Глава толкования суры «Искренность» («Скажи: “Он – Аллах Единый...€

10. (103) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Мухаммад ибн Йахья Аттар, что передал Мухаммад ибн Ахмад, что передал Мухаммад ибн Иса от Хишама ибн Ибрахима, что он сказал:

Аббаси передал, что он сказал Имаму Казыму (А): «Вот, некоторые ваши друзья задают вам вопрос».

Он спросил: «Кто они?»

Я ответил: «Хасан ибн Сахль».

Он спросил: «О чем вопрос?»

Я сказал: «О единобожии (таухид)».

Он спросил: «О чем из единобожия?»

Я сказал: «Он спрашивает: Аллах тело или нет?»

Он сказал: «Люди относительно единобожия (таухид) делятся на три течения (мазхаб): признающие (единобожие) через уподобление (ташбих); отрицающие (единобожие); признающие (единобожие) без уподобления (Аллаха творениям). Течение признания через уподобления не разрешено и течение отрицания не разрешено, а истинный путь в третьем течении признания без уподобления (исбат била ташбих)».

11 - حدثنا محمد بن علي ماجيلويه رحمه الله، قال: حدثنا محمد بن يحيى العطار، قال: حدثنا محمد بن أحمد، عن عمران بن موسى، عن الحسن بن العباس ابن حريش الرازي، عن بعض أصحابنا، عن الطيب يعني علي بن محمد، وعن أبي جعفر الجواد عليهما السلام أنهما قالا: من قال بالجسم فلا تعطوه من الزكاة ولا تصلوا وراءه

11. (104) Передал нам Мухаммад ибн Али Маджилавей, что передал Мухаммад ибн Йахья Аттар, что передал Мухаммад ибн Ахмад ибн Имрана ибн Мусы от Хасана ибн Аббаса ибн Хурайши Рази от Тайиба, то есть Али ибн Мухаммада (Имама Хади) и Мухаммада ибн Али Джавада, мир им обоим, что они сказали:

Тот, кто говорит, будто Аллах есть тело, - не давайте ему закят и не молитесь за ним.

12 - حدثنا محمد بن موسى بن المتوكل رحمه الله، قال، حدثنا محمد بن يحيى العطار، عن سهل بن زياد، عن محمد بن علي القاساني، قال: كتبت إليه عليه السلام:

أن من قبلنا قد اختلفوا في التوحيد، قال: فكتب عليه السلام: سبحان من لا يحد، ولا يوصف، ليس كمثله شئ، وهو السميع البصير

12. (105) Передал нам Мухаммад ибн Муса ибн Мутаваккиль, что передал Мухаммад ибн Йахья Аттар от Сахля ибн Зийада от Мухаммада ибн Али Касани, что он сказал:

Я написал Имаму (А), что в нашей области люди разошлись о единобожии (таухид). И он написал: «Пречист Тот, Кто не ограничивается и не описывается – нет ничего, подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий!»

13 - حدثنا الحسين بن أحمد بن إدريس رحمه الله، عن أبيه، عن أبي سعيد الآدمي، عن بشر بن بشار النيسابوري، قال: كتبت إلى أبي الحسن عليه السلام بأن من قبلنا قد اختلفوا في التوحيد، منهم من يقول هو جسم، ومنهم من يقول صورة، فكتب عليه السلام: سبحان من لا يحد، ولا يوصف، ولا يشبهه شئ، وليس كمثله شئ وهو السميع البصير

13. (106) Передал нам Хусейн ибн Ахмад ибн Идрис от его отца от Абу Саида Адами от Бишра ибн Башшари Нейшабури, что он сказал:

Я написал Имаму Казыму (А), что в нашей местности есть его друзья, которые расходятся в вопросе единобожия (таухид), и среди них такие, которые говорят, что Аллах есть тело, и такие, которые говорят, что Он есть образ. И он написал: «Пречист Тот, Кто не ограничивается, и не описывается, и нет ничего подобного Ему, и нет ничего такого, как Он, и Он – Слышащий, Видящий!»

14 - حدثنا أحمد بن محمد بن يحيى العطار رحمه الله، عن أبيه، عن سهل بن زياد، قال: كتبت إلى أبي محمد عليه السلام سنة خمس وخمسين ومائتين: قد اختلف يا سيدي أصحابنا في التوحيد منهم من يقول هو جسم، ومنهم من يقول هو صورة، فإن رأيت يا سيدي أن تعلمني من ذلك ما أقف عليه ولا أجوزه فعلت متطولا على عبدك، فوقع عليه السلام بخطه: سألت عن التوحيد، وهذا عنكم معزول، الله تعالى واحد، أحد، صمد، لم يلد ولم يولد، ولم يكن له كفوا أحد، خالق وليس بمخلوق، يخلق تبارك وتعالى ما يشاء من الأجسام وغير ذلك، ويصور ما يشاء، وليس بمصور، جل ثناؤه، وتقدست أسماؤه، وتعالى عن أن يكون له شبيه، هو لا غيره ليس كمثله شئ، وهو السمع البصير

14. (107) Передал нам Ахмад ибн Мухаммад ибн Йахья Аттар от его отца от Сахля ибн Зийада, что он сказал:

Я написал Имаму Хасану Аскари (А) в двести пятьдесят пятом году: «О, мой господин, наши друзья разошлись по вопросу единобожия (таухид). Одни из них сказали, что Аллах есть тело, другие – что Он есть образ. Если ты научишь меня, о мой господин, тому, на чем я встану в этом вопросе, и тому, что не дозволено в нем, то окажешь милость своему рабу».

И он ответил, написав своей собственной рукой: «Ты спросил о единобожии (таухид), и оно отдалено от вас, (судя по вашим мнениям). Аллах – велик Он и свят! – Единый, Единственный, Самодостаточный, не родил и не был рожден, и не был равен Ему ни один, Творец, а не сотворенный: творит Он любые тела, какие пожелает, и не только, и формирует любые образы, Сам же не имеет образа. Превознеслась Его слава, и освятились Его имена, и превыше Он того, чтобы у Него было подобие. Только Он – и ничего, кроме Него, и нет ничего, подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий!»

15 - حدثنا محمد بن الحسن بن أحمد بن الوليد رحمه الله، قال: حدثنا محمد بن الحسن الصفار، قال: حدثنا العباس بن معروف، قال: حدثنا ابن أبي نجران عن حماد بن عثمان، عن عبد الرحيم القصير، قال: كتبت على يدي عبد الملك بن أعين إلى أبي عبد الله عليه السلام بمسائل، فيها: أخبرني عن الله عز وجل هل يوصف بالصورة وبالتخطيط؟ فإن رأيت جعلني الله فداك أن تكتب إلي بالمذهب الصحيح من التوحيد فكتب عليه السلام بيدي عبد الملك بن أعين: سألت رحمك الله عن التوحيد وما ذهب إليه من قبلك، فتعالى الله الذي ليس كمثله شئ وهو السميع البصير، تعالى الله عما يصفه الواصفون المشبهون الله تبارك وتعالى بخلقه المفترون على الله، واعلم رحمك الله أن المذهب الصحيح في التوحيد ما نزل به القرآن من صفات الله عز وجل، فانف عن الله البطلان والتشبيه، فلا نفي ولا تشبيه، هو الله الثابت الموجود، تعالى الله عما يصفه الواصفون، ولا تعد القرآن فتضل بعد البيان.

15. (108) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Мухаммад ибн Хасан Саффар, что передал Аббас ибн Мааруф, что передал Ибн Абу Наджран от Хаммада ибн Усмана от Абдуррахима Касира, что он сказал:

Я написал письмо Имаму Садыку (А), где был такой вопрос: «Сообщи мне об Аллахе - велик Он и свят! – описывается ли Он через образ или очертание? И если можно – да сделает меня Аллах твоею жертвой! – напиши мне об истинном учении (мазхаб) о единобожии (таухид)».

И он ответил: «Ты спросил – да помилует тебя Аллах! – о единобожии и о том, куда ушли люди твоей местности (в этом вопросе). И высок Аллах, и нет вещи, подобной Ему, и Он – Слышащий, Видящий; Аллах превыше того, что приписывают Ему описывающие, уподобляющие Аллаха – велик Он и свят! – Его творению и принижающие Его. Знай, что истинное учение (мазхаб) о единобожии – то, с чем был ниспослан Коран относительно качеств Аллаха, велик Он и свят! Так отвергай же относительно Аллаха ложь и уподобление (ташбих)! Его отрицание есть заблуждение, и Его уподобление (чему-то) есть заблуждение. Он – Аллах, Прочный (сабит), Сущий (мауджуд). Превыше Аллах того, что приписывают Ему описывающие! Не уходи же от Корана, иначе заблудишься после ясного разъяснения!»

16 - حدثنا أحمد بن محمد بن يحيى العطار رحمه الله، عن أبيه، عن سهل بن زياد، عن بعض أصحابنا، قال: كتبت إلى أبي الحسن عليه السلام أسأله عن الجسم و الصورة، فكتب: سبحان من ليس كمثله شئ ولا جسم ولا صورة

16. (109) Передал нам Ахмад ибн Мухаммад ибн Йахья Аттар от его отца от Сахля ибн Зийада от некоторых других:

Я написал Имаму Мусе Казыму (А), спрашивая Его о теле и образе (Аллаха). Он ответил: «Пречист Тот, Которому ничто не подобно, – Он не есть тело и не есть образ».

17 - حدثنا أحمد بن محمد بن يحيى العطار رضي الله عنه، عن أبيه، عن سهل ابن زياد الآدمي، عن حمزة بن محمد، قال: كتبت إلى أبي الحسن عليه السلام أسأله عن الجسم والصورة، فكتب: سبحان من ليس كمثله شئ

17. (110) Передал нам Ахмад ибн Мухаммад ибн Йахья Аттар от его отца от Сахля ибн Зийада Адами от Хамзы ибн Мухаммада, что он сказал:

Я написал Имаму Казыму (А), спрашивая его о теле и образе (Аллаха). Он ответил: «Пречист Тот, Которому ничто не подобно».

18 - حدثنا علي بن أحمد بن عبد الله بن أحمد بن أبي عبد الله البرقي رحمه الله، عن أبيه، عن جده أحمد بن أبي عبد الله، عن أبيه، عن عبد الله بن بحر، عن أبي - أيوب الخزاز، عن محمد بن مسلم، قال: سألت أبا جعفر عليه السلام عما يروون أن الله عز وجل خلق آدم على صورته فقال: هي صورة محدثة مخلوقة، اصطفاها الله واختارها على سائر الصور المختلفة، فأضافها إلى نفسه كما أضاف الكعبة إلى نفسه والروح إلى نفسه. فقال: (بيتي) وقال: (ونفخت فيه من روحي)

18. (111) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Абдуллах ибн Ахмад ибн Абу Абдуллах Барки от его отца от его деда Ахмада ибн Абу Абдуллаха от его отца от Абдуллаха ибн Бахра от Абу Айуба Хаззаза от Мухаммада ибн Муслима, что он сказал:

Я спросил у Имама Бакира о том, что передают, будто Аллах – велик Он и свят! – сотворил Адама по Своему образу. Он сказал: «Этот образ – преходящий, сотворенный; Аллах предпочел его и избрал из числа различных других образов. И Он отнес Его к Себе подобно тому, как отнес к Себе Каабу или дух, говоря: “Мой дом” (2: 125) или “вдохну в него от Моего духа” (15: 29)»[68].

19 - حدثني محمد بن موسى بن المتوكل رحمه الله، قال: حدثنا عبد الله بن جعفر الحميري، عن أحمد بن محمد بن عيسى، عن الحسن بن محبوب، عن يعقوب السراج، قال: قلت لأبي عبد الله عليه السلام: إن بعض أصحابنا يزعم أن لله صورة مثل صورة الإنسان، وقال آخر: إنه في صورة أمرد جعد قطط، فخر أبو عبد الله ساجدا، ثم رفع رأسه، فقال: سبحان الله الذي ليس كمثله شئ، ولا تدركه الأبصار، ولا يحيط به علم، لم يلد لأن الولد يشبه أباه، ولم يولد فيشبه من كان قبله، ولم يكن له من خلقه كفوا أحد، تعالى عن صفة من سواه علوا كبيرا

19. (112) Передал нам Мухаммад ибн Муса ибн Мутаваккиль, что передал Абдуллах ибн Джафар Химьяри от Ахмада ибн Мухаммада ибн Исы от Хасана ибн Махбуба от Йакуба Сарраджа, что он сказал:

Я сказал Имаму Садыку (А): «Вот, некоторые люди думают, что у Аллаха есть образ, подобный образу человека. Другие говорят, что у Него облик безбородого юноши с вьющимися курчавыми локонами». Имам Садык (А) упал в земной поклон, потом поднял голову и сказал: «Пречист Аллах, Которому не подобна никакая вещь, и взоры не постигают Его, и знание не объемлет Его; не рождал Он, ибо ребенок подобен отцу, и не был рожден, чтобы быть похожим на того, кто был прежде Него, и из Его создания не был равен Ему ни один! Превыше Он качеств того, что кроме Него, великим вознесением!»

20 - حدثنا محمد بن موسى بن المتوكل رحمه الله، قال: حدثنا علي بن إبراهيم بن هاشم، عن أبيه، عن الصقر بن (أبي) دلف، قال: سألت أبا الحسن علي بن محمد بن علي بن موسى الرضا عليهم السلام عن التوحيد، وقلت له: إني أقول بقول هشام ابن الحكم، فغضب عليه السلام ثم قال: ما لكم ولقول هشام، إنه ليس منا من زعم أن الله عز وجل جسم ونحن منه براء في الدنيا والآخرة، يا ابن (أبي) دلف إن الجسم محدث، والله محدثه ومجسمه.

20. (113) Передал нам Мухаммад ибн Муса ибн Мутаваккиль, что передал Али ибн Ибрахим ибн Хашим от его отца от Сакра ибн Аби Дулафа, что он сказал:

Я спросил у Имама Резы (А) о единобожии (таухид) и сказал: «Я говорю, как говорил Хишам ибн Хакам». Он разгневался и сказал: «Что вам в словах Хишама ибн Хакама? Не из нас тот, кто думает, будто у Аллаха есть тело, и мы отрекаемся от него в ближней жизни и будущей. О, Ибн Аби Дулаф! Поистине, тело – преходяще, и Аллах – Тот, Кто сотворил его и дал ему телесность».

Наши рекомендации