Глава 8. Физическая жизнь 8 страница
3. Оболочка. Оболочка – это астральный труп человека на последней стадии разложения, когда все ментальная частицы его уже покинули. Вследствие этого она не обладает сознанием или разумом и пассивно перемещается в астральных потоках. Однако, как только она попадает в пределы досягаемости ауры медиума, то в течение нескольких секунд буквально на глазах оживает, изображая в роли призрака смешную и нелепую пародию на жизнь. В этих условиях она будет внешне точно напоминать умершую личность и даже до известной степени сможет воспроизводить привычные выражения и почерк.
Она также обладает способностью слепо реагировать на вибрации, чаще всего самого низменного свойства, которые были созданы в последней фазе существования.
4. Оживленная оболочка. Это существо, строго говоря, не является человеческим, тем не менее мы его относим к данной классификации, поскольку его внешний покров – пассивная и бесчувственная оболочка – когда-то принадлежал человеку. Жизнь, желание и волю, которыми она обладает, в ней пробуждает искусственный элементал, который сам по себе есть порождение злобных мыслей человека.
Оживленная оболочка всегда злонамеренна, являя собой по сути демона-соблазнителя, чье пагубное влияние ограничено лишь сферой действия его энергий. Как и тень, ее часто используют в магии вуду и обеах. Некоторые авторы называют ее элементерием.
5. Самоубийцы и жертвы внезапной смерти. Эти существа уже были описаны в главе 15 «Жизнь после смерти». Следует лишь заметить, что этот класс существ, как тени и оживленные оболочки, называют малыми вампирами, потому что они, как только предоставляется возможность, продлевают срок своего существования, высасывая жизненную силу из тех человеческих существ, которые поддаются их влиянию.
6. Вампир и оборотень. Эти два класса сегодня крайне редки, однако время от времени подобные экземпляры все же встречаются.
В самом деле, человек может жить настолько примитивной, эгоистической и брутальной жизнью, что его низший ментальный ум буквально погрязает в желаниях и в конце концов отделяется от высшего эго, или души. Но это возможно лишь тогда, когда в нем сведен на нет любой проблеск бескорыстия или духовности и в наличии нет совершенно никакого спасительного фактора.
Подобное заблудшее существо вскоре после смерти обнаруживает, что не в состоянии пребывать в астральном мире, и его неотвратимо, в полном сознании, влечет в «его собственное место» – в мистическую восьмую сферу, где оно медленно разлагается в ходе процесса, который здесь лучше не описывать. Если же человек умирает в результате самоубийства или внезапной смерти, то при определенных условиях (особенно если он немного знаком с принципами черной магии) он может освободиться от столь незавидной участи – призрачного существования в качестве вампира.
Поскольку восьмая сфера властно призывает его только после смерти тела, все это время он пребывает в своего рода каталептическом трансе, создаваемом за счет притока крови, изымаемой у других живых существ его наполовину материализованным астральным телом; таким образом, он, совершая массовые убийства, приостанавливает собственную конечную участь. Наиболее эффективный способ пресечь случаи подобного рода, как справедливо полагает народное «суеверие», – это сжечь тело, тем самым лишив подобное существо point d’appui[7].
Когда разрывают его могилу, там, как правило, находят абсолютно свежее, здоровое, не тронутое разложением тело, причем гроб обычно бывает полон крови. Кремация мгновенно кладет конец подобным явлениям вампиризма.
Оборотень может проявлять себя еще во время физической жизни человека, но это неизбежно требует знания магических искусств – в любом случае, достаточного для того, чтобы он мог проецировать астральное тело.
Если на это идет беспримерно жестокий и грубый человек, его астральным телом в определенных обстоятельствах могут завладеть другие астральные существа и материализовать его – не в человеческой форме, а в форме того или иного животного, как правило, волка. В этом состоянии он будет рыскать по округе, убивая других животных, в том числе и людей, утоляя таким образом не только собственную жажду крови, но и жажду демонов, которые им движут.
В этом случае, как это часто бывает при обычных материализациях, рана, нанесенная его астральной форме, воспроизводится на физическом теле благодаря примечательному явлению реперкуссии (обратной отдачи), которое мы рассмотрим чуть позже.
Однако он может оказаться менее опасным для окружающих, если не найдет подходящего медиума. В подобных явлениях, как и в случае некоторых материализаций, несомненно, задействованы большое количество материи эфирного двойника, а также, возможно, какая-то часть летучих, газообразных элементов физического тела. В обоих случаях, насколько нам известно, это флюидное тело способно удаляться от физического на гораздо большие расстояния, чем это возможно для тела, содержащего эфирную материю.
Как правило, деятельность и вампира и оборотня ограничена ближайшим окружением их физических тел.
7. Черный маг и его ученик. Этот класс – mutatis mutandis, то есть полная противоположность ученику, ждущему воплощения; в отличие от последнего, человек в данном случае, удерживая себя в астральном теле с помощью магического искусства, причем иногда самого отвратительного свойства, восстает против естественного процесса эволюции.
Нет смысла перечислять и описывать все различные подразделения этого класса, поскольку обычно единственное, что хотят знать изучающие оккультизм, – как избежать этой темы. Все эти существа, продлевающие подобным образом свою жизнь на астральном плане сверх отведенного природой срока, осуществляют это за счет других, тем или иным образом высасывая из них жизнь.
8. Ученик, ждущий воплощения. Этот класс в настоящее время довольно редок. Ученик, решивший не «уходить в девачан», то есть в небесный мир, а продолжать работу на физическом плане, иногда получает для этого возможность, но только с разрешения высочайшего авторитета; что касается подходящего воплощения, то его для ученика подыскивает Учитель. Но даже если ученик получил такое разрешение, предполагается, что он должен ограничиваться исключительно астральным планом, пока организуется материя, поскольку, если он хотя бы на мгновение войдет в контакт с ментальным планом, его безвозвратно увлечет сила потока обычной эволюции и он, таким образом, перенесется в небесный мир.
В некоторых случаях, хотя такое случается редко, ученик может быть прямо помещен в тело взрослого человека, если прежний обитатель его больше не использует, однако такое подходящее тело не часто оказывается в его распоряжении.
.Между тем ученик, естественно, сохраняет полное сознание на астральном плане и может продолжать ту работу, которая доверена ему Учителем; но теперь он способен выполнять ее еще более эффективно, поскольку ему уже не препятствует физическое тело.
9. Нирманакая. Бывает, хотя и очень редко, так, что существо, возвышенное до уровня нирманакаи, проявляет себя на астральном плане. Нирманакая – это человеческое существо, добившееся права на бесчисленные периоды отдыха в неописуемом блаженстве, однако избравшее для своего пребывания земную сферу, где оно временно существует между этим миром и нирваной, чтобы развить те потоки духовной энергии, которые могут быть использованы на благо эволюции. Если бы подобный человек захотел проявиться на астральном плане, он бы сформировал себе временное астральное тело из атомической материи этого плана. Такое вполне возможно, ибо нирманакая сохраняет свое каузальное тело, а также постоянные атомы, которые он пронес через всю эволюцию, так что в любой момент он может материализовать ментальное, астральное и физическое тела, если только пожелает.
Глава 20. Астральные существа: нечеловеческие
1. Элементальная эссенция. Слово «элементал» разные авторы употребляют в отношении многих существ различного рода. Здесь это слово применяется для обозначения монадической эссенции, которая на определенных стадиях существования может обозначать эманацию духа или божественной силы в материю.
Очень важно, чтобы учащийся понял, что эволюция этой эссенции совершается по нисходящей, как ее часто называют, кривой, то есть она происходит в направлении связи с материей, как она представлена в минеральном царстве, а не в сторону, обратную от нее; следовательно, ее прогресс состоит в том, чтобы снизойти в материю, а не в том, чтобы взойти к высшим планам.
Прежде чем этот поток достигнет стадии индивидуализации, где он одушевляет человека, он проходит и, соответственно, одушевляет шесть предшествующих фаз эволюции, а именно: первое элементальное царство (на высшем ментальном плане), второе элементальное царство (на низшем ментальном плане), третье элементальное царство (на астральном плане), а также минеральное, растительное и животное царства. Ее иногда называют животной, растительной или минеральной монадой, но это название явно вводит в заблуждение, поскольку задолго до того, как она входит в какое-либо из этих царств, она становится не единой, а распадается на множество монад.
Здесь же мы говорим лишь об астральной элементальной эссенции. Ее составляет божественная эманация, которая уже облеклась в материю на атомическом уровне ментального плана, после чего спустилась прямо на астральный план, собрав вокруг себя оболочку из атомической астральной материи. Таким образом, элементальная эссенция астрального плана – это комбинация, относящаяся к третьему элементальному царству, которое предшествует минеральному царству.
В ходе двух тысяч четырехсот одного разделения на астральном плане она притягивает к себе с различных подпланов многочисленные и разнообразные комбинации материи. Тем не менее все они являются временными и по сути своей постоянно пребывают в одном царстве.
Строго говоря, чего-то такого, как один элементал, связанный с этой группой, попросту не существует. Существует лишь огромный запас элементальной эссенции, чрезвычайно чувствительной к большинству мимолетных человеческих мыслей, на которые она реагирует в бесконечно малую долю секунды с непостижимой чуткостью, вызывая вибрацию в момент бессознательного волеизъявления или желания человека.
В тот же миг под влиянием подобной мысли или воли образуется живительная сила, которая превращается в один элементал, относящийся к классу «искусственных» существ, который мы рассмотрим в следующей главе. Даже в этом случае эта разделенная эссенция, как правило, остается летучей, ибо, как только породивший ее импульс истощается, она вновь оседает в недифференцированную массу элементальной эссенции, откуда вышла.
Посетивший астральный план будет безмерно поражен этим бесконечным и постоянно меняющим формы потоком элементальной эссенции, которая все время вращается вокруг него, часто принимая угрожающие формы, но которая, однако, всегда отступает перед твердой волей, и удивится тому огромному сонму существ, которые были временно вызваны из этого океана к жизни посредством человеческих мыслей и чувств, все равно – хороших или плохих.
В общем и целом элементальная эссенция классифицируется в соответствии с тем видом материи, в котором она обитает, то есть как твердая, жидкая, газообразная и так далее. Это и есть «элементалы» средневековых алхимиков. Их представления о том, что «элементал», то есть часть неизменно живой элементальной эссенции, «наследуется» каждым элементом или каждой составной частью физической субстанции, были верными.
Каждый из этих семи основных классов элементальной эссенции может быть также разделен на семь подотделов, так что всего получается 49 подразделений.
Кроме горизонтальных подразделений – и совершенно отдельно от них, – есть также еще семь отчетливо различимых типов элементальной субстанции, однако различие между ними определяется не степенью плотности материала, а скорее его характером и сродством. Учащийся хорошо знаком с этой «вертикальной» классификацией, которая имеет отношение к семи «лучам».
Каждый тип луча имеет также семь подотделов, что составляет 49 вертикальных подразделений. Поэтому общее количество видов элементальной эссенции достигает в итоге 49х49=2401.
Вертикальное деление гораздо более постоянно и фундаментально, чем горизонтальное, ибо элементальная эссенция на своем медленном эволюционном пути последовательно проходит через различные горизонтальные классы, или уровни, но при этом на всем пути сохраняет вертикальное подразделение.
Если на элементальную эссенцию в течение нескольких минут не будет оказываться никакого внешнего воздействия – состояние, которое трудно себе представить, – то она не будет иметь никакой собственной формы; однако при малейшем возмущении она тут же вскипает бурными, беспокойными, постоянно меняющими внешний вид завихрениями, которые возникают, растекаются и исчезают столь же быстро, как пузырьки на поверхности кипящей воды.
Эти летучие формы, как правило, представляющие собой живые создания того или иного рода, человеческие или какие-то другие, столь же мало выражают раздельную сущность эссенции, как и те многообразные изменчивые волны, которые при неожиданном порыве ветра возникают на поверхности всегда спокойного озера. Они есть не более чем отражение великих запасов астрального света; тем не менее они, как правило, обладают известным сходством с тем мысленным потоком, который мы вызываем к жизни, хотя он почти всегда искажен до гротеска и содержит некоторые опасные и неприятные аспекты.
Когда элементальная эссенция нисходит в формы, соответствующие потоку полубессознательных, бессвязных мыслей, которые наполняют мозг большинства людей, очевидно, что источником происхождения разума, выбирающего себе подходящую форму, не является ни ментальный ум мыслящего человека, ни сама элементальная эссенция, ибо он принадлежит к царству, которое гораздо дальше от индивидуализации, чем даже минерал, полностью лишенный пробуждающей ментальной силы.
Сама по себе эссенция обладает удивительной способностью приспосабливания, благодаря которой часто и очень удачно имитирует разумность; несомненно, что именно это свойство и является причиной того, что в древних книгах элементалы описываются как «полуразумные создания астрального света».
Как таковое элементальное царство не признает таких понятий, как добро и зло. Тем не менее во всех его подразделениях существует некая склонность или тенденция, которая делает его скорее враждебным, нежели дружелюбным по отношению к человеку. Поэтому новичок на астральном плане обычно видит себя окруженным великими сонмами изменчивых спектров, которые угрожающе надвигаются на него, однако они всегда отходят или исчезают, если он ведет себя мужественно. Как справедливо утверждают средневековые авторы, эта склонность или тенденция всецело обусловлена ошибками самого человека и вызвана его равнодушием и отсутствием симпатии к другим живым существам. В прошлом, в «золотые века», этого не было, да и в будущем тоже не будет, когда – благодаря изменившему отношению человека – и элементальная эссенция, и животное царство будут уступчивыми и станут помогать ему, а не наоборот.
Очевидно, что в общем и целом элементальное царство таково, каковым его делает коллективная мысль человечества.
Наследственные силы в многочисленных разновидностях элементальной эссенции могут быть использованы человеком, обученным обращению с ними, для достижения самых различных целей. Подавляющее большинство магических ритуалов почти исключительно основывается на манипуляции ими – либо непосредственно по воле мага, либо другим методом – вызванным для этой цели астральным существом.
В комнате для спиритических сеансов практически все физические феномены производятся с помощью именно элементальной эссенции; она же используется и в большинстве тех случаев, когда в домах «с привидениями» начинают летать камни или звонить часы; все эти явления являются результатом неумелых попыток привлечь к себе внимание, предпринимаемых некоторыми связанными с Землей человеческими существами, или чисто каверзных проделок, совершаемых малыми природными духами, теми, которые относятся к третьему классу и были упомянуты нами выше. Но никогда не следует думать об «элементале» как об изначальной движущей силе; он есть не более чем некая латентная сила, приводимая в движение.
2. Астральные тела животных. Это очень большой класс существ, однако они не играют особо значительной роли на астральном плане, поскольку его представители обычно появляются там на короткое время. Подавляющее большинство животных еще не стало постоянно индивидуализированными существами, и когда кто-то из них умирает, его монадическая эссенция возвращается обратно к той групповой душе, откуда она вышла, принося с собой тот опыт или прогресс, который был достигнут в ходе земной жизни. Правда, она не способна сделать это сразу, но астральное тело животного перестраивается точно так же, как и тело человека, поэтому о животном можно сказать, что оно действительно существует на астральном плане и продолжительность этого существования, пусть оно и не особенно долгое, варьируется в зависимости от степени разумности, которую оно успело развить. В большинстве случаев сознание животного, видимо, пребывает в сновидческом состоянии, но при этом, однако, само животное выглядит совершенно счастливым.
Те относительно немногие животные, которые уже обрели индивидуальность и которые поэтому больше не будут рождаться в этом мире в качестве животных, живут на астральном плане гораздо более долгой и деятельной жизнью, чем их менее продвинутые сородичи.
Такое индивидуализированное животное, как правило, находится невдалеке от своего земного дома и сохраняет тесную связь со своим близким другом или покровителем. За этим периодом следует еще более счастливый период, характеризуемый так называемым дремотным сознанием, сохраняемым до тех пор, пока в каком-нибудь будущем мире животное не наполнит человеческую форму. В течение всего этого времени оно находится в состоянии, соответствующем пребыванию человеческого существа в небесном мире, хотя и более низкого уровня.
Интересное подразделение этого класса составляют астральные тела человекообразных обезьян, упоминаемые в «Тайной доктрине» (т. I, с. 236), которые уже индивидуализировались и в следующем цикле (а некоторые, возможно, даже раньше) будут готовы вступить на путь человеческого воплощения.
В так называемых цивилизованных странах эти астральные тела животных во много раз усиливают чувство враждебности к человеку на астральном плане, ибо благодаря организованному убийству на бойнях и охоте миллионы животных попадают в астральный мир, преисполненные страха, ужаса и желания бежать от человека. В последние годы эти чувства значительно усилились за счет проведения опытов по вивисекции.
3. Всевозможные природные духи. Это класс настолько велик и разнообразен, что здесь возможно дать только очень слабое представление о свойствах, являющихся общими для них всех.
Природные духи принадлежат к ветви эволюции, совершенно отличной от нашей: они не являются и не могут стать членами человечества вроде нашего. Их единственная связь с нами заключается в том, что они временно населяют ту же планету. Судя по всему, они соответствуют животным на более высокой стадии эволюции. Они подразделяются на семь классов и населяют те же семь материальных стадий, пронизанных соответствующими вариациями элементальной эссенции. Таким образом, имеются природные духи земли, воды, воздуха, огня (эфира) – подлинно разумные астральные существа, которые живут и действуют в каждой из этих стихий.
Обычно в астральном мире живут лишь природные духи воздуха, и их численность невероятно велика – они присутствуют повсюду.
В средневековой литературе духов земли часто называют гномами, духов воды – ундинами, духов воздуха – сильфидами, а духов эфира – саламандрами. В фольклорной традиции они имеют множество различных названий: феи, гномики, эльфы, джинны, тролли, сатиры, фавны, черти, малые народцы и так далее.
Их формы многочисленны и разнообразны, но чаще всего они имеют человеческую внешность и очень маленький рост. Как практически все астральные существа, они способны по желанию принимать любую внешность, хотя, несомненно, у них есть излюбленный образ, который они принимают, когда нет необходимости принимать другой. Как правило, они невидимы для физического глаза, но могут становиться видимыми посредством материализации, когда хотят, чтобы их увидели.
Во главе каждой из этих групп стоит великий дэва – сущность, знаменующая собой господствующий и направляющий разум всего этого природного подразделения и берущая энергию от того класса существ, который ей подчинен. У индусов эти сущности известны как 1) Индра – владыка акаши, или эфира; 2) Агни – владыка огня; 3) Павана – владыка воздуха; 4) Варуна – владыка воды; 5) Кшити – владыка земли.
Необычайно великое царство природных духов, как уже говорилось, – это прежде всего царство астральное, хотя большая его часть относится к эфирному уровню физического плана.
Среди духов существует невероятное множество подотделов, или рас, – индивидуумов, которые, как и человеческие существа, различаются между собою умом и задатками. Большинство из них полностью избегает человека: его привычки и излучения неприятны для них, и та постоянная волна астральных потоков и течений, которую он приводит в действие своими беспокойными и плохо контролируемыми страстями и желаниями, возмущает и раздражает их. Все же время от времени они проявляют к людям дружелюбие и даже помогают им.
Однако это дружелюбное отношение встречается редко; в большинстве случаев они выказывают либо равнодушие, либо недовольство и злорадную радость, дразня и глумясь над людьми. В пустынных горных районах и во время спиритических сеансов такого рода примеров встречается множество.
Природные духи наделены удивительными волшебными способностями, которыми они часто пользуются для своих проделок, так что их жертвы видят и слышат лишь то, что эти феи им внушают – в точности, как это происходит с загипнотизированными людьми. Однако природные духи не могут подчинить себе человеческую волю, за исключением тех случаев, когда люди или слишком глупы, или парализованы страхом. Они лишь способны обманывать чувства, а также известны тем, что могут насылать чары сразу на множество людей. Некоторые из самых удивительных трюков, которые показывают индийские фокусники, возможны благодаря тому, что они призывают к себе природных духов и с их помощью вызывают коллективную галлюцинацию.
Как правило, эти духи обладают ничтожным чувством ответственности и менее развитой, чем у среднего человека, волей. Поэтому они быстро поддаются гипнозу и подчиняются воле мага. Их можно использовать для осуществления многих задач, и они честно и добросовестно исполняют те из них, которые находятся в пределах их способностей.
В некоторых горных районах им приписывают вину за то, что они насылают чары на опоздавшего путника, так что тот, например, видит дома и людей там, где, как ему известно, никого нет. Эти чары отнюдь не мимолетные и могут дурманить человека довольно продолжительное время; он проходит через длинную череду воображаемых, нереальных событий и вдруг обнаруживает, что все волшебное окружение вдруг куда-то исчезло и он стоит, одинокий и всеми покинутый, в необитаемой долине или на продуваемой ветрами пустоши.
Если человек желает свести знакомство или завязать дружбу с этими существами, он должен освободиться от физических излучений, вызывающих у них неприязнь и порождаемых мясоедением, алкоголем, табаком и обычными нравственными нечистотами, такими как сладострастие, гнев, зависть, ревность, жадность и депрессия; человек должен быть чистым и неприступным как физически, так и астрально. Постоянно взращиваемые благородные, чистые чувства, лишенные вспышек необузданных страстей, создают атмосферу, в которой природные духи радостно купаются. Почти все природные духи обожают музыку; иногда они даже входят в дома, чтобы насладиться ею, купаются в волнах звуков, кружатся и танцуют в гармонии с ними.
Природные духи, нужно отдать им должное, также ответственны за большую часть того, что мы называем физическими феноменами, наблюдаемыми во время спиритических сеансов; в самом деле, насчитывается немало таких сеансов, которые были проведены этими игривыми созданиями, полными проказ. Они способны отвечать на вопросы, с помощью стука или раскачиваний передавать надуманные послания, производить «духовный свет», переносить предметы (аппорт) на большие расстояния, читать мысли каждого из присутствующих, осаждать написанное или нарисованное и даже материализовать вещи. В дополнение к этим фокусам они, естественно, могут также применять свои волшебные способности и околдовывать человека.
Возможно, в их намерения вовсе не входит вредить кому-либо или дурачиться над кем-то, а движет ими лишь желание наивно порадоваться той удаче, с которой они разыграли свою роль, и почувствовать те почтительный трепет и любви, которые люди порой питают к этим «славным духам» и «ангелам-помощникам». Они разделяют радость собравшихся на сеанс спиритов и сами чувствуют, что творят добро, утешая подобным образом удрученных людей.
Иногда они могут облекаться в мыслеформы, создаваемые людьми, наивно веря, что это, должно быть, очень весело – подбрасывать пажитник греческий, бить раздвоенным хвостом или выдыхать перед уходом пламя. Время от времени подобные явления могут до смерти напугать слишком восприимчивого ребенка, однако справедливости ради следует сказать, что сам природный дух не способен испытывать страх и потому всерьез не воспринимает последствия своих действий, видимо считая, что ребенок симулирует свой страх и что это является частью игры.
Ни один из природных духов не обладает постоянно перевоплощающейся индивидуальностью. Поэтому все говорит за то, что в ходе эволюции они должны развить значительную часть своего интеллекта, прежде чем встанут на путь индивидуализации.
Периоды жизни различных классов существенно варьируются: одни живут значительно короче, а другие значительно дольше средней продолжительности жизни человека. В целом их жизнь представляется простой, радостной, безответственной, примерно такой, как у ватаги счастливых ребят, беспечно проводящих время в играх и развлечениях в каких-нибудь особо благоприятных условиях.
Между природными духами нет сексуальной близости, у них нет болезней, нет борьбы за существование. Они наделены способностью испытывать глубокое чувство любви и могут завязывать тесные, длительные дружеские отношения. Они могут испытывать ревность и гнев, но быстро отходят и предаются бурной радости по поводу любых проявлений природы, радости, которая является их наиболее ярким свойством.
Их тела лишены какой бы то ни было жесткой внутренней структуры, так что их невозможно искромсать или покалечить; жара и холод на них также не влияют. Кроме того, им совершенно неведом страх.
Хотя это существа ненадежные и проказливые, однако чаще всего неопасные, если только их не провоцировать. В целом они не доверяют человеку и, как правило, чувствуют себя оскорбленными при появлении на астральном плане новичка, так что часто при встрече с ним принимают отталкивающую и устрашающую внешность. Если же он не выказывает страха, они приемлют его как неизбежное зло и больше не замечают, а некоторые так даже выражают дружелюбие.
Для природных духов одно из величайших удовольствий – играть и развлекать на астральном плане сотни так называемых «умерших» детей.
Некоторые из наименее ребячливых и наиболее достойных духов иногда удостаиваются чести быть назначенными на роль местных идолов или сельских божков. Они обожают лесть и в ответ, несомненно, будут готовы оказать ту или иную маленькую услугу.
Адептам известно, как пользоваться услугами природных духов, и они часто доверяют им небольшие задания; обычный маг может добиться того же, либо призвав их к себе путем привлечения их внимания и заключения с ними того или иного соглашения, либо приманив их силой, то есть принудив к послушанию; приманивание, однако, опасно, ибо, как правило, может оказаться роковым для человека. Ни один из учеников мудрого Учителя не позволит себе заниматься чем-либо подобным.
Высший тип природных духов – это сильфиды, или духи воздуха, у которых астральное тело является самым низшим. Для них единственный способ достичь индивидуализации – полюбить и соединиться с существами, стоящими на следующей, более высокой, чем у них, стадии, – с астральными ангелами.
Природный дух, который хочет испытать все перипетии человеческой жизни, может поработить человека, живущего в физическом мире.
Были периоды, когда определенный класс природных духов материализовался физически и вступал в нежелательные отношения с мужчинами и женщинами. Возможно, именно этот факт послужил причиной возникновения историй о фавнах и сатирах, хотя некоторые считают, что они принадлежат к совершенно иной ветви нечеловеческой эволюции.
В заключение следует заметить, что хотя царство природных духов радикально отличается от человеческого – там нет ни сексуальных отношений, ни страха, ни борьбы за существование, – однако конечный результат его проявлений во всех отношениях сходен с тем, которого достигает человечество.
4. Дэвы. Существ, которых индусы называют дэвами, в других местах называют ангелами, сынами божьими и так далее. Они относятся к ветви эволюции, существенно отличающейся от человеческой, к ветви эволюции, где их царство рассматривается как стоящее над человеческим.