Разочарование в других путях
Шраддха подразумевает разочарование в других путях духовного развития (и разочарование в материальных наслаждениях).
Итак, какой тип веры? Существуют разные виды веры. Но Чайтанья-Чаритамрита, Кришна даса Кавираджа Госвами, он говорит, что крепкая вера, не обычная вера. Крепкая вера. Что за вера? Он объяснил, шраддха. … Эта вера означает непоколебимая вера, без каких либо отклонений, с полным пониманием. Каким пониманием? Кришна бхакти каиле сарма-карма ката хайа: «Тот, кто занимается преданным служением Господу Кришне, уже выполнил все благочестивые поступки.» Это значит, что он уже закончил или прошел экзамен благочестивыми поступками. (Лекция по Шримад Бхагаватам 7.9.8, 2 июля 1968)
Таким образом, шраддха — это самостоятельная таттва, отличная от бхакти-таттвы. В «Бхакти-сандарбхе» … Шраддха — это не составляющая практики бхакти, а признак адхикары для шуддха-бхакти. Она возникает, когда человек полностью теряет интерес к практике карма-канды». В «Шримад-Бхагаватам» (11.20.9) Шри Кришна говорит:
таваткарманикурвита на нирвидйетайавата
мат-катха-шраванадаувашраддхайаван на джайате
Человек должен продолжать выполнять предписанные ему обязанности до тех пор, пока не утратит к ним интерес и не разовьет веру (шраддху) в слушание рассказов о Моих лилах.
(Бхакти-таттва-вивека, 4)
Уважение
Слово шраддха имеет также другой оттенок смысла, которого нет в русском слове «вера» – «уважение». Шрила Прабхупада так же говорит об этом:
Адау шраддха, все начинается со шраддхи. Слово шраддха значит вера или какое-то уважение. На самом деле шраддха значит уважение. Как вы все пришли сюда, потому что у вас есть вера и уважение. Здесь говорят о Боге. Здесь находится храм Господа, пойдемте туда. Это и есть вера и уважение. (Лекция по Шримад Бхагаватам 1.2.8)
Иначе говоря, шраддха возникает, если у человека есть уважение к Богу и тем, кто несет это знание, к преданным. И, наоборот, любое проявление неуважения к Богу и преданным (оскорбления в их адрес) ослабляет шраддху вплоть до ее полного уничтожения.
Вкус
Шраддха также подразумевает (и включает в себя) ручи, вкус:
У кого-то может возникнуть сомнение, что слово шраддха (вера) в данном случае обозначает почтение. Для практики кармы или гьяны тоже необходима шраддха. Следовательно, шраддха является причиной не только бхакти, но и кармы и гьяны. На основе философских заключений можно сказать, что слово шраддха обозначает веру в предписания шастр, и к этой вере, несомненно, примешивается еще одно чувство — ручи (вкус). Кто-то может обладать верой в ту или иную деятельность, но если он не испытывает к ней вкуса, то не захочет ею заниматься. К карма- или гьяна-шраддхе всегда примешивается частица бхакти в форме ручи. Если бы не эта частица бхакти, практика кармы и гьяны не давала бы вообще никакого результата. Подобно этому, бхакти-шраддха тоже сопровождается ручи, и эта шраддха — не что иное, как семя бхакти-латы, лианы преданности, которое начало прорастать в сердце дживы. Шраддха у карми и гьяни сопровождается вкусом к карме и гьяне, но это совершенно иная шраддха. Только вера в сочетании с вкусом к бхакти способна привести к развитию признаков бхакти. (Бхакти-таттва-вивека, 4)
Затем у вас появляется мысль: «Почему бы мне не стать одним из них?» И когда вы становитесь одним из них, все ваши сомнения вскоре рассеиваются. Ваша вера укрепляется, а затем у вас появляется настоящий вкус к сознанию Кришны. (Наука Самоосознания, Харе Кришна: религия или наука?)
Предание
Шраддха, по сути, означает шаранагати, или шаранапатти:
Только вера в сочетании с вкусом к бхакти способна привести к развитию признаков бхакти. Это и есть шаранапатти. Вкус к бхакти превращается в шуддха-ручи, только когда проходит через все последовательные стадии развития, такие, как садху-санга, бхаджана-крия, анартха-нивритти и ништха. (Бхакти-таттва-вивека, 4)
В этом ключ к правильному пониманию «Бхагавад-гиты», и это называют шраддхой. Нельзя принимать одну часть «Бхагавад-гиты» и отвергать другую, руководствуясь собственными произвольными толкованиями. Это нельзя назвать шраддхой. Шраддха значит, что вы безоговорочно принимаете все наставления «Бхагавад-гиты», особенно ее последнее наставление: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа — «Оставь все другие религии и просто предайся Мне» (БГ, 18.66). Когда человек обретает абсолютную веру в данное наставление, эта вера становится основой его прогресса в духовной жизни. (Нектар Наставлений, стих 5)
Человек, вставший на путь преданного служения, верит в этот метод. Такая вера — один из шести видов предания себя Господу. … Один из способов предания себя Господу заключается в том, чтобы просто уповать на Кришну, твердо веря, что Он всегда защитит. (Шримад Бхагаватам 10.7.31)
Теоретическое изучение Вед ничего не дает. Сами Веды утверждают, что постичь смысл ведических истин способен только тот, кто непоколебимо верит в Верховного Господа и в духовного учителя. (Шримад Бхагаватам 4.9.5)
Как можно получить веру?