Если человек погибнет и нет у него ребенка, а есть у него сестра
то ей - половина того, что он оставил.
А так как дочь является ребёнком, то сестре не положено ничего. Большинство
учёных не согласны с этим решением. Они считают, что дочь получает положенную ей половину наследства, а сестра получает другую половину по другому виду наследства, которое следует из другой части аята (4:176). Касательно наследства сестры с другой стороны, то аль-Бухари сообщает, что аль-Асвад сказал: «Муаз ибн Джабал,
(будучи судьёй среди нас) присудил половину наследства дочери, а половину сестре».
В Сахихе аль-Бухари приводится хадис, в котором Хузайль ибн Шархабил сказал,
что Абу Мусу, да будет доволен им Аллах, спросили о (доле наследства) дочери,
дочери сына и сестры, и он сказал: «Дочери причитается половина и сестре
- половина. (Можете) пойти к Ибн Мас‘уду, и он скажет то же самое».
После этого Ибн Мас‘уду задали тот же вопрос, передав слова Абу Мусы, и он сказал: «(Если я скажу то же самое, то) собьюсь с правильного пути и не буду в числе тех, кто ведом по правильному пути (а поэтому) я скажу об этом то же самое, что говорил
(в подобных случаях и) пророк (да благословит его Аллах и приветствует):
дочери причитается половина, а дочери сына - одна шестая часть,
что вместе равняется двум третьим (от всего имущества покойного),
что же касается оставшегося, то это - доля сестры».
А потом Абу Мусе передали слова Ибн Мас‘уда, и он сказал:
«Не задавайте мне вопросов, пока среди вас находится этот учёный муж!»
Слово Аллаха: ﴿وَهُوَ يَرِثُهَآ إِن لَّمْ يَكُنْ لَّهَآ وَلَدٌ﴾
И он наследует после нее, если у нее нет ребенка – т.е.
брат наследует всё имущество умершей, если у неё нет ни ребёнка, ни отца.
Т.к. если у неё есть отец, то брат не наследует ничего. Если есть ещё законные
наследники, как муж или сводный брат по матери, то они наследуют
свою положенную долю, а остальное переходит к брату.
Так в двух Сахихах приводится хадис от Аббаса,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«ألْحِقُوا الْفَرَائِضَ بِأَهْلِهَا، فَمَا أَبْقَتِ الْفَرائِضُ فَلِأَوْلَى رَجُلٍ ذَكَر»
«Выделяйте (соответствующие)доли наследства тем, кто имеет
На них право, а то, что останется, (должно быть отдано) мужчине,
являющемуся ближайшим родственником (покойного)[379]».
Слово Аллаха: ﴿فَإِن كَانَتَا اثْنَتَيْنِ فَلَهُمَا الثُّلُثَانِ مِمَّا تَرَكَ﴾
А если их - две, то им обеим - две трети того, что он оставил – т.е. если у
умершего родственника по боковой линии (الكلالة) остались две сестры, то они наследуют две трети его имущества, а остальные числом выше попадают под такой же раздел. Именно, исходя из этого, учёные при комментарии аята (4:11) решили, что больше двух дочерей также наследуют две трети. ﴿فَإِن كُنَّ نِسَآءً فَوْقَ اثْنَتَيْنِ فَلَهُنَّ ثُلُثَا مَا تَرَكَ﴾ А если они (дети)- женщины, числом выше двух, то им - две трети того, что он оставил (4:11)[380].
Слово Аллаха: ﴿وَإِن كَانُواْ إِخْوَةً رِّجَالاً وَنِسَآءً فَلِلذَّكَرِ مِثْلُ حَظِّ الأُنثَيَيْنِ﴾
А если они - братья, мужчины или женщины, то мужскому полу столько же, сколько доля двух женщин – это решение относительно доли сыновей, внуков и братьев, что доля наследников мужского пола такой близости родства должна превышать долю наследниц женского пола в два раза.
Слово Аллаха: ﴿يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمْ﴾ Разъясняет вам Аллах – т.е.
устанавливает вам обязанности и разъясняет вам законы и их рамки.
Слово Аллаха: ﴿أَن تَضِلُّواْ﴾ Чтобы вы не заблудились – т.е.
чтобы вы не сбились с истины после того, как она была разъяснена для вас.
﴿وَاللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ﴾ А Аллах о всякой вещи знающ! – т.е.
Он знает о концовке всех дел и пользе в них, и добре для людей. Он также
знает чего заслуживает каждый родственник по степени родства от умершего.
Ибн Джарир сообщает со слов Тарика ибн Шихаба,
что Умар ибн аль-Хаттаб собрал оставшихся сподвижников пророка и сказал:
«Я обязательно приму решение относительно родства по боковой линии
(الكلالة) так, что об этом будут говорить все женщины в своих комнатах».
И вдруг из дома появилась змея, и люди разошлись. Тогда Умар сказал:
«Если бы Аллах пожелал завершить это дело, обязательно завершил бы».
Это повествование с достоверным иснадом[381].
Аль-Хаким сообщает со слов ибн Кунаны, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал:
«Если бы я спросил у посланника Аллаха о трёх вещах, это было бы милее для меня, чем красные верблюды: о приемнике после него, о людях, которые говорят:
«Мы признаём обязательность закята, но не будем выплачивать его тебе»,
стоит ли сражаться против них?, а также о родстве по боковой линии الكلالة ».
Аль-Хаким сказал, что это повествование достоверно согласно условиям двух шейхов.
Ибн Джарир сообщает, что Умар говорил:
«Я стесняюсь опровергнуть мнение Абу Бакра на этот счёт». Известно,
что Абу Бакр считал, что الكلالة - это тот, у кого нет ни детей, ни родителей[382].
То, что сказал Правдивейший Абу Бакр – мнение большинства учёных из числа сподвижников и их последователей, а также из числа ранних и поздних учёных.
Это мнение всех имамов четырёх мазхабов и семи богословов.
Это мнение учёных в разных странах. На это же указывает сам Священный Коран,
как указал Всевышний Аллах на то, что Он разъяснил это в слове:
﴿يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمْ أَن تَضِلُّواْ وَاللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ﴾
Разъясняет вам Аллах, чтобы вы не заблудились. А Аллах о всякой вещи знающ!
Содержание
Сура «Семейство Имрана»…………………………………………………………………3
Сура «Женщины»…………………………………………………………………………148
[1] Муснад Ахмад 24256
[2] Таким образом, смысл аята получается таковым:
«Не знает его толкования никто, кроме Аллаха и твердых в знаниях».
[3] Аль-Бухари 4183, Муслим 2665, Ахмад 124, 48 – 6, ат-Тирмизи 2994, Абу Дауд 4598
[4] Приводит ат-Табарани (152/8)
Хороший хадис. Привёл Муаммир в аль-Джами (216/11), Ахмад в аль-Муснаде (185/2), аль-Бухари в главе о поведении праведников стр. 23.
[5] Сахих аль-Бухари 5096, Муслим 2740
[6] Хороший хадис, рассказал Абу Дауд 2050
[7] Сахих аль-Бухари 1077, Муслим 1261
[8] Муслим 730
[9] Сахих Муслим 218
[10] Имеется в виду, что пророк был послан ко всем нациям и расам. Муснад Ахмад 304\3
[11] Сахих Муслим 131
[12] Сахих Муслим 1718
[13] Так же этот аят называют « аятом любви»(прим. пер)
[14] Сахих аль-Бухраи 5723
[15] Сахих аль-Джами 4541
[16] Сахих аль-Бухари 3177
[17] Сахих аль-Бухари 2501
[18] Сахих аль-Бухари 3181, Муслим 4626
[19] Сахих аль-Бухари 2634, Муслим 4436
[20] Сахих аль-Бухари 5837, Муслим 2711
[21] Здесь речь идёт о том, что знать Наджрана согласилась выплачивать мусульманам подушную подать и доставлять им ежегодно тысячу одежд и тысячу окий серебра в месяце сафар и столько же в месяце раджаб.
[22] См. хадис № 1474.
[23] Достоверный хадис. Рассказал Ахма в аль-Муснаде (1\248, 368) ат-Тирмизи (3348), аль-Бухари 4576,
Муслим с разными иснадами (5005) от Абу Хурайры.
[24] До 630 года Абу Суфйан Сахр бин Харб являлся одним из предводителей врагов пророка,да благословит его Аллах и приветствует , в Мекке, но в конечном счёте принял Ислам. Пророк,да благословит его Аллах и приветствует, был женат на Рамле, дочери Абу Суфйана, сын которого Му‘авийа Ибн Абу Суфйан, да будет доволен ими Аллах, стал основателем династии Омеййадов и правил Халифатом с 661 по 680 год.
[25] Ираклий или Гераклий I − император Византии, правивший с 610 по 641 год.
[26] Племя курайш, к которому принадлежал и пророк,да благословит его Аллах и приветствует , населяло Мекку и её окрестности.
[27] Шам − старое название территорий, на которых ныне расположены такие страны, как Сирия, Ливан, Иордания и Палестина.
[28] Речь идёт о перемирии сроком на десять лет, заключённом между мусульманами и курайшитами в марте 628 года в Худайбийе, местности на западной границе священной территории /харама/ Мекки. Пребывание Абу Суфйана в Шаме относится к 628 или 629 году.
[29] Илийа − старое название Иерусалима (арабское название − Байт аль-Макдис или аль-Кудс).
[30] Рум − арабское название Византии.
[31] Абу Суфйан указывает, что больше он ничего не мог сказать против пророка,да благословит его Аллах и приветствует .
[32] Дихйа бин Халифа аль-Кальби, да будет доволен им Аллах, был одним из сподвижников пророка,да благословит его Аллах и приветствует .
[33] Бусра − город в Южной Сирии на полпути между Мединой и Дамаском.
[34] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует , имеет в виду, что крестьяне, иными словами подданные Ираклия, последуют примеру своего правителя, за что ему придётся держать ответ перед Аллахом.
[35] Сахих аль-Бухари 7
[36] Достоверный хадис «Сахих аль-Джами» аль-Албани 2185
[37] Люди, находящиеся под покровительством мусульман.
[38] Муслим 653
[39] Хадис, рассказанный имамом Ахмадом в аль-Маснаде (191/4).
[40] Аль-Бухари 2185, Муслим 197
[41] Достоверный хадис, рассказал Абу Ауана в своём Муснаде (119, 5260, 5977) Ахмад в своём Муснаде (2/480)
[42] Сахих Муслим 3243
[43] Достоверный хадис, рассказал ат-Табарани в своём тафсире 340/3), ан-Насаи в «аль-Муджтаби» (4068), аль-Хаким в «аль-Мустадрике» (154/2) и ибн Хиббан (4477)
[44] Сахих аль-Бухари 3115
[45] Аль-Бухари (1702), Муслим (2412)
[46] Сахих Муслим 2416
[47] Сахих Муслим 2380
[48] Очень слабый хадис, рассказал ибн Маджах (2722), ат-Тирмизи (2998), аль-Албани заявил, что это очень слабый хадис.
[49] Хороший хадис у аль-Албани в «Сахих аль-Джами» 6003
[50] Слабый хадим, рассказал ат-Тирмизи (481), ибн Маджах (944)
[51] Сахих Муслим 3236
[52] Сахих Муслим 70
[53] Достоверный хадис с другим иснадом. Рассказал Ахмад в «Маснаде» (388/5), ат-Тирмизи 2169 со слабым иснадом.
[54] Достоверный хадис «Сахих аль-Джами» аль-Албани (2641)
[55] Хороший хадис. Сахих ибн Маджах (146)
[56] Хороший хадис «Сахих аль-Джами» аль-Албани (2301)
[57] Хадис с хорошим иснадом, рассказал Ахмад (185, 98/1), аль-Бухари сказал, что повествование близко к хадису.
[58] Муслим 855
[59] Аль-Бухари 6121
[60] Местечко в Ираке, в то время населённое христианами.
[61] Аль-Бухари 3762
[62] Хадис со слабых иснадом, рассказал имам Ахмад в Муснаде (2/93)
[63] Здесь перечислены имена сподвижников пророка,да благословит его Аллах и приветствует , на тот момент времени находившихся в плену у его противников.
[64] Общее название североаравийских племён, к числу которых относились и курайшиты.
[65] Имеется в виду сильный голод, продолжавшийся в течение семи лет.
[66] Аль-Бухари 3762
[67] Сахих муслим 3346
[68] Иначе говоря, в его наилучшем месте.
[69] То есть из Фирдауса.
[70] Аль-Бухари 6873
[71] Сахих аль-Бухари 5649, Муслим 4724
[72] Ложный хадис по мнению аль-Албани «Даиф аль-Джами» 5163
[73] Хороший хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (3/440). Сахих аль-Джами аль-Албани 6522
[74] Сахих аль-Бухари (6953), Муслим (4953)
[75] Имеется в виду избавление от всего дурного.
[76] Сахих аль-Бухари (2744), Муслим (3276)
[77] Аль-Бухари 1165, 4097
[78] Одержимые пришли! (Перс.)
[79] Это, естественно, распространяется и на всех мусульман в целом.
[80] Имеется в виду заступничество за людей перед Аллахом в День воскресения.
[81] Сахих аль-Бухари (323), Муслим (810)
[82] Конкретно речь здесь идёт о лучниках.
[83] То есть даже если вы увидите, что птицы станут клевать трупы наших бойцов.
[84] Мекканцы привезли с собой женщин, которые стояли за рядами воинов и побуждали их отомстить за убитых при Бадре.
[85] То есть лучники, которыми он командовал.
[86] Имеются в виду мекканцы.
[87] Халид бин аль-Валид, который тогда был ещё идолопоклонником и сражался на стороне мекканцев, заметил, что все лучники, кроме ‘Абдуллаха бин Джубайра и ещё десяти человек, да будет доволен ими Аллах, покинули свои позиции на горе ‘Айнайн, смял оставшихся и врезался в строй мусульман, что в конечном итоге привело к их поражению в этой битве.
[88] См.: “Семейство ‘Имрана”, 153.
[89] Ибн Абу Кухафа − кунья Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.
[90] Хубал − имя находившегося в Каабе идола, которому поклонялись люди из племени бану кинана.
[91] Аль-‘Узза (могущественная) − имя женского божества.
[92] Аль-Бухари (3737)
[93] Анас, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что они быстро бежали, из-за чего полы их одежды задирались, обнажая щиколотки.
[94] Здесь имеется в виду бегство мусульман с поля боя, причиной чего послужили действия пятидесяти лучников, которых пророк, (да благословит его Аллах и приветствует) , поставил на горе ‘Айнайн для защиты от кавалерии мекканцев, велев им ни в коем случае не покидать своих позиций, и которые в большинстве своём не выполнили этого приказа. В результате мусульмане остались без прикрытия и потерпели поражение.
[95] Имеется в виду благоухание рая.
[96] То есть уже после боя.
[97] Сахих аль-Бухари (2690)
[98] В сражении при Ухуде пророку, (да благословит его Аллах и приветствует) , нанесли сильный удар мечом по лицу, сломав ему один из резцов.
[99] Сахих аль-Бухари (4073)
[100] Аль-Бухари (3761)
[101] Достоверный хадис, рассказал ат-Тирмизи (3007), ан-Насаи в «аль-Кубра» (349/6)
[102] Хороший хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (68/1, 75)
[103] Слово "гулул" означает "сокрытие части трофеев", "незаконное использование служебного положения". Богословы единодушны в том, что поступать так категорически запрещено и что такое преступление относится к тяжким грехам. В пользу этого суждения свидетельствуют обсуждаемый нами прекрасный аят и другие тексты.
[104] Слабый хадис по мнению аль-Албани. «Даиф аль-Джами» 958
[105] Слабый хадис по мнению аль-Албани, рассказал ат-Тирмизи (1335)
[106] Сахих Муслим (3415)
[107] «Сахих Муслим» 1887
[108] Хороший хадис, передал Ахмад в аль-Муснаде 3/361
[109] Достоверный хадис, рассказал ибн Исхак в сире (4/74), Ахмад в аль-Муснаде 1/265.
[110] Хороший хадис, рассказал Ахмад в аль-Муснаде (1/266)
[111] «Сахих аль-Джами’» аль-Албани 2373 достоверный хадис
[112] Сахих аль-Бухари (3781), Муслим (1085)
[113] Для этого были отобраны только участники битвы при Ухуде.
[114] Сахих аль-Бухари (3769)
[115] В комментариях указывается, что здесь речь может идти не о чёрных пятнах на глазах, а две ядовитые железы во рту.
[116] Сахих аль-Бухари (1315)
[117] Достоверный хадис по мнению аль-Албани. «Сахих аль-Джами» (1690)
[118] Сахих аль-Бухари 3011.
[119] Сахих Муслим (1844)
[120] Сахих Муслим (1844)
[121] Фадак - оазис, расположенный к северу от Медины.
[122] То есть призвал их принять ислам.
[123] Абу Хубаб - кунья ‘Абдуллаха бин Убаййа бин Салюля.
[124] Речь идёт о Медине.
[125] То есть к ‘Абдуллаху бин Убаййу.
[126] Имеется в виду, что жители Медины решили предложить ‘Абдуллаху бин Убаййу стать их вождём.
[127] Это значит: будьте снисходительны и не замечайте многое из того, что вам не по душе.
[128] “ Корова”, 109.
[129] Имеется в виду ислам.
[130] Сахих аль-Бухари (4200)
[131] Сахих Муслим (160), я не нашёл его у аль-Бухари.
[132] Муташабби' « - это (человек), который делает вид, что сыт, на самом деле сытым не являясь. (В данном случае) имеется в виду, что человек) делает вид, что он обладает каким-то достоинством, которого в действительности он лишён. Слова «надевший два одеяния лжи» означают «лживый», а именно - тот, кто рядится в одежды отрекающегося от мира, знающего или богатого человека, на самом деле таковым не являясь и поступая так, чтобы ввести людей в заблуждение. Высказываются и другие (мнения), а Аллах знает (об этом) лучше. (Имам ан-Навави)
[133] Сахих аль-Бухари (4202)
[134] Имеется в виду, что в подобном случае необходимо лечь на правый бок и повернуться лицом к кибле.
[135] Сахих аль-Бухари (1050)
[136] Сахих аль-Бухари (4203), Муслим (1280)
[137] Иначе говоря, выполнил всё то, что положено делать при омовении перед молитвой.
[138] Пророк,да благословит его Аллах и приветствует , сделал это по той причине, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, встал не справа, а слева от него.
[139] Имеется в виду, что чтение айатов Корана заняло при этом мало времени.
[140] Хадис рассказал ибн Хиббан.
[141] Сахих Муслим (1885)
[142] Речь идёт о событиях, относящихся к 630 году.
[143] Иначе говоря, пророк, (да благословит его Аллах и приветствует) , прочитал по негусу заупокойную молитву. Заупокойная молитва, подобная этой, читается в тех случаях, когда мусульманин умирает в таком месте, где помолиться за него некому.
[144] Сахих аль-Бухари (3011), Муслим (154)
[145] Сахих Муслим (251)
[146] Сахих аль-Бухари (2678)
[147] - Имеется в виду, что человек, лишившийся жизни во время своего пребывания на страже на пути Аллаха, будет продолжать получать награду за то, что он делал в этот период.
[148] - Речь идёт о получении таким человеком обещанного ему удела в раю.
[149] - Это значит, что он будет избавлен от всего того, что может ввести его в искушение, иначе говоря, - от вопросов, которые людям будут задавать ангелы в могиле.
[150] Сахих Муслим (3537)
[151] - То есть: каждый покойный перестаёт получать награду за свои дела.
[152] - Это значит, что награда его будет постоянно увеличиваться.
[153] Достоверный хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (20/6), ат-Тирмизи (1621), ибн Хиббан (3537)
[154] “Хамиса” − название дорогой одежды.
[155] Имеется в виду арьергард войска.
[156] Сахих аль-Бухари (2673)
[157] Аль-Фудайль ибн Ияд –богослов, имам двух Заповедных мечетей, судья, известный своим асктетизмом и набожностью.
[158] Сахих аль-Бухари (2577)
[159] Сахих аль-Бухари (3331)
[160] Сахих аль-Бухари (48), Муслим (9)
[161] Сахих Муслим (1018)
[162] Сахих, рассказал Ахмад в Муснаде (14/2), ат-Тирмизи (1128), аш-Шафии в Муснаде (1/292, 274)
[163] Достоверный хадис, рассказал Абу Дауд (2873)
[164] Сахих, рассказал Ахмад в муснаде (383/4)
[165] Рассказал ибн Хиббан в своём Сахихе (4244)
[166] Сахих Муслим (1826)
[167] Сахих аль-Бухари (2560), Муслим (129)
[168] Сахих аль-Бухари (1296)
[169] Сахих аль-Бухари (4211), Муслим (3032)
[170] Хороший хадис, рассказал ат-Тирмизи в аль-Джами (2018).
[171] Сахих аль-Бухари (5540), Муслим (4947)
[172] Достоверный хадис с множественными цепочками и свидетелями из числа сподвижников.
[173] Слабый хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (278/2)
[174] Слабый хадис.
[175] Сахих Муслим (3199, 3200)
[176] Хороший хадис, рассказал Абу Дауд (1456), ат-Тирмизи (1456), ибн Маджах (2561)
[177] Речь идёт о нанесении пятидесяти ударов.
[178] Нет никакого подтверждения, что ибн Аббас или ибн Масуд или кто-либо другой из сподвижников истолковал слово «мерзость» как прелюбодеяние. Вообще нет никаких достоверных сообщений о толковании сподвижниками слова мерзость, кроме ибн Аббаса. Он растолковал это как выход из повиновения, как об этом позже передаёт ибн Кассир от ибн Абу Хатима.
[179] Ибн Абдуль-Барр подверг резкой критике толкование здесь слова «Мерзость», как прелюбодеяние. Он заявляет, что под мерзостью подразумевается всё мерзкое, что может совершить жена по отношению к мужу, будь то нанесение неприятностей языком или выход из повиновения и т.п. ведь Аллах узаконил взаимное проклятие в случае (не имеющего достаточных доказательств) прелюбодеяния. Это также соответствует мнению ибн Аббаса и других сподвижников.
[180] Аш-Шанкетти подтвердил это в тафсире «Адуа’ аль-Байан».
[181] Ли’ан - взаимное проклятие, если кто-либо из супругов обвиняет другого в блуде, а другой отрицает это.
[182] Сахих аль-Бухари (4900), Муслим, (2743)
[183] Сахих аль-Бухари (4838), Муслим (2615)
[184] Сахих Муслим (2632)
[185] То есть благо быть женой пророка, (да благословит его Аллах и приветствует)
[186] Сахих аль-Бухари (4953), Сахих Муслим (2626)
[187] Сахих Муслим (2632)
[188] Хороший хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (232/4), ибн Маджах (1950), ат-Тирмизи (1129)
[189] Достоверный хадис. Сахих аль-Джами аль-Албани (2733)
[190] Достоверный хадис, рассказал ибн Маджах (1882). Ад-Даракутни, аль-Байхаки.
[191] Сахих аль-Бухари (2079), Муслим (1532)
[192] Достоверный хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (203/4)
[193] Достоверный хадис, рассказал аль-Бухари (834), Ахмад в Муснаде (439/5)
[194] Сахих аль-Бухари (1296)
[195] Иначе говоря, из страха перед тем, что ты не сумеешь прокормить сына, несмотря на то, что заботу о его уделе пообещал взять на Себя Аллах.
[196] Здесь речь идёт о прелюбодеянии, совершаемом по взаимному согласию.
[197] Аль-Бухари (4073)
[198] Сахих аль-Бухари (3237)
[199] Достоверный хадис, рассказал Абу Дауд, ан-Насаи и Ахмад.
[200] Сахих Муслим (1218)
[201] Подразумевается, что всё это Джибрил, мир ему, делал по велению Аллаха.
[202] Сахих аль-Бухари (5556), Муслим (4757), Ахмад (85/2)
[203] Рассказал Ахмад в Муснаде (167/2), достоверный хадис по мнению аль-Албани Сахих аль-Джами’ (3270)
[204] Рассказал Ахмад в Муснаде (6/8)
[205] Иначе говоря, из страха перед тем, что ты не сумеешь прокормить сына, несмотря на то что заботу о его уделе пообещал взять на Себя Аллах.
[206] Здесь речь идёт о прелюбодеянии, совершаемом по взаимному согласию.
[207] Достоверный хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (131/4)
[208] Сахих Муслим (1662)
[209] Сахих аль-Бухари (2370), Муслим (3142)
[210] Сахих аль-Бухари (5590), Муслим (3139)
[211] Рассказал Ахмад в Муснаде (65/4)
[212] Сахих аль-Бухари (2904)
[213] Рассказал Ахмад в Муснаде (2/191), достоверный хадис по мнению аль-Албани.
[214] Сахих аль-Бухари (6886), Муслим (269)
[215] Сахих аль-Бухари (3596)
[216] Рассказал Ахмад в Муснаде (283/3)
[217] То есть как свидетеля против неверных из твоего народа и против тех, до кого ты довёл послание Аллаха.
[218] Сахих аль-Бухари (4662), Муслим (1332)
[219] Сунан Абу Дауд 3201
[220] Сахих аль-Бухари (447)
[221] Сахих аль-Бухари (447)
[222] Сахих Муслим (450)
[223] Сахих аль-Бухари (321) Муслим (1100)
[224] Муслим (811)
[225] Достоверный хадис, рассказал ат-Тирмизи (124), Абу Дауд (333), Ахмад в Муснаде (5/146)
[226] Слово “Салям”, являющееся составной частью традиционного мусульманского приветствия, является и одним из имён Аллаха, и поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует , который находился в состоянии осквернения, совершил очищение песком, прежде чем произнести это имя.
[227] Один из первых мусульман и виднейших сподвижников, относившийся к числу тех десяти человек, которым, как сообщается в одном из хадисов, пророк, да благословит его Аллах и приветствует , обещал рай. Этими людьми были Са‘д бин Абу Ваккас, Абу Бакр ас-Сиддик, ‘Умар бин аль-Хаттаб, ‘Усман бин ‘Аффан, ‘Али бин Абу Талиб, Тальха бин ‘Убайдуллах, аз-Зубайр бин аль-‘Аввам, ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, Са‘ид Ибн Зайд и Абу ‘Убайда бин аль-Джарраха, да будет доволен всеми ими Аллах. В других хадисах упоминаются имена и других таких людей.
[228] Из-за отсутствия воды.
[229] ‘Аммар бин Йасир , да будет доволен им Аллах, имитировал акт полного омовения.
[230] Рассказал Ахмад в Муснаде (265/4), достоверный хадис по мнению аль-Албани.
[231] Это, естественно, распространяется и на всех мусульман в целом.
[232] Имеется в виду заступничество за людей перед Аллахом в День воскресения.
[233] Сахих аль-Бухари (419), Муслим (810)
[234] Муслим (811)
[235] Речь идёт о походе на племя бану аль-мусталик, состоявшемся в 626 году.
[236] Абу Бакр был отцом ‘Аиши, да будет доволен Аллах ими обоими.
[237] См.: “Женщины”, 43; ”Трапеза”, 6.
[238] Усайд бин Худайр, да будет доволен им Аллах, − видный сподвижник из числа ансаров.
[239] Сахих аль-Бухари (3396), Муслим (550)
[240] Достоверный хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (462, 455/2)
[241] Достоверный хадис по аналогам. Рассказал ат-Тирмизи (1264), Абу Дауд (3535)
[242] Сахих Муслим (4679)
[243] Хороший хадис по мнению аль-Албани (1826)
[244] Сахих аль-Бухари (4218)
[245] В данном случае имелось в виду следующее: мы надеемся спастись от огня, последовав за пророком.
[246] Сахих аль-Бухари (6612), Муслим (1839)
[247] Сахих аль-Бухари (6611), Муслим (3423)
[248] Сахих аль-Бухари (6532), Муслим (3427)
[249] Сахих аль-Бухари (6609)
[250] Сахих Муслим (3431)
[251] Т.е. мы обратимся к нему за решением нашего спора.
[252] Сорок первый хадис из «Сорока хадисов ан-Навави», с достоверным иснадом.
[253] Бухари (197/8 Фатх) Муслим (246, 245/2)
[254] Сахих Муслим (246/2)
[255] Хадис от Саида ибн Джубайра. Ат-Табари (9924).
[256] Абу Наим в аль-Хилья (125/8), ат-Табари с иснадом. Ас-Суюти (182/2)
[257] Сахих Муслим (140/1)
[258] Ат-Тирмизи (227/2), ад-Дарими (247/2)
[259] Часть длинного хадиса аль-Бухари (40/7)
[260] Здесь возможны два варианта чтения и толкования:
1. те, которые покупают за ближайшую жизнь будущую!
2. с теми, которые покупают ближайшую жизнь за будущую!
Оба варианта являются правильными, но ибн Кассир выбрал второй вариант.
[261] Сахих аль-Бухари (154/6), Муслим (96/2)
[262] Аль-Хаким (307/2), ат-Табари (9951), аль-Байхаки в Сунан аль-Кубра (11\9)
[263] Рассказал Абу Дауд с достоверным иснадом (2119, 1097)
[264] Одно из имён Аллаха.
[265] Муснад Ахмад (6702)
[266] Муснад Ахмад (6801), Муслим 9304/2)
[267] Муслим (1\5).
[268] Сахих Муслим (5/1)
[269] Длинный хадис, переданный двумя шейхами. В Муснаде (222).
[270] Из хадиса Муслима от Анаса ибн Малика.
[271] Иначе говоря, в его наилучшем месте.
[272] То есть из Фирдауса.
[273] Аль-Бухари (2790)
[274] Муслим (97/2)
[275] Сахих аль-Бухари (Фатх 238/3), Муслим (293/2)
[276] Фраза “Мир вам, милость Аллаха и Его благословения!” состоит из трёх благопожеланий, каждое из которых является добрым делом, а за каждое доброе дело Аллах Всевышний пообещал награждать верующих в десятикратном размере. Таким образом, в зависимости от того, что именно скажет человек, приветствующий другого, ему запишется совершение десяти, двадцати или тридцати добрых дел.
[277] Приверженцы других религий, которые проживают под покровительством мусульман.
[278] Аль-Муснад (184/5), хадис также рассказал ат-Табари (10051, 10049)
[279] Хадис аль-Бухари заканчивается словами пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
«اللَّهُمَّ إِنِّي أَبْرَأُ إِلَيْكَ مِمَّا صَنَعَ خَالِد»
“О Аллах, поистине, я не имею никакого отношения к тому, что сделал Халид!”»
В сире ибн Исхака существует следубщее дополнение: «Рассказал мне Хаким ибн Хаким со слов Абу Джафара Мухаммада ибн Алия. Потом Пророк да благословит его Аллах и приветствует, вызвал Алия ибн Абу Талиба и сказал: «О, Али! Поезжай к этим людям, разберись с их делом и покончи там с язычеством».Али приехал к ним с деньгами, которые послал Пророк. Али уплатил им выкуп за убитых, возместил нанесенный им материальный ущерб — он даже уплатил им за разбитый сосуд, из которого пила собака. Когда он уплатил за все — за кровь и имущество, у него еще оставались Деньги. Закончив с ними дело, Али спросил: «Остались ли кровь или имущество, за которые я не уплатил вам?» Ответили: «Нет». Тогда он продолжил: «Я отдаю вам и оставшиеся деньги, как резервный фонд Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на тот случай, о котором ни он, ни вы не знаете». Так и сделал. Потом, вернувшись к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему об этом. Пророк сказал: «Ты поступил правильно и хорошо». Потом Пророк, обратившись к кибле, подняв руки так, что были видны даже подмышки, трижды произнес следующие слова: «О Боже! Я не виноват перед тобой за то, что сделал Халид ибн аль-Валид!»
[280] Абу Дауд (4270)
[281] Ат-Тирмизи (2/306)
[282] Аль-Бухари (Фатх 194, 193/8)
[283] Аль-Муснад (2023), ат-Тирмизи (4/90), аль-Хаким (235/2)
[284] Аль-Муснад (Халаби 6/11), ат-Табари (10212)
[285] Аль-Баззар с хорошим иснадом, аль-Бухари (Фатх 12/167).
[286] Аль-Бухари (фатх 196/8)
[287] Имеется в виду, что эти слова были добавлены к ниспосланному раньше айату и поставлены после слов “которые отсиживаются (дома)”.
[288] Аль-Бухари (4226)
[289] Фарз айн – обязанность каждого мусульманина, Фарх Кифая – обязанность всей Уммы, если достаточное количество её членов выполняют её, она уже не является обязанностью для остальных.
[290] Сахих аль-Бухари (2581), Муслим (1884)
[291] Хороший хадис, рассказал Абу Дауд (2787)
[292] Здесь перечислены имена сподвижников пророка,да благословит его Аллах и приветствует ,
на тот момент времени находившихся в плену у его противников.
[293] Общее название североаравийских племён, к числу которых относились и курайшиты.
[294] Имеется в виду сильный голод, продолжавшийся в течение семи лет.
[295] Сахих аль-Бухари (804)
[296] Аль-Муснад (4/306)
[297] Аль-Бухари (1084)
[298] Это означало, что пророк,да благословит его Аллах и приветствует , призвал своих сподвижников двинуться в поход против исповедующего иудаизм племени бану курайза, чтобы покарать его за предательство.
[299] Имются в виду сподвижники.
[300] Сахих аль-Бухари 5/77, 12/299, 300, 13/139 Фатх аль-Бари), Муслим (2/40).
[301] Муснад (6/403 Халаби)
[302] Муснад (446, 445 Халаби)
[303] Упоминание о книге не найдено ни в одном источнике. Существует небольшая книга ибн Касира о достоверности хадисов под названием «Сокровище ищущего знания», но скорее всего книга «Хадисы и основы» совсем другая.
[304] Ат-Тирмизи (4/94)
[305] Часть хадиса, рассказанного ан-Насаи (231/1)
[306] Хадис с достоверным иснадом. Ат-Табари (10532), Абу Дауд (3093)
[307] Часть хадиса от Абу Саида аль-Худри в Сахих аль-Бухари (7/10-11 Фатх), Муслим (2/230)
[308] Аль-Бухари (4574)
[309] Ат-Таялиси (2683), ат-Тирмизи (4/94-95)
[310] Абу Дауд (2178), ибн Маджах (2018)
[311] Абу Дауд (2134), ат-Тирмизи (2/195)
[312] Муснад ат-Таялиси (2454), Муснад Ахмад (7923)
[313] Хадис рассказал ибн Маджах (2363), Муслим (42/2)
[314] Ат-Тирмизи (2725), достоверный хадис по мнению аль-Албани (6506).
[315] Аль-Бухари (6683), Муслим (651).
[316] Аль-Бухари (608).
[317] Абу Дауд (4249), достоверный хадис по мнению аль-Албани (6697).
[318] Рассказал Ахмад в Муснаде (4/131), рассказал аль-Албани (2237).
[319] То есть пророк ‘Иса, мир ему.
[320] Подразумевается, что он будет судить людей по шариату.
[321] Имеется в виду, что он запретит употреблять в пищу свинину.
[322] “Джизья” − подушный налог, который должны были выплачивать иудеи и христиане, жившие на землях мусульман. Слова об отмене джизьи являются указанием на то, что никакая иная религия, кроме ислама, от людей приниматься не будет.
[323] Имеется в виду, что не останется неимущих, которые нуждались бы в подаянии. В комментариях также указывается, что эти слова могут означать, что после того, как все люди станут жить по законам ислама, благосостояние их возрастёт настолько, что они перестанут стремиться к деньгам.
[324] Аль-Бухари (3192), Муслим (220).
[325] Муслим (2196).
[326] В комментариях указывается, что эти слова следует понимать либо в их прямом смысле,
либо как указание на то, что ‘Иса, мир ему, будет судить людей в соответствии с установлениями Корана.
[327] Аль-Бухари (3193), Муслим (222).
[328] Ахмад в Муснаде 2/406), Абу Дауд (3766), достоверный хадис по мнению аль-Албани (5389).
[329] Этот хадис передал Муслим (5157).
[330] Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
[331] - Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил об этом с людьми долго и когда начинал уставать, понижал голос, чтобы немного отдохнуть, а потом снова повышал его, чтобы привлечь внимание своих сподвижников к этому важному вопросу. Возможен также и другой вариант перевода: “ … отзываясь о нём то с презрением, то представляя его как нечто значительное.”
[332] - Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил об искушениях Антихриста так, что люди стали считать это крайне важным, значительным и страшным.
[333] - Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил это ещё до того, как ему было открыто, что Антихрист появится среди людей в конце времён.
[334] - Иначе говоря, опровергать его ложные утвержения.
[335] - Это значит, что в отсутствие пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, Аллах позаботится о том, чтобы уберечь каждого мусульманина от искушений Антихриста и не дать ему отклониться от пути истинного.
[336] - Возможно, что имеется в виду человек со вздувшимся глазом.
[337] - По одним сообщениям, Абд аль-`Узза бин Катан принадлежал к племени бану муста`лик и погиб ещё во времена джахилийи, а в той версии этого хадиса, которую приводит имам Ахмад, сообщается, что он принял ислам и слышал эти слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, которого спросил: “О посланник Аллаха, не повредит ли мне сходство с ним?”, - на что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Нет, ибо ты являешься верующим, а он - неверный.”
[338] - Здесь имеются в виду десять первых аятов. В другой версии этого хадиса сообщается, что для того, чтобы уберечься от искушений Антихриста, следует читать десять последних аятов этой суры.
[339] - Имеется в виду, что Антихрист не ограничится распространением зла только там, где он будет находиться непосредственно, но ещё и станет рассылать своё воинство по всем сторонам.
[340] - То есть: достаточно ли будет совершения в этот день обычных пяти молитв? Ясно, что этот вопрос касается и тех дней, продолжительность которых будет равна месяцу и неделе.