Глава 20. Будьте совершенны
Когда мы вспоминаем историю первых людей, обдумываем причины и последствия их грехопадения, то невольно, где-то в нашем сознании мелькает мысль, что божественный замысел не удался, ведь Бог не мог желать зла, которым охвачено теперь человечество. Здесь мы попадаем в логическую ловушку: выходит, что Сам Бог в наших глазах является каким-то неудачником... Но ведь это не так!
Почему Господь не создал людей богами, подобными Святой Троице? Почему мы изначально не могли быть равными Богу? Не было бы никаких проблем, и все были бы счастливы.
Бог был всегда, Он вечен, а все тварное, созданное, увы, несовершенно – таковы законы бытия. Создать вещи совершенными относительно нетрудно, а вот живое существо, обладающее сознанием, разумом, личной волей, и при этом буквально богоподобным лишь по воле Творца – невозможно. Состояние Бога это состояние любви – вот почему Он счастлив, и то же самое Господь предлагает усвоить нам.
Мы столько говорим о любви, мечтаем о ней, восторгаемся ей, но при этом очень мало в нас готовности реально любить. В любви растворено смирение, в любви всегда содержится самопожертвование своим себялюбием, своей гордыней, своей выгодой, своей жизнью. Только такая любовь спасает, только такая любовь делает её обладателя счастливым, наконец, совершенным. Самое ценное что есть в каждом человеке с рождения это потенциал любви, т.е. способность любить, алмаз, еще не бриллиант, потому как он требует огранки. Кроме этого, у нас есть душевные способности и физические для того, чтобы с их помощью реализовать этот потенциал человеческого духа, потенциал богоподобия, дабы алмаз стал духовным бриллиантом. «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» - пишет апостол Петр (1Пт.2,5).
Мы ищем себе счастья где угодно и в чем угодно, но только не там, где оно действительно сокрыто от наших глаз. «Царство Божие внутри вас» - говорит нам Господь (Лук.17,21). Алмаз этот, находящийся в человеке, как и всякий найденный ценный камень, нуждается в том, чтобы его отмыли от грязи и пыли, т.е. очистили разум и совесть человека от ложных заблуждений, от ложных стремлений, после чего человеческий дух и сокрытый в нем потенциал любви, образно говоря, как драгоценный камень необходимо подвергнуть обработке через духовный крест о котором говорил Христос, и который Он нес Сам. Нательный наш крестик не для красоты болтается на шее, а призван быть напоминанием о необходимости несения креста духовного: он есть то средство, та форма жизни души нашей и тела с помощью которой раскрывается потенциал человеческой любви.
Количество граней, а значит и степень красоты этого бриллианта зависит от глубины смирения человеческого сознания приобретенного через несение креста. В земной нашей жизни мы, как правило, гонимся за многими утопиями, миражами, в том числе прилагая большие усилия, чтобы казаться красивыми друг перед другом (особенно это касается женщин), в то время как Богоматерь излучает неземную красоту (о чем свидетельствуют святые), именно потому, что имеет в себе глубокое смирение, такое, какого нет ни у кого из людей. Все наверное знают, как в одной из притч Христа, блудный сын возвращается после долгих скитаний к своему отцу и падает перед ним на колени, прося прощения, искренне считая себя недостойным называться сыном. Отец же, радуясь его возвращению, его спасению, велит слугам надеть на сына лучшие одежды, приготовить пир, и одевает ему на руку свой перстень. Так и Господь готов каждому из нас дать все лучшее, что есть у Него, украсить и внешность нашу отсутствием изъянов и сияющим великолепием, лишь бы человек не ранил себя духовно, не возгордился бы как Денница, не забыл бы о своей благодарности Отцу, а последнее возможно только при глубоком смирении, приобретаемом в течении земной жизни через крест. Чем больше в человеке смирения, тем прекраснее будет вид его среди ангелов и святых.
И смирение, и способность любить раскрываются с максимальной силой через сознательное и добровольное несение духовного креста, и с благодарностью к Богу. Как капли росы рождаются на стеблях травы и листьях в лесу после ночи, так и любовь к Истине, к людям, к Богу рождается во мраке скорбей и болезней, преодолеваемых человеком достойно и с благодарностью.
«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» - говорит Христос. Если бы эти слова произнес какой-нибудь обычный человек, а не Господь, тогда его как минимум не поняли бы, а то и осудили бы как еретика: разве можно поставить грешного и слабого человека на один уровень с Богом-Отцом? Христос же призывает нас к буквальному богоподобию.
В Римской империи крест был самой страшной казнью для осужденных на смерть, казнью-пыткой, мучения которой растягивались на многие часы, а то и сутки. Поэтому Господь принял на Себя именно крест, ставший символом максимального самопожертвования и наибольшим проявлением любви. Христос показал на Себе реальный путь восхождения от состояния богооставленности, до состояния богоединства Своей человеческой природы с природой Бога. Духовный крест является величайшим таинством, через несение которого человек становится богом. Трагический сценарий истории человечества, попущенный Творцом, есть единственный и наилучший способ сделать человека духовно родным с Богом, не нарушая при этом личной его свободы. Если дьявол предложил первым людям стать «богами» через нарушение Божьей заповеди, то Господь умоляет нас стать подобными Ему через соблюдение заповедей, через любовь к Истине. Господь призвал нас, и отдал Свою жизнь, чтобы мы стали реальными сыновьями и дочерьми Богу, для благополучия которых Ему ничего не жалко.
Стремление остаться в любой ситуации честным, добрым, заботливым, преодоление скорбей с достоинством и благодарностью Богу, жизнь в таинствах Церкви – это все лишь видимая часть креста верующего человека. Принципы духовной жизни, такие как внимательность к своим мыслям, чувствам, отказ от своей воли ради подавления в себе себялюбия, смирение, молитва, воздержание – это та часть креста, которая осуществляется внутри человека. Отделить внешнее его проявление от внутреннего нельзя, иначе глубоких духовных ран и еще больших страданий душевных и физических не избежать.
Духовный крест – в нем совершается таинство любви, в нем раскрывается как бутон цветка потенциал любви, в нем данный с рождения алмаз (или талант) становится бриллиантом, наконец, через него человек обретает единство с Богом, приобретая черты совершенства, счастье неоскудеваемое.