Поиск съемочной команды
Пояснительная записка
Интерес к документальному кино у меня появился постепенно. Изначально, еще до поступления в университет, я практиковалась на телевидении и смотрела на создание кино под другим углом. Позже стала понимать, что такой вид неигрового кино, как документальное, сильно отличается от телевизионного формата. Оно имеет много граней и позволяет показать зрителю свой индивидуальный подход, раскрыть тему, используя разные выразительные средства. Я обнаружила, что это настоящий глубокий процесс и количество методов и возможностей для раскрытия проблемы огромно.
Когда поднималась тема создания дипломного проекта, я понимала, что хочу снимать фильм-портрет. Почему? Потому что каждый человек, независимо от своего происхождения, места работы и прочих вещей - уникален. В каждом из нас целый мир, раскрывая который удивляешься тому, что не мог видеть раньше. И моя задача, как режиссера, посмотреть на героя со своей стороны. Увидеть в нем то, что не видят другие, раскрыть и продемонстрировать.
Это может быть тихий и скромный человек, или яркий и непредсказуемый. Но, только подойдя ближе, мы поймем и увидим совершенно иное. Можно приводить множество примеров, но все они будут индивидуальными, также как индивидуальны люди. Каждая история уникальна и этим интересна. Когда понимаешь, как разнообразны жизненные ситуации и сколько историй окружает каждого, ощущаешь, насколько богата и полна планета, содержа в себе столько глубоких отдельных миров.
О своей истории создания фильма, поиске героя, работе с командой расскажу подробнее далее.
Поиск и знакомство с героем
Когда возник вопрос о поиске героя, мысли были совершенно разными. Хотелось найти человека, посмотрев на которого ты точно скажешь - это герой моего фильма. Со своей героиней я познакомилась совершенно случайно. Однажды, когда я ехала в метро, напротив меня села женщина. Она была одета так, будто копировала Ван Гога. В ее руках был большой букет оригинальных цветов, что сильно контрастировало с ее внешностью. На полу, рядом с ней, стояла сумка с холстами. Женщина достала белый лист бумаги и начала рисовать пассажира, сидевшего напротив. Буквально за пару станций моей будущей героине удалось написать портрет. В тот момент я подумала, что если мы доедем до одной станции, я обязательно подойду к ней познакомиться. Мы действительно вышли на одной станции. Я понимала, что она может и не согласиться, но все равно подошла к ней. Несмотря на мои ожидания, женщина-художник очень обрадовалась такой идее и согласилась на съемки. Наталья, так зовут мою героиню. С момента знакомства с ней я еще больше убедилась, что она действительно невероятная. Помимо того, что Наталья - художник, она одновременно неординарна и непредсказуема. Ее образ мышления, поведение, открытость удивили меня. Именно это делает ее необыкновенной. В Наталье ощущается внутренний ребенок, и она не боится это показывать. Она одновременно ранима, и в тоже время сильна. Она многогранна и может быть любой, в зависимости от ее настроения. Она сама строит свою жизнь и делает ее такой, какой ей самой ее хочется видеть. Помимо того, что Наталья входит в Союз художников России и пишет картины, в ее жизни есть место стихам, с которыми Наталья любит выступать на мероприятиях, посвященным поэзии. Она любит давать мастер-классы, знакомится с большим количеством людей и наполняет себя разным. Видно, что героиня открыта экспериментам в жизни и ей многое интересно.
Несмотря на то, что героиня внешне очень расковано себя ведет, тем не менее, у нее, как и у всех людей есть свои страхи, тайны, истории. Я понимала, что героиня ранима и к ней нужен особый подход. Поэтому первоначально мы пообщались с ней до съемок, для того, чтобы было проще понимать друг друга дальше. Как я уже упомянула, героиня внутри ранима. Да, она готова прыгать и резвиться, говорить и смеяться, но личные темы она все равно старалась обходить стороной. Поэтому было важно понять, какими способами я могу ее постепенно раскрывать. Как постараться сделать так, чтобы ей самой захотелось показать себя такой, какой она является. Вопрос решался постепенно, по мере того, как мы общались с героиней. Я приезжала, ставила камеру, включала диктофон, и шаг за шагом героиня стала привыкать к тому, что ее снимают. Более того, я увидела, что ей это нравится. Наталья рассказывала мне, как всю жизнь она мечтала о том, чтобы о ней сняли кино; как она представляла, как идет по улице, мечтает, думает, говорит, и ее рассуждения записываются и вот этот момент настал и она счастлива. Я поняла, что героиня готова к разным экспериментам.
Поиск съемочной команды
Параллельно с тем, как я общалась с героиней, необходимо было найти оператора. Это был важный вопрос, так как от этого зависело решение многих задач. Видя свою героиню, я понимала, что нужно будет отойти от привычных рамок и дать и себе возможность вырасти в профессиональном смысле и раскрыться. Создание фильма о Наталье предусматривало только образную съемку и индивидуальный подход, который должен был быть таким же нестандартным, как и сама героиня. Поэтому я понимала, что с помощью визуального представления можно интересно акцентировать внимание на нужных вещах. Исходя из этого, было понятно, что у нас с оператором должен быть схожий взгляд или желание понять друг друга на площадке. От нашей общей работы зависел весь результат.
Благодаря мастеру, я смогла познакомиться с оператором, которому также было необходимо снимать дипломный проект, а позже и с его одногруппником, который также помогал нам во время съемок. Удивительно, но мы действительно прекрасно поняли друг друга и быстро вошли в творческий процесс.