Тема 6. Человек: потребность в познании мира. 2 часа
Чувственное познание, его формы. Рациональное познание.
Абсолютизация рациональности или чувственности: "сенсуализм" и "рационализм". Проявление абсолютизированной рациональности в развитии НТР, сциентизме и обывательской рассудочности. Проявление абсолютизированной чувственности в потребительском стиле жизни, "сексуальной вседозволенности" и "воле к власти". Единство чувственного и рационального в познании.
Творчество и интуиция. Объяснение и понимание.
Истина и ценность, влияние ценностных ориентации на познавательный процесс. Знания, вера и суеверия. Ориентация на объективную истину как высшую ценность науки. Отличие научного познания от художественного воспроизведения действительности. Гуманитарное знание как ценностно-смысловое освоение бытия.
Самопознание как путь к саморазвитию и самосовершенствованию. Познавательная установка, потребность в научении и мотивация на образование.
Тема 7. Человек: потребности в связях с природными процессами в нем самом и окружающей среде 2 часа
Экологическая ниша человека. Основные факторы, воздействующие на организм человека. Природные ресурсы и естественные возможности биосферы как лимитирующие факторы выживания человека. Функции окружающей среды по отношению к человеку. Деятельность человека как экологический фактор.
Экологическая физиология человека. Организм человека как единое целое. Основные принципы функционирования и адаптаций.
Нервная и гуморальная регуляция физиологических процессов. Гомеостаз, терморегуляция, иммунитет. Зависимость физиологических функций от цикличности природных процессов и внутренних биоритмов.
Закономерности адаптации человека к среде обитания. Адаптивные типы человека и типы популяционного здоровья. Человеческий организм в экстремальных условиях. Физиолого-биохимические механизмы акклиматизации и адаптации. Этапы и критерии адаптации.
Влияние на человеческое здоровье загрязнений окружающей среды.
Здоровый образ жизни.
Тема 8. Удовлетворение потребностей и ценностных ориентаций сферой сервиса и турбизнеса. 4 часов
Обеспечение оптимальных форм и процессов обслуживания с учетом природных и социальных факторов. Ценностные ориентации субъектов процесса обслуживания (прислуживать, служить, сотрудничать?).
Сфера сервиса и турбизнеса: удовлетворение базовых биологических потребностей.
Сфера сервиса и турбизнеса: удовлетворение чувственно-эмоциональных потребностей.
Сфера сервиса и турбизнеса: удовлетворение познавательных потребностей.
Сфера сервиса и турбизнеса: удовлетворение побудительно-волевых потребностей.
Сфера сервиса и турбизнеса: поддержка в удовлетворении высших потребностей и самореализации.
Планы семинарских занятий
Семинар 1. Многообразие концепций о человеке и его сущности. (4 часа)
1. Специфика философского и специально-научного подходов к изучению человека. Многообразие концепций о его сущности и существовании.
2. Фрейдистское и неофрейдистские учения о природе человека.
3. Проблема человека в религиозной философии и мистических учениях.
4. Проблема человека в экзистенциализме. Свобода и ответственность.
5. Человек в системе цивилизации и культуры. Социоцентристские подходы к его сущности и существованию.
6. Марксистская и неомарксистские концепции личности.
7. Человек как устремленное к возрастающему совершенству универсальное и уникальное существо.
Л и т е р а т у р а.
Бердяев Н.А. Человек. Микрокосмос и макрокосмос // Феномен человека: Антология. - М., 1993.
Бубер М. Я и Ты // Из кн.: Мартин Бубер. Два образа веры. М., 1995. с. 16-92
Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в человеке - М.: ИМ. - 1997. Глава 1 и 2.
Гиренок Ф.И. Антропологические исследования. Кант и Гегель. М., 2001
Гуревич П.С. Философская антропология. Учебное пособие. - М., 1997.
Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.
Кимелев Ю. Западная философская антропология на рубеже XX - XXI веков.Москва , 2007, 76 c.
Мамардашвили М. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М., 1991
Мир философии. - М., 1991. - Часть 2, раздел 5.
Проблема человека в западной философии. М., 1991
Сознательное и бессознательное в социально-политических процессах в современной России. - М.: ИМ, 1997.
Франкл В. В поисках смысла.
Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. - М., 1989.
Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. - М, 1991.
Человек – наука – гуманизм. Ин-т философии РАН. – М.: Наука, 2009.
Семинар 2. Духовно-психический мир человека. (4 часа)
1. Биофизическое и психическое: их специфика и взаимосвязь. Душевное и духовное в психике человека.
2. Сущность деятельности и ее основные типы.
3. Место и роль бессознательного и сознания в психике человека.
Л и т е р а т у р а.
Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в человеке. - М.: ИМ. - 1997. Глава 3 и 4.1.
Воскобойников А.Э. Бессознательное – Сознание – Сверхсознание / Человек – наука – гуманизм. Ин-т философии РАН. – М.: Наука, 2009.
Деятельность: теория, методология, проблемы. - М., 1990.
Железнов Ю.Д. Человек в природе и обществе. Учебное пособие. – М., 2004.
Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал, 1992, № 2;
Мир философии. - М., 1991. - часть 1, раздел 4. Часть 2, раздел 5.
Сознательное и бессознательное в социально-политических процессах в современной России. - М.: ИМ, 1997.
Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. - М., 1989.
Человек – наука – гуманизм. Ин-т философии РАН. – М.: Наука, 2009.