Два ракаата в пути и один ракаат при воздействии страха»
(Также считает: Ахмад ибн Ханбал. Аль-Мунзири сказал в «аль-Хаваши»: «Так считают: Ата, Джабир,
аль-Хасан, Муджахид, аль-Хакам, Катада и Хаммад». Это же мнение предпочёл Таус и ад-Даххак.)
Абу Асим аль-Ади передаёт, что Мухаммад ибн Насыр аль-Марури сообщил,
что два ракаата утренней молитвы становятся одним ракаатом в таких случаях.
Также считает ибн Хазм. Исхак ибн Рахвайх сказал:
«Во время боя достаточно совершать молитву в одни ракаат,
при этом достаточно просто склонять голову или же соверщить один земной
поклон по возможности, ибо это тоже является поминанием Аллаха».
Некоторые учёные считают дозволенным промедление времени молитвы
во время сражения, так поступил пророк , да благословит его Аллах и приветствует,
в день битвы у рва. Он отложил обеденную и предвечернюю молитву и совершил их после (наступления времени) вечерней молитвы. Затем он совершил вечернюю
и ночную молитвы. Он также (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в день
штурма Бану Курайза: «Пусть каждый совершит послеполуденную молитву только
у (жилищ)бану курайза!”[298]Некоторых из них[299] время послеполуденной молитвы
застало в пути, и тогда одни сказали: “Мы не будем молиться, пока не придём туда”, другие же сказали так: “Нет, помолимся (здесь), ибо не этого пророк ,да благословит
его Аллах и приветствует, хотел от нас!” А потом об этом рассказали пророку,
(да благословит его Аллах и приветствует) , и он не высказал порицания никому из них».
Таким образом сподвижники промедлили с молитвой по причине сражения и штурма крепости иудеев. Однако большинство учёных считает, что промедление с молитвой и откладывание её было отменено аятом о молитве при опасности (салят аль-хауф),
ибо этот аят был ниспослан уже после вышеописанных событий.
Имам Ахмад сообщает, что Джабир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:
«Я находился вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда он совершал салат аль-хауф (намаз во время опасности). Мы выстроились в два ряда позади него, и противник в это время находился между нами и киблой (т.е. Меккой). Пророк, мир ему и благословение Аллаха, возвеличил Аллаха, и все мы сделали то же самое вслед за ним. Затем он совершил поясной поклон, и все мы тоже совершили поясной поклон. Затем он поднялся из поясного поклона, и все мы сделали то же самое. Затем он пал ниц вместе с теми, кто стоял в первом ряду. А те, кто находился во втором ряду, продолжали стоять лицом к лицу с противником. Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил земные поклоны, мусульмане, находящиеся в первом ряду, встали, после чего земные поклоны совершили те, которые стояли во втором ряду. Когда они встали, то первый и второй ряды поменялись местами. Затем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил поясной поклон, и все мы тоже совершили поясной поклон. Затем он поднялся из поясного поклона,
и все мы сделали то же самое. Затем он пал ниц вместе с теми, кто стоял в первом ряду. Это были мусульмане, которые в течение первого рак‘ата находились во втором ряду.
А те, кто стоял во втором ряду, продолжали стоять лицом к лицу с противником.
После того как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и молящиеся в первом ряду совершили земные поклоны, ниц пали те, кто стоял во втором ряду. Они также
совершили земные поклоны, после чего Пророк, мир ему и благословение Аллаха,
произнес слова приветствия, и все мы сделали то же самое вслед за ним».
(Этот хадис передал Муслим.)
Похожий хадис передал Абу Давуд со слов Абу ‘Айаша аз-Зураки,
в котором говорится, что это произошло в ‘Усфане.Абу Айаш аз-Зураки сказал:
«Когда мы были в Усфане с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и
приветствует), нас встретили многобожники во главе с Халидом ибн аль-Валидом.
Они встали между нами и киблой. В то время посланник Аллаха (да благословит его
Аллах и приветствует) совершал молитву зухр. Многобожники стали говорить: «Если на них напасть в таком положении, то мы застанем их врасплох». Они также говорили:
«Сейчас подходит время их молитвы, которая милее им, чем их дети и их души». И тогда Джибриль спустился в промежутке между молитвами зухр и аср с этими аятами:
﴿وَإِذَا كُنتَ فِيهِمْ فَأَقَمْتَ لَهُمُ الصَّلَاةَ﴾И когда ты находишься среди них и совершаешь для них молитву. После чего, посланник Аллаха повелел всем взять оружие, и тогда мы
выстроились в два ряда позади него, и противник в это время находился между нами и киблой (т.е. Меккой). Пророк, мир ему и благословение Аллаха, возвеличил Аллаха, и все мы сделали то же самое вслед за ним. Затем он совершил поясной поклон, и все мы тоже совершили поясной поклон. Затем он поднялся из поясного поклона, и все мы сделали то же самое. Затем он пал ниц вместе с теми, кто стоял в первом ряду. А те, кто находился во втором ряду, продолжали стоять лицом к лицу с противником. Когда Пророк, мир ему и
благословение Аллаха, совершил земные поклоны, мусульмане, находящиеся в первом ряду, встали, после чего земные поклоны совершили те, которые стояли во втором ряду.
Когда они встали, то первый и второй ряды поменялись местами. Затем Пророк,
мир ему и благословение Аллаха, совершил поясной поклон, и все мы тоже совершили поясной поклон. Затем он поднялся из поясного поклона, и все мы сделали то же самое. Затем он пал ниц вместе с теми, кто стоял в первом ряду. Это были мусульмане,
которые в течение первого рак‘ата находились во втором ряду. А те, кто стоял
во втором ряду, продолжали стоять лицом к лицу с противником.
Ан-Насаи передал другой хадис со слов Джабира,
да будет доволен им Всевышний Аллах, в котором сообщается,что Пророк,
мир ему и благословение Аллаха, совершил два рак‘ата с частью сподвижников, после чего произнес слова приветствия и совершил ещедва рак‘ата с другой частью сподвижников.
(Похожий хадис передал Абу Давуд со слов Абу Бакра, да будет доволен им Всевышний Аллах.)
Аль-Бухари сообщает,
что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Я был участником военного похода (когда мы) вместе с посланником Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует, (направились) в сторону Неджда.
Встретив врага, мы выстроились перед ним рядами, после чего посланник Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует, встал, чтобы помолиться с нами, и вместе
с ним на молитву встала часть людей, тогда как другая часть противостояла неприятелю. Вместе с теми, кто находился с ним, посланник Аллаха, да благословит его Аллах
и приветствует, совершил один поясной и два земных поклона1. Затем эти люди ушли
(и заняли) места тех, кто не молился, а (не совершившие молитву) подошли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который и с ними совершил один поясной и два земных поклона, после чего произнёс слова таслима, а затем каждый из них встал и самостоятельно совершил один поясной и два земных поклона». Затем он прочитал аят: ﴿وَإِذَا كُنتَ فِيهِمْ فَأَقَمْتَ لَهُمُ الصَّلَاةَ﴾
И когда ты находишься среди них и совершаешь для них молитву.
Что касается ношения оружия во время молитвы при опасности,
то некоторые учёные считают это обязательным исходя из прямого смысла аята.
Это одно из мнений имама аш-Шафии. На это указывает слово Аллаха:
﴿وَلاَ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ إِن كَانَ بِكُمْ أَذًى مِّن مَّطَرٍ أَوْ كُنتُم مَّرْضَى أَن تَضَعُواْ أَسْلِحَتَكُمْ وَخُذُواْ حِذْرَكُمْ﴾