Общие условия терапевтических отношений
Существуют определенные общие условия, которые должны соблюдаться во время терапевтической встречи, что позволяет совершить эффективную интервенцию в области стыда и вины. Первое и самое важное требование - чтобы терапевт демонстрировал безусловное, позитивное внимание к клиенту, который будет иметь дело с этими проблемами. Такое безусловное, позитивное внимание должно устанавливаться с первой встречи и укрепляться на каждой сессии. Если терапевт не способен выказать этого определенному клиенту, то последнего следует направить к другому терапевту.
Столь же обязательно уважение к клиенту. Важно помнить, что взрослый ребенок вырос (и, возможно, находится сейчас) в семейной системе, которая требует соблюдения правил: "Не говори", "Не верь" и "Не чувствуй" (Black, 1982). Для многих участие в семейной интервенции, лечение от химической зависимости или амбулаторная терапия - это первые отношения, которые специально нарушают семейные правила. Клиенту важно услышать, что его дискомфорт и отвращение нормаль-
___368
ны и будут уважаться, несмотря на то, что его побуждают попробовать новое поведение.
Имея дело со взрослыми детьми, испытывающими сильный стыд и чувство вины, важно сразу коснуться страха быть оставленным и отвергнутым. Gershen Kaufman подчеркивает, что пренебрежение и отвержение - события, порождающие стыд (Kaufman, 1980). Взрослый ребенок часто бывал действительно покинут, или им пренебрегали физически и эмоционально, что порождало в нем ощущение, что он нехорош, незначителен и недостоин любви. Часто бывает уместным выяснить, как клиент видит терапевта и как именно, по его мнению, терапевт может повредить ему, если такое невероятное событие случится. Это дает клиенту возможность непосредственно выразить свои страхи или потребности в серьезном, но всё же немного по-верхностном контексте.
Когда клиент делится замешанными на стыде переживаниями - это мощная и основная работа. Переживания становятся легче, когда ими делишься, и стыд уже менее силен, как только он показан и стыдящийся человек при этом выжил. Стыд может быть связан с употреблением, результатом чего являются ощущения своей дефективности, неадекватности или чувство ненависти к себе. Эти чувства служат причиной попыток избежать стыда и, если они интернализованы и генерализованы, предстают в виде отсутствия симпатии к себе, неспособно-сти уважать себя или заботиться о себе (Kaufman, 1980). Такие чувства могут также привести к такому понятию о себе, которое оппозиционно настраивает человека ко всем, кто готов и хочет заботиться о себе. В этом случае особенно важно распознать стыд и боль, давая клиенту возможность вос-
___369
принять себя по-новому. Некоторые взрослые дети будут нуждаться в длительном амбулаторном лечении, чтобы достигнуть прогресса в области самооценки.
Творческие методы преодоления стыда
Я хочу предложить здесь творческие техники, которые полезны при работе с глубоким стыдом. Эти методы иногда предпочтительнее, чем простая конфронтация постыдного события. Методы, к которым я здесь обращаюсь, следующие:
1. Работа с зеркалом;
2. Использование плюшевых игрушек и кукол;
3. Использование конкретных объектов;
4. Работа с глиной;
5. Рисование и визуализация.
Работа с зеркалом
Стыд проявляет себя так, как будто он - пятно (Potter-Efron, 1987). Так же, как страдающая"ано-рексией смотрит в зеркало и видит себя жирной, взрослые дети с историей вербальных, эмоциональных и/или физических абъюзов могут видеть себя уродливыми, или даже быть буквально не способными смотреть себе в глаза. Хотя практика смотрения в зеркало может выглядеть глупо, работа с зеркалом - эффективный инструмент для обращения со стыдом, который проявляет себя таким образом. Самое существенное здесь - выполнить задание, заключающееся в принятии своего отражения, и установить интимный контакт с собой, а не с другими. Терапевту нужно быть готовым продемонст-
___370
рировать или смоделировать выполнение - подтвердить, что это его отражение в зеркале, и раскрыть, что он чувствует сам, выполняя это задание. Поскольку многие взрослые дети видят себя отличными от других людей (Woititz), такое самораскрытие поможет связать клиента и терапевта в реальном мире, в котором они могут находиться вместе.
Работа с зеркалом - это возможность подчеркнуть, что любовь и признание себя — главная часть выздоровления. Терапевт может также указать на то, что мы обращаемся с собой так же, как другие обращались с нами раньше (Kaufman, 1980), и что взрослого ребенка могли презирать, он мог не нравиться, его могли научить отвергать себя. Интервенция, подобная этой, может стимулировать клиента к тому, чтобы вспомнить и поделиться болезненными, наполненными стыдом воспоминаниями с терапевтом. Это важно — попрактиковаться в признании себя, это разрушает негативный образ себя стыдящейся персоны.
Использование плюшевых игрушек и кукол
Существует множество причин для использования в терапии помощников вроде плюшевых зверей; одна из главных - в том, что просто подержать в руках что-то мягкое, реальное и неотвергаю-щее целительно для человека, чье окружение было грубым, смущающим и злоупотребляющим. Объект (в данном случае кукла или плюшевый зверек) должен быть внешней моделью, которую клиент может идентифицировать с собой или своей частью, возможно, потерянной.
- Взрослый ребенок в терапии пережил в прошлом много отвержений и пренебрежения. Обычная проблема, порождаемая стрессом и стыдом в семьях
___371
химически зависимых, такова: взрослый ребенок мог перестать быть "ребячливым" в очень раннем возрасте или был ограничен в детстве очень специфической ролью. Вдобавок к такой депривации, непоследовательность и злоупотребление тоже берут свою дань. Как замечает Кауфман, когда тебя игнорируют, высмеивают или просто обращаются с тобой презрительно - это несомненное отвержение. Потребности и желания ребенка становятся неважными в химически зависимой семье; многие взрослые дети имеют травматичные воспоминания о ребенке, которым они были в раннем возрасте. Другие же совершенно ничего не помнят.
Касаясь этой потери детства или недостатка детских воспоминаний, хорошо будет дать взрослому ребенку-клиенту задание купить плюшевого зверька для себя. Инструкции таковы: это должен быть зверек того же "пола", что и его владелец (у многих женщин были только плюшевые игрушки-"самцы"), и он предназначен только для него, его нельзя давать своим детям. Даже мужчины-"мачо" не должны исключаться из этого задания. Некоторые из них находят компромисс, покупая зверьков, надевающихся на руку, таким образом сохраняя ощущение контроля над своей мужественностью.
Один простой способ найти существенную информацию о стыде - это расслабить клиента и от-правиться путешествовать назад в критические периоды его детства. Когда появляются воспоминания и клиент ими делится, старые "грустные" и "плохие" чувства начинают бить ключом. Это точка во взаимодействии терапевта и клиента, где межличностный мост (Kaufman, 1980) легче всего ломается, — точка, в которой клиент прерывает контакт глаз, смотрит вниз и отодвигается от терапев-
___372___373
та, совсем как пристыженный человек смотрит в пол и отступает назад, неспособный посмотреть на стыдящего родителя. Это как раз тот момент, когда кукла или плюшевый зверек может поддержать межличностный мост, давая клиенту способ самоподдержки. Куклу можно дать клиенту в руки, и попросить его сфокусироваться на ребенке, которого он помнит. Клиента просят подержать ребенка и успокоить его сейчас; так же родителя учат держать своего новорожденного ребенка. Использование плюшевых зверей - способ вновь установить связь между взрослым клиентом и ребенком, которого он носит в себе (Whitfield, 1986) и который стыдится и боится мира. Если отношения установлены, индивид уже не так тотально зависит от терапевта в вопросе получении любви к себе стыдящемуся и может начать больше сочувствовать и меньше ненавидеть себя. .
Дич - семейный "герой", который всю кизнь работал ради одобрения и никогда не был "доста-точно хорошим". Не важно, насколько хорошо Дин что-то сделал, - он всё равно чувствует себя ущербным из-за своей сильной потребности в одобрении и долгих отношений с семейным стыдом. Дин купил себе плюшевого пингвина, который представлял пингвина с комической странички - сына селедки, зависимой от рассола. Этого пингвина в журнале называли "нелетающей водной птицей" (Breathed, 1985), и Дин утверждал, что это именно то, что он чувствует в отношении себя. Сначала Дин подшучивал над собой и своей неадекватностью, указывая на пингвина. Но через некоторое время он смог держать на руках и обнимать эту часть себя в течение терапии, и принять потребности, которые она представляла, - потребность в одоб-.
рении, заботе и простой любви к нему такому, какой он есть. Он решил спать с пингвином, не стыдясь своей жены. Потом он отвел в магазин и жену, чтобы она тоже купила своего собственного плюшевого зверька. Когда он позволил себе удовлетворить свои потребности в прикосновении и заботе, в том, чтобы его держали на руках (делая это для своего пингвина), он стал в большей степени способен и принять, и открыть себя реального своей семье. Он смог поделиться беспокойством и фрустрацией со своими родителями-алкоголиками, и понять, что нуждается в собственном одобрении, вместо того чтобы зависеть от их одобрения, которого никогда не получал. Он стал игривым со своей женой и детьми, чего никогда не мог в прошлом. Когда Дин принял себя как "нелетающую водную птицу", он стал более успешен в отношениях своей реальной жизни и менее зависим от родительской семьи в вопросе эмоционального выживания. Он смог отстраниться от членов своей семьи-алкоголиков; он стал цельной личностью, вместо того чтобы быть "манекеном" (его собственное обозначение своей созависимой части).