Вопрос 186. Что является противоположностью сунны?

Ответ. Противоположностью её являются изобретённые людьми нововведения (бида")[433], иными словами, вменение в обя­занность того, чего не разрешал Аллах. Именно это и имел в виду пророк, (с.г.с.), который сказал:

«(Если) кто-нибудь внесёт в это наше дело[434] то, что не имеет к нему отношения, это будет отвергнуто».

Аль-Бухари, Муслим.

И пророк, (с.г.с.), также сказал:

«Вам следует придерживаться моей сунны и сунны правед­ных халифов, ведомых правильным путём. Крепко держитесь этого[435] и сторонитесь новоизобретённого, ибо всякое нововве­дение есть заблуждение!»

Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа

И пророк, (с.г.с.), указал, что такие заблуждения обязательно будут иметь место в будущем, указав и на то, кто их избежит, о чём говорится в нижеследующем хадисе:

Сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«И разделится моя община на семьдесят три группы: все они (окажутся) в огне, кроме одной». (Люди) спросили: ' 'Кто же (вой­дёт в эту группу), о посланник Аллаха?"

«Следующие тому же, чему следую я и мои сподвижники»,

Аль-Хаким, Ат-Тирмизи.

И Аллах Всевышний отделил пророка, (с.г.с.), от тех, кто придерживается нововведений, сказав:

«Поистине, (что касается) тех, которые внесли раскол в свою религию и (разделились на) секты, то ты не имеешь к ним ника­кого отношения[436]. Дело их (решать) Аллаху...».

Скот 159

Вопрос 187. Как следует относиться к сподвижникам по­сланника Аллаха, (с.г.с.), и членам его семьи?

Ответ. Обязательное для нас заключается в том, чтобы мы были искренними по отношению к ним и не говорили о них ни­чего плохого, рассказывали людям об их достоинствах, воздер­живались от упоминания об их недостатках и тех противоречи­ях, которые между ними возникали, и упоминали о них только также, как упоминал об этих людях Всевышний в Торе, Еванге­лии и Коране, и в соответствии с тем, что говорится об их досто­инствах в достоверных хадисах и прочих известных источниках.

Аллах Всевышний сказал:

«Мухаммад, посланник Аллаха, и те, которые с ним, суровы по отношению к неверным и милосердны (в отношениях) между собой. Ты видишь, как они склоняются в поясных и земных по­клонах в стремлении к милости и благоволению Аллаха. На лицах их - знак их (, появившийся) от земных поклонов[437]. Таков при­мер[438] их в Торе, а в Евангелии примером их является посев, который выпустил свой росток и поддержал его, и он увеличил­ся и выпрямился на своём стебле, приводя в восхищение сеяте­лей, чтобы вызвать ими[439] гнев неверных. Пообещал Аллах тем из них, кто уверовал и совершал праведные дела, прошение и великую награду.»

Победа, 29.

«A те, которые уверовали, и переселились[440] и боролись на пути Аллаха, как и те, которые предоставили (им) приют и ока­зали помощь, — они и есть истинно верующие. Им (уготовано) прощение и щедрый удел.»

Добыча, 174.

«A (что касается) опередивших[441] (из числа) первых мухаджиров[442], и ансаров и тех, кто последовал за ними, совершая бла­гое[443], то Аллах доволен ими, и они довольны (Аллахом), и Он приготовил для них сады, где внизу текут реки (и где останут­ся) они навечно. Это - великий успех!»

Покаяние, 100

«Аллах принял покаяние[444] пророка, и мухаджиров и анса­ров[445], которые последовали за ним в трудный час[446]...»

Покаяние, 117.

«(Часть военной добычи) предназначена также бедным мухаджирам, которые были выселены из своих домов и (лишены) своего имущества (в то время, когда) они искали милости и бла­говоления Аллаха и поддерживали (религию) Аллаха и послан­ника Его. Такие-то и являются правдивыми. А жившие (в Ме­дине) до них и принявшие (новую) веру любят переселившихся к ним, и не испытывают никакой зависти из-за того, что им было дано, и отдают им предпочтение перед самими собой, даже если и сами испытывают нужду»

Со6рание, 8-9.

И мы знаем и верим, что Аллах Всевышний посмотрел на уча­стников битвы при Бадре и сказал:

«Делайте, что хотите, Я уже простил вам»[447]

Аль-Бухари, Муслим.

-а их было более трёхсот десяти человек. И мы верим, что не войдёт в огонь никто из тех, кто дал клятву на верность под деревом[448], и что Аллах доволен ими, как и они довольны Аллахом[449], и было их тысяча четыреста человек, а некоторые гово­рят, что их было полторы тысячи, ведь Аллах Всевышний ска­зал:

«Аллах остался доволен верующими, когда они присягнули тебе под деревом. Знал Он, что у них в сердцах...»

Победа, 18

И мы свидетельствуем, что они составляли собой лучшее по­коление этой общины, являющейся лучшей из религиозных об­щин[450], и что если любой из тех, кто придёт после них, потратит целую гору золота величиной с гору Ухуд, то не сравнится ни с кем из них, если он израсходовал хоть один мудд[451] или даже половину мудда[452]. И хотя мы считаем, что они не были защи­щены от грехов и могли совершать ошибки, но они прилагали усилия в поисках истины, и за их усилия тому из них, кто доби­вался успеха, положена двойная награда, тому же, кто ошибал­ся, - одна, а ошибки их прощены. И они обладали такими достоинствами и совершили столько праведных дел, что это уда­лило собой всё дурное, совершённое ими, если только они во­обще совершали что-нибудь дурное. Разве малое количество чего-нибудь нечистого может изменить собой целое море, если окажется в нём? Да будет доволен ими Аллах и да сделает Он довольными их!

И то же самое мы можем сказать о жёнах пророка, (с.г.с.), являвшихся членами его семьи, которых Аллах избавил от всего нечистого и очистил их полностью.

И мы не имеем ничего общего с теми, кто плохо думает или говорит что-нибудь плохое о сподвижниках посланника Алла­ха, (с.г.с.), и членах его семьи в целом или о ком-нибудь из них в

отдельности, и мы призываем Аллаха Всевышнего в свидетели, что мы любим их, поддерживаем их и защищаем их по мере на­ших сил, следуя завету посланника Аллаха, (с.г.с.), который сказал:

«Не поносите моих сподвижников»

И пророк, (с.г.с.), также сказал:

«Аллаха, Аллаха (побойтесь) в (том, что касается) моих спод­вижников! Аллаха, Аллаха (побойтесь) в (том, что касается) моих сподвижников! Не делайте их объектом (нападок) после меня, ибо кто любит их, любит их потому, что любит меня, а кто не­навидит их, ненавидит их потому, что ненавидит меня!»

Ат-Тирмизи, Ахмад.

Сообщается также, что однажды пророк, (с.г.с.), сказал:

«И я оставляю у вас две драгоценности. Первой из них явля­ется Книга Аллаха, в которой содержатся руководство и свет, так возьмите же Книгу Аллаха и крепко держитесь за неё!» — и он стал побуждать (людей) придерживаться книги Аллаха —«(Второй же драгоценностью является) моя семья», — (и после этого пророк, (с.г.с.), трижды повторил):

«...и я напоминаю вам о (необходимости бояться) Аллаха в (том, что касается) моей семьи».

Муслим, Ахмад, аль-Хаким

В пример можно было бы привести и другие хадисы.

Вопрос 188. Кто из сподвижников в целом являлся достой­нейшим?

Ответ. Достойнейшими являются первые опередившие[453] из числа мухаджиров и ансаров, потом - участники битвы при Бадре, потом - участники битвы при Ухуде, потом - люди, давшие клятву, угодную Аллаху, а потом все остальные, а Аллах Все­вышний сказал:

«Не равны среди вас те, кто расходовал и сражался до побе­ды[454]. Такие находятся на более высокой ступени, чем те, кто стал расходовать и сражаться после, (однако и тем, и другим) Аллах обещал наилучшее.»

Железо, 10

Вопрос 189. Кто именно из сподвижников являлся достой­нейшим?

Ответ: Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет до­волен Аллах ими обоими, сказал:

«При жизни пророка, (с.г.с.), мы никого не приравнивали к Абу Бакру, потом - к Умару, а потом - к Усману, после которых мы уже не отдавали предпочтения друг перед другом никому из сподвижников пророка, (с.г.с.),»

А6у Дауд, ат-Тирмизи

Сообщается также, что в пещере[455] пророк, (с.г.с.), сказал Абу Бакру:

«Что думаешь ты о двоих, третьим для которых является Аллах?»

Аль-Бухари, Муслим.

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Если бы (пришлось) мне выбирать возлюбленного/халиль/[456], то я выбрал бы Абу Бакра, однако он является моим братом и сподвижником».[457]

Сообщается также, что однажды пророк, (с.г.с.), дважды сказал:

«Поистине, Аллах направил меня к вам, и вы сказали: "Ты солгал!", - а Абу Бакр сказал: "Ты сказал правду!", -и он оказал мне помощь как лично, так и своим имуществом, так не остави­те ли вы моего сподвижника в покое?»

Аль-Бухари,

Сообщается также, что однажды пророк, (с.г.с.), сказал:

«О Ибн аль-Хаттаб, клянусь Тем, в чьей длани душа моя, если шайтан встретит тебя где-нибудь в пути, он обязательно выбе­рет для себя другой путь».

Аль-Бухари, Муслим.

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Среди тех, кто жил до вас, уже были получавшие внушения свыше[458], и если найдётся один такой в моей общине, то, поисти­не, им является Умар».

Аль-Бухари, Муслим.

Сообщается также, что однажды, поведав людям о разговоре волка и коровы, пророк, (с.г.с.), сказал:

«Поистине, я верю в это, и верят Абу Бакр и Умар, которые там не были».[459]

Аль-Бухари, Муслим.

Сообщается, что во время принесения клятвы, угодной Алла­ху, когда Усман, да будет доволен им Аллах, отправился в Мек­ку[460], посланник Аллаха, (с.г.с.), сделал знак правой рукой, желая сказать, что это рука Усмана, а потом ударил ею по другой своей руке и сказал: «Это -за Усмана».[461]

Аль-Бухари, Ат-Тирмизи.

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Тому, кто выкопает колодец Рума, (наградой послужит) рай», — и его выкопал[462] Усман.

Аль-Бухари,

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

"Тому, кто снаряжал войско в трудный (поход[463], наградой послужит) рай», — а одним из тех кто снаряжал его был Усман.

Сообщается также, что об Усмане, да будет доволен им Аллах, пророк, (с.г.с.), сказал:

«Как же мне не стыдиться того, кого стыдятся ангелы?!»

Муслим, аль-Хаким.

Сообщается также, что однажды пророк, (с.г.с.), сказал Али, да будет доволен им Аллах:

«Ты относишься ко мне, а я -к тебе»

Аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ахмад.

И пророк, (с.г.с.), поведал, что Али любит Аллаха и Его по­сланника, а Аллах и Его посланник любят его[464].

Муслим, ат-Тирмизи.

Сообщается также, что однажды пророк, (с.г.с.), сказал Али, да будет доволен им Аллах:

«Разве ты не согласен занимать при мне такое же положение, какое Харун занимал при Мусе, если не считать того, что после меня пророка уже не будет?».

Аль-Бухари, Муслим.

Передают со слов Са'ида бин Зайда, да будет доволен им Ал­лах, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Десять (человек будут) в раю: пророк, (с.г.с.), - (будет) в раю, иАбу Бакр (будет) в раю, и Умар (будет) в раю, и Усман (будет) в раю, и Али (будет) в раю, и Тальха (будет) в раю, и аз-Зубайр бин аль-'Аввам (будет) в раю, и Са'д бин Малик (будет) в раю, и Абд ар-Рахман бин Ауф (будет) в раю», - и если захо­чешь, я назову десятого.

Люди спрсили:"Кто же он?"— , но он промолчал.Люди сно­ва спросили:"Кто же он?"Он сказал: "Это — Са'ид бин Зайд".

Абу Дауд, ат-Тирмизи.

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Самым милостивым из общины моей по отношению к чле­нам её является Абу Бакр, наиболее стойким из них в религии Аллаха является Умар, наиболее стыдливым - Усман, самым осведомлённым об установлениях, касающихся наследования имущества - Зайд бин Сабит, лучшим чтецом[465] Книги Аллаха -Убайй бин Ка'б, а лучшим знатоком дозволенного и запретного - My 'аз бин Джабаль. И у каждой общины есть свой доверен­ный (амин), доверенным же этой общины является Абу Убайда бин аль-Джаррах».

Ахмад, ат-Тирмизи, аль-Хаким.

Сообщается также, что об аль-Хасане и аль-Хусайне[466] пророк, (с.г.с.), сказал:

«Аль-Хасан и аль-Хусейн станут господами юношей рая» .

Ат-Тирмизи, аль-Хаким.

И он, (с.г.с.), сказал

«Они — два моих базилика[467] в этом мире».

Аль-Бухари, ат-Тирмизи.

Сообщается также, что о них пророк, (с.г.с.), сказал:

«О Аллах, поистине, я люблю их, полюби же их и Ты!»

Аль-Бухари, ат-Тирмизи.

Сообщается также, что об аль-Хасане пророк, (с.г.с.), сказал:

«Поистине, этот мой сын[468] (станет) господином, и возможно, что через него Аллах примирит между собой две огромные груп­пы мусульман», - что действительно случилось впоследствии[469].

Аль-Бухари, ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ахмад.

Сообщается также, что об их матери[470] пророк, (с.г.с.), сказал:

«Фатима (станет) госпожой женщин рая».

Аль-Бухари, ат-Тирмизи.

И во многих других хадисах сообщается о многочисленных достоинствах сподвижников в целом и отдельных их представи­телей, однако указание на то, что кто-то из них обладал тем или иным достоинством, ещё не говорит о том, что они превосходи­ли в этом остальных, и это распространяется на всех за исключением четырёх праведных халифов. Такой вывод относительно первых троих из них можно сделать на основании вышеупомя­нутого хадиса, передаваемого со слов Ибн Умара, да будет до­волен Аллах ими обоими, что же касается Али, то, по единодуш­ному мнению членов мусульманской общины, после них он был достойнейшим из живших на земле.

Вопрос 190. Сколько времени просуществовал халифат[471] после смерти посланника Аллаха, (с.г.с.),?

Ответ. Сообщается, что Сафина, да будет доволен им Ал­лах, сказал:

"Посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:

«Пророческий халифат (будет существовать) тридцать лет, а потом Аллах вручит власть, кому пожелает».

Абу Дауд ат-Тирмизи, Ахмад, аль-Хаким.

И халифат, во время которого правили Абу Бакр, Умар, Усман и Али, да будет доволен ими Аллах, действительно просу­ществовал именно столько времени, при этом Абу Бакр был ха­лифом два года и три месяца, Умар - десять лет и шесть месяцев, Усман - двенадцать лет, а Али - четыре года и девять месяцев, что с учётом правления аль-Хасана бин Али в течение шести месяцев и составляет ровно тридцать лет.

Основателем первой правящей династии стал Му'авийа, да будет доволен им Аллах, который был лучшим и достойнейшим из них и после которого наступил период несправедливого прав­ления, продолжавшийся до тех пор, пока власть не перешла к Умару бин Абд аль-Азизу, да будет доволен им Аллах. Привер­женцы сунны даже считают его пятым праведным халифом, по­скольку он следовал примеру первых четырёх.

Вопрос 191. Что может служить указанием на то, что эти четверо действительно являлись праведными халифа­ми?

Ответ. Указаний на это существует великое множество.

К числу их относится ограничение срока халифата тридца­тью годами, что соответствовало времени их правления.

К числу их относится также предпочтение их остальным, о чём упоминалось ранее, а также превосходство их один над дру­гим, что соответствовало очерёдности их правления.

Наиболее же убедительным указанием на это является едино­душное признание их праведными халифами авторитетных лиц, против чего не возражает никто, кроме заблудших и сторонни­ков нововведений.

Вопрос 192. Какие указания существуют на то, что пер­вые трое из них действительно являлись праведными хали­фами?

Ответ.Указаний на это существует множество. К числу их относятся те, которые мы уже приводили, а также хадис, переда­ваемый со слов Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что однажды пророк, (с.г.с.), спросил:

«Кто из вас видел сон?»

Один человек сказал: "Я видел, будто с неба были спущены весы, на которых взвесили тебя и Абу Бакра, и ты перевесил Абу Бакра, и взвесили Умара и Абу Бакра, и Абу Бакр перевесил, и взвесили Умара и Усмана, и Умар перевесил, а потом эти весы были подняты».

Абу Дауд, ат-Тирмизи, аль-Хаким.

Наши рекомендации