Обязанности мужа и жены 8 страница
72-07 Что касается Даянанды, я не возражаю, чтобы грихастхи жили отдельно и зарабатывали деньги, но я не хочу, чтобы они уходили. Строгий храмовый распорядок предназначен только для тех, кто живет в храме. Грихастхам приходится жить вне храма, и они не могут всё соблюдать, но почему они должны отказываться сразу от всего своего духовного распорядка? Столько крепких преданных уходит — почему? Адвайта, Уддхава, Кришнадаса, а теперь наши Даянанда и Нандарани. Я написал каждому из них по письму, и если ты найдешь их, передай им, пожалуйста, мои письма. Вовсе не хорошо, что наши лучшие преданные так легко падают и уходят. Постарайся их спасти. (ПШП Карандхаре, 14 июля 1972)
72-08 В сознании Кришны мы никогда не бываем одни; у тебя много прекрасных братьев и сестер, которые составляют твою настоящую семью, кроме того, духовный учитель постоянно присутствует в своих наставлениях, и Кришна находится у тебя в сердце, так что тебе не нужно думать, что ты одинока. Сделай своим мужем Кришну и всегда думай о Нем, воспитывай, как подобает, своего ребенка, повторяй ежедневно, без пропусков, шестнадцать кругов харе-кришна-мантры, читай Шримад-Бхагаватам, по меньшей мере, час в день, тогда ты, вне всякого сомнения, скоро ощутишь счастье, а жизнь твоя станет возвышенной. (ПШП Гангадеви, 11 августа 1972)
72-09 Семейная жизнь — это тоже великолепная основа для преданного служения Кришне. В любом положения, замужем ты или нет, независимо от того, каким делом ты занята, ты можешь достичь высшей цели жизни, приняв и практикуя принципы преданного служения. Ты замужем, и твой муж стремится стать преданным Кришны, а ты стань его преданной. Таковы взаимоотношения мужа и жены: муж становится великим преданным Кришны при содействии своей жены, а жена получает благо и развивается в духовной жизни, служа своему мужу. Ты беспокоишься насчет правил и ограничений, но без правил и ограничений разочарования будет еще больше. Вначале это может показаться трудновато, но если ты искренне стремишься достичь высшей цели жизни, можешь быть уверена, что прилагая усилия в сознании Кришны, ты будешь становиться все счастливее и счастливее. Невзгоды материального мира сжимаются до размера не больше следа от телячьего копытца. На самом деле нет разницы между преданными, живущими в храме, и преданными, живущими за пределами храма. Ты права в том, что важно помнить Кришну, независимо от вида своей деятельности. Итак, постарайся всегда помнить Кришну, следуя известным тебе принципам, а именно: ранний подъем, омовение, наведение чистоты, посещение арати, чтение Писаний по крайней мере, один или два часа в день, ежедневное повторение шестнадцати кругов харе-кришна-мантры на четках, уличная санкиртана, предложение всей своей пищи Кришне и т.д. Так ты будешь очень быстро прогрессировать в сознании Кришны, и твоя жизнь станет очень и очень счастливой. (ПШП Сьюзен Бекман, 20 сентября 1972)
73-01 Прими, пожалуйста, мои благословения. Сим уведомляю, что получил твое письмо от 7 января 1973 и внимательно его прочитал. Большое спасибо за приложенные сведения. Между брахмачари, грихастхой, ванапрастхой и санньяси разницы нет. Грихастха просто живет вне храма, с женой, вот и вся разница. Во всем остальном грихастха должен соблюдать все те же правила и предписания и быть постоянно занятым в деятельности храма. Там, в Лондоне, у нас весьма обширное поле проповеди, и я хочу, чтобы ты помогал тамошним преданным, чем только можно, и сотрудничал с ними очень тесно, ради продвижения моей миссии. Эти храмы, они как оазисы в пустыне, где обусловленные души могут утолить свою жажду истинного счастья, их нужно организовывать как можно лучше, а я знаю, что ты наделен разнообразными способностями, которые можно применить в этом деле. Так что давай трудиться вместе, сотрудничая с Дхананьджаей Прабху и Шьямасундарой Прабху. Ты можешь помочь мне в этом, и я буду чрезвычайно тобой доволен. Кришна говорит в Бхагавад-гите, что любой, кто предается Ему, будь он женщина, шудра, вайшья и т.п., все они достигают высшего совершенства бхакти-йоги. Неправда, что грихастха должен заниматься карма-йогой, а ванапрастха санкхья-йогой — все это чепуха. Если ты читаешь мои книги, то во многих местах мог прочитать, что когда человек становится на путь чистой бхакти, плоды всех остальных видов йоги оказываются достигнутыми сами собой, потому что бхакти — это высшая йога и высшее совершенство жизни. В то же время она проста и возвышена. Поэтому я не вижу, в чем трудность. Я твой духовный учитель, и моя обязанность — отвечать на вопросы, которые могут у тебя возникнуть, так что, пожалуйста, пришли запись, и я отвечу тебе. (ПШП Кширодакашайи, 29 января 1973)
73-11 Ты можешь развивать свое сознание Кришны и в конторе, если будешь повторять мантру и отдавать определенный процент Мандиру. Согласно нашей философии, все плоды нашей деятельности отдаются Кришне для Его наслаждения. Неважно, какое положение мы занимаем. (ПШП Шанкаре Пайну, 15 ноября 1973)
74-05 Относительно домов для грихастх, мы даем им эти дома для того, чтобы они могли исполнять преданное служение в точности так же, как брахмачари и санньяси. А иначе зачем покупать дома рядом с храмом? Идея в том, чтобы жить рядом с храмом и воспользоваться всеми благами храмовой программы, то есть, ходить на утреннюю арати, лекции, санкиртану и все храмовые службы. Они ведь тоже члены храма. (ПШП Джаятиртхе, 5 мая 1974)
74-05 Что касается поклонения грихастх Гауре-Нитаю, то это только для тех, кто живет далеко от храма и не может приходить в храм. В противном случае такое поклонение излишне. В храме уже совершается поклонение Божествам, и пусть они [домохозяева] ходят на арати, а не устанавливают Божества у себя дома. Община домохозяев в Лос-Анджелесе, как и в других местах, не должна быть независимой от храмовых программ. (ПШП Джаятиртхе, 1 мая 1974)
74-05 По поводу того, как побудить грихастх принимать участие в деятельности в сознании Кришны, а не в деятельности майи, все очень просто: они должны в обязательном порядке посещать храмовые программы. Утренняя арати, лекции, санкиртана. Мы даем им эти дома для того, чтобы они могли исполнять преданное служение в точности так же, как брахмачари и санньяси. А иначе зачем покупать дома рядом с храмом? Идея в том, чтобы жить рядом с храмом и воспользоваться всеми благами храмовой программы… Община домохозяев в Лос-Анджелесе и в любом из наших храмов предназначена не для того, чтобы они могли быть независимыми от храмовой программы… Я знаю, что у тебя великое множество разнообразных и сложных обязанностей в нашем лос-анджелесском храме, и я знаю, что ты стараешься изо всех сил. Просто молись Кришне, чтобы Он дал тебе разума, и ты мог справиться со всеми этими делами. Самое главное — это то, что мы должны быть идеальными сознающими Кришну людьми, тогда мы сможем привлекать других. Это означает повторение мантры, чтение моих книг, хождение на санкиртану, соблюдение регулирующих принципов и поклонение Божествам. Любой человек, который принимает участие в этих видах деятельности, независимо от того, какие грехи он совершал раньше, без дополнительных усилий продвинется в духовной реализации. Это простой метод, и если мы следуем ему, мы станем идеальными. В противном случае преданные будут падать жертвами женщин и богатства. (ПШП Джаятиртхе, 1 мая 1974)
74-06 Я рад, что ты счастливо занимаешься преданным служением и ведешь жизнь идеального грихастхи. Пожалуйста, продолжай в том же духе; веди свой бизнес отдельно [от храма] и, независимо от того, где ты живешь, поддерживай членов своей семьи в сознании Кришны, чтобы они постоянно пели и повторяли Святые Имена и соблюдали наши заповеди. Развивай свой бизнес для Кришны, будь счастлив в сознании Кришны и всегда служи Кришне. (ПШП Кришна-дасу, 9 июня 1974)
Грихастха и проповедь
67-08 Я рад, что ты хорошо чувствуешь себя в Бостоне и что ты используешь свои силы в приготовлении хорошего кришна-прасада. Я также рад, что Химавати теперь уже точно ждет ребенка. Это чудесно, и Кришна, конечно же, благословит твой дом Своим присутствием, поскольку вы оба, и ты, и твоя жена, Его искренние преданные. Лучший способ подготовиться к появлению ребенку — это обоим родителям оставаться в полном сознании Кришны, а для этого, разумеется, лучше всего повторять святое имя и слушать Бхагавад-гиту и Шримад-Бхагаватам. Я очень благодарен тебе за то, что ты помогаешь открывать различные центры, это очень похвально с твоей стороны. Однако ты должен считаться со своей женой и ребенком, полностью учитывать их интересы; первейшая твоя обязанность как домохозяина состоит в том, чтобы хорошо обеспечивать жену и ребенка. [ТЕКСТ УТРАЧЕН]… Господа перестать сражаться; напротив, он был вдохновлен своим долгом, но исполнял его для Кришны. В этом секрет сознания Кришны — мы не должны все поголовно становиться проповедниками, но все мы посвящаем свою жизнь или сознание (неважно, насколько оно развито) Господу Кришне. Если у тебя получится жить в храме, очень хорошо. Однако семейная жизнь требует определенной собственности и удобств, которые не всегда доступны в храме. Я просто забочусь о том, чтобы ты был счастлив и доволен, чтобы ты мог продолжать заниматься главным делом, сознанием Кришны, и ничто бы тебя не беспокоило. У Рупануги и у Дамодары все в этом отношении хорошо, чего и тебе желаю. (ПШП Хамсадуте, август 1967)
69-01 В Лондоне три пары, которые трудятся там изо всех сил, завоевывают симпатии лондонцев. Своим характером, поведением и преданностью они привлекают людей к нашему Движению. Я хотел бы, чтобы у меня были тысячи таких пар учеников, чтобы проповедовать наше Движение по всему миру. (ПШП Говинда-даси, 26 января 1969)
69-01 Юноши и девушки в Лондоне прекрасно справляются. Мой Гуру Махараджа послал одного санньяси, Свами Бона Махараджу, проповедовать сознание Кришны в Лондоне, году в 1933. Три года Гуру Махараджа оплачивал его пребывание там, но, несмотря на все усилия, ему не удалось сделать ничего значительного. Гуру Махараджа, разочарованный, отозвал его оттуда. Если сравнить, так наши шестеро юношей и девушек не столь опытны в изучении Веданты и других ведических писаний, и они вовсе не санньяси. Но они проделали гораздо более весомую работу, чем удалось Бону Махарадже тридцать пять лет назад. Один только этот факт подтверждает слова Господа Чайтаньи, что проповедником или учителем может быть и домохозяин, и санньяси, и брахман, и шудра, и кто угодно, при условии, что он знает науку о Кришне. А знать науку о Кришне значит служить Кришне под руководством истинного духовного учителя. Если мы служим Кришне таким образом, Он с радостью являет Себя нам. Поэтому мы должны строго придерживаться ведического принципа: тому, кто обладает непоколебимой верой в Кришну и духовного учителя, только такому человеку открывается наука сознания Кришны. Тогда, став по-настоящему сведущими в откровениях сознания Кришны, мы сможем встретиться с любым противником и одержать победу. (ПШП Хаягриве, 31 января 1969)
69-03 Я очень рад, что Мукунда приглашает вас в Лондон. Если есть возможность, вы должны немедля ехать, оба, и присоединиться к ним. Шестеро юношей и девушек, мужей и жен, проповедуют сознание Кришны в Лондоне так хорошо, что в «Лондон Таймз» появился заголовок: «Пение Кришны ошеломило Лондон». Эти юноши и девушки тоже всего два года как получили посвящение, однако они не только великолепно разбираются в богословии, но также, по милости Кришны, произвели определенное впечатление на такой город, как Лондон, просто благодаря своим искренним усилиям. Мой духовный учитель обычно посылал на проповедь тех, кто уже находился в отречении (санньяси), я же делаю прямо противоположное, а именно, готовлю для этой работы молодые семейные пары. Это одобрено Господом Чайтаньей. Он сказал, что независимо от того, является ли проповедник отрешенным санньяси или семейным человеком, брахман он или же шудра — ничто не остановит процесса проповеди сознания Кришны. Единственная квалификация, которая для этого требуется — это чтобы человек знал истоки сознания Кришны. Тогда он совершенно подходящий кандидат для того, чтобы проповедовать эту великую философию. Я понимаю, что ты и твоя жена очень разумны, и надеюсь, что если вы имеете искреннее желание служить Кришне, он даст вам понимание, как это делать.
Я здесь на Гавайях, под опекой Гаурасундры и его жены Говинда-даси, у них тоже все хорошо. Еще одна пара учеников, Сатсварупа и Джадурани в Бостоне тоже неплохо справляются. В Буффало Рупануга и его жена с малышом чувствуют себя неплохо. В Новом Вриндаване Хаягрива и его жена Шьяма-даси отлично трудятся. То есть, это часть моей миссионерской работы. Я хочу видеть, как западные юноши и девушки, распущенные в половом отношении, женятся и серьезно принимают сознание Кришны, и это делает их счастливыми как в материальном, так и в духовном отношении. Итак, если вы поедете в Лондон к Мукунде и его компании, вы будете очень рады увидеть, как муж и жена вместе могут чудесно проповедовать Движение сознание Кришны. Пожалуйста, примите эту философию очень серьезно, и вы будете счастливы и в этой жизни, и в следующей. (ПШП Ишане и Бибхавати, 8 марта 1969)
69-03 Благодарю тебя за письмо от 5 марта. Узнай от меня, что я даю тебе ясное и определенное разрешение на брак с Канчанбала-даси, причем как можно скорее. С ее стороны имеется разрешение ее матери, с твоей стороны согласие даю я. Канчанбала — идеальная девушка, сознающая Кришну, а я хочу, чтобы в вашей стране появилось несколько идеальных семей в сознании Кришны, чтобы люди видели, что наше Движение не однобоко и не сухо. Так что нам не нужны сухие аскеты. Сам Кришна, будучи кшатрием, взял в жены много девушек. Чайтанья Махапрабху, хотя ему предстояло принять санньясу в двадцать-четыре года, дважды женился в течение двадцати лет. Господь Нитьянанда был женат. Адвайта Прабху и Шриваса Прабху также были домохозяевами.
Итак, женитьба не создает никаких препятствий в сознании Кришны. Нужно лишь бдительно следить за тем, чтобы не отклоняться от сознания Кришны. Нужно следовать по стопам великих ачарий, и тогда все будет хорошо. Я тоже был женат, моя семья до сих пор существует. Итак, ты всегда должен помнить, что женитьба — не препятствие. Самый опасный враг — это забвение Кришны. Немало имперсоналистов, приверженцев философии пустоты, отреклись от мира в очень раннем возрасте. Например, Шанкарачарья — он принял санньясу в возрасте восьми лет. Господь Будда покинул дом на заре Своей юности. Но нас это не касается. Я надеюсь, что к настоящему времени, прослужив Движению сознания Кришны два года, ты уже успел почувствовать вкус нектара. Теперь ты должен утвердиться и выполнять свои обязанности, как я тебе указываю, и тогда, я уверен, трудностей не возникнет. Но ты всегда должен помнить, что жена — это не машина для удовлетворения чувств. Жена — это половина твоего тела, которая призвана поддерживать твой статус в сознании Кришны. Ты женишься на девушке, которая уже обучена сознанию Кришны, и если вы построите свою жизнь осмотрительно и честно, трудностей у вас не будет. Так говорят ачарьи. Думаю, эти объяснения успокоят твой возбужденный ум. Надеюсь, у тебя, как и у Канчанбалы, все хорошо, и вы счастливо исполняете практику сознания Кришны. (ПШП Мадхусудане, 10 марта 1969)
69-03 Ты очень хорошая девушка и очень подходишь для того, чтобы работать над Шримад-Бхагаватам вместе с Хаягривой. Это очень меня вдохновляет. Я хочу, чтобы в нашем Движении были такие пары грихастх, чтобы подавать пример другим. (ПШП Шьяма-даси, 24 марта 1969)
69-07 Что касается Тривикрамы, то это первоклассный, высшего сорта, брахмачари. Его настроение служения, его послушность просто прекрасны, хотя он присоединился совсем недавно. Дело в том, что он общался с Рупанугой, который является идеальным преданным-домохозяином. Я чрезвычайно горд, что множество домохозяев великолепно проповедуют сознание Кришны. Чайтанья Махапрабху не делал никаких различий между так называемыми брахмачари, домохозяевами или санньяси. Он особо подчеркивал, что все это внешние определения, относящиеся к телу. Сознание Кришны — это функция души, дживатмы. В Ведах говорится, что вечная душа свободна даже от тени материального осквернения, но когда она забывает Кришну, она начинает считать себя продуктом материи. Это называется майей. Но в каком бы положении ни находился человек, если он понимает науку сознания Кришны, он может освободить великое множество падших душ. Поэтому я обращаюсь ко всем вам с просьбой проявить образцовый нрав и показать, как домохозяева могут быть первоклассными трансценденталистами. Когда я вижу, как хорошо проповедуют мои ученики-домохозяева, я преисполняюсь гордости за них. (ПШП Мукунде, 28 июля 1969)
69-11 Весьма вдохновляет, что с самого начала существования твоего центра ты так успешно исполняешь возложенные на тебя обязанности. Кришна будет очень доволен тобой и твоей женой, Кришна-Бхамини. В нашем Обществе мы хотим видеть идеальных домохозяев, подобных тебе. Это придало бы огромную скорость распространению нашей проповеди. В самом начале этого Движения, спутники Господа Чайтаньи были домохозяевами. Четыре главных спутника Господа Чайтаньи, а именно, Адвайта Прабху, Нитьянанда Прабху, Шриваса Прабху, Гададхара Прабху, и даже Сам Господь Чайтанья — все они были домохозяевами. Мы не имперсоналисты и не приверженцы философии пустоты. Наша цель — войти в окружение Кришны. Но мы не можем войти в это окружение, не освободившись полностью от осквернения материальной греховной жизнью. Это подтверждается в Бхагавад-гите, где Господь Кришна Сам говорит, что только те, кто до конца очистился от грязи греха, может полностью посвятить себя сознанию Кришны. Иными словами, те, кто полностью пребывают в сознании Кришны, могут освободиться от материального осквернения и, таким образом, войти в окружение Кришны. Никаких трудностей семейная жизнь не сулит, при условии, что она ведется в полном сознании Кришны. Следуй этому принципу, и ты будешь счастлив. Западному миру нужна такая помощь, так что постарайся оказать человеческому обществу это благодеяние. (ПШП Бхагаван-дасу, 9 ноября 1969)
69-12 Я очень рад, что вы оба, муж и жена, так тщательно, с верой исполняете миссию Господа Чайтаньи. Пожалуйста, продолжайте так же, и Господь Чайтанья несомненно прольет на вас все Свои благословения и мощь. Лично меня очень радует, что пары молодых юношей и девушек, которых я поставил быть домохозяевами, так хорошо действуют в западном мире. Когда Господь Чайтанья освободил Джагая и Мадхая, Он тоже был домохозяином, но когда Джагай и Мадхай по-настоящему раскаялись, Его жены, Вишнуприи, уже не было. [КМ-д11] Но в данном случае, и во многих других случаях также, я вижу, что мои ученики, соединяясь вместе как муж и жена, великолепно проповедуют. Я особенно горжусь тем, как мои ученики-домохозяева проповедуют миссию Господа Чайтаньи. Это новость в истории движения санкиртаны. В Индии все ачарьи и их последователи действовали только по мужской линии. Их жены сидели дома, потому что такова традиция с незапамятных времен, женщины не обязаны выходить из дома. Но в Бхагавад-гите мы читаем, что женщины не менее компетентны, чем мужчины, в вопросах движения сознания Кришны. Поэтому, пожалуйста, продолжайте эту миссионерскую деятельность и подтверждайте свою проповедь практическим примером того, что ни для кого нет препятствий в деле проповеди сознания Кришны. (ПШП Химавати, 20 декабря 1969)
70-01 Я очень рад известию о том, что ты собираешься выйти замуж за Читсукхананду, [и свадьба] в воскресенье, 11 января в храме Радхи-Кришны. Мне нравятся эти брачные церемонии, потому что они на практике подтверждают мою идею, что в этой стране юноши и девушки должны жениться и вместе проповедовать. По милости Кришны, центры, которыми управляют семейные пары — в Бостоне, на Гавайях, в Детройте, Новом Вриндаване, Сент-Луисе, Буффало и т.д. — развиваются очень успешно. Подобным образом, и вы, когда поженитесь, как было оговорено в Лос-Анджелесе, поедете куда-нибудь, наверное, в Мехико, как ты хотела, организуете там центр и начнете издавать «Обратно к Богу» на испанском языке. Наш «Обратно к Богу» на французском и немецком языках продаются все лучше и лучше, людям нравится. Так почему же не [сделать то же самое] на испанском языке, который ты знаешь очень хорошо, и Читсукхананда, я думаю, тоже знает неплохо? Так что это очень хорошая новость. Я уже давно думал о вашем браке. Теперь Кришна дает вам такую возможность. Воспользуйтесь же ею и будьте счастливы. Я рад, что Хамсадута собирается провести официальную свадебную церемонию, и думаю, у него есть запись всех необходимых для нее мантр. Итак, женитесь, пойте «Харе Кришна» и будьте счастливы. Это то, чего я хочу. (ПШП Чандравали, 9 января 1970)
70-01 Пожалуйста, прими мой смиренный дандабат. Большое спасибо тебе за твое вдохновляющее письмо от 11 января 1970 из Гаухати. Мне очень приятно, что ты проповедуешь послание Господа Чайтаньи по всей северной Индии, от Лахора до Гаухати. Подобным образом, и я прилагаю все усилия, чтобы по мере своих скромных возможностей исполнять такое же служение. Тебе будет приятно узнать, что очень скоро мы намерены отправить своих проповедников в Австралию. У нас уже есть центры в Токио, и я посылаю двух преданных, одного из Токио, а другого отсюда, из Лос-Анджелеса, в Сидней (Австралия). Надеюсь, ты милостиво прольешь свои благословения, чтобы это новое предприятие увенчалось успехом. Шрила Прабхупада посылал на проповедь, в основном, своих учеников в статусе брахмачари или санньяси. Я применяю иной метод: посылаю на проповедь молодые семейные пары, и ты будешь рад узнать, что в этих странах такая система оказывается гораздо эффективнее. Я очень рад, что ты иногда с удовольствием читаешь статьи в моем журнале «Обратно к Богу», уверен, что ты получаешь его регулярно, каждый месяц. Твои адреса: и калькуттский, и вриндаванский, внесены в список бесплатных получателей. Насколько я понял, г-н и г-жа Б.К. Дирле, которые приехали в твой Матх в Калькутте, чтобы встретиться с тобой, заинтересовались нашим журналом, и если ты пришлешь мне их адреса, мы будем рады посылать бесплатные экземпляры и им. Я весьма обязан тебе, что все наши духовные братья очень рады известиям о моей деятельности на Западе. На самом деле, все, что здесь происходит, это милость Его Божественной Милости Шрилы Прабхупады, потому что лично я совершенно ни на что не способен. (ПШП Мадхаве Махарадже, 21 января 1970)
70-07 Прими, пожалуйста, мои благословения тебе и твоей доброй супруге Мриганетри-деви-даси. Я получил ваше письмо от 13 июля 1970 и очень рад, что вы счастливо вступили в брак, и Субала провел для вас прекрасную свадебную церемонию в Филадельфии. Твой ум иногда возбуждался, а теперь Кришна благословил тебя очень хорошей женой, обладающей прекрасными качествами, которая, к тому же, полна вдохновения преданности. Пожалуйста, теперь трудитесь вместе в сознании Кришны, распространяйте послание Господа Чайтаньи. Ты очень разумный парень, хороший преданный и отличный проповедник, обладающий богатым опытом. Вы с женой — прекрасная пара, так примитесь же за эту работу по распространению сознания Кришны очень серьезно, сделайте свою жизнь возвышенной, и Кришна несомненно пошлет вам необходимый разум, чтобы вы могли развиваться в служении Ему. Пожалуйста, воспользуйтесь этой возможностью, наполните свою жизнь трансцендентным любовным служением Господу, счастливо повторяйте харе-кришна-мантру, танцуйте, распространяйте прасад и литературу и проповедуйте сознание Кришны от всего сердца. (ПШП Дамодаре, 19 июля 1970)
70-11 Твой план развития храма в Буффало очень хорош. Пожалуйста, развивай его на радость Господу. Это очень хороший дом. Фото, где твоя жена и ребенок проповедуют — это просто великолепно. Ты идеальный домохозяин, и ты учишь весь мир тому, как домохозяин должен жить с женой и ребенком. Мой Гуру Махараджа обычно делал из домохозяев санньяси, а я наделал для проповеди домохозяев, и твой пример доказывает, что моя попытка увенчалась успехом. (ПШП Рупануге, 13 ноября 1970)
71-02 Ты пишешь, что слишком погружаешься в мирские мысли о половой жизни. Если дело обстоит так, тогда тебе, скорее всего, надо жениться. В сознании Кришны мы не занимаемся искусственным подавлением желаний, наша философия в том, что все можно использовать в служении Кришне. Мой Гуру Махараджа давал ученикам санньясу, чтобы они проповедовали это Движение, а я создаю семейные пары, и они прекрасно распространяют послание Господа Чайтаньи. Поэтому если у тебя есть такая склонность, и ты можешь найти подходящую девушку, я разрешаю тебе жениться. (ПШП Минакетане, 24 февраля 1971)
71-07 Есть много грихастх, которые зарабатывают деньги и тратят их на поддержание центров. Ты тоже можешь открыть центр, жить отдельно, как президент, и поддерживать храм на должном уровне. Но если ты ничего не делаешь и просто остаешься грихастхой, тогда какой смысл критиковать других? Все наше движение предназначено для того, чтобы нести служение. (ПШП Умапати, 9 июля 1971)
72-12 Ты пока испытываешь некоторые трудности, поэтому я думаю, тебе требуется упорядоченная семейная жизнь, как ты и предлагаешь. Но если у тебя нет в основе решимости достичь успеха в сознании Кришны, любое занятие и любое место, где ты служишь Кришне, в одинаковой степени станут источником беспокойства и тревоги для твоего ума. Поэтому мой совет тебе прост: загляни в себя и узнай, сильна ли в тебе решимость и вера в нашу программу сознания Кришны и усилится ли эта решимость и вера, если ты поедешь туда или сюда, будешь заниматься тем или этим. Иногда Кришна ввергает нас в большие затруднения, чтобы очистить и побудить развиваться в сознании Кришны. Преданный всегда должен рассматривать трудности именно в этом свете, он должен думать: «Кришна так добр ко мне, что создал для меня эту ситуацию, в которой я должен напрягаться изо всех сил. Таким образом Он избавляет меня от миллиардов рождений, когда мне пришлось бы терпеть воздаяние за свои грехи. А так я должен стерпеть всего лишь эти совершенно незначительные и временные страдания». Если же наша привязанность к Кришне еще не развита, если нас все еще влечет обычная семейная жизнь, с друзьями, семьей, детьми, работой и т.д., это тоже неплохо. Если человек при этом жертвует что-то из своего дохода на проповедническую деятельность и вместе с семьей приходит в храм, чтобы послушать проповедь и принять участие в киртане, постепенно он ощутит некоторое вдохновение и сможет развить привязанность к Кришне. Но это долгий и мучительный путь, а я знаю, что ты и твоя жена Шарадия достаточно умны. Поступай, как хочешь, но я был бы очень доволен, если бы ты и твоя жена полностью посвятили себя проповеднической деятельности. Это важно. Открытие фабрики, семья — все это обычные дела, на это способен каждый, любой обычный человек, но ты не обычный человек, я знаю.
Послушайся моего совета: не морочь себе голову всеми этими умственными спекуляциями, которые только все усложняют. Но если ты болен, если у тебя печеночная инфекция, тогда, конечно, дело другое. Перво-наперво ты должен вернуть себе здоровье. Для этого тебе, может быть, лучше пожить в Европе или Америке, не знаю. Но в любом случае всегда помни, что сейчас у тебя есть эта золотая возможность — человеческое тело, и ты не случайно встретил своего духовного учителя и занялся делом Кришны. Вспомни все это и постарайся воспользоваться своим разумом и энергией, чтобы извлечь благо из сложившегося положения, без промедления поднимись на уровень совершенства своей жизни. Деятельность, наиболее рекомендуемая и Кришной, и Господом Чайтаньей Махапрабху для достижения совершенства в эту эпоху, Кали-югу, это санкиртана или проповедническая миссия. Поэтому если тебе удастся сделаться первоклассным проповедником, это будет лучше всего и для тебя, и для других. Твоя жена тоже может помогать тебе в твоей важнейшей деятельности по распространению сознания Кришны. Она прекрасный художник, она очень серьезна и искренна, так что вы можете вместе посвятить свою текущую жизнь проповеди сознания Кришны. Нет лучшего занятия, чем это. Иметь детей — это не плохо, это не помешает вашим проповедническим усилиям. Однако слишком сильная привязанность к детям, дому и работе испортит данный тебе шанс быстро достичь зрелого плода сознания Кришны или самоосознания. (ПШП Вайкунтханатхе, 29 декабря 1972)
74-11 Твое положение домохозяина совершенно не помеха распространению книг. У Господа Чайтаньи Махапрабху было много учеников-домохозяев, которые проповедовали сознание Кришны. Насколько я понял, недавно в Торонто весь храм распространял книги, преданные распространили много «Ишопанишад» и других книг. Так что ты можешь беспрепятственно заниматься в свободное время распространением книг. Параллельно ты можешь писать картины для Кришны. Таким образом, полностью займи себя в служении Кришне. Это то, чего я хочу, ничего больше. (ПШП Кришнакатха-дасу, 22 ноября 1974)
75-01 Конечно, наша предписанная обязанность — проповедовать сознание Кришны. Поэтому мы должны придерживаться этого своего занятия при любых обстоятельствах, это главное. В браке, вне брака, в разводе, в любых жизненных обстоятельствах — моя проповедническая миссия от этого не зависит.Семейная жизнь — это дети, жена, дом, все вокруг это понимают, почему же наши преданные смотрят на дело иначе? Просто у них возникает половое желание, они женятся, а когда их ожидания оказываются неисполненными, они тут же разводятся — это похоже на материальную деятельность, проституцию. Жена остается без мужа, и порой у нее уже есть ребенок, которого ей нужно вырастить. Этот проект — твой и многих других — становится отвратительным. Мы не можем рассчитывать, что наши храмы станут прибежищем для такого количества вдов и брошенных жен, это было бы слишком большим бременем, а мы превратились бы в посмешище для всего общества. Кроме того, нежеланное потомство. И начнется незаконная половая жизнь, которую мы и так наблюдаем вокруг. Будучи слабым полом, женщина нуждается в духовно сильном муже, чтобы получить благо и развиваться, накрепко ухватившись за его стопы. Если муж уходит, что ей остается делать? Таких случаев уже много в нашем Обществе, уже много девушек и юношей разочарованы. (ПШП Мадхукаре, 4 января 1975)