Глава толкования суры «Искренность» («Скажи: “Он – Аллах Единый...
Ибн Аби Ауджа ушел. Вернувшись через какое-то время, он сказал: «О, Ибн Мукаффаа! Это не человек: если бы на этой земле был кто-то из мира ангелов, который становится телом, когда желает проявиться, и уходит назад, когда желает скрыться, то это был бы он!» Тот сказал: «Что же ты видел?» Ибн Аби Ауджа сказал: «Я сел возле него, и когда не осталось там никого, кроме меня, он начал говорить со мной и сказал: “Если истина с тем, что говорят те (которые совершают таваф), то они спасутся, а вы погибнете; если же истина с тем, что говорите вы (атеисты), а не с ними, то нет разницы между вами и ими[84]”. Я сказал: “А что мы говорим, и что они говорят? Мы говорим одно и то же”. Он сказал: “Как же вы говорите одно и то же, если они (совершающие таваф) говорят, что их ждет воскресение, награда или наказание и верят, что на небе есть Бог и что небеса населены, вы же мните, будто небеса пустынны, и нет там никого?”»
Ибн Аби Ауджа продолжал: «Выждав подходящий момент, я спросил у него: “Что же помешало Богу, если дело обстоит так, как ты говоришь, показать Себя творениям и призвать их к поклонению Себе, чтобы хотя бы двое из них не расходились относительно Него? Почему Он Сам закрылся от них и отправил к ним посланников? Если бы Он Сам известил их о Себе, это было бы лучше для их веры в Него”. И он сказал: “Горе тебе! Как же Он закрылся от тебя, если ты видишь Его силу (кудрат) проявленной в самом себе, в твоей старости после молодости, в твоей силе после слабости, и в твоей слабости после силы, и в твоей болезни после здоровья, и в твоем здоровье после болезни, и в твоем довольстве после гнева, и в твоем гневе после довольства, и в твоем горе после радости, и в твоей радости после горя, и в твоей любви после ненависти, и в твоей ненависти после любви, и в твоей решимости после отказа, и в твоем отказе после решимости, и в твоей страсти после отвращения, и в твоем отвращении после страсти, и в твоем стремлении после страха, и в твоем страхе после стремления, и в твоей надежде после отчаяния, и в твоем отчаянии после надежды, и в твоем вспоминании того, что не было в твоих мыслях, и в стирании из твоей памяти того, во что ты верил?”
И он (Имам Садык) продолжал так говорить мне о Его силе, которую я не мог отвергнуть, покуда я не почувствовал, как будто Он (Аллах) проявляется между им и мною».
5 - حدثنا أحمد بن محمد بن يحيى العطار رحمه الله، قال: حدثني سعد بن عبد الله، عن أحمد بن أبي عبد الله، عن يعقوب بن يزيد، عن محمد بن أبي عمير، عمن ذكره، عن أبي عبد الله عليه السلام قال: إن إبليس قال: لعيسى بن مريم عليه السلام: أيقدر ربك على أن يدخل الأرض بيضة لا يصغر الأرض ولا يكبر البيضة؟ فقال عيسى عليه السلام ويلك على أن الله لا يوصف بعجز، ومن أقدر ممن يلطف الأرض ويعظم البيضة
5. (150) Передал нам Ахмад ибн Мухаммад ибн Йахья Аттар, что передал Саад ибн Абдуллах от Ахмада ибн Аби Абдилляха от Йакуба ибн Йазида от Мухаммада ибн Аби Умейры от того, кого привел, от Имама Садыка (А), что он сказал:
Иблис сказал Исе ибн Марьям (А): «Может ли твой Господь поместить землю внутрь яйца, не уменьшая землю и не увеличивая яйца?» Иса (А) сказал: «Горе тебе! Поистине, Аллах не описывается через немощь, и кто сильнее Того, Кто уменьшает землю и увеличивает яйцо?»
6 - حدثنا أبي رحمه الله قال: حدثنا سعد بن عبد الله، قال: حدثنا يعقوب ابن يزيد، عن حماد بن عيسى، عن ربعي بن عبد الله، عن الفضيل بن يسار قال: سمعت أبا عبد الله عليه السلام يقول: إن الله عز وجل لا يوصف. قال: وقال زرارة: قال أبو جعفر عليه السلام: إن الله عز وجل لا يوصف وكيف يوصف وقد قال في كتابه: (وما قدروا الله حق قدره) فلا يوصف بقدرة إلا كان أعظم من ذلك
6. (151) Передал нам наш отец, что передал Саад ибн Абдуллах, что передал Йакуб ибн Йазид от Хаммада ибн Исы от Рибъи ибн Абдуллаха от Фузейла ибн Йасара, что он сказал:
Я слышал, что Имам Садык (А) сказал: «Поистине, Аллах – велик Он и свят! – не описывается».
Зурара также передал от Имама Бакира (А), что он сказал: «Поистине, Аллах – велик Он и свят! – не описывается. И как Он будет описан, если Он сказал в Своей Книге: “Не поняли они величие Аллаха должным образом” (6: 91)? Аллах не описывается через Его силу (кудрат), разве что Он будет больше этого».
7 - حدثنا محمد بن الحسن بن أحمد بن الوليد رحمه الله قال: حدثنا محمد بن الحسن الصفار، عن محمد بن الحسين بن أبي الخطاب، عن جعفر بن بشير، عن الحسين ابن أبي حمزة، قال: سمعت أبا عبد الله عليه السلام يقول: قال أبي عليه السلام: إن محمد بن علي ابن الحنفية كان رجلا رابط الجاش - وأشار بيده - وكان يطوف بالبيت فاستقبله الحجاج، فقال: قد هممت أن أضرب الذي فيه عيناك، قال له محمد: كلا، إن الله تبارك اسمه في خلقه كل يوم ثلاثمائة لحظة أو لمحة، فلعل إحداهن تكفك عني
7. (152) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Мухаммад ибн Хасан Саффар от Мухаммада ибн Хусейна ибн Аби Хаттаба от Джафара ибн Башира от Хусейна ибн Аби Хамзы, что он сказал:
Я слышал, что Имам Садык (А) говорит: «Я слышал от своего отца, что Мухаммад ибн Али ибн Ханафийа был силен сердцем (храбр), - он показал рукой на Дом Аллаха, - и совершал таваф вокруг Дома Аллаха, и его встретил Худжжадж (ибн Йусуф)[85] и сказал: “Хочу отрубить твою голову с плеч”. Мухаммад сказал: “Никогда! Воистину, у Аллаха среди Его творений в день триста мгновения или мановений глаза (то есть событий), и среди них будет такое, которое удалит тебя от меня”».
8 - حدثنا محمد بن علي ماجيلويه رحمه الله، عن محمد بن أبي القاسم، عن محمد ابن علي الصيرفي، عن علي بن حماد، عن المفضل بن عمر الجعفي، عن أبي - عبد الله عليه السلام، قال: إن الله تبارك وتعالى لا تقدر قدرته، ولا يقدر العباد على صفته ولا يبلغون كنه علمه ولا مبلغ عظمته، وليس شئ غيره، هو نور ليس فيه ظلمة وصدق ليس فيه كذب، وعدل ليس فيه جور، وحق ليس فيه باطل، كذلك لم يزل ولا يزال أبد الآبدين، وكذلك كان إذ لم يكن أرض ولا سماء ولا ليل ولا نهار ولا شمس ولا قمر ولا نجوم ولا سحاب ولا مطر ولا رياح، ثم إن الله تبارك وتعالى أحب أن يخلق خلقا يعظمون عظمته ويكبرون كبرياءه ويجلون جلاله.
فقال: كونا ظلين، فكانا كما قال الله تبارك وتعالى.
8. (153) Передал нам Мухаммад ибн Али Маджилавей от Мухаммада ибн Аби Касима от Мухаммада ибн Али Сайрафи от Али ибн Хаммада от Муфаззаля ибн Умара Джуафи от Имама Садыка (А), что он сказал:
Воистину, сила (кудрат) Аллаха – велик Он и свят! - не поддается измерению, и рабы не способны Его описать, и они не достигнут глубины Его знания и величины Его величия. И нет ничего, кроме Него; Он есть свет, в котором нет тьмы, правда, в которой нет обмана, справедливость, в которой нет угнетения, истина, в которой нет лжи. Таков Он – не преходил и не прейдет во веки веков, никогда; и был таким же, когда не было еще небес и земли, дня и ночи, солнца и луны, звезд и облаков, дождей и ветров. И вот, затем Аллах возлюбил создать творение, которое возвеличивало бы Его величие, и превозносило бы Его грандиозность, и славило бы Его славу. И Он сказал: «Да будут две тени!» - и они возникли, как сказал Аллах, велик Он и свят.
Комментарий составителя книги шейха Садука:
Значение его слов «Он есть свет» - в том, что Он есть озаряющий и ведущий (рабов по пути), а значение слов «да будут две тени!» - Святой дух (рух мукаддас) и приближенный ангел. Аллах был, и ничего не было, кроме Него. И Он пожелал создать пророков, доводы (имамов) и шахидов и создал прежде них Святой дух, и он есть то, чем Аллах поддержал пророков, доводы и шахидов, и им Аллах защищает их от козней сатаны и его наущений, и ведет их по пути, и дарует им успех, и помогает им мыслями истины. Затем же Он создал Верного духа (Джабраила), которого отправил к Своим пророкам с откровением от Него, велик Он и свят. И Он сказал им: «Будьте двумя тенями, укрывающим Моих пророков, посланников, доводы и шахидов; и стали они, как сказал Аллах, двумя тенями, укрывающим Его пророков, посланников, доводы и шахидов, и ими двумя Он помог им, и поддержал их, и охранял их. И в этом значении говорят, например, о справедливом правителе, что он есть тень Аллаха на Его земле для Его рабов: через него Он поддерживает угнетенного, и дает безопасность страшащемуся, и оберегает дороги[86].
9 - حدثنا محمد بن علي ماجيلويه رحمه الله، عن عمه محمد بن أبي القاسم، عن أحمد بن أبي عبد الله، عن أبي أيوب المدني عن محمد بن أبي عمير، عن عمر بن أذينة، عن أبي عبد الله عليه السلام قال: قيل لأمير المؤمنين عليه السلام: هل يقدر ربك أن يدخل الدنيا في بيضة من غير أن يصغر الدنيا أو يكبر البيضة؟ قال: إن الله تبارك وتعالى لا ينسب إلى العجز، والذي سألتني لا يكون
9. (154) Передал нам Мухаммад ибн Али Маджилавей от его дяди Мухаммада ибн Аби Касима от Ахмада ибн Аби Абдилляха от Абу Айуба Мадани от Мухаммада ибн Аби Умейры от Умара ибн Узайна от Имама Садыка (А), что он сказал:
У повелителя верующих (А) спросили: «Может ли твой Господь поместить весь мир в яйцо, не уменьшая при этом мира и не увеличивая яйца?» Он сказал: «Поистине, Аллах не описывается через немощь, но само то, о чем ты спрашиваешь, невозможно»[87].
10 - حدثنا جعفر بن محمد بن مسرور رحمه الله قال: حدثنا الحسين بن محمد بن عامر، عن عمه عبد الله بن عامر، عن ابن أبي عمير، عن أبان بن عثمان، عن أبي - عبد الله عليه السلام قال: جاء رجل إلى أمير المؤمنين عليه السلام فقال: أيقدر أن يدخل الأرض في بيضة ولا يصغر الأرض ولا يكبر البيضة؟ فقال: ويلك، إن الله لا يوصف بالعجز ومن أقدر ممن يلطف الأرض ويعظم البيضة
10. (155) Передал нам Джафар ибн Мухаммад ибн Масрур, что передал Хусейн ибн Мухаммад ибн Амир от его дяди Абдуллаха ибн Амира от Ибн Аби Умейры от Абана ибн Усмана от Имама Садыка (А), что он сказал:
У повелителя верующих (А) спросили: «Может ли твой Господь поместить весь мир в яйцо, не уменьшая при этом мира и не увеличивая яйца?» Он сказал: «Горе тебе! Поистине, Аллах не описывается через немощь; и кто сильнее, чем Тот, Кто уменьшает мир и увеличивает яйцо?»
11 - حدثنا علي بن أحمد بن عبد الله البرقي رحمه الله، قال: حدثنا أبي، عن جده أحمد بن أبي عبد الله، عن أحمد بن محمد بن أبي نصر، قال: جاء رجل إلى الرضا عليه السلام فقال: هل يقدر ربك أن يجعل السماوات والأرض وما بينهما في بيضة؟ قال: نعم، وفي أصغر من البيضة، قد جعلها في عينك وهي أقل من البيضة، لأنك إذا فتحتها عاينت السماء والأرض وما بينهما، ولو شاء لأعماك عنها
11. (156) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Даккак, что передал его отец от его деда Ахмада ибн Аби Абдилляха от Ахмада ибн Мухаммада Аби Насра, что он сказал:
Человек пришел к Имаму Резе (А) и сказал: «Способен ли твой Господь поместить небо, землю и то, что между ними, в яйцо?» Он сказал: «Да, и даже в то, что меньше яйца. Он уже поместил всё это в твоем глазу, а тот меньше яйца. Когда ты открываешь глаза, видишь небеса, землю и то, что между ними. Если же Он пожелает, ослепит тебя и лишит этого».
12 - حدثنا علي بن أحمد بن محمد بن عمران الدقاق رحمه الله، قال: حدثنا أبو القاسم العلوي، عن محمد بن إسماعيل البرمكي، قال: حدثنا الحسين بن الحسن قال: حدثنا محمد بن عيسى، عن محمد بن عرفة، قال: قلت للرضا عليه السلام خلق الله الأشياء بالقدرة أم بغير القدرة؟ فقال: لا يجوز أن يكون خلق الأشياء بالقدرة لأنك إذا قلت: خلق الأشياء بالقدرة فكأنك قد جعلت القدرة شيئا غيره، وجعلتها آلة له بها خلق الأشياء، وهذا شرك، وإذا قلت: خلق الأشياء بقدرة فإنما تصفه أنه جعلها باقتدار عليها وقدرة، ولكن ليس هو بضعيف ولا عاجز ولا محتاج إلى غيره.
12. (157) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Даккак, что передал Абу Касим Алави от Мухаммада ибн Исмаила Бармаки, что передал Хусейн ибн Хасан, что передал Мухаммад ибн Иса от Мухаммада ибн Арафа, что он сказал:
Я спросил у Имама Резы (А): «Аллах сотворил вещи через Свою силу (кудрат) или через что-то другое?» Он сказал: «Творение вещей не может быть через силу. Ибо если ты говоришь, что Он создал все вещи через силу, то тем самым будто бы делаешь силу чем-то отдельным от Него, как бы орудием, через которое Он создал вещи, а это суть многобожие (ширк). И когда ты говоришь, что Он создал вещи через силу, то ты описал Его так, что Он создал вещи посредством силы, которую Он приобрел над ними. Однако Он не слаб и не немощен и не имеет нужды в том, что кроме Него».
13 - حدثنا حمزة بن محمد العلوي رحمه الله، قال: أخبرنا علي بن إبراهيم، عن أبيه، عن محمد بن أبي عمير، عن عمر بن أذينة، عن أبي عبد الله عليه السلام في قوله عز وجل (ما يكون من نجوى ثلاثة إلا هو رابعهم ولا خمسة إلا هو سادسهم ولا أدنى من ذلك ولا أكثر إلا هو معهم أين ما كانوا) فقال: هو واحد، أحدي الذات، بائن من خلقه، وبذاك وصف نفسه، وهو بكل شئ محيط بالإشراف والإحاطة والقدرة لا يعزب عنه مثقال ذرة في السماوات ولا في الأرض ولا أصغر من ذلك ولا أكبر بالإحاطة والعلم لا بالذات لأن الأماكن محدودة تحويها حدود أربعة فإذا كان بالذات لزمه الحواية