Наркотики — ужасная вещь, ибо они клеймят грязью ваше астральное тело и ослабляют физическое. 5 страница
Благодушно улыбнувшись, Тот-Кто распрощался и ушел. Вошедшие домочадцы взглянули на помрачневшее лицо Старого человека и сказали:
«Боже правый, неужели снова неприятности? Когда же этому придет конец?»
Но что есть истина? Каково ваше представление об истине? Узнаете ли вы ее, когда видите? Как вы оцениваете истинность того или иного утверждения? Что вы предпочтете — поверить слову человека, способного доказать свою правоту, или слову тех, кто, вроде газетных репортеров, вечно гонится за сенсацией?
Хотя, само собой, другие люди тоже не без греха. Часть вины лежит и на публике, ибо всего пару недель назад я слышал одну достоверную историю, происшедшую в США. Один человек был одержим праведной, по его мнению, идеей. Желая принести добро людям, он принялся выпускать газету, посвященную добру, лучшим сторонам повседневной жизни, но вскоре его газета прогорела.
Люди не желают слышать благих вестей, им по нутру лишь дурные. Люди не желают слышать о добрых делах, их интересует лишь всякая грязь.
В наше время несть числа охотникам «принизить» Черчилля и других выдающихся людей, ибо находя какие-то изъяны у Черчилля, они возвышаются в собственных глазах — не важно, правда это или ложь. Если повторять ее достаточно часто, люди в конце концов поверят. Но позвольте сказать, что я думаю об истине.
В наши времена, когда четырнадцатилетние подростки жалуются, что не находят общего языка даже с шестнадцатилетними, мы должны четко определиться в наших понятиях, дабы читатель понимал, что хотел сказать писатель. Что-есть-истина? Истина, как я ее вижу, есть констатация фактов, вещей, происходящих, существующих, являющихся не плодом воображения, но качеством или состоянием бытия в полном соответствии с опытом, в соответствии с тем, что имело место в действительности. Это и есть истина.
Именно так! И под это определение в точности подпадают мои книги. «Качество бытия в полном соответствии с опытом». Я — испытал — все — что — написано — в — моих — книгах, из чего следует, что я пишу правду. И напротив, воображение есть акт или способность создания ментальных образов того, чего никогда в действительности не было. Склад моего ума таков, что я не способен писать беллетристику. Мой астрологический расклад категорически подавляет проявления умственной виртуозности — из чего следует, что я принужден писать одну лишь правду.
Позволю себе немного повториться, пусть даже с риском прочесть в письме какого-нибудь недоброго человека: «Все это мы уже слышали».
Кое-кто именно так и пишет. Очень многие совершенно не способны понять взгляды других людей. Сами они никогда не испытывали ничего подобного, и потому — как я уже говорил — из чистой злобы стремятся все низвести до собственного приземленного уровня.
Довольно часто в Прессе наступает «мертвый сезон». Новостей почти нет, война закончилась, знаменитый секс-символ женился или умер, или еще что-нибудь, и тогда изнывающие от скуки репортеры, желая ублажить изнывающих от скуки и безделья редакторов, раздувают на пустом месте какой-нибудь «скандал». Бывает, какого-нибудь несчастного школьного учителя обвиняют в чудовищном преступлении и на основании слухов обливают грязью совершенно невинного человека.
Испытав на себе ложь, обвинения, осуждение и приговор озлобленной английской и немецкой Прессы, статьи из которой перепечатывались в газетах всего мира, я хочу кое о чем рассказать подробнее, ибо, как вы сами увидите, все эти пятнадцать лет Пресса, не покладая рук, по-прежнему пытается со мной «расправиться».
В блаженном неведении я полагал, что каждый человек, обвиненный в чем-либо, имеет право на очную ставку с обвинителем. Я полагал, что всякий человек имеет право защищать себя, но — могу решительно заявить — вся без исключения Пресса отказала мне в праве изложить свою точку зрения. Мне не было дано никакой возможности защитить себя. Эта все равно, что какой-нибудь верзила-хулиган с мощным рупором пытается перекричать человека, умеющего говорить только шепотом.
Так и быть, буду шептать. Слышите?
Я — писатель, который никогда не собирался становиться таковым, Много лет назад в Англии я безуспешно пытался найти работу. Я был слишком стар или слишком «не такой», или слишком то, или слишком се. Я обходил (как вы сами можете прочесть) агентства по трудоустройству, бывал в самых неожиданных местах, но все без толку.
Затем меня как-то представили одному Литературному Агенту, который, как было сказано, мог предложить что-то полезное. Этот Агент, обладавший, несомненно, хорошим нюхом на прибыльные дела, отказался предоставить мне работу, но сказал:
— Я о вас кое-что слышал. Напишите-ка книгу о своей жизни.
Должен признать, что покинул его офис сильно разочарованным и не без гнева на то, что меня в очередной раз обманули. Писательский труд не даже в голову не приходил. В моем представлении, не было ничего на свете глупее. Но безработица и ее неразлучный спутник голод все же одержали победу, и в конце концов с крайней неохотой я написал настоящую книгу о своей жизни, настоящую книгу! Я обнажил то прошлое, которое больше всего на свете хотел скрыть, и написал о нем ради того, чтобы выжить.
Но была и зависть. Мой успех разъярил некоторых людей с большими деньгами и, грубо говоря, меня «подставили» и затеяли травлю, когда из-за тяжелой болезни я не мог выступить в свою защиту.
Никому так и не удалось доказать, что я мошенник, ибо на каждого «эксперта», объявлявшего меня таковым, приходилось трое или четверо, подтверждавших мою безусловную подлинность.
Мне так и не было предъявлено судебное обвинение, но вместо этого Пресса изощрялась в бесконечных гнусных намеках, которых я не мог опровергнуть из-за приступа коронарного тромбоза.
Пресса, телевидение и радио упорно не желали позволить мне изложить свою сторону дела. Они отказались публиковать и передавать в эфир мое заявление о том, что все мои книги совершенно правдивы. Вместо этого они снова разворошили старый скандал, громоздя все новые горы лжи, так что, наконец, вообще стало невозможно докопаться до истины.
И снова мне вспомнился давешний человек, прогоревший с изданием газеты о добре из-за того, что публике больше по вкусу всевозможные скандалы и сплетни, и вообще нравится причинять друг другу зло. Пресса отлично знает, что если я докажу свою подлинность, то это отнюдь не будет способствовать росту тиражей, а ведь ее хлебом насущным всегда были и будут скандалы, убийства, изнасилования и прочее.
Многие любят говорить: «Да, я знаю, что это правда. Я читал об этом в газете».
Это все равно что обозвать собаку убийцей и повесить за это только потому, что она не может оправдаться. Мне такая позиция действительно причинила немало бед, ибо я надеялся как-то помочь Тибету, выступив в Организации Объединенных Наций. Впрочем, я считаю, что мои книги и без того помогли Тибету и делу его свободы, ибо сделали эту страну известной всему миру, а народ «чужаков» — народом «людей».
Тем не менее, несмотря на помощь, которую я мог бы оказать, кое кто из «высокопоставленных лиц», пребывающих в изгнании в Индии, отзывается обо мне дурно. Насколько я знаю из надежного источника, им было велено дискредитировать меня под угрозой прекращения помощи со стороны некоторых религиозных организаций.
Можно спросить, как могут эти (так называемые) духовные Лидеры ниспровергать своего же собрата? Хотя председатель Мао и генерал Чан Кайши — оба китайцы — тоже стараются дискредитировать друг друга.
Даже здесь, в Канаде, где я теперь живу, м-р Стэнфилд всеми силами стремится дискредитировать м-ра Трюдо, а то еще в дело вмешивается старина Томми Дуглас и пытается дискредитировать всех без разбору. Мне кажется, это своего рода профессиональная азартная игра.
Или вот еще пример. Христиане в Северной Ирландии убивают друг друга по той причине, что верующие разного толка уверены в своей исключительной правоте. И те и другие — ирландцы, и те и другие — христиане, обе стороны верят в одно и то же, и все же они сражаются и убивают друг друга, а Пресса своими подстрекательскими репортажами только подливает масла в огонь.
Если так себя ведут даже «добрые христиане», тогда что удивляться, если под мощным политическим и религиозным давлением тибетцы в Индии могут «по приказу» отвергнуть своего же собрата «ради блага большинства»?
В моих книгах все правда. Но люди упускают из виду самое главное. Совершенно не важно, родился ли я в Лхасе или в Лондондерри. Автор не имеет никакого значения. Значение имеет лишь то, что он пишет. Помогли вам эти книги? Помогли они хоть кому-нибудь? Научили чему-нибудь? Да? Тогда они стоят своих денег.
Вы, читатель, платите несколько центов или пенсов за книжку в мягкой обложке, но эта мизерная сумма не наделяет вас автоматически правом выступать обвинителем, присяжными заседателями, судьей и палачом в одном лице. А ведь именно это кое-кто из вас и пытается сделать с огромным удовольствием.
Но вот что я вам скажу. Вам самим решать, во что верить. Я говорю, что мои книги правдивы. Причем говорю не голословно, а опираясь на тысячи писем о том, что мои книги помогли людям, остановили их на пороге самоубийства, помогли родственникам умирающих, помогли избавиться от страха смерти* и т. д.
Не кажется ли вам, что в свете всего этого я имею право на некоторое признание или хотя бы на элементарную вежливость вместо травли вечно слоняющихся у меня под дверью газетчиков? Как вы узнаете позже, они в конечном счете вынудили меня покинуть Монреаль.
Вот выдержка из статьи в «Газетт оф Монреаль» от 15 июня 1972 года, озаглавленной «Тибетцы в Квебеке всеми силами стараются сохранить живую традицию. Странники в Земле обетованной».
Выделено редактором.
«Нам предстоят долгие странствия», — тихо промолвила Линн Борджи, держа в руке чашку чая.
И метнув быстрый взгляд на свою подругу Кесанг Ичеморито, она лукаво улыбнулась, подыскивая нужное английское слово.
... В свои 22 года Кесанг выглядит робкой застенчивой девушкой с высокими скулами и заразительной улыбкой, тем не менее она признает, что не доверяет монреальским газетам.
«Когда мы приехали сюда, одна французская газета написала, будто мы даже не знаем, что такое купальный костюм, и ходили плавать в дождевых плащах. Если мы иностранки, то это не значит, что мы такие дурочки».
Линн эта статья тоже не понравилась. «МЫ В ГЛАЗА НЕ ВИДЕЛИ РЕПОРТЕРА, НАПИСАВШЕГО ЭТУ СТАТЬЮ», — заявила она.
Так где же здесь правда? У газетного репортера или у тибетских беженок?
Вот уж, поистине, приходится сталкиваться с самыми дикими нелепицами. К примеру, наш старый друг м-р Джон Гендерсон, о котором вам наверняка доводилось слышать, как-то прислал мне газетную вырезку, которую, правда, нельзя процитировать полностью, так как, по мнению моего издателя, есть риск нарушения авторских прав, а с мнением издателя приходится считаться.
Одним словом, м-р Гендерсон прислал мне вырезку из газеты «Шарлотт Обсервер» от 26 августа 1971 года с весьма красноречивым заголовком:
«Японцы утверждают, что Христос умер и похоронен в Японии в возрасте 112 лет». И дальше:
«Иисус не был распят. Документы. Японцы заявляют, что Христос сбежал, подставив собственного брата».
Автор статьи, некий Джон Джастин Смит, принадлежит, по-видимому, к числу штатных репортеров этой газетки, и тем из вас, кто живет в Соединенных Штатах, было бы весьма любопытно раздобыть ее и прочесть все приведенные в статье подробности. А уж там все расписано до мелочей.
В Японии у меня есть один очень близкий друг. И вот та молодая женщина, которой посвящена эта книга, навела для меня справки и — словом, решительно советую вам раздобыть эту газетенку, ибо многим это чтиво покажется крайне интересным. Мне же нельзя забывать предписаний Издателя (да благословит его Господь!), и остается лишь продолжать отвечать на вопросы, иные из которых! очень хороши.
Да, по правде говоря, среди вопросов действительно попадаются просто замечательные. Например такой:
«Объясните, пожалуйста, каким образом Искусство и другие виды творческой деятельности усиливают вибрации человека? И какова степень их благотворного воздействия?»
В сущности, все на свете, как я говорил, состоит из вибраций. Есть вибрации позитивные и негативные. Не знаю, кому из вас доводилось в жизни иметь дело с камертоном. Но если у вас есть два камертона, приложите один из них концом к столу, а затем, ударив другой, чтобы тот загудел, также приложите его к столу на известном расстоянии от первого — и тогда первый начнет гудеть в резонанс со вторым. Купите в музыкальном магазине пару камертонов — они довольно дешевы, проделайте с ними этот опыт, и вы сами убедитесь, что это весьма интересно.
Воспринимая приятные нам вибрации, мы и сами начинаем издавать более приятные вибрации, то есть частота наших вибраций повышается, принося нам больше радости, наделяя большей духовностью и остротой восприятия. Но столкнувшись с источником колебаний, подавляющих наши собственные, мы впадаем в дурное настроение, духовность наша снижается и решительно прекращается всякий духовный прогресс.
В конечном счете, всякая живопись представляет собой лишь набор красок, расположенных так, что их совокупная вибрация доставляет нам наслаждение и повышает частоту наших собственных вибраций. А потому Искусство, будь это живопись или музыка, способно повышать нашу духовность, усиливая наши вибрации. Помните, что высокие вибрации добры и позитивны, низкие же вибрации негативны и далеко не всегда добры.
Хорош и следующий вопрос, который перекликается с предыдущим. Одна женщина пишет:
«Вот вопрос, ответ на который желали бы знать очень многие, — страх. Вы писали, что страх — это не более чем неуправляемое воображение, пребывающее в извечной борьбе с силой воли, и что сила воли всегда терпит поражение в этой борьбе. Каковы же причины страха?»
Вернемся к Искусству. Увидев нечто прекрасное, мы им восхищаемся, любуемся, наслаждаемся. Но при виде чего-то ужасного - скажем, чудовищных пыток, — словом, любого действительно жуткого, зверского, кошмарного зрелища наши вибрации подавляются и мы начинаем думать: «Что если это произойдет и со мной!» И тотчас в структуре наших вибраций начинается цепная реакция, и неприятная вибрация, которую мы называем страхом, подпитывая сама себя, порождает еще больший страх.
То же бывает и с теми, кто, проходя в полночь мимо кладбища, замечает какое-то движение. От страха волосы у них на голове встают дыбом, и они готовы бежать прочь куда глаза глядят.
А все потому, что воображение понижает частоту вибраций, из-за чего человек начинает острее чувствовать образы низшего астрала, места обитания бесплотных духов, покойников в гробах и тому подобных ужасов.
И тогда мы начинаем думать, что и с нами это может произойти, что вот сейчас явится призрак, вгрызется нам в спину или еще что-нибудь. Думая обо всем этом, мы уже не в силах мыслить рационально, страх неудержимо растет, и чем ниже вибрации, тем нам страшнее.
Страх есть не более чем неуправляемое воображение. Если хотите преодолеть страх, просто будьте уверены, что ничего плохого с вами не случится.
Ничего плохого и на самом деле с вами случиться не может.
Скажите себе, что ваша душа бессмертна, и хотя нельзя исключить, что кому-нибудь удастся нанести временный ущерб вашей одежде или телу, но сама ваша сущность останется невредимой.
Чем меньше вы опасаетесь страха, тем его будет меньше. И в конце концов вы так сможете себя дисциплинировать, что страху просто не останется места в вашей личностной структуре. И тогда вы познаете покой и удовлетворение, сможете ходить с высоко поднятой головой и широко расправив плечи (если только не проводите свою жизнь в инвалидном кресле!).
Вы только послушайте:
«Вы писали, что наркотики могут причинить огромный вред духовности человека. Можно ли исправить этот вред в течение отпущенной человеку жизни? Вы также говорите, что никогда не следует принимать наркотиков, но согласитесь, что многие с их помощью испытывают внетелесные переживания и обретают духовное просветление. По-моему, вы неправы, утверждая, что наркотики вредны. А вы что на это скажете?»
Да, мэм, я утверждаю, что наркотики вредны. Я утверждаю, что наркотики — это дьявольское изобретение, ибо принимая их, вы искусственно изменяете частоту своих вибраций и делаете почти невозможным (повторяю, «почти») духовное развитие без помощи этих снадобий.
Наркотики — ужасная вещь, ибо они клеймят грязью ваше астральное тело и ослабляют физическое.
Верите ли вы, что спортсменам следует давать наркотики, чтобы те быстрее бегали и выше прыгали? Верите ли вы, что для повышения выносливости необходимо принимать таблетки бензедрина? Если да, то прочтите несколько полицейских отчетов.
Для примера расскажу вам о водителях дальних рейсов. Эти люди ежедневно проезжают огромные расстояния и, естественно, сильно устают. Поэтому многие из них взяли в привычку принимать наркотики, так называемые «колеса», а полицейские отчеты и страховая статистика неопровержимо доказывают, что прием этих наркотиков приводит к дорожным авариям, гибели людей и наносит ущерб умственному развитию.
Дай волю производителям наркотиков без помех заниматься своим бизнесом, они бы продавали какую угодно дрянь, лишь бы сколотить побольше денег. Но глупо было бы разрешать продажу отравы вроде ЛСД или тех же «колес», зная, что они губят здоровье огромного числа людей. Я считаю, что наркотики должны быть категорически запрещены.
Но на что надеяться тем, кто уже к ним пристрастился? И для них не все потеряно при условии решительного отказа от наркотиков, умеренности в еде и питье и сурового воздержания от всевозможных губительных излишеств. Исключений в этом деле нет. Помочь можно каждому, кто хочет получить помощь. А посему, если кто-нибудь из вас, пристрастившихся к наркотикам, всерьез захочет покончить с этой привычкой, то он непременно это сделает, и к тому времени, когда придет пора перехода на Ту Сторону, вы обнаружите, что ваша астральная форма вполне оправилась после шока, вызванного этой пагубной привычкой.
Попутно хотел бы сказать несколько слов о самоубийствах, ибо меня поражает огромное число писем с признаниями о том, что их авторы пристрастились к наркотикам и не видят иного выхода, кроме самоубийства.
Боже правый! Что может быть страшнее самоубийства! Покончив с собой, вы причиняете себе тяжкий вред и осуждаете на возврат в гораздо худшие условия.
Столкнувшись с трудностями, заставившими вас задуматься о самоубийстве, поговорите со священником или хотя бы с бойцом Армии Спасения, или отыщите в телефонном справочнике какое-нибудь общество или социальную службу, с которой вы могли бы обсудить свои проблемы.
Со всей убедительностью обращаюсь к вам, как обращался не раз.
— Никогда не допускайте и мысли о самоубийстве. Ни при каких обстоятельствах не кончайте с собой. Тем самым вы нанесете себе тяжкий вред, ибо совершив самоубийство, вы отринули всякую помощь. Ведь пока человек жив, всегда можно отыскать какой-нибудь выход из положения. Самоубийство — это не выход, ибо — повторяю — вы вернетесь в гораздо худшие жизненные условия. Еще вопрос:
«Как получается, что разным людям соответствуют разные знаки Зодиака? Если мы приходим в мир под знаком Тельца, то как нам понять проблемы Рака, Лъва или Скорпиона, или кого-то другого? Не пойму, каким образом мы подпадаем под различные знаки Зодиака. Не могли бы вы нам это объяснить?»
Могу. Каждый человек проходит через все знаки Зодиака, число которых двенадцать. И каждому предстоит прожить в каждом квадранте знака Зодиака. Так что в одной жизни вы можете только входить под знак Весов, в другой (причем необязательно следующей) — оказаться на середине пути под этим знаком, а в третьей — покидать его. И так вы должны прожить под каждым знаком и каждой частью знака, чтобы испытать его в полной мере. Вопрос:
«Расскажите нам о будущем. Ожидает ли всех нас на Западе «один конец», или ситуация внезапно прояснится? Я только что приобрел себе местечко в Скалистых, горах в штате Вашингтон, строю там дом и надеюсь, что все беды обойдут меня стороной. Так ли это?»
Что ж, вспомним о цикличности всего, что происходит на свете. Вообразите огромный маятник, качнувшийся далеко в сторону. Допустим, вы стоите к нему лицом, и он до предела качнулся вправо. Затем вы отпускаете его, он движется вниз и достигает низшей точки, после чего вновь поднимается вверх.
Такова и жизнь — бытие. Вот перед вами Золотой Век, когда все утопают в довольстве, затем жизнь постепенно становится все хуже — маятник неудержимо несется вниз. И вот, когда он почти приходит в нижнюю точку, люди лишаются всех прав и свобод, воцаряется нестерпимый диктаторский гнет вроде коммунизма или фашизма. Тогда люди снова рвутся к свободе и вместе с движением маятника вверх устремляются к духовности, сражаясь за нее всеми силами.
Все мелкие междоусобицы отходят прочь, и ситуация понемногу улучшается. В конце концов жизнь делается очень, даже слишком приятной, все лучше и лучше. И вот мы снова в Золотом Веке, где люди снова утопают в самодовольном покое, прозябая в безделье. У них все есть, работать больше незачем. Тогда маятник начинает двигаться вниз, и с этим движением нарастают трудности, возрождается фашизм, и так один цикл следует за другим.
Так вот, сейчас на Земле трудные времена. Маятник еще движется вниз, и до начала подъема еще не пройдена часть пути. Но не надо унывать. Тот коммунизм, который предстоит познать миру, не будет столь беспощаден, как во времена зарождения этого культа, или политики зла, ибо с каждым разом происходит постепенное смягчение режима.
Итак, близится самый темный предрассветный час, но вслед за ним небеса озарятся потоками света, ночной тьме придет конец, засияет утро нового дня, и мы снова придем к Золотому Веку. Однако на смену дню снова явится ночь, а с нею мрак и темнота овладеют миром до новой зари, и вновь жизнь начнет понемногу светлеть, и вновь с нарастанием всеобщего самодовольства и благодушия начнут ухудшаться условия жизни.
И так до скончания Времен Земле и всем мирам суждено проходить через циклы добра и зла, добра и зла. А потому не теряйте надежды, ибо никто и никогда не остается в отчаянном одиночестве. Помните, что всегда есть какая-то надежда. Добры вы или злы — зависит только от вас. И помощь непременно придет, когда вы действительно этого захотите.
Глава 5
Со временем появляться на людях или неспешно катить по Плаза в инвалидном кресле становилось все труднее. При моем появлении оконные шторы вздрагивали, и за ними нет-нет да и показывались горящие любопытством глаза. То и дело доносился легкий шепоток:
— Вот он, вот он.
Самые бесцеремонные прямо подходили и говорили, что слышали обо мне по французскому телевидению либо читали во французских газетах. Иные доходили даже до того, что утверждали о существовании целого заговора с целью как можно больше мне навредить.
Нарастало число зевак, желавших «просто пофотографировать», однако все они явно стремились направить свои фотокамеры на меня. Однажды, когда я катил вдоль тротуара в своем кресле, сзади стремительно подъехала какая-то машина и с визгом притормозила рядом со мной. Дальше водитель приноровился к моей скорости и — что весьма рискованно — попытался, не останавливаясь, заснять меня кинокамерой посреди дороги!
В конце концов не стало никаких сил терпеть все эти слухи и докучливых зевак. И тогда, обсудив положение, я сказал:
— Хорошо, давайте пригласим этого мистера Телли. Но вот что я сделаю. Меня уже столько раз обманывали, причем не только Пресса, что мы запишем всю беседу на магнитофон, чтобы потом в случае чего можно было доказать свою правоту, не полагаясь на память и избавив себя от того, что я называю «репортерскими вольностями.
Несколько дней спустя с оглушительным ревом, похожим на старт реактивного самолета или космического корабля, на дороге возник скоростной современный автомобиль мистера Телли, лихо свернул направо и с визгом тормозов подкатил к подъезду. Через несколько минут в коридоре раздались торопливые шаги, смолкшие перед дверью, и затем резкий стук.
Явился мистер Телли.
Само собой разумеется, что имя «мистер Телли» не настоящее. Подлинное имя не имеет значения, ибо оно никак не связано с этой книгой, а поскольку телевидение, газеты и радио относятся к одной категории бизнеса, я решил придумать некое обобщенное имя. Это следует уяснить с самого начала, так как в прошлом, честное благородное слово, мне присылали письма с расспросами о миссис Хенс-баум, Рози Хиппс и прочих моих персонажах, не догадываясь, что имена всех этих персонажей вымышлены.
Словом, явился мистер Телли. После краткого обмена дружескими приветствиями он сказал, что привез целый список различных вопросов, на что я ответил:
— Видите ли, я тяжело болен и просто не знаю, смогу ли выдержать напряжение многочасового интервью, а потому предлагаю вот что: давайте-ка все ваши вопросы, и тогда на некоторые я отвечу здесь и сейчас, а на остальные пришлю письменный ответ.
Глубокомысленно кивнув, мистер Телли выудил из кармана огромный ворох бумажек, местами искусно разрисованных арабесками, на которые он был большой мастер, и разложил вопросы передо мной на кровати.
— Прежде чем начать, — сказал я, — хочу сразу заявить, что авторские права на свои ответы я сохраняю за собой, ибо я намерен использовать этот материал в книге, которую собираюсь писать на английском языке. Надеюсь, вы это понимаете?
Немного приуныв, мистер Телли возразил:
— Хорошо, а мне-то как быть, если авторские права останутся за вами? Тогда ведь я сам не смогу воспользоваться этим материалом.
— Сможете, мистер Телли, — ответил я. — Я ведь говорю, что вы вправе использовать его во французской книге, которую вы, как я понял, намерены написать. Я же воспользуюсь им в английской книге, так что никакого конфликта не будет.
Прислушивавшаяся к разговору миссис Рампа с мудрым видом кивнула, и мистер Телли сдался:
— Ладно, тогда все в порядке.
— Так вот, — говорю я, — этот принесенный вами снимок из французской газеты заставляет меня пожалеть, что я не слишком силен во французском. Забавно, что эти типы называют меня «безобидным мошенником».
На самом деле я не безобиден и не мошенник, но их замечание вполне можно расценить как комплимент, ибо в нынешнем мире безобидность довольно редкое явление. Евреи и арабы всеми силами пытаются вышибить друг из друга дух, христиане одержимы желанием увидеть, что находится внутри у их же собратьев, разбрасывая бомбы по Монреалю, а уж Пресса и Телевидение не ведают пощады ни к кому.
Так что, пожалуй, прозвище «безобидный» звучит как комплимент, пусть даже в паре со словом «мошенник».
Но, видите ли, этим Пресса лишний раз признается в собственной пристрастности, ибо я всегда говорил, что личность автора книги не имеет значения, если то, что он пишет, служит благу других людей и если это правда. Так и моя персона не имеет значения, кем бы и чем бы я ни был.
Если то, что я пишу, приносит кому-то добро, тогда моя личность или буква, которой я подписываюсь — будь то A, Z или Y, — совершенно не важны. Да и само это интервью — не более чем попытка удовлетворить любопытство публики. Вам эта идея кажется отличной, а я в этом отнюдь не уверен.
Мне есть на что пожаловаться. Вот я говорю истинную правду, а Пресса ухитряется выдергивать мои слова из контекста, придавая им совершенно иной смысл, который я и не думал в них вкладывать. Я утверждаю, что все написанное мною правда. Ну как это можно исказить?
Но я не сомневаюсь, что Пресса сумеет сделать и это. А почему бы Прессе самой не заняться исследованиями? Уж на это денег наверняка бы хватило. Можно было бы исследовать несколько достоверных случаев трансмиграции. Они упоминаются даже в Библии, да и в библиотеках мира можно отыскать на протяжении всей истории документальные свидетельства по-настоящему достоверных случаев. (Мне бы надо поосторожнее обращаться со словом «по-настоящему», не то какой-нибудь балбес-газетчик тут же скажет: «Ага, он говорит «по-настоящему», подразумевая, что сам он не настоящий». Но ведь это совсем не так.) Я утверждаю, что совершил подлинную и достоверную трансмиграцию.
Вот вы спрашиваете обо всей этой истории со слесарем. А что, собственно, дурного в том, чтобы им быть? Уверен, что время от времени вы находили услуги слесаря весьма полезными, а иногда от его услуг бывает куда как больше пользы, чем от услуг газетчика. Скажем, чтобы вызволить вас из крохотного чуланчика, где вы случайно окажетесь взаперти, помощи одного газетчика будет недостаточно.
Впрочем, хотите — верьте, хотите — нет (мне-то все равно), но я никогда в жизни не был слесарем. Иначе я был бы намного богаче, чем теперь, ибо слесарям очень недурно платят. Во всяком случае, деньги они берут большие!
Вот я только что говорил о том, как вы сидите взаперти, и не могу не вспомнить без смеха об одном репортаже. Был как-то один газетчик, отличавшийся ужасно скверным характером, — из тех, кто преследует жертву без всякой пощады: однажды он непрошеным гостем поднялся на борт судна, чтобы взять интервью.