Глава 10. два различных пути
Существует только две различные возможности, которые имеются у нас, чтобы распознать оказываемую нам помощь.
Во-первых, "существует путь, который представляется нам правильным", с помощью которого помощь приходит к нам извне - посредством разума, поучений и их истолкований. Многие могут засвидетельствовать о том, что они получили помощь таким путем. Однако, эта "помощь" в принципе отличается от той действительной помощи, которую предусмотрел для них Бог.
Во-вторых, нам следует понять, что путь Божий стремится привести во взаимосвязь дух с духом. Вместо того, чтобы развивать свое мышление или стремиться к большему знанию, наша духовная жизнь может назидаться такой взаимосвязью. Пусть никто в этом отношении не заблуждается! Доколе мы не найдем этого пути, у нас и нет истинного христианства. Это единственный путь назидать или развивать наш дух.
Объясним эту мысль несколько подробнее. Если вы регулярно слушаете проповеди, то вам, без сомнения, неприятно слушать дважды одну, и ту же проповедь от одного и того же проповедника. Вы убеждены, что вполне достаточно, если вы слушали эту проповедь уже однажды. Это происходит потому, что христианство в вашем представлении является просто учением - т.е. накопленными разумом правильными знаниями. Но разве вы не видите, что назидание является делом духа, а не учения?
Если наш брат говорит посредством духа, вы всякий раз омываетесь и очищаетесь, как только проявится его дух и как только он вступит в связь с вами, несмотря на то, знаком ли вам уже материал беседы или как часто вы слышали уже эту же тему.
Учения и принципы, не оживленные духом, можно расценивать только, как мертвые буквы.
В сокрушенном человеке заключается что-то особенное. Вы не только в состоянии помочь, но вы и сами одновременно испытываете помощь. Когда к вам обращаются с вопросом, ваш ответ, в свою очередь, оказывается и для вас помощью. Когда вы молитесь вместе с ищущим Господа грешником, вы сами внутренне укрепляетесь. Если вы оказались в таком положении, что вам пришлось серьезно беседовать с заблудившимся братом, то не только дух его обновляется, но и вы испытываете внутреннее содействие. Так и вы получаете помощь от всякого духовного контакта.
Вы удивляетесь тому, как все Тело заботится о вас, как о членах. Какой-то другой член вполне в состоянии откликнуться на вашу нужду, так что вы получите помощь.
Вы становитесь получателями всего того, что в состоянии предложить вам все Тело.
Как же это драгоценно! Вот тогда с радостью можете сказать: "Полнота Главы - это полнота Тела, а полнота Тела - это моя полнота!" Не гораздо ли более все это, нежели умножение постигаемого разумом знания?!
Способность воспринимать помощь - способность духа вступать во взаимосвязь с другим духом - это доказательство того, что человек сокрушен. Интеллигентность сама по себе не отвергает помощи, но тем не менее она является доказательством того, что здесь оболочка тверже, нежели у других. В Господней милости интеллигентная личность основательно должна сломаться любым образом, пока она не окажется однажды способной принять помощь от всей Церкви. Зададимся, поэтому, вопросом: в состоянии ли мы принять от других необходимое нам? Если все-таки мы еще не в состоянии, то весьма вероятно, у нас твердая оболочка, которая препятствует нам войти в контакт в духом брата, если он намеревается что-то передать нам. Если же мы сокрушены, мы сразу же принимаем помощь, как только дух его придет в движение. Дело не в том, как силен дух, а дело в том, пришел ли уже дух, с духом во взаимосвязь. Вот этот контакт и оживляет и обновляет. Как же важно поэтому, чтобы внешний человек был сокрушен. Вне всяких сомнений, это основное условие для того, чтобы принять помощь и чтобы помочь другим.
Общение в духе.
Наряду с различными видами культивируемых общений существует духовное общение, которое гораздо значительнее, нежели обмен мыслями и мнениями. Оно состоит во взаимном воздействии духа на дух, но оно возможно в том случае, если дух наш свободен, чтобы вступить во взаимосвязь с духом другого человека. В этом обмене духа мы переживаем общение святых и начинаем понимать, что имеет Писание ввиду, когда говорит об общении в духе. Это действительно общение в духе, а не обмен мнениями. Благодаря этому общению в духе мы можем молиться единодушно друг с другом. Так как многие независимо от своего духа молятся своим разумом, им трудно найти другого человека с таким же настроением, чтобы молиться вместе и единодушно. Всякий, кто рожден свыше, в ком пребывает Дух Святой, может иметь с нами общение. Оно возможно, потому что наш дух открыт для общения, он готов для того, чтобы принимать и готов также к тому, чтобы дух брата мог воспринять его.
Таким образом мы состоим в связи с Телом Христовым, потому что мы - Тело. Можем ли мы это понять, когда говорим, что дух всех нас составляет Тело Христово?
Подлинно "бездна бездну призывает" (ПС. 41:8). Глубина вашего существа зовет к встрече с моей глубиной, а я взываю ко встрече с глубиной всей Церкви. Так осуществляется общение глубин, т.е. взаимный призыв и ответ. Это-то, что является самым необходимым, чтобы войти в правильное соприкосновение с духом Церкви.