Обязанности мужа и жены 5 страница
68-09 Что касается вашего брака, я очень сожалею, что родители Аннапурны не хотят этой свадьбы. Теперь вам решать, жениться или нет. Но я думаю, что жениться надо. В сложившихся обстоятельствах вы должны заключить законный брак, согласно закону штата и получить свидетельство о браке. Ананда, ты должен постараться закрепиться в Ванкувере и устроиться на работу. Опираясь на заработанные при этом деньги, постарайтесь открыть в Ванкувере отделение нашего Общества, это будет очень хорошо. А когда я приеду в Ванкувер из Сиэтла, я благословлю вас во время церемонии, соответствующей нашей системе заключения брака. (ПШП Аннапурне и Ананде, 4 сентября 1968)
68-10 Животным, таким как олени, верблюды, ослы, обезьяны, даже мухи и змеи — им нельзя причинять зло. Даже если они забираются к нам в дома или на поля и пожирают нашу пищу, останавливать их нельзя. Потому что у них есть право питаться, пища дается Господом. Они не съедят больше, чем им положено, и не заберут еду к себе домой. Они лучше людей. Если человека пустит на поле или в сад, он постарается унести что-нибудь с собой, чтобы продать или запасти, а животные так не делают. Поэтому с невинными животными надо обращаться, как с детьми домохозяина. (ПШП Раяраме, 17 октября 1968)
68-11 Ты спрашиваешь, было ли мне трудно заниматься преданным служением, когда я был домохозяином. Да, было. В своей семейной жизни я строго следовал регулирующим принципам, но моя жена не желала поддерживать меня должным образом. Поэтому я был обязан оставить общение с ней. Постарайся, исполнив свои домашние обязанности, заботиться о Господе Джаганнатхе, насколько это возможно, но строго ты должна придерживаться только повторения шестнадцати кругов джапы. Это защитит тебя от всех отклонений. В жизни домохозяев иногда случаются отклонения от правил и предписаний, это ничего. Ты должна стараться изо всех сил, уповая на Кришну, и Кришна тебе поможет. Если ты будешь сохранять в сердце желание стать чистой и искренней преданной, ты обязательно станешь искренней преданной. И Кришна тебе поможет. Твое дело — хранить в своем сердце это желание. Надеюсь, и у тебя, и у ребенка все хорошо. (ПШП Малати, 23 ноября 1968)
68-12 Я доволен тем, сколько ты, Махапуруша и Мурари сделали для открытия нашего храма на Гавайях. Я также отметил, что ты готовишься принять меня в январе. Ты готовишься принять меня, но я думаю, что тебе следовало бы позаботиться также и о том, чтобы вызвать свою жену. Муж и жена должны жить вместе, чтобы помогать друг другу в развитии сознания Кришны. Думаю, ты мог бы написать своей жене и велеть ей приехать к тебе, в гавайский храм. (ПШП Гаурасундаре, 2 декабря 1968)
69-01 Я очень рад тому, что ты пишешь: что и ты, и Химавати жертвуете своим сном и поздно ложитесь. По милости Кришны, Химавати красива не только внешне, она красива и внутренне. Иначе разве она сказала бы, что у тебя есть разрешение на чувственное наслаждение, но что ты будешь делать с этим разрешением? Соблюдать целибат хорошо для брахмачари, но человек, который способен соблюдать целибат, имея красивую и покорную жену — это больше, чем брахмачари. Впрочем, тот, кто имеет только одну жену и верен ей, также считается брахмачари. Вы станете хорошим примером, если оба согласны больше не предаваться чувственному наслаждению, но при этом оставаться мужем и женой и жить вместе. Однако это возможно, только если вы оба будете сосредоточены на деятельности в сознании Кришны. Я очень благодарен вам за ваши искренние усилия в этом направлении. (ПШП Хамсадуте, 12 января 1969)
69-01 Очень хорошо, что Говинда-даси готовит тебе и следует моим наставлениям. Обязанность мужа — давать жене полную защиту, даже от материальной энергии, майи, а жена обязана заботиться о личных удобствах мужа. Так муж и жена должны в духе сотрудничества исполнять практику сознания Кришны. Я пришел ради этого. В вашей стране практически никто не ведет семейную жизнь. Движение сознания Кришны способно дать людям семейную жизнь и шанс жить в мире и согласии с женой и семьей. (ПШП Гаурасундаре, 16 января 1969)
69-01 В Лондоне три пары[КМ-д7] , которые трудятся там изо всех сил, завоевывают симпатии лондонцев. Своим характером, поведением и преданностью они привлекают людей к нашему Движению. Я хотел бы, чтобы у меня были тысячи таких пар учеников, чтобы проповедовать наше Движение по всему миру. (ПШП Говинда-даси, 26 января 1969)
69-02 Относительно твоего желания жениться и иметь семью в сознании Кришны — это хорошо. У тебя будет хорошая верная жена, и вы будете счастливы, соединив свои усилия для Кришны. Я никогда не протестовал против браков, при условии, что брак заключается для служения Кришне, а не ради половой жизни. Брак предназначен для высшей цели. В творении Господа есть женское и мужское начало, даже в духовном мире, и Он сотворил так, а не иначе, с определенной целью. Цель эта заключается в том, что мужское и женское начало могут соединяться — не для половой жизни, а для прославления Господа. Из Шримад-Бхагаватам мы узнаем, что на Вайкунтхе женщины значительно красивее — и фигурой, и одеждой, и улыбкой, и т.д. — но и мужчины, и женщины там так увлечены повторением «Харе Кришна», что не испытывают полового влечения, даже близко общаясь друг с другом. Здесь тоже можно увидеть порой хороший пример. Когда наши девушки и юноши танцуют вместе и поют «Харе Кришна», они — по крайней мере, на это время — забывают о половом влечении. Это совершенство жизни: быть так увлеченными Кришной, что все незначительные удовольствия совершенно забываются. (ПШП Уддхаве, 17 февраля 1969)
69-03 Что касается устройства жизни, грихастахам должна быть предоставлена возможность жить вместе, как муж и жена. Если же таких условий нет, то все девушки должны жить в одном месте, а все юноши — в другом. Что же касается брахмачари, то ты не сможешь предотвратить их общение с грихастхами, но жить они должны отдельно. (ПШП Хаягриве, 18 марта 1969)
69-05 Получив письма, и твое, и твоего мужа, я очень вдохновился. Самое важное в твоем письме — это описание деятельности твоей милой дочки. Я надеюсь, что все малыши, которых сейчас воспитывают наши семейные пары, в один прекрасный день совершат великие дела в сознании Кришны. В Шримад-Бхагаватам говорится, что никто не должен становиться отцом или матерью, если не может воспитать детей так, чтобы они достигли совершенства — освободились от повторяющихся рождений и смертей. Этот процесс повторения рождения и смерти можно остановить, лишь пробудив сознание Кришны. Как ты читала в Бхагавад-гите, просто поняв, как Кришна является и как творит Свои надмирные дела, человек становится достоин войти в обитель Кришны. А тот, кто вошел в эту обитель Кришны, никогда уже не возвращается и не страдает ни от каких материальных невзгод. Это исполненный радости процесс остановки повторяющихся рождений и смертей живого существа. Просто пробудив дремлющую любовь к Кришне, Который известен как Васудева, можно прекратить материальное осквернение души материальным телом. (ПШП Нандарани, 23 мая 1969)
69-05 Ты скучаешь по Сатсварупе. Это естественно — быть привязанной к мужу. Но Сатсварупа занят служением Кришне, и ты тоже занята служением Кришне, так что вы оба должны чувствовать духовное счастье. Когда ты поправишься, ты сразу же воссоединишься с мужем. (ПШП Джадурани, 26 мая 1969)
69-07 Я очень рад, что ты собираешься выйти замуж за Джагадишу и служить ему, помогая развивать сознание Кришны, на протяжение всей вашей жизни. Семейная жизнь в сознании Кришны — это идеал семейной жизни, потому что ее основной принцип заключается в том, что жена помогает мужу, чтобы он мог следовать путем сознания Кришны, а муж помогает жене развить сознание Кришны. Таким образом, оба, и муж, и жена обретают счастье, и жизнь их становится возвышенной. Если брак заключен в сознании Кришны, то о разводе не может быть и речи. Разногласия между мужем и женой не принимаются всерьез, подобно тому, как не принимаются всерьез ссоры детей. Причина в том, что в основе духовной семейной жизни лежит не игра вожделения, но вечный принцип несения преданного служения Кришне. Прилагаю инструкцию для Рупануги по проведению свадебной церемонии, а вам с Джагадишей даю все свои благословения на долгую и счастливую жизнь в сознании Кришны. Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии. (ПШП Лакшмимони, 10 июля 1969)
69-07 По воле Кришны, вы хорошая пара. Так что продолжайте серьезно и искренне практиковать сознание Кришны и заботиться о своем ребенке, Моюрадвадже. Я очень надеюсь на Моюрадваджу. Он очень разумен, у него есть признаки великого преданного. Я особо прошу вас заботиться об этом ребенке очень тщательно, это великий сын, который прославит своих родителей. Я заметил, что у него есть врожденные представления о жизни в преданности, и сейчас его попечители должны как следует позаботиться о нем. (ПШП Вриндаванешвари, 28 июля 1969)
69-08 Да, как ты и предлагаешь, домохозяева должны взять на себя заботу о поддержании храма. Джая-Гопала полон энтузиазма. Его нужно всячески вдохновлять. Тогда он один справится со всеми делами. (ПШП Прадьюмне, 16 августа 1969)
69-11 Сюда приехал Тамала-Кришна, и он рассказывал про твою дочку, Чандрамукхи, как она чудесно поет «Чинтамани». Вы оба, и ты, и твоя жена, совершаете прекрасное служение Кришне, и Он послал вам прекрасную дочь. Будь счастлив со своей доброй семьей. Нароттама-дас Тхакур поет в одной из своих песен, что если человек погрузился в океан Движения сознания Кришны, основанного Господом Чайтаньей, то независимо от того, кто он — домохозяин или ведет отрешенный образ жизни — Нароттама-дас Тхакур ищет общества такого человека. (ПШП Даянанде, 13 ноября 1969)
70-02 Я также очень рад узнать, что ты счастливо живешь со своей женой, и вы ждете ребенка в июле. Теперь ты должен будешь особо позаботиться о том, чтобы воспитать этого ребенка чистым преданным Господа; в этом состоит ответственность родителей: сделать все для того, чтобы их дети вырвались из тисков майи. (ПШП Шачисуте, 14 февраля 1970)
70-03 Я очень рад, что твоя дочь Сарасвати хорошо развивается под твоей опекой. Следить, чтобы ребенок рос в полном сознании Кришны — это и есть правильная постановка семейной жизни. А когда твоя славная дочка уже не будет требовать такой постоянной заботы с твоей стороны, у тебя появится время повторять «Харе Кришна». Мать и дочь должны садиться вместе и повторять «Харе Кришна». (ПШП Малати, 6 марта 1970)
70-03 Я очень рад, что вы живете и работаете вместе, как грихастхи. Воспользуйтесь теми возможностями, которые дает семейная жизнь, не для наслаждения чувств, а для совместного труда, направленного на достижение совершенства в сознании Кришны. Я также рад, что вы полны решимости привести в сознание Кришны множество душ, это очень вдохновляющая программа, требующая большой ответственности. Даже одна добрая душа, полностью развившаяся и твердо убежденная в необходимости проповедовать сознание Кришны, может призвать к возвращению домой, к Богу, огромное количество падших душ. А лучший способ подготовить таких сознающих Кришну душ состоит в том, чтобы с рождения учить их следовать принципам сознания Кришны. Это возможно в общении с родителями-преданными, поэтому вы сами должны всегда поддерживать на должном уровне свою духовную силу, с верой следуя регулирующим принципам и ежедневно, без пропусков, повторяя на четках шестнадцать кругов джапы. Тогда Кришна даст вам еще больше разума, чтобы вы все больше и больше занимали себя в служении Ему, и ваша жизнь станет возвышенной. (ПШП Нара-Нараяне и Дина-даядри, 19 марта 1970)
70-04 Я так доволен твоей женой и тобой! Я могу только прославлять вас обоих, какие вы замечательные! Ты и твоя жена подаете прекрасный пример того, как сознающие Кришну грихастхи или домохозяева должны жить для Кришны. Вы на практике видите, что в семейной жизни нет никаких трудностей, если люди находятся в сознании Кришны. Пожалуйста, тщательно придерживайтесь своих принципов, а программа, которую вы выполняете, уже очень хороша — лекции в университете, занятия у себя дома, распространение прасада — все это очень, очень хорошо. Пожалуйста, передайте мои благословения Индире. Продолжайте свою программу, и Кришна даст вам все необходимое. (ПШП Ваманадеве, 2 апреля 1970)
70-06 Брахмачари и санньяси могут принимать вспомоществование от всего общества, а грихастхи обязаны относиться к брахмачари и санньяси как к собственным детям. (ПШП Ачьютананде, 14 июня 1970)
70-06 Итак, принимая Кришну как верховного советника и постоянно умоляя Его о милости, продолжай свой победный марш — я очень доволен твоей деятельностью. Я очень рад, что твоя жена помогает тебе. Это обязанность верной спутницы жизни. Если жена способствует духовному прогрессу, тогда она лучший друг и философ. В сознании Кришны жена никогда не является обузой, она — партнер и неотъемлемая часть мужа. Подай своим соотечественникам пример того, как молодое поколение может жить в мире и согласии, мужья и жены, занимаясь служением Кришне. В наших центрах немало таких примеров мужей и жен, вместе проповедующих наше возвышенное послание. (ПШП Вриндавана-Чандре, 24 июня 1970)
70-06 Я хочу, чтобы все вы, особенно семейные пары, вместе развивались в сознании Кришны, непрерывно занимаясь любовным служением Ему. Это сделало бы меня совершенно счастливым. (ПШП Мадхусудане, 29 июня 1970)
70-07 Я очень рад, что ты теперь женат и счастлив. Я также смиренно благодарю тебя за чек, деньги, которые ты жертвуешь в мой книжный фонд — это очень кстати, а также за прекрасные фотографии твоей свадебной церемонии. Кажется, я уже несколько раз пытался тебя женить, и теперь Кришна наконец послал тебе хорошую жену. Ты разумный парень, трудолюбивый и преданный Кришне, и твоя жена также прекрасная девушка и искренняя преданная, так что теперь вы, муж и жена, трудитесь вместе ради совместного продвижения в сознании Кришны. Таково мое желание. Я очень доволен также и тем, что вы оба благодарны духовному учителю и Кришне за то, что они ведут вас по пути духовной реализации. Теперь вы оба, ты и твоя жена, исполняйте мои указания: будьте постоянно заняты деятельностью ради Кришны, соблюдайте правила и предписания, пойте «Харе Кришна» и будьте счастливы. Весьма вдохновляет, что Мастурика-даси уже помогает вам в вашей работе в сознании Кришны. Пусть Кришна благословит вас развитием духовного сознания. (ПШП Чанданачарье, 12 июля 1970)
70-07 Я познакомился в Сан-Франциско с твоей женой. После свадьбы она просто сияет. В самом деле, это наилучшая девушка для тебя, именно то, что ты хотел. Будь счастлив со своей женой, наращивай свое духовное знание. Я уверен, что она будет тебе великим подспорьем. (ПШП Гопала-Кришне, 15 июля 1970)
70-08 Относительно твоего предполагаемого брака со Шримати Дайвишакти: она производит впечатление очень разумной преданной, так что если она согласится на твое предложение, я даю все благословения на ваш брак. Теперь, когда ты женишься, пожалуйста, трудись в служении Кришне вместе со своей молодой женой, и сделайте свою жизнь совершенной в сознании Кришны. Это мое желание. Вы должны быть очень осмотрительны, чтобы всегда подавать наилучший пример семейной жизни в сознании Кришны, который сам по себе приносил бы благо всем, кто с вами сталкивается. Итак, живите и трудитесь вместе в сознании Кришны и будьте счастливы, повторяя харе-кришна-мантру. (ПШП Наянабхираме, 1 августа 1970)
70-12 Я рад, что Мандали-Бхадра и Хариприя так усердно трудятся над переводом моих книг. Они оба искренние души, и я совершенно уверен, что вместе они выполнят свой долг. Муж и жена, оба занятые служением Господу — это настоящий брак, а союз мужчины и женщины вне служения Кришне — животное существование. Так что они подают пример весьма вдохновляющий и поучительный. (ПШП Кришнадасу, 18 декабря 1970)
71-03 Да, ты можешь жениться, при условии, что способен нести ответственность, соответствующую жизни грихастхи. Если ты женишься, тебе придется работать, чтобы обеспечивать жену и семью, и стараться тратить не меньше 50% на сознание Кришны. Брак в сознании Кришны основан не на удовлетворении чувств, а, скорее, на совместных усилиях мужа и жены, направленных на развитие духовной жизни, а также на воспитание сознающих Кришну детей. В Ведах говорится, что человек не должен принимать на себя ответственность родителя, если он не может освободить ребенка из круговорота повторяющихся рождения и смерти, болезней и старости. Итак, строй свою жизнь в служении Господу и будь счастлив. (ПШП Бабрубахуну, 4 марта 1971)
71-06 Очень благодарен тебе за письмо от 8 июня 1971 и весьма щедрое пожертвование в 50 долларов по случаю твоей женитьбы на Сьюзен О’Нил. Итак, теперь ты женат в сознании Кришны, это очень хорошо. Но иногда семейная жизнь превращается в рискованное предприятие, поскольку, когда человек увлечен своей женой, он забывает Кришну. Однако если оба, и муж, и жена помнят Кришну, тогда их семейная жизнь превращается в Вайкунтху. Один из наших ачарий, Бхактивинода Тхакур, был совершенным домохозяином, и мы должны взять его за образец. Каким прекрасным домохозяином он был и каких чудесных детей он произвел на свет! Один из них — мой Гуру Махараджа. Вот это пример. Итак, следуй ему и достигни успеха в сознании Кришны. (ПШП Сварупе, 15 июня 1971)
72-01 По поводу жизни домохозяев в храме: в Индии ни одной женщине не разрешается оставаться в храме на ночь. Но для нашей проповеднической работы я разрешил женщинам ночевать в храмах. Однако мужья и жены должны жить в храме раздельно. В храме много юных брахмачари и санньяси; мужчина и женщина, живущие вместе, станут просто источником возбуждения, отсюда и мое указание. В идеале муж и жена могут жить в храме раздельно. Если это невозможно, тогда они могут жить вместе недалеко от храма, посещать арати и т.д., а если и это невозможно, тогда последний вариант состоит в том, чтобы жить вне храма и вести поклонение Божествам дома. Лучше всего делать все идеально, но какой бы образ жизни ты ни выбрал, главное — всегда оставаться полностью занятым в служении Радхе и Кришне. (ПШП Равиндра-Сварупе, 25 января 1972)
72-06 Мы, вышеупомянутая организация, проводим свою идею духовного коммунизма и хотим, чтобы ни одно живое существо, будь то человек или животное, не голодало и не испытывало недостатка в удовлетворении своих насущных потребностей. Согласно нашей философии, домохозяин или серьезный гражданин и подданный должен заботиться о благосостоянии не только своих жены, детей, родственников и домочадцев, чтобы они ни в чем не знали недостатка и не голодали, но даже, если в доме живет ящерица, он должен следить, чтобы и она не голодала. Для того, чтобы создать для всех живых существ такие условия жизни, и начато наше Движение сознания Кришны. (ПШП Секретарю министра образования и культуры, Правительство СССР, Москва, 7 июня 1972)
72-07 Что касается Даянанды, я не возражаю, чтобы грихастхи жили отдельно и зарабатывали деньги, но я не хочу, чтобы они уходили. Строгий храмовый распорядок предназначен только для тех, кто живет в храме. Грихастхам приходится жить вне храма, и они не могут всё соблюдать, но почему они должны отказываться сразу от всего своего духовного распорядка? Столько крепких преданных уходит — почему? Адвайта, Уддхава, Кришнадаса, а теперь наши Даянанда и Нандарани. Я написал каждому из них по письму, и если ты найдешь их, передай им, пожалуйста, мои письма. Вовсе не хорошо, что наши лучшие преданные так легко падают и уходят. Постарайся их спасти. (ПШП Карандхаре, 14 июля 1972)
72-11 Я очень хорошо понимаю Вашу тревогу. В конце концов, она Ваша любимая дочь, и Вы пожертвовали всем, чтобы дать ей должное образование, обучить ее, Вас связывают близкие отношения. Но что я могу сделать? В Вашей стране девушки независимы, с самого юного возраста они привыкают свободно общаться с молодыми людьми, естественно, их влечет друг к другу, возникает половое желание, а за ним следует женитьба. На самом деле весь материальный мир вращается вокруг этого влечения между мужчиной и женщиной. В Шримад-Бхагаватам говорится, что когда юноша и девушка вступают в интимные отношения, образуется тугой узел, и девушка думает: «Все, без него я умру!», — и юноша думает: «Все, без нее я умру!» Все это проделки майи, цель которых — накрепко привязать нас к материальной атмосфере. Если есть жена, значит, нужны какие-то деньги, а это значит, нужно работать — на земле или на производстве — а там дети, дом, друзья, община, нация — так растет и усложняется иллюзия: «Это мое, то мое». Но никто не думает, что однажды смерть вышибет их из всего этого, безжалостно вышибет, и ни дом, ни жена, ни дети, ничто им не поможет. Он [человек] все думает, что все это — солдаты, охранники, которые призваны защищать его счастливую жизнь, но они описываются как «ненадежные воины», потому что они нам ничем не помогут. Когда приходит время смерти, никто не может нас защитить, и если мы не подготовились к этому моменту, практикуя сознание Кришны, или сознание Бога, мы будем поражены страхом, мы не будем знать, что ждет нас после смерти, какой тип тела заставит нас принять природа.
Но этот вид семейной жизни, называемый «грихамеди» неприемлем в браках, заключаемых в Движении сознания Кришны. Нет. Поскольку половое влечение так сильно в молодых людях и поскольку они привыкли свободно общаться друг с другом, я побуждаю своих учеников вступить в брак. Но мы не стремимся затянуть тугой узел, описанный выше. Это просто взаимоотношения, направленные на взаимную помощь, мужчина и его жена помогают друг другу развиваться в духовной жизни, и более ничего. Мы не стремимся ни к домам, ни к деньгам, ни к славе и тому подобным вещам. Но это не означает, что он не должен хорошо содержать ее, нет. Обязанность мужа — защищать жену во всех отношениях от ударов материальной природы, и он всегда должен действовать как ее духовный наставник, сам являясь образцом преданности. Женщины обучаются с трудом, они слабы по природе своей, поэтому их следует защищать так, как я описал.
Ведическая наука жизнеустройства предписывает организовывать общество так, чтобы защитить женщин, детей, стариков и коров, потому что все эти существа простодушны и безобидны. У детей есть родители, старшие должны растить детей и защищать их, а у женщины должен быть муж. Рекомендуется женить [молодых людей] в очень раннем возрасте, тогда жена будет всегда целомудренной и верной своему супругу. В раннем возрасте, начиная с первой ночи, она никогда ни на минуту не будет забывать о нем, и останется неиспорченным ребенком, и так из нее получится превосходная верная жена. В те [ведические] времена жена была так предана мужу, что добровольно шла на смерть в кремационном костре своего супруга, не в силах жить без него. Сам я женился очень рано, а моей жене было 11 лет. Но в наших представлениях о браке не было места разводу, и Ваша дочь не разведется с тем юношей, ведь они дали обет. Наоборот, когда люди уже повзрослели, когда они уже приобрели некоторую независимость и привычки, тогда им будет труднее приспособиться к супругу или супруге, так же, как гораздо труднее гнуть бамбук, когда он уже пожелтеет. Так что могу уверить Вас в том, что Вам нечего опасаться, что Ваша дочь вышла замуж за такого славного юношу. (ПШП г-ну Лою, 7 ноября 1972)
72-11 Да, если какие-то африканские девушки хотят к нам присоединиться, и если старшие члены их семей согласны, чтобы они жили с нами, они могут жить в храме, при условии, что им будет выделено особое место, чтобы юноши и девушки не смешивались, — так же, как мы делаем везде. Если тот парень хочет жениться на африканке, я не возражаю, при условии, что она получит на это разрешение своих родителей и старших, и при условии, что пара будет жить раздельно в храме или, если они будут жить вместе, они должны поселиться за пределами храма. (ПШП Чьяване, 11 ноября 1972)
72-12 Итак, ты просишь посвятить тебя в санньясу. Но если у тебя есть жена, это не так легко. Преданным, у которых есть жены, я не буду легко давать санньясу. А если твоя жена хочет много детей, так ведь единственная цель, ради которой берут жену, состоит в том, чтобы иметь возможность вести половую жизнь, а иначе зачем было бы брать на себя все трудности и невзгоды семейной жизни? Ты теперь женатый человек, ты принял это решение. Это великая ответственность, нельзя думать: «Только дайте мне жениться, а если жена мне не понравится, я попрошу у Прабхупады санньясу, и все. И нет мне дела до жены, к черту жену». Это не очень хорошее предложение. Семейная жизнь — дело серьезное. Если ты взял жену, ты полностью отвечаешь за нее до самой своей смерти. Она должна служить тебе и слушаться тебя, быть тебе верной, а ты должен наставлять ее в сознании Кришны и действовать, как ее духовный учитель. Иначе, без мужа, женщине очень трудно развиваться духовно.
Если нам предстоит создать совершенное общество, научно организованное ради духовного развития его членов, в нем будет много женщин. И что они все будут делать? Они тоже должны прийти к Кришне, мы не можем их отвергнуть. Поэтому я посоветовал своим ученикам жениться. Я был домохозяином, а мой Гуру Махараджа всю жизнь провел как брахмачари. Но мы делаем одно и то же дело — проповедуем сознание Кришны, так какая разница, грихастха или брахмачари? Санньяса означает, что человек отдал все Кришне, так что практически ты уже санньяси. Но если у тебя есть жена, и она очень хочет растить детей, она не будет счастлива, если ты уйдешь от нее. Мы не должны создавать хаос, нет. Если жена очень сильна, она будет рада, что ты принял саннясу, но если вопрос вообще возникает, тогда этого надо избегать. Например, мне никогда не нравилась моя жена, но я знал, что мой долг жить с ней, пока не вырастут мои сыновья, а уж тогда я ушел. Если ты дашь своей жене одного ребенка, она будет счастлива, и у нее будет занятие на всю жизнь, прими в расчет и это. Подожди хотя бы до того времени, когда я приеду в следующий раз. Тогда посмотрим. (ПШП Данавиру, 17 декабря 1972)
73-01 Большое спасибо за приложенные сведения. Между брахмачари, грихастхой, ванапрастхой и санньяси разницы нет. Грихастха просто живет вне храма, с женой, вот и вся разница. Во всем остальном грихастха должен соблюдать все те же правила и предписания и быть постоянно занятым в деятельности храма. Там, в Лондоне, у нас весьма обширное поле проповеди, и я хочу, чтобы ты помогал тамошним преданным, чем только можно, и сотрудничал с ними очень тесно, ради продвижения моей миссии. Эти храмы, они как оазисы в пустыне, где обусловленные души могут утолить свою жажду истинного счастья, их нужно организовывать как можно лучше, а я знаю, что ты наделен разнообразными способностями, которые можно применить в этом деле. Так что давай трудиться вместе, сотрудничая с Дхананьджаей Прабху и Шьямасундарой Прабху. Ты можешь помочь мне в этом, и я буду чрезвычайно тобой доволен. (ПШП Кширодакашайи, 29 января 1973)
74-09 Я с удовольствием наблюдаю, как ты ведешь жизнь идеального грихастхи. Это очень хорошо. Чем больше ты будешь осознавать Кришну, тем больше будешь забывать о половой жизни. Половая жизнь является коренной причиной привязанности к материальному миру. Когда человек погружается в сознание Кришны, секс становится, наконец, отвратительным для него, и он приобретает необходимую квалификацию, чтобы вернуться домой, к Богу. (ПШП Бату-Гопале, 7 сентября 1974)
74-09 Итак, усердно трудитесь вместе, как муж и жена, и молите Кришну, чтобы Он помог вам. Он находится в вашем сердце и несомненно дарует вам необходимый разум, когда увидит, что вы заняты служением Ему с верой и любовью. Наш Кришна — не мертвый Бог, не вещь. Это верховное живое существо, Он очень нежен по отношению к Своим преданным. Он отвечает на наши поступки и сотрудничает с нами. Предайтесь лотосу Его стоп, как советует Господь Чайтанья. (ПШП Таиттирии-даси, 15 сентября 1974)
74-12 Сейчас ты воспитываешь своего третьего ребенка. Ты становишься все более и более ответственным за этих живых существ, которые зависят от тебя. Ты должен позаботиться о том, что они не приняли нового рождения в этом материальном мире. Это твоя обязанность. Поэтому ты и твоя добродетельная супруга должны прилагать большие совместные усилия, чтобы обрести полное сознание Кришны с помощью того простого и возвышенного метода, который я дал. Просто следуя этому методу без отклонений, повторяя шестнадцать кругов, соблюдая четыре заповеди, посещая лекции и мангала-арати, рано вставая, вы постепенно возвыситесь до уровня чистой любви. (ПШП Джагадише, 28 декабря 1974)
75-01 Сим уведомляю, что получил твое письмо от 22 декабря 1972 и внимательно его прочитал. Из-за разногласий, возникающих между мужем и женой, ты просишь меня [разрешить тебе] оставить свою жену и принять ванапрастху. Об этом ты должен посоветоваться с президентом и Джи-Би-Си и получить их разрешение. Да, я знаю твою жену, Лилашакти, знаю ее как очень серьезную и развитую ученицу. Ты женился на ней, а это, согласно нашей ведической системе, сознанию Кришны, налагает обязательства. К этому нельзя относиться легкомысленно, иначе все превратится в фарс. Просто жениться, не имея представления о том, насколько серьезна природа семейной жизни, а потом, случись что, или если жена или муж просто не понравились, уйти, потому что все так делают — так все превратится в фарс. Ты говоришь, что ваше «общение препятствует твоему духовному продвижению». Брак в сознании Кришны нельзя принимать в таком духе, что если что не так, это препятствует моему духовному прогрессу. Если человек принимает грихастху как образ жизни, то даже если она порой несет тревоги и хлопоты, нужно исполнять свой долг, свои предписанные обязанности. Конечно, лучше оставаться неженатым, сохраняя целибат. Но [в наше Общество] приходит много женщин, и мы не можем их отвергнуть. Если человек приходит в сознание Кришны, наш долг защитить его. Кришна говорит нам в Бхагавад-гите, что даже женщины и шудры, а также другие низшие классы людей могу найти у Него прибежище. Проблема налицо: женщина нуждается в муже, который защищал бы ее. Конечно, если женщина может оставаться незамужней, и если в храме есть необходимые условия для ее защиты, как например, в христианской церкви есть женские монастыри, в которых женщины систематически заняты и достаточно защищены, это тоже хорошо. Но если присутствует половое влечение, то как с ним справиться? Женщины в большинстве своем очень похотливы, более похотливы, чем мужчины, они — слабый пол, и им прогрессировать духовно без помощи мужа очень трудно. По многим причинам наши женщины должны быть замужем. Это хорошо, но если они выходят замуж, а их мужья слишком скоро уходят, они тогда не будут очень уж счастливы.