Как поступать с долгами
Существует библейский способ, позволяющий разобраться со всеми этими переживаниями прошлого. Божий способ — нечто большее, чем просто прощение и подавление обиды. Бог берет грехи, неудачи и тяготы вашей жизни, окутывает их Своей любовью, наполняет их смыслом, и все в жизни меняется.
Лучшая иллюстрация тому — Крест. То, что, с человеческой точки зрения, было величайшей несправедливостью и глубочайшей трагедией, Бог превратил в драгоценнейший из всех известных человеку даров: дар спасения.
Есть и другие примеры — история Иосифа, которому старшие братья причинили огромное зло. Когда позже братья «пали пред лицем его» и сказали, что теперь они его рабы, он не стал давить на них и требовать возмещения долгов. Его не волновали их долги. Вместо этого, зная, что им предстоит пережить нелегкое время— предстоит простить самих себя — он сказал: «Не бойтесь; ибо я боюсь Бога. Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Бытие 50:19–20).
Являетесь ли вы частью свободного от долгов сообщества христиан? Свободен ли от долгов ваш брак? Ваша семья? Каждая церковь должна быть общиной, свободной от долгов, где мы любим потому, что любимы; где мы относимся благосклонно к другим потому, что так относятся к нам; где мы милостивы к другим и другие милостивы к нам потому, что мы познали радость, увидев, как Господь рвет нашу долговую расписку, по которой мы задолжали больше, чем заработали. Она аннулирована. Обрывки развеял ветер.
Он освободил нас, и теперь мы можем освободить других, тем самым расширив область действия благодати и любви. Апостол Павел выразил это в восьми словах: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Римлянам 13:8).
А Иисус сказал так: «Даром получили, даром давайте» (Матфея 10:8).
Раненый Целитель
«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и совершившись сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного»
(Евреям 4:14–16; 5:7–9).
Если бы нам нужно было переделать отрицательное предложение из Послания Евреям 4:15 в утвердительное, то оно читалось бы так: «Ибо мы имеем такого первосвященника, который сострадает нам в немощах наших». В Ветхом Завете слово «немощь» употребляется при описании приносимых священниками жертв. Немощь — это преимущественно физический недостаток, пятно, дефект, изъян у человека или животного. Даже если человек происходил из рода священника Аарона, но имел какой–то недостаток, он не мог выполнять функции священника. Его недостаток не позволял ему «приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему» (см. Левит 21:16–24). Так и жертвенные животные должны были быть «без порока». Множество указаний в книге Левит не оставляют сомнения в том, что животное с недостатком не могло быть принесено Богу. Как жертва, так и совершающий жертвоприношение, должны быть лишены недостатков.
Однако в Новом Завете мы сталкиваемся с фигуральным значением слова «немощь». Это метафора, фигура речи. Здесь это слово часто встречается как отрицательная форма греческого слова «стенос», что значит «сила». Если к слову присоединить приставку «а», то оно получит отрицательный смысл: «теист» — тот, кто верит в Бога; добавьте «а», и получится «атеист» — тот, кто в Бога не верит. Если вы поставите «а» перед словом «стенос» — «сила», то получите слово «астения», имеющее то же значение, что и «немощь» —- «отсутствие силы, нехватка силы, слабость, хилость, дряхлость».
Едва ли это слово употребляется на страницах Нового Завета в чисто физическом смысле. Оно скорее характеризует душевную, нравственную или эмоциональную слабость, недостаток силы. Немощи сами по себе не являются грехами, но они существенно подтачивают нашу стойкость перед лицом искушений. По Новому Завету немощи — это качества человеческого естества, которые предрасполагают или склоняют нас ко греху.
Послание к Евреям больше, чем любая другая книга Нового Завета, напоминает книгу Левит. Оно говорит нам, что описанная в Левите система жертвоприношений нашла свое завершение в лице Иисуса Христа — нашего Первосвященника. Ветхозаветный священник имел недостатки, так как являлся обычным человеком. Следовательно, совершая жертвоприношения за своих прихожан, он приносил жертву и за себя, чтобы покрыть свое несовершенство. Однако, имея собственные недостатки, он был способен понять недостатки других людей и относиться к ним мягче. Как священник, он мог проявить большее понимание, поскольку и сам не был лишен внутренних недостатков, толкающих нас к искушению и греху.
Автор Послания к Евреям рисует такую же картину применительно к нашему великому Первосвященнику и Посреднику — Господу Иисусу Христу. Так как Он никогда не грешил и не поддавался искушениям в отличие от ветхозаветного священника, Ему не нужно было приносить жертву за Себя. Но и Он, как и мы, подвергался постоянным испытаниям и поэтому понимает, каково ощущать себя немощным.
Если бы Он осознавал лишь факт наличия у нас недостатков, это уже было бы хорошо. Но дело обстоит куда лучше. Он чувствует наши недостатки — не просто увечья, слабости, эмоциональные расстройства и внутренние конфликты, но и порождаемую ими боль. Он ощущает разочарование, тревогу, депрессию, обиду, забвение, одиночество, изоляцию, отверженность. Тот, Кому наши недостатки причинили страшные страдания, переживает всю гамму чувств, вызванных к жизни нашими слабостями и нашей ущербностью.
А где доказательство того, что Иисус понимает наши чувства, когда мы немощны? «Во дни плоти Своей», когда Иисус был человеком, Он «принес молитвы и моления» (Евреям 5:7). Он сделал это красиво, спокойно и тихо? О нет! Он «с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» (Евреям 5:7–8).
Речь идет о Гефсимании, о страстях и страдании, о кресте нашего Господа. Библия как бы говорит: «Он пережил все. Он знает, что значит плакать и молиться Богу с громкими рыданиями. Он боролся с чувствами, которые буквально разрывали Его на части. Он прошел через это и может чувствовать то же, что и вы. Ему так же больно, как и вам».
Из всех слов, характеризующих вочеловечение, величайшим является имя Эммануил, что значит «С нами Бог».
Бог с нами в страданиях. Прошедший через страдания Бог, знает, что мы чувствуем, и ощущает боль вместе с нами. Вот почему мы можем смело подходить, уверенно приближаться к Нему. Бог не скажет: «Подходите с повинной» или «Подходите со стыдом». Вам не следует говорить: со мной что–то не в порядке, потому что у меня депрессия. Я бездуховен. Мы христиане порой бросаем друг другу такие жестокие упреки, но они противоречат духу Писания.
Бог — не родитель–неврастеник, который отказывается выслушивать от своих детей дурные вести. Мы не идем к отцу, который говорит: «Т–с–с! Не смей говорить такие слова. Не плачь. Будешь плакать, сделаю так, что станет еще хуже».
Мы идем к Небесному Отцу, Который понимает наши чувства и предлагает разделить их с Ним. Поэтому мы можем уверенно приблизиться к престолу благодати, зная, что получим милость и обретем благодать в час нужды. Мы можем прийти, когда нуждаемся в прощении и когда чувствуем вину за свои грехи. Мы можем прийти и тогда, когда нас терзают и мучают собственные недостатки.
Гефсиманский сад
Чтобы понять, чего стоило Спасителю стать нашим Целителем, мы должны пройти вместе с Ним через Его страсти и страдания, о которых говорится в Евангелиях, в Псалтире и в книге пророка Исайи.
Сначала мы отправимся в Гефсиманский сад и посмотрим, чего стоило нашему Спасителю быть Эммануилом — Богом, Который с нами. Послушайте Его молитвы так, будто слышите их впервые. Он «начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно» (Матфея 26:37–38).
Что Ты произнес, Иисус? «Душа Моя скорбит смертельно»! Ты хочешь сказать, что Ты испытывал в этот ужасный час такие горькие чувства и такую боль, что даже желал умереть? Ты хочешь сказать, Господь, что Ты понимаешь меня, когда я подавлен, когда мне жизнь не мила?
Прочитайте Псалом 21, один из так называемых псалмов–жалоб: «Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось как воск, растаяло… Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прилипнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной» (стихи 15–16).
И псалом 68: «Спаси меня, Боже; ибо воды дошли до души моей» (стих 2); «Я… вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня» (стих 3); «Я изнемог от вопля» (стих 4); «Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог; ждал сострадания, но нет его, — утешителей, но не нахожу» (стих 21).
И в Евангелии от Матфея (глава 26): «И говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?» (стих 40). Три раза Он обращался к Своим товарищам, но все бесполезно. И вот «все ученики, оставивши Его, бежали» (стих 56).
Если вам приходилось бороться со страшным одиночеством или жуткой пустотой, если вы испытывали жесточайшие приступы депрессии, то знаете: в моменты борьбы труднее всего молиться, так как вы не чувствуете Божьего присутствия. Хочу заверить вас, что Он знает, Он понимает, Он чувствует вашу немощь. Он делит с вами все ваши чувства, ибо Он Сам испытал их.
Суд
Последуйте за Ним на суд, где Он выслушал ложные свидетельские показания. Вас когда–нибудь обвиняли несправедливо? Вы представляете, как это больно? «Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам» (Матфея 26:67). «Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его» (Луки 22:63).
Очень часто во время беседы люди, испытывающие сильную душевную обиду, гнев или боль, сидят передо мной с каменными лицами, не выражая никаких эмоций. Но стоит задать вопрос: «Какое воспоминание является для вас самым ужасным? Какое причиняет вам самую сильную боль?», наступают перемены. Сначала они едва заметны. Затем глаза людей наполняются слезами; и вскоре даже крепкие сильные мужчины содрогаются от боли и гнева.
«О, я знаю, какое. Когда отец ругал меня и бил по голове. Когда мама давала мне пощечины». Нет ничего более разрушительного для человеческой личности, чем удары по лицу. Пощечины унизительны, недостойны, глубоко бесчеловечны. Они разрушают что–то очень существенное в нашей личности.
Но наш раненый Целитель понимает вас. Он испытал и пощечины, и удары по голове. Ему знакомы чувства, которые рождает боль. Он ощущает то же, что и вы. Он хочет исцелить вас, хочет, чтобы вы знали: Он не сердится на вас за ваши чувства. Он все понимает.
Крест
Пойдем дальше — до самого креста. Они злословили о Нем, кивали головами и говорили: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста» (Матфея 27:40). Они насмехались над Ним, поносили Его, издевались над Ним. Злословили, кивали головами, насмехались, поносили, смеялись — эти слова рождают в памяти боль, унижение и обиду детских лет. Я знаю человека, который считает, что школа зачастую оказывает травмирующее влияние на ребенка. Он даже написал книгу под названием «Есть ли жизнь после окончания школы?».
Меня поражают те болезненные видения и отзвуки, которые всплывают в памяти взрослых людей при воспоминании об отроческих годах. Запавшие в душу звуки чаще всего выражают насмешку. Не забылись клички, вроде «Остряк–самоучка», «Толстяк», «Увалень», «Прыщавый», «Рябой». А не напоминает ли это об огромных очках в роговой оправе или безобразных пластинках для исправления зубов? Можете сами дополнить список. Жестокость детей по отношению друг к другу — часть жизни человека.
Иисус знает, что вы чувствуете, когда вас отвергает друг, бросает любимый, высмеивает компания приятелей. По словам Исайи: «Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Исайя 53:2–3).
Да, Он был муж скорбей и изведавший болезни. Если вы больны, то и Он чувствует то же, что и вы. Если вы одиноки — вдова, вдовец или разведены, — Он понимает, каково вам быть одному, чувствовать, что какая–то ваша часть буквально оторвана от вас.
Исследования показывают, что двумя самыми сильными стрессовыми факторами для тела, разума и души являются смерть супруга и развод. В некоторых случаях развод даже сильнее. Смерть супруга наносит очень болезненную, но чистую рану. Развод же чаще всего оставляет рану грязную, инфицированную, пульсирующую болью. Иисус понимает, каково одинокому родителю быть и мужем, и женой, и матерью, и отцом в одном лице.
Но знает ли Он, каково немощному, когда он чувствует, что не может молиться? Когда он ощущает себя покинутым и оставлены Самим Богом? Апостольский Символ веры гласит: «Он спустился в ад». Когда Иисус висел на кресте, сами небеса обошлись с Ним неприветливо, не по–братски. Они казались пугающе глухими, когда Он был отрезан от земли живых. Он взывал о помощи в Своих последних муках, но ответа не было. «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения Моего слова вопля моего. Боже мой! я вопию днем, — и Ты не внемлешь мне, ночью, — и нет мне успокоения» (Псалом 21:2–3). Бог понимает мольбу оказавшегося в забвении. Он знает, каково чувствовать себя бессильным.
Древние символы веры говорят о том, что Христос спустился в ад. Это означает, что Иисус Христос понял страх, ужас, тревогу, которые мы с вами испытываем, погружаясь в пучину горя и депрессии. Нет ни одного чувства, о котором мы не могли бы рассказать Ему.
Мы идем к Нему не виноватыми и пристыженными, а смело и уверенно, зная, что Он не только чувствует так же, как и мы, но и хочет исцелить нас. И Он не оставляет нас одних, ибо Дух подкрепляет нас в немощах наших (см. Римлянам 8:26). Опыт земной жизни Иисуса Христа приходит к нам в Духе Святом, Который поддерживает нас в немощах, соучаствуя в процессе нашего исцеления.
Молодая, красивая, жизнерадостная, спортивная женщина Джони Эриксон, нырнув в озеро, ударилась о камень. В результате у нее развилась квадриплегия — паралич всех четырех конечностей. Она рисует картины, держа кисть зубами. О ней знает весь мир благодаря ее книгам и фильму, рассказывающему о ее жизни.
Однажды вечером Джони, осознав всю полноту своей беспомощности, пришла в отчаяние и попросила подругу дать ей повышенную дозу снотворного. Она решила умереть. Подруга отказалась, а Джони подумала: «Я не могу сама даже умереть». Поначалу ее жизнь была адом. Боль, злоба, горечь и душевные терзания поколебали ее дух: на самом деле она не чувствовала физической боли, но у нее было ощущение, что нервы пронзает насквозь что–то острое. Это продолжалось три года.
И вот как–то ночью с Джони произошла поразительная перемена, в результате которой она превратилась в прекрасную, верную последовательницу Христа. Лучшая подруга Синди сидела у ее кровати, отчаянно пытаясь каким–то образом подбодрить девушку. Должно быть, это пришло от Святого Духа, но она вдруг выпалила:
— Джони, Иисус знает, что ты чувствуешь. Ты — не единственная парализованная. Он тоже был парализован.
Джони уставилась на нее.
— Синди, ты о чем говоришь?
— Да, Джони, это так. Вспомни, Он был пригвожден к кресту. Его спина после побоев болела так же, как временами болит твоя. Он тоже не мог двигаться. Ему надо было поменять положение, но Он не мог даже шевельнуться. Джони, Он знает, каково тебе.
Слова Синди запали Джони в душу. Раньше она никогда не думала об этом. Божий Сын испытывал такие же болезненные ощущения, какие испытывала она. Божий Сын был таким же беспомощным, как и она.
Позже Джони сказала: «Бог стал невероятно близок мне. Я ощутила, как много сделала для меня любовь моих друзей и семьи. Я стала осознавать, что Бог тоже любит меня». («Где Бог, когда мне больно», Филип Янси, Zondervan, сс. 118–119).
Мы — христиане — часто благодарим Бога за то, что Иисус на кресте принял на Себя все наши грехи. Но мы должны помнить и кое–что еще. Полностью отождествившись с нашей человеческой природой — особенно на том кресте, — Он испытал и все наши чувства. Он познал наши немощи, чтобы нам не приходилось страдать в одиночку.
Многим известны слова старого народного спиричуэла «Одинокая долина».
Иисус брел одинокой долиной,
Ему пришлось идти по ней одному;
Никто не мог разделить путь с Ним,
Ему пришлось идти одному.
Вам суждено предстать пред судом,
Предстать пред судом одному;
Никто не может пойти вместо вас,
Вам суждено там быть одному.
Но я счастлив тем, что Эрна Мурман добавила еще одно четверостишие, после чего песня стала ближе к библейской вести.
Мы бредем одинокой долиной,
Но мы идем не одни;
Бог послал нам Своего Сына,
Мы идем не одни.
(«Гимны для семьи Божьей», Paragon Associates, с. 217).
«Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем» (Евреям 4:15). И эта уверенность дает нам основание надеяться на исцеление. Тот факт, что Бог не только все знает и заботится о нас, но и полностью понимает нас, является самым действенным фактором в исцелении наших эмоциональных расстройств.