для нас времяисчисление не может применяться в астральном мире; в физической жизни даже несколько часов боли и страданий кажутся почти бесконечными, а на астральном плане это свойство увеличивается во много раз.
На астральном плане человек может измерять время лишь с помощью чувств. Ошибочная вера в вечное осуждение возникла лишь благодаря искажению этого факта.
Таким образом, мы видим, что 1) проведенное на каждом уровне астрального плана время и 2) приобретенное здесь количество сознания зависят, по большому счету, от того, как человек прожил жизнь в физическом мире. Второй важный фактор – состояние ума человека после физической смерти.